Главная страница

Диплом победителя III степени № д 0166-010349 Всероссийского конкурса сочинений


НазваниеДиплом победителя III степени № д 0166-010349 Всероссийского конкурса сочинений
страница6/7
Дата28.02.2016
Размер1.39 Mb.
ТипДиплом
1   2   3   4   5   6   7

Палитрой выплеснутых чувств
Мне интересны люди творческих профессий. Как с помощью красок художник может создавать полотна, переживающие века?! Или как с помощью нотных знаков рождаются чудные звуки музыки?! Чем объясняется гениальность Пушкина?

Однажды наш лицей пригласили на встречу с поэтами в областную библиотеку. Своё поэтическое осмысление жизни читателю представляли одесская поэтесса Анна Стреминская и оренбургский поэт Вадим Бакулин. Признаюсь, я не стала страстной любительницей стихов, но задуматься мне стихи помогли. К поэзии у меня отношение неоднозначное. Чтобы понять, как рождаются такие красивые обороты речи, как «глубина наших странствий», «под прицелом зрачка сумасшедшей луны», «небесный вкус», «…в осени Христианская палитра…» и многие другие, я занялась исследованием творчества оренбургского поэта, который, оказывается, в числе многих поэтов и писателей не раз бывал и у нас в лицее.

В ходе знакомства со стихотворениями В.Бакулина я узнала, что он продолжает лучшие традиции русских поэтов-классиков в описании русской природы. Его любимое время года - осень. Этому периоду в пятой книге «Продолжение разговора» В. Бакулин посвящает цикл стихов под общим названием «Осенний подстрочник». («Пока сочиняли новеллу дожди», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Осиновый листок на тонкой нити паутины», «Светлый день сентября», «Коротенькая песенка о поздней осени», «Светает… Осень», «Дремучая осень», «Осенний этюд», «Осень… Время разлук», «Какого цвета листья», «Краски осени. Сентябрь», «Ноябрь», «Ладан осени», «В хрупком свете осенней зари», «Печален взгляд осенних дач», «Осеннее» и др.) На мой взгляд, стихотворение «Дорога в осень» - одно из лучших в числе 26, входящих в этот цикл.

Примерно 30 % его стихов занимают стихотворения о поре «очей очарованья». Осенью родилась его любимая Марина Цветаева, осенью родился и сам поэт.

Вслед за пушкинской «пышной природы увяданья», фетовских «сумрачных дней беззвучной осени», «стыдливой печали», «короткой, но дивной поры» с «умильной, таинственной прелестью», можем смело цитировать бакулинские строки об осени:

«Хмурая, дремучая

Осень наступила,

Горестными тучами

Небо затопила…» («Пора холодная»)

«Ноябрь проходит где-то между

Тоской и ожиданьем нег». («Ноябрь»)

«За листвы золотые червонцы

Не отдам глубину наших странствий» («Дорога в осень»)

«Скоро уставшая роща сбросит

Наземь – цветную свою рубаху». («Поздняя осень»)

«На невидимой нити тугой паутины

Задержалось в зените сердечко осины».

Все деревья вокруг от восторга застыли,

Окрылённые клёны ладони раскрыли» («Осиновый листок на тонкой нити паутины»)

«Осень - седая старушка

Вымершим лесом идёт» («Дремучая осень») и др.

Обилие средств выразительности в стихотворениях В.Бакулина объясняется особым мироощущением поэта. Он создаёт образы, вызывающие в читателе художественное впечатление, эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Преобладающим средством творческого воображения художника является метафора. «Только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия, вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение» - говорил когда-то Осип Мандельштам. Осмысленная таким образом метафора в лирике поэта уже перерастает функцию тропа. Повышенная метафоричность слова (в кружевных утопая одеждах, текут чудной музыки звуки, отдаляется парусник солнца, ожерелий роняют рубины, в небе - озере непостоянства), сочность эпитетов (в кружевных одеждах, в сарафанах нарядных, горечь-слёзы, оголённые руки, еловые свечи, чудной музыки, небо - озеро, золотые червонцы, рыжие сосны, прозрачная осень, иное измерение), наличие сравнений (берёзы точно девы), олицетворений (берёзы стоят, рябины выходят, руки тополей поднимают свечи, текут звуки) и других стилистических тропов свидетельствуют о богатом внутреннем мире поэта, полном ярких, запоминающихся образов, сочных красок.

В. Бакулин избирает свой образный стиль. Примерами высокого художественного вкуса могут служить следующие тропы, которые помогают создать зрительный образ: «янтарные рябины», «пелена сумасшедших огней», «янтарного дождя обман», «сладкая тоска», «утончая гармонию серого дня», «невидимый мастер по имени Время», «сквозняк разъял объятья сна». Свежие, блестящие образы В.Бакулина вобрали в себя всё лучшее, что молодой поэт находил у любимой М.Цветаевой и других. Музыкальность звучания отдельных стихотворений позволяет считать, что они написаны не без влияния «певцов жизни» А.Фета и Ф.Тютчева. Как художники-мыслители Фет, Тютчев вторгаются в тайны жизни, так и тонкая поэзия В.Бакулина обнаруживает движение души, аппелируя к красоте, к возвышенным чувствам, «утончая гармонию серого дня...»

В.Бакулин привносит своё яркое слово в современную поэзию. Его стихи об осени вобрали «яркую палитру самой природы выплеснутых чувств» (из стихотворения «Краски осени. Сентябрь»).
Юдина Анастасия, 9 класс

«Ведь наша встреча вовсе не случайна»!!!
9 февраля 2013 года в МОАУ «Лицей № 7» прошла встреча с оренбургской поэтессой Татьяной Мамедовой. До последнего дня всё держалось в секрете, мы не знали, какого «интересного человека» ждать к нам в гости. Т. Мамедову вели на 3 этаж так, чтобы она не встретилась с Розой Григорьевной, своей бывшей учительницей русского языка и литературы. Розу Григорьевну попросили зайти в кабинет № 306 после звонка. Когда, чуть хромая, она вошла (в тот день Роза Григорьевна первый раз вышла на работу после перелома ноги), старшеклассники уже читали стихотворения «Персональный наш программный сбой», «Будешь знать, как играть с колдуньей!», «Я в игру не для всех играю...», «Не на радость была та встреча...», «Как давно не пишу я писем», «Мы с тобою из разных явлений природы...»

А на экране высвечивался эпиграф из стихотворений Татьяны Мамедовой:

1.Из горечи рождаются стихи -

Из горечи и вьюги за окном...

2. Кабы знала я, ставя точку,

Что в один из пасмурных дней

Все мои печальные строчки

Биографией станут моей...

- А теперь, - сказала моя одноклассница, ведущая этого праздника Даша Меркушина, - я попрошу Розу Григорьевну представить нашу гостью.

Роза Григорьевна Соломонова растерянно посмотрела, не совсем понимая ситуации, в которой оказалась.

- Роза Григорьевна, Вы меня не узнаёте? – первой нарушила ожидаемое молчание её бывшая ученица Татьяна Мамедова.

- Не узнаю… Ну, не знаю я… Нет, не узнаю

Всегда спокойная и выдержанная, позже Роза Григорьевна никак не могла прийти в себя и всё переспрашивала: «Таня? Это ты?» Оказывается, одиннадцатиклассники были предупреждены, но я всё же спросила у своей учительницы Татьяны Николаевны, действительно ли это не розыгрыш, потому что растерянность Розы Григорьевны от встречи со своей ученицей из первого выпуска через 20 лет после окончания школы прошла как-то уж слишком естественно.

Этот момент сорвал шквал аплодисментов у чувствительной к розыгрышам публики, после чего мы с большим интересом стали слушать нашу именитую выпускницу. А в это время экран высвечивал информацию, где печатались её стихи, где и кем она работала. Мужская половина зрителей больше просила прокомментировать слайды с оренбургским профессиональным баскетбольным клубом «Надежда», где Т.Мамедова в настоящее время является пресс-атташе, и почему она связала свою работу со спортом.

В прошлом ярая болельщица футбольного клуба «ЦСКА», после шести лет работы в журналистике она поняла, что хочет связать свою судьбу со спортивной индустрией. Приятно было услышать информацию, что оренбургская баскетбольная команда в этом году представляла наш город за границей: во Франции. Румынии, Испании, Словакии, Литве, Чехии, Италии, Латвии, Германии. Что в нашей команде была одна из лучших игроков мира Ребекка Брансон из США (WNBA). В нашем лице число болельщиков «Надежды» увеличилось и после прочтения сочинения ученика 5 класса Иванова Егора, который рассказал, что он с папой ходит на игры баскетболисток и даже дудит в свою дудку и стучит в барабан.

Это была действительно встреча с интересным человеком, потому что среди нас, старшеклассников, были люди разных вкусов: кому-то нравилась литература, музыка, кто-то увлечён спортом.

Исчерпывающие ответы на вопросы получил каждый. Мы узнали, что у нашего поэта в разное время есть потребность в чтении разной литературы, что главным учителем в поэзии должен быть, несомненно, А.Пушкин. Татьяна Тофиковна считает роман в стихах «Евгений Онегин» образцом непревзойдённой поэзии. В детстве она читала «запоем», а когда начала в школьные годы писать стихи, то обратилась к оренбургскому поэту Г.Ф.Хомутову, много лет возглавляющему детское литературное объединение им. В.Даля.

На вопрос, как рождаются стихи, мы узнали, что они приходят сами по себе. «Не будешь спать, есть, пока не запишешь. Утром читаешь – строка на строке, понять что-либо трудно. Я вспоминаю свои первые стихи, ученические. Они были чудовищные, тяжёлые, ужасно километровые. Чтобы вырасти, надо, чтобы тебя ругали». Поэт просит не ассоциировать лирического героя её стихов с ней самой. Лирический герой может испытывать те же чувства – любви-нелюбви. Гостья также призналась, что помимо любовной лирики ею написаны стихи и о родном городе Оренбурге. "Я много ездила, пожила в других городах, но роднее Оренбурга города нет». И в подтверждение своих слов прозвучало стихотворение –откровение:

Признаюсь вам: люблю столицу я -

Покой Арбата, шум метро...

Но все же мне милей Кремля

Скамейка в парке забурьяненном.

Уралом разделенный надвое,

Одетый в тополиный пух,

Мой брат, мой муж, мой Оренбург,

Тебе - мое "люблю" стократное!

Из музыкальных пристрастий Татьяна Мамедова назвала группу «Ночные снайперы» (на её раннем этапе творчества), когда группа выступала вместе с Дианой Арбениной, джаз, саксофон (аранжировки саксофониста Фаусто Папетти), русский рок, что вызвало оживление у слушателей. Мне тоже близко это направление в музыке, так что её рассказы пробудили во мне больший интерес к личности поэтессы.

На просьбу-обращение к лицеистам почитать что-нибудь своё, отозвалась одиннадцатиклассница Татьяна Чичканова, тоже ученица Розы Григорьевны.

Ведущая встречи Дарья предложила каждому из слушателей по кругу назвать по одному слову, что значит для него слово любовь. Нам так хотелось, чтобы в стихах Т.Мамедовой что-то осталось и от нас. «Радость. Слёзы. Разочарование. Полёт. Страдание. Семья. Разлука. Вечность. Счастье. Поцелуй. Надежда. Всё. Нежность. Боль. Ожидание. Мама, папа, дети. Молчание. Жизнь».

Аплодисменты перемежались с чтением автором стихотворений, неожиданных вопросов и остроумных ответов, смеха. Словом, атмосфера встречи была такой, какой и следует быть, когда ты возвращаешься в родной дом.

Как никогда некстати прозвучал звонок. Снимок на память запечатлел эту встречу не только с оренбургской поэтессой, пресс-атташе оренбургского баскетбольного клуба «Надежда», но, что самое главное, и с добрым, интересным, креативным, остроумным и позитивным человеком. Выпускницей нашего учебного заведения!

Пурясева Татьяна, 9 класс

«Даль за далью»

(Диплом № D0069-0018469 победителя I степени

Всероссийского конкурса сочинений «Юбилею В. И. Даля посвящается...» )

В 2003 году для своих учеников наша учительница Т.Н.  объявила о литературно-поисковом  конкурсе «Впиши своё имя». Ученикам предлагалось из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля выписать слова с пометой «орнб.», «урал.», «каз.», «уф.», то есть все слова, которые   их собиратель записывал в Оренбургской губернии в бытность здесь чиновником особых поручений. Т.Н. сама тогда и не предполагала, что таких  слов будет за три сотни…

Как родилась идея конкурса? Как-то раз Т.Н. позвонила её приятельница О.А., в прошлом тоже учительница,  которая из-за материальных трудностей устроилась работать в ларёк. Её  молодые хозяева  в тот день посмеялись над ней, когда они все разговаривали о погоде, и О.А. употребила слово «чичер». О.А. очень оскорбило, что она, не раз употреблявшая это слово, услышанное от папы, уроженца Оренбурга, была высмеяна людьми, которые были моложе её в два раза.  Вечером О.А. обратилась к Т.Н. , и они вместе решили начать поиски  «злополучного» слова в «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля.  В 4 томе словаря, изданного в Москве в издательстве «Русский язык» (1980), на странице 609 нашли: чичеръ м., чичера ж. тул. орл. тмб ряз. резкий, холодный осенний ветеръ с дождёмъ, иногда и со снегом.  А рядом помета: так называют резкий, холодный ветер с дождём на Орловщине, в Рязани, в Тамбове.

Стало интересно,  а есть ли слова, которые  мог услышать и записать Даль, когда разъезжал по делам службы от Уфы до Казани, чьи территории входили в Оренбургскую губернию?

Учащиеся активно включились в поиски  слов, носителями которых, возможно, были их прадеды, и стали внимательно вчитