Глава XIII «Арест»
«Сердце моё заныло,
когда очутились мы
в давно знакомой комнате»
А.Пушкин. Капитанская дочка
Глава XII «Сирота»
Это было в конце февраля.
132-ой скорый прибыл в Оренбург ночью. Мы всей семьёй с нетерпением ждали нашу Катю с мужем. Смех, веселье, новые впечатления от временной работы в журналистике, в качестве оператора, инженера нелинейного монтажа в телекомпании «Останкино» - всё это радовало домочадцев. Мы забросали вопросами наших будущих продюсеров (Катя и Серёжа учатся в Московском государственном университете культуры и искусств) и тут же за праздничным столом по случаю приезда родственников поздней ночью обговорили культурную программу на ближайшие дни. Конечно же, посещение Красной горы в Саракташском районе, где 15 лет назад снимали фильм «Русский бунт».
Сюда мы собирались давно, но всё как-то не складывалось.
«Я приближался
к месту моего назначения»
А. Пушкин «Капитанская дочка»
Глава II «Вожатый»
На следующий день мы осуществляем поездку за 100 километров от областного центра. По пути следования вспоминаем Историю: районному центру Саракташ в этом году исполняется 100 лет. Здесь режиссёр А.Прошкин в 1998 году развернул в своём фильме по мотивам произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и "История Пугачевского бунта" события далёкого 18 века, когда под руководством Е.И. Пугачева восстали против власть имущих казаки, крестьяне, многие нерусские народы.
«Я глядел во все стороны, ожидая увидеть
грозные бастионы, башни и вал;
но ничего не видал, кроме деревушки,
окружённой бревенчатым забором»
А. Пушкин. «Капитанская дочка»
Глава III «Крепость»
Деревянные постройки декораций (дома, церковь, мельница, колодцы, мельница, заборы, пушка) были сделаны в натуральную величину, и теперь многочисленные экскурсанты ходят в этом музее под открытым небом, воссоздающем крепостное поселение времён пугачёвского восстания. Я вспоминаю, как мне рассказывали, что после фильма один из деревянных экспонатов (пушку) выпросил оренбургский военный из воинской части на ул. Мира и теперь современные солдаты могут представить настоящую пушку времён 18 века.
Мне приятно чувствовать себя гидом младшей сестрёнки Ани, и я делюсь знаниями из истории нынешнего ландшафтно-этнографического музея Оренбургского казачества. Рассказываю, что события, о которых поведал Пушкин, проходили в 1773-1775 г.г., и Аня быстро подсчитывает: 240 лет назад началась Крестьянская война под предводительством донского казака, беглого каторжника. Помимо этой уже исторической даты главная - 180 лет со дня приезда великого А.Пушкина в наш край, когда он посещает места боёв, встречается с современниками событий времён Емельяна Пугачёва.
«Вокруг меня простирались печальные пустыни,
пересечённые холмами и оврагами.
Всё было покрыто снегом»
А. Пушкин. «Капитанская дочка»
Глава II «Вожатый»
Мы поднимаемся в гору по красной глине (вот почему Красная гора!), видим реку Сакмару, огромное пространство из заснеженных холмов и низин, осторожно заглядываем внутрь шатких деревянных домов, и, преодолев собственную робость, от увиденной красоты кричим с Анютой во всю мощь: «Ура!!!» И слышится в этом крике: Урал!
Оказавшись на Красной горе, невольно становишься свидетелем минувшего времени. Катя с мужем смотрят на окружающее как кинокритики. Мы представляем, как здесь экранизировали картину, с какого ракурса и где именно снимали ту или иную сцену: вот здесь - первая встреча Маши Мироновой и Петра Гринёва, там – нападение казачьих войск, поистине масштабных и ужасающих своим количеством, а здесь – казнь честных и доблестных офицеров… Красота оренбургских степей не может не радовать глаз; когда стоишь на скалистом обрыве и ветер дует в лицо, тебя посещает чувство свободы и полёта.
Сидя позже дома за обеденным столом в кругу большой семьи, мы долго обсуждаем поездку. Впечатления у всех разные, но мы были рады посетить столь значимое место для каждого оренбуржца.
«Мне приснился сон, которого никогда
не мог я позабыть и в котором до сих пор
вижу нечто пророческое, когда соображаю
с ним странные обстоятельства моей жизни»
А.Пушкин. Капитанская дочка
Глава II «Вожатый»
Уже засыпая, слышу из маминой комнаты тихое звучание «Vocalise Donald DeRoche» С.Рахманинова. Под эту прекрасную и нежную мелодию перед моими глазами предстала прогулка юного дворянина офицера Гринёва и капитанской дочки Маши Мироновой. «Я находился в том состоянии
чувств и души, когда существенность,
уступая мечтаниям, сливается с ними
в неясных видениях первосония»
А.Пушкин. Капитанская дочка
Глава II «Вожатый»
Так медленно моё сознание перешло в сон, и мне стали видеться разные картины. Совершенно неясные, они становились для меня всё зримее. Прежней мелодии уже не слышно, пластинка теперь играет что-то невероятно тяжёлое, передающее дух страшного времени, такого далёкого для меня и такого знакомого нашим прабабушкам и прадедушкам. Я слышу выстрелы из пушек, скрежет металла, крики казаков под аккомпанемент конского ржания. Вижу, как от страха и боли падают наземь лошади, как в сцене дуэли сцепляются в мёртвой хватке шпаги; сквозь туман и чёрный дым начинаю различать солдат в мундирах и крестьян в полушубках. Страх или бесстрашие перед смертью, истошный крик или безмолвное состояние – всё это не передать словами, чувствуешь, что находишься среди сражения, но кто-то или что-то тебя оберегает… Слышны выстрелы, где-то рядом бухает чугунное ядро, я руковожу действом: «Стоп! Снято!». Через полсекунды всё умолкает и останавливается. Все взоры направлены на меня. И только сейчас понимаю, кто я здесь. Режиссёр. Мысль работает мгновенно, теперь я точно знаю, что мне делать дальше: с какого ракурса переснять эпизод, где мы будем ставить крупный план, чтобы показать напряжение, где общий, чтобы понять обстановку, где находится центр композиции, что привлечёт внимание зрителя и как правильно настроить актёра на игру. Я требую от гримёров правильно растушевать грим и пошагово сама наношу его. Благодарю парикмахеров за готовность делать всё, что отвечает духу эпохи. Главная моя задача - сделать картину исторически верной, следуя за авторским текстом.
Я забочусь о своих актёрах, как внимательный директор кинофильма. В пресс-релизе к фильму «Капитанская дочка» (1998 г.) сообщалось: «Огромным спросом на съемках пользовались оренбургские платки. Приходилось изображать лето холодной поздней осенью, и тонкими, теплыми платками актёров укутывали под камзолами и кафтанами. Из этих платков даже шили жилеты, которые надевали под костюмы. Матеуш Даменцки надевал под мундир еще и теплый “тельник”, который ему подарил кто-то из каскадёров».
«Молодой человек! если записки мои
попадутся в твои руки, вспомни,
что лучшие и прочнейшие изменения
суть те, которые происходят
от улучшения нравов, без всяких
насильственных потрясений»
А.Пушкин. Капитанская дочка
Глава VI «Пугачёвщина»
Экранизируя «Капитанскую дочку» сегодня, я хочу предостеречь от ошибок прошлого. Одновременно приходит понимание того, что это огромная ответственность. Ведь важно снять кино, которое я вижу не только своими глазами, а взглядом самого Александра Сергеевича! «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - говорит автор семейных записок, умудрённый жизнью Пётр Андреевич Гринёв. Пушкин выступает против «всяких насильственных потрясений».
«Невозможно рассказать,
какое действие на меня произвела
эта простонародная песня…»
А.Пушкин. Капитанская дочка
Глава VII I «Незваный гость»
Мой режиссёрский ход - музыка. Музыка русских классиков и народные казачьи песни - главный фон идейно-художественного замысла моего фильма. Музыка передаёт настроение человека, толпы, сражения и даже природы. И вот опять я что-то слышу… «Вальс-фантазия» Глинки из маминой комнаты возвращает меня в реальность. Я убеждаюсь в мысли, что герои моего фильма обязательно должны исполнять народные песни: в них сосредоточие сути жизни народа. Оренбургский государственный академический русский народный хор, гордость отечественной культуры (кстати, тоже юбиляр в этом году), станет украшением моей киноленты.
Меня не покидают мысли о снятии фильма. Часто я думаю об этом, и всё больше идей рисует моё воображение. Кто знает, может, когда-нибудь я и вправду сниму кино по произведению выдающегося русского классика. С какой целью? Я хочу понять раздумья автора, отношение великого классика к восстанию, передать собственное прочтение небольшой по объёму повести, которую перечитывают и будут перечитывать многие поколения людей ещё много веков. Хочу показать красоту зауральских степей, моего родного края, где происходило действие. Тема свободы и неволи, войны и мира, внутреннего противоречия и гармонии, любви и ненависти, чести и бесчестия – всё это терзает мою душу. Почему фильмы о русских людях снимают русские совместно с французами, а роли двух по-настоящему русских героев исполняют поляки Матеуш Даменцки и Каролина Грушка?!
Ответом на мучающие меня вопросы может стать моё осмысление «Капитанской дочки» через зрачок фотообъектива или кинокамеры. Женским взглядом.
Это ли не сон-провидение?
«Вдруг мысль мелькнула в голове моей: в чём она состояла, читатель увидит из следующей главы, как говорят старинные романисты» (А.Пушкин. Капитанская дочка». Глава X «Осада города») Бадреева Алина, 11 класс
Три желания
Там, где прекращается желание,
прекращается и человек.
Л.Фейербах.
Считается, что пока мы маленькие, невелики и наши мечты. В детстве ребёночек верит, что большую необычную игрушку ему передал зайчик или Дедушка Мороз. Школьники мечтают получить как можно больше пятерок и учиться на отлично, взрослые чаще говорят о большой семье и хорошем достатке. По мере взросления человек ставит перед собой осмысленные цели, и желания становятся уже не материальными. Однако я знаю точно, что все люди хотят быть счастливыми. Только вот представления о счастье у всех разные. Если бы я оказалась владелицей волшебной лампы Алладина и могла бы повелевать, то обязательно сделала бы весь мир счастливым. Но я понимаю, что все одинаково счастливыми быть не могут. Понимаю, что в мире будут наравне с добром существовать и зло, а красоту обязательно окружит безобразное. Если бы хоть чуть-чуть сделать мир добрее: без войн и болезней.
Л.Н. Толстой говорил о двух желаниях, «исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть».
Мне тоже хочется принести пользу миру, в котором живу, и иметь спокойную совесть.
Из трёх желаний самое главное для меня на сегодняшний день - стать хорошим врачом. Я хочу, чтобы мои сограждане были здоровы, счастливы и не уезжали от отчаяния к зарубежным эскулапам, ведь и у нас в стране есть хорошие врачи, которые помогают людям и поднимают медицину на высокий уровень. Я первая из своего рода, кто мечтает спасать жизни людям или возвращать им здоровье. Что может быть лучше, чем облегчить страдания обречённого больного, а потом вылечить его и вернуть к полноценной жизни? Что может быть лучше, чем счастливые глаза здорового человека?
Моё второе желание не менее гуманное: хочу, чтобы наши ветераны жили достойно, ни в чём не нуждались. Об уважительном отношении к людям, пережившем войну, много говорят, но реальной, действенной, каждодневной заботы всего общества пока не наблюдается. Часто можно наблюдать картину в общественном транспорте, когда пожилым людям не уступают место. А ведь это, возможно, «последние из могикан», кто знает цену хлебу, мирному небу, жизни. Говорят, по отношению к старикам и детям можно судить о цивилизованности общества.
Я стараюсь преумножить добро и окружить себя хорошими людьми. Мои родители и брат поддерживают меня во всём и не только радуются моим маленьким победам, но и советуют, как поступить в той или иной ситуации. Любимая бабушка всегда ждёт меня в гости и верит, что я смогу реализовать свои мечты. А уж я всегда с обожанием и трепетом отношусь к своей бабушке.
Может, кому-нибудь покажется наивным моё третье желание, но мне хочется добиться совершенства во всём. Для меня ориентиром являются строчки Бориса Пастернака о чуде человеческого существования: «Цель творчества — самоотдача». Верю в то, что при серьёзном отношении к профессии врача смогу внести достаточно весомый вклад в улучшение нашей жизни, и поэтому уже сейчас занимаюсь дополнительно, изучая специальную литературу, смотрю передачи, посвященные волнующей меня теме врачевания.
Понимаю, что совершенных людей нет, поэтому «Во всём мне хочется дойти до самой сути»… Всегда найдутся нераскрытые тайны в разных областях познания, которые мне с удовольствием захочется познать. Всегда есть к чему стремиться, главное - желание человека. Постигая неизвестное, мы познаём себя!
Наши желания - это кинолента под названием жизнь, которая с каждым днём сменяется очередным кадром! Пройдёт много лет, и я, режиссёр собственной жизни, должна буду сказать себе: «Стоп! Отлично!» Это «отлично» можно будет себе выставить, если исполнятся все три мои желания. Я иду к ним навстречу. Я сделаю всё для этого.
Жетписова Ания, 10 класс
Воспевая родной Оренбург
(Диплом за творческие успехи и именная Грамота в XV литературно-музыкальном фестивале «Творчество молодых» под девизом «Сделай мир счастливей и добрей»
Недавно пробегая мимо лицейского пресс-центра, невольно обратила внимание на необычное название очередного выпуска: «Сотый! Сотый! Приём!»
«ОГО! - пронеслось в голове.- Наш любимый пресс-центр уже сотый номер выпускает!» Спросила у подруг: всё правильно. В сентябре прошло посвящение в юнкоры новых лицеистов.
Как быстро летит время, как много было всего, о чём писали находчивые школьные редакторы: сколько тем, смешных ситуаций, интервью, фотографий - вся жизнь лицея на ярких страницах школьного рупора «ОГО+». Ностальгия и «потёртые временем» воспоминания захватили, и я после уроков заглянула в 306 кабинет, где с 1998-99 учебного года рождается то, что привлекает всех литературным осмыслением школьно-лицейской жизни. С учительницей русского языка Татьяной Николаевной Колбасиной поднимаем архивы школьной прессы, начинавшей свою жизнь как классная газета, и, как в первый раз, рассматриваем с удивлением старые выпуски.
О скольких интересных, значимых событиях в своей жизни поведали оренбургские юнкоры обычной школы-лицея за эти годы!
В начале нового учебного 1998 года Татьяну Николаевну назначили классным руководителем 5 класса, и она сразу же предложила своим ученикам провести ряд памятных мероприятий накануне 200-летия А.С.Пушкина. Ещё не зная, во что выльется активная работа по знакомству с творчеством великого русского поэта, пятиклассники, в числе прочего, задумали и классное печатное издание (возможно, газету), в котором можно было бы поделиться своими впечатлениями. И когда номер был уже почти готов, Алёша Зверев принял самое активное участие: он написал классную «Хронологию подготовки к юбилею А.С.Пушкина», которую решили целиком поместить в газете. И как Пушкин «… сквозь магический кристалл ещё не ясно различал» даль своего «Евгения Онегина», так и юнкоры не знали, в каком формате они будут выпускаться. Поскольку материала набиралось много, решили: это будет непериодическое печатное издание – альманах. Думаю, здесь уместно будет привести всю статью пятиклассника Алёши.
«К юбилею великого русского поэта А.С.Пушкина мы начали готовиться с начала учебного года. 1 сентября 1998 года у нас прошёл классный час «Мы – оренбуржцы!», потом 9 сентября мы посетили библиотеку № 19 (филиал библиотеки им. Н.Некрасова), где участвовали в викторине «Пушкин в Оренбурге». В октябре всем классом ездили на экскурсию по городу, посетили памятники А.С.Пушкину и В.И.Далю, где нам рассказали о дружбе этих двух великих людей.
Очень интересным было мероприятие, которое проходило 9 октября 1998 года: городской фестиваль «Сказки Пушкина. На нём среди 6 школ мы заняли 1 место. Молодцы!
В ноябре Татьяна Николаевна Колбасина провела классный час на тему «Моя родословная» и рассказала нам о родословной Пушкина.
В новом 1999 году мы начали уже интенсивную подготовку к Пушкинскому юбилею. 27 января провели 1-ое заседание инициативной группы по созданию пушкинского альманаха «ОГО!» Определили его рубрики, распределили обязанности.
30 января совместно с 5 ш классом были на экскурсии в областном музее, где театр кукол ставил сказку А.Пушкина «Руслан и Людмила». Всем понравилось!
В начале февраля изготовили Пушкинский календарь, повесили его в классе и теперь отмечаем, сколько дней остаётся до юбилея.
И, наконец, очень интересное событие! 15 февраля 1999 года состоялся литературный ринг с 5 ш классом «России сердце не забудет». Всё о Пушкине. Наш класс и здесь оказался на высоте, мы победили!
На этом, конечно, мероприятия не заканчиваются, мы собираемся устроить презентацию нашего альманаха, провести Пушкинский бал. А также будем изучать, любить А.С.Пушкина, его нестареющие поэмы, стихи повести!» (А.Зверев)
Между первым и готовящимся сейчас, когда я листаю «огошные» папки, очередным номером – «дистанция огромного размера!» Если в первом номере ни одной фотографии, то сейчас большинство информации представлено фотоматериалом. Смешно слушать историю создания второго номера, когда было желание поместить картинки, а художник Артём заболел. И тогда дети вырезали картинки из старого учебника, приклеили в свой номер, а потом каждый скопировал себе столько вариантов классной газеты, сколько хотел. Родители первых выпускников говорили, что те номера они хранят наравне с семейными документами. Тогда Т.Н., как она сама признаётся, не знала возможностей компьютера, чтобы развивать дизайн страниц лицейской летописи. Выпускающие редакторы фантазировали, как могли, и их усилия достойны похвалы - выпуски отличаются своеобразием и оригинальностью.
Не сразу пришла идея называть темы номеров, не было общей «узнаваемой шапки» – «лица» газеты. Но несколько лет назад в лицей пришёл на практику студент-историк Вл. Овсейко – редактор институтской газеты, и осталась память о нём в виде заставки на самом верху первой страницы.
Никто и не думал, что литературный альманах или газета, задуманные на время, чтобы занять учеников средних классов, погрузить их в литературную среду, переживёт это время и выльется в проект длиною почти полтора десятка лет.
Я спрашиваю Т.Н., увлечённую своим детищем, – созданием пресс-центра «ОГО+», какую цель она ставит сегодня перед собой как учитель, и слышу: «Формировать образ успешной, когнитивной, творческой личности лицеиста, способной самореализоваться за пределами учебной деятельности. Ведь только организация образовательного пространства для детей-подростков гарантирует успешный процесс непрерывного образования. Через практическое участие в создании медиа-продукта (выпуск пресс-центра с использованием различных программ Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher и др., сбор информации, написание материалов разных жанров) систематизируются знания учащихся не только по русскому языку, литературе, но ИКТ и др. Юнкоры активно формируют культурный, нравственный и мировоззренческий опыт. Расширяется их информационная среда, сфера влияния от визуальной грамотности к медиа-образованию».
Продолжаю рассматривать листочки формата А-4, на которых фиксируется ИСТОРИЯ ЖИЗНИ нашего лицея: «Посвящается долгожданным, любимым… летним каникулам!», «70-летию Оренбургской области», «60-летию Победы в Великой Отечественной войне», «Посвящается выпускникам 11-ого класса», «Татьяны СШ 27, объединяйтесь!», «Наша школа зарождалась тридцать лет тому назад», «К доске идет директор школы», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Чем живёт лицей», «Наше здоровье в наших руках», «Вести из классов», «Напутствие выпускникам-2011», «Как мы прощались», «Жаркое лето-2010», «Я служу России», «Быть здоровым - это модно», «Из истории Всероссийского литературного конкурса «Капитанская дочка», «Как я стал президентом», «Ждём перемен», «XIII научно-практическая конференция «Исследователи за школьной партой», «Поехали!», «Март. Лицей. Праздники». Как интересны и содержательны уже сами названия газет! Они содержат материалы и городских, областных мероприятий, в которых принимают участие наши лицеисты. Особую гордость составляют те номера, которые становились победителями окружных, городских, областных конкурсов школьных СМИ.
Вижу на фотографиях родные лица моих одноклассников сразу в нескольких выпусках. Вот выпуск «Время собирать и разбрасывать камни» - о 13 школьной научно-практической конференции (№ 86). Пятая страница называется «Пятерка из 9 «В». Это про моих одноклассниц, среди которых одна, Юля Яхина, кстати, подготовила исследовательскую работу о средствах массовой школьной информации и также много изучала весь материал про наш пресс-центр «ОГО+». Юля Яхина – гордость не только лицея, но и города. Она лауреат многих международных конкурсов по вокалу. Не однажды наш пресс-центр «пел дифирамбы» и Юле. Её фотографии есть во многих выпусках лицейской газеты.
Вот интригующее название «Любовь в Оренбурге» (№ 79). В августе 2011 года в Оренбург переехала наша Люба Абаимова. Осенью мы присутствовали в новой областной универсальной научной библиотеке на юбилее «чародея слова» С.Аксакова и церемонии вручения книги «Ручейки» нашей однокласснице Маше Петрушиной. Люба смотрела на всё ещё и через глаз своего фотоаппарата. Ей было интересно знать всё о новом городе.
А уже через номер фотографии пресс-центра УВД Оренбургской области вызвали интерес не только учеников, учителей, но и родителей. У стенда лицейского пресс-центра (№ 81) читателей привлёк заголовок: «Как 9 «В» в полицию возили». Каждому было любопытно, за что девятиклассников возили в полицию. Но всё было просто. Прочтём лучше заметку годичной давности моей одноклассницы: «19 сентября (понедельник) 2011 года меня вместе с моими одноклассниками АВТОБУС ПОЛИЦИИ УВД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ в сопровождении МАШИНЫ ГИБДД доставил в Управление внутренних дел. Здесь нас встретили сотрудники УВД, пресса и фотографы. Мы все очень волновались и с нетерпением ждали генерала полиции Романова Ефрема Васильевича. Генерал рассказал нам не только о своей работе, но и о личной жизни. Поделился с нами своими историями и говорил о том, что служба в спецназе очень трудна и опасна. Ефрем Васильевич показался мне умным, интеллигентным и достойным уважения человеком.
Мы посетили спортзал, где сотрудники спецназа показали нам мастер-класс по рукопашному бою и самбо. Эти же сотрудники рассказали о военном оружии, а позже показали, как собаки ищут наркотические средства в машинах и багажах.
Эта поездка мне очень понравилась. Теперь мне осталось только сделать выбор, — в какой сфере юриспруденции работать. Я уверена, что эта поездка запомнится нам на всю жизнь!» (Исламова Диана, 9 в класс)
Вот уж кто никогда-никогда не забудет свою детскую поездку в Москву – это Лиза Блинова: её портфолио признано лучшим в городе, за что мэр города Мищеряков наградил таким сюрпризом. Конечно же, эта радостная информация не могла быть не доведена до лицейского читателя. (См. № 85 «Портфолио - поездка в Москву»)
Вспоминаю и личное участие в «подсказке» темы. Моя младшая сестрёнка Асем занималась в хоровом кружке «Радуга», который на городском конкурсе хоровых коллективов занял 1 место. Вскоре на лицейском стенде висела свеженькая газета - «До-ре-ми-фа-солька». Читаю сейчас свою статью, а внизу подпись «Жетписова Ания, 7 в». 7 класс! Надо же! Кажется, будто это было еще вчера.
А затем последовали темы спортивной жизни лицея, кукольного кружка («В некотором царстве, в некотором государстве, именуемом МОБУ «Лицей № 7»), о субботниках («Что происходит на свете? А просто весна!») ( См. № № 92, 96 и другие) и т.д. Как не поведать всему микрорайону о 1 б классе, который с родителями весной 2012 года организовал посадку пирамидальных лип на проезде Промысловом?! Или не рассказать о лицейской детской общественной организации «Дружина «Солнечная» - зачинателе многих хороших дел? Например, на страницах 96 номера пресс-центра можно увидеть фотографии участников «Радужной недели добра», которые собирали вещи для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, и передали их в Красный Крест.
- Сейчас с юнкорами работать легче, - делится со мной Татьяна Николаевна Колбасина. – Не надо ждать друг друга и тратить время, когда всем составом соберёмся после уроков, обсуждая новые выпуски. Сейчас всё настолько мобильно, что я уже не беспокоюсь, если кто-нибудь забудет какой-нибудь материал дома. Забыл – перешлёт. А мы в это время с другими подумаем над свежей мыслью… Сейчас можно сделать фото даже на телефон, присылать свои работы по почте или социальным сетям, с помощью Интернета обмениваться идеями и мыслями, при этом Microsoft Office Publisher всегда под рукой. Когда я была на двухнедельных курсах, дети мне пересылали свои варианты сочинений, и мы плодотворно работали. Тоже и со школьной газетой.
- А вот интересная газета! - восклицаю я, когда вижу № 64 - «Служу России!»
- Да, - с улыбкой говорит главный редактор. - Газеты посвящаются не только событиям общелицейского масштаба, но и могут быть адресованы какому-нибудь одному человеку. Эта посвящена моему ученику-соседу (я у него была 5 лет классным руководителем). Витю я запомнила с футбольным мячиком в руках. Мы с ним живём в соседних квартирах. Когда спускались в лифте, я спросила тогда у нового соседа-четвероклассника, любит ли он футбол. Улыбка в пол-лица. Он и сейчас такой – улыбчивый, доброжелательный Витя Федосов. После выпускного вечера, когда через несколько дней Виктору исполнилось 18 лет, ему пришла повестка в армию. Мы проводили Виктора в армию. И тут я вспомнила фотографию, где он, ученик 11 класса, сидит за партой со старостой Тамарой Внуковой (с 5 класса, как я посадила). Сразу же родились строчки:
Могла ли подумать когда-нибудь в марте
Внукова Тома, соседка по парте,
Что где-то в июне без лишних вопросов
Пойдёт служить в армию Витя Федосов?
Позади выпускной (кстати, газету тоже выпустили!), впереди – поступление в институт. Витя уже присылает фотографии с присяги в Брянской воинской части, я пересылаю их всем его одноклассникам и друзьям. И вдруг Анюта Бедокурова, одноклассница Вити и Тамары, решает выпустить номер «Служу России!» Не забываем: идёт лето. Дети мои уже окончили лицей. Они готовятся к поступлению в институты… Но родился этот дорогой сердцу номер. Прошёл год – 365 дней. Если исчислять номерами пресс-центров – скажем так: мы выпустили ещё номеров десять, когда вновь наступило очередное лето и вернулся наш солдат. И вот уже у стенда пресс-центра поднятые кверху головы наших читателей. Чувствуем: номер тоже вызвал много положительных эмоций и привлёк внимание всех, кто хорошо знал Витю как честного парня, спортивную гордость лицея - «Без лишних вопросов отслужил наш Федосов!» (№ 76)
- Кто Вам особенно запомнился из выпускающих редакторов? – задаю очередной вопрос Т.Н. между перелистыванием страниц лицейской истории.
- Конечно же, в первую очередь Тамара Внукова. Она хоть и не их первых, но она меня многому научила. Тамара – многократный победитель Всероссийских конкурсов сочинений. Она творческий человек, самостоятельно могла организовать класс на доброе дело. Тамара была старостой в классе все годы. И как я ни пыталась класс убедить, что нужно переизбрать старосту для пользы дела, все голосовали снова за неё. Она делала своё дело тихо и умело. Тамара была юнкором в «ДОГе». С ней мы становились неоднократно победителями школьных СМИ. Сейчас она, студентка 3 курса МЭСИ, является создателем и главным редактором институтской электронной газеты IMHO.
Анюта Бедокурова научила меня выпускать номера в Publisher. C Валентином Скожепа и Ренатом Ибраевым мы стали победителями пресс-центра, посвящённого экологии. Вот, посмотри на них в 59 номере, который назвали скромно «ОГО! Этот номер мы посвящаем просто себе». Это мы рассказываем о своей поездке в областной дворец творчества и молодёжи им. В.П. Поляничко. Здесь Оле Конновой, трижды победителю Всероссийских конкурсов сочинений, вручают Поздравительный адрес от газеты «Аргументы и Факты».
- Да, вижу. Вы тогда по результатам журналистского конкурса «Юный патриот» получили 5 грамот?
- А главное – принтер. Номера четыре мы не зависели ни от кого: сами печатали свои номера на собственном принтере!!! Бедный мой Саша Мохунов! Сколько он потратился на нас всей семьёй, чтобы наши номера выходили на фотобумаге.
Высокое качество лицейских газет сразу же увеличило число наших поклонников. Но период этот был недолгим. А потом всё тот же Саша придумал фоны, теперь последние два года изменился дизайн наших изданий. Второй мой главный помощник - Дима Осаулко. Вот сейчас, после поездки пятиклассников в период зимних каникул на экскурсию в питомник к хаски, я вижу, как выпускается листовка с новостями (№ 104 «Хаски – голубые глазки») на фоне собак, а номер «Лето. Лето. Лето. Какого оно цвета?», например, выпущен на фоне ромашек.
Вот мы провожаем Леру Куликову, бывшего выпускающего редактора «ОГО», которая уехала в Югославию по месту службы папы. С ней мы работали над очередным номером, как вдруг объявили впервые о карантине и приказали всем ходить в лицее в масках. Здесь мы сидим в масках, боясь подхватить ОРВИ. Помню, как потом родилась идея газеты «Маска, я тебя знаю». Но тот номер мы уже выпускали без Леры.
А вот тут наш бывший одноклассник-спортсмен двухметровый Виталька Иванец. Ой, а это кто? Неужели Миша Чайка и Женя Ратушный? Ой, смотрите, как Мишка за закрытыми дверями на перемене подпрыгнул: одна нога выше головы, другая - где-то сантиметров на 20 от пола!
На уроке мы писали смешные истории из нашей жизни, и тут как раз был объявлен Всероссийский конкурс смешных школьных историй. Помню, что наш лицей становился 5 раз победителем в этом конкурсе. А вот выпуск со смешными историями.
- Да, здесь мы на фотографии с моей Тамарой Внуковой в исторический момент: мы вручаем друг другу присланные из Москвы подарки. У меня флешка (я и сейчас ей пользуюсь, на ней материалы лицейских газет), у Тамары беспроводная клавиатура и мышка. Мы в масках.
- Татьяна Николаевна, я пишу сочинение про наш пресс-центр, как Вы думаете, стоит ли туда вставлять смешные истории? Это ведь займёт много места.
- Без смешных историй мы - не мы, и школа - не школа… Можешь сослаться на сайт http://vsevklub.ru/, - посоветовала Т.Н. Но я всё же, рискуя злоупотребить вниманием читателя, помещаю некоторые из историй, среди которых 15-ая – обо мне. Её написала моя подруга Венера Шарифгалеева (кстати, тоже выпускающий редактор нескольких номеров «ОГО+»)
Все истории за январь, февраль, март 2010 года
1.Его бабушка вареники вяжет!
На уроке русского языка в 6 классе в упражнении было задание: вставить буквы в стихотворение, прочитать выразительно. Саша в слове ВАРЕ...КИ вместо пропущенной буквы Ж почему-то решил вставить своё и прочитал выразительно следующее:
Кто вареники пёстрые вяжет,
Старинные песни поёт?
Все смеялись: "Вот какая бабушка у Саши: она вареники вяжет!"
2.Так французский или литература?!
На перемене перед уроком литературы шестиклассник спрашивает друга Серёгу: "Что у нас сейчас?"- имея в виду, какой сейчас урок.
-"Уроки французского",- отвечает Серёга, имея в виду повесть В.Распутина.
-Какой французский?! Сейчас литература!- кричит соседка по парте.
3.Пошли его.
Семья Петровых привезла в школу обещанный цветок в горшке. Везли его 3 дня. 1 день - машина Петровых забуксовала из-за снегопада.2 день - банально заглох мотор от снежного бездорожья. 3 день - счастливый, прошёл под знаком всеобщего ликования, ора, сотрясаний, подпрыгиваний, похвальбы перед 5 а: у нас появился ещё один цветок!
Девчонки сразу заспорили, кто будет за ним ухаживать. Поскольку у Сидоровой фактура покруче всех в классе, она и отвоевала право стать единоличным владельцем каланхое (бриофиллума). Взялась Сидорова основательно изучать литературу. Целый месяц изучала, забывая поливать и холить, как обещала. Наступил час расплаты-ответа перед сотоварищами. Цветок-то стал того... Вянуть.
-Ты че обещала?! - кричали сородичи по крику.- Рассказывала нам про него всё, как ухаживать, а сама?!
--Да,- гордо оттеснила напор наступающих Сидорова.- Я даже знаю теперь, что этот цветок из Мадагаскара. Но мне перехотелось за ним ухаживать.
-Ну и пошли его... на Мадагаскар, - съязвил Витька.
4.Беги, не поскользнись, сынок!
У директора Матвейчук даже муха не пролетит на перемене. Все ходят степенно, чинно. Но бежит-бежит вдруг какой-то первоклашка!
- Стой, зелёный! - кричат дежурные.- Фамилия? Класс?
- Матвейчук, - отвечает, не понимая ничего, задержанный.
- Беги осторожно: там техничка полы помыла.
И потом уже вслед:
-Не поскользни-и-и-и-ись, сынок!
5. Иванова - дочь Петровой
Шустрая второклассница Иванова - дочь директора Петровой. Директор Петрова с утра священнодействует на ниве просвещения. Её дочь Иванова приходит на учёбу во 2 смену. Как всегда - с опозданием. Дежурные стеной стоят и не пропускают опоздавших, требуя дневники.
- Как фамилия?! Давай дневник! - строго спрашивают дежурные с второклашки, замеченной среди нарушителей дисциплины уже не первый день.
- Петрова! - гордо заявляет второклашка Иванова.
- Проходи, девочка! Осторожно: там ступенька!!!!
6.Я чё - дурак что ли?
Стоят на перемене 2 десятиклассника, разговаривают.
-Слушай, щас история. Ты учил че?
-Я чё - дурак что ли? Вдруг не спросят.
7.Вы не поверите: "привед" отдыхает!
Девятиклассник-двоечник пишет на уроке русского языка какие-то записочки всем, лишь бы создать видимость работы. Учитель, видя это, обращается к нему с вопросом: "Ваня, ты кому записки пишешь?" Счастливый Ваня оттого, что на него обратили внимание, отвечает учителю: "Вам", - и подаёт записку, в которой (вы не поверите!!!) написано: "Прювет"
8.А мышки не прогрызут сумку?
Победитель конкурса смешных историй получила майкрософтовскую сумку и беспроводные мышки. Завистники, увидевшие это богатство, съязвили: "А мышки не прогрызут сумку?"
9.На уроке русского языка
На уроке русского языка в 6 классе дети выполняют задание, где требуется из словосочетания "женщина с седыми волосами" составить сложное прилагательное. Ваня пишет: "волососедая женщина"
10.Кого бы сфоткать?
Дата добавления: 26 Февраля 2010 11:04 Школа: Лицей №7 города Оренбург
Дежурные на перемене решили сфотографировать всех, кто нарушает дисциплину.
-Кого бы сфоткать? - спрашивает дежурный девятиклассник у одноклассника.- Как назло, никто не бегает.
- А ты вон того пацана попроси. Э, пацан, беги сюда!
Чик - снимок готов.
- Что? - спросил подбежавший пятиклашка у дежурных.
- Ты почему бегаешь? Вот мы тебя и сфотографировали! Теперь висеть будешь!
11.Подлила масла в огонь
Сидят в учительской 2 учительницы, у них нет уроков по расписанию. Входит третья и говорит: "Там в 9 «В» на математику вызвали классного руководителя и социолога: совсем не хотят работать!" Одна из сидевших встаёт и говорит: " У меня тоже бездельничали. Пойду в 9 «В», подолью масла в огонь!"
12.Завуч неистовствовал
На пробном экзамене по русскому завуч неистовствовала, переходя из кабинета в кабинет, зорко следя, чтобы девятиклассники не списывали. Вдруг она в очередной раз раздражается на очередного сдающего свою пробную экзаменационную работу в одном из кабинетов:
- Сколько можно говорить: не кладите в эту стопку! Здесь лежат черновики!
- Это не черновик, - робко говорит ученик
- Как не черновик? Я хоть и без очков, а вижу, написано сокращённо: чернов.
- Это написана моя фамилия - Чернов.
- Ой, я без очков,- не скрывая командный голос, говорит завуч. А потом обрушивается на другого, который опять подходит и кладёт свою работу в злополучную папку.
- Сколько можно говорить!- наконец-то кричит завуч, явно довольная, что хоть сейчас-то она обрушит гнев на другого несчастного.
- Это не черновик, - робеет уже второй ученик.
- Я что - не вижу, что здесь написано?!
Класс хохочет:
- Это Чернодедов!!!!
13.Мне математичка руку предложила
Разговор на перемене:
- Мне сейчас математичка руку предложила,- хвалится Игнат.
- И сердце?! - удивился Сидор.
- Нет, без сердца. Я решал задачу, стёр неправильный ответ рукой, т.к. не хотелось идти в другой конец доски. А М.И. и говорит: "Как легко ты решил задачу с тряпкой: взял и стёр рукой. Когда мне потребуется тряпка, можно я попрошу твою руку?"
14.Прикинь, да!
Только-только закончился вечер встречи с выпускниками, вспоминаем, как бывшие ученики удивлялись изменениям в школе.
Сергей, выпускник 1994 года:
- Прикинь, в мужском туалете везде кафель, всё блестит, даже спички к потолку стыдно приклеить!
15.Лыжи заговорили!
Недавно я прочитала рассказ Чехова "Шуточка", он мне напомнил историю, которая произошла на физкультуре, а точнее после урока. Всем классом ездили в лес, Ания фотографировала на свой сотовый всё подряд, снимки потом действительно получились классные. Когда все возвращались, сложили лыжи, чтобы нести их в руках. У Ании в кармане сотовый нечаянно "заговорил": это включилась камера. Одноклассница в испуге отскочила, отбросила лыжи и закричала: " Лыжи говорят!"
Мы всем классом смеялись!
16.Ха-ха-ха!!!
Вечер встречи с выпускниками, бывшие школьники хохочут, громко вспоминают, кто кем был, кто кем стал.
- Денис стал парикмахером.
- Во! Будет нас бесплатно стричь!
- Ага! Обязан всех стричь!
- А ты-то, ты-то! Ребята, Ольга у нас работает в магазине автозапчастей.
- Во! У меня машина барахлит! Ольга обязана всех обеспечивать запчастями! Просматривая страницы школьной летописи, волей-неволей начинаешь вспоминать и бывших учеников, и собственную биографию, и осознаешь, как время беспощадно летит вперед. Ведь скоро и мы покинем стены родного лицея… Какими мы запомнимся? Может быть, этим интервью в сотый номер пятиклассницы Черной Кристины, взятое у моей подруги Шарифгалеевой Венеры?
1.Какие номера Вы выпускали, что запомнилось?
Помню, кажется, в 6 классе мы выпускали газету про смешные школьные истории. В 9 классе с Аниёй Жетписовой выпускали номер «Как 9 «В» в полицию возили». Толпы стояли около стенда «Пресс-центра», потому что заголовок был многообещающий. Я знаю, что и чья-то ваша мама, работающая в полиции, узнав об этом номере, удивилась: за что их возили в полицию классом?
Классным получился номер про поездку в Казань наших учеников с директором Пушкарёвой Натальей Геннадьевной. Казань – мой любимый город, я там была не раз, поэтому с особым трепетом взялась за выпуск номера «Исямесес, Оренбург!»
2.Чему Вы научились или кого-нибудь научили?
Главное, радость от общения. Мы все оторваны друг от друга. Уроки по 45 минут, а перемены по 20. Вот мы и нашли время общения с подругой после уроков, да ещё пользу приносим: пишем ИСТОРИЮ лицея. Работала я в Publisher. Татьяна Николаевна говорит, что это я её учу разным техническим премудростям на компьютере. А мне приятно! Не только меня просвещают, а я и могу передавать свой опыт.
О многом расскажет школьный пресс-центр «Открытого газетного общества». А почему открытого, понимаю и сама сейчас. Наши заметки будут по-прежнему с нетерпением ждать, как ждали слова поздравления от бывших «огошников» в честь выхода сотого номера.
Листая архивы в родном кабинете-редакции, я наблюдаю, как пятиклассники обсуждают идеи нового выпуска. У каждого свои мысли, и радует то, что дети увлечены, им это нравится. Хочу выразить сердечную благодарность тем, кто создаёт эти выпуски, а как постоянный читатель желаю процветания, развития и творческих успехов юнкорам!
- Татьяна Николаевна, о чём Вы мечтаете?
- О лицейской типографии.
- Я серьёзно спрашиваю.
- Я серьёзно отвечаю.
ОГО!
Послесловие.
Меня не устроил ответ главного редактора, и я послала ей электронное письмо с тем же вопросом.
- Как учитель русского языка, я хочу, чтобы мои ученики сохранили культуру российского народа, берегли «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», воспевали родной город.
Наш лицейский пресс-центр «ОГО+» несёт читателю много позитивной информации, что, безусловно, делает мир счастливей и добрей. Жетписова Ания, 10 класс
|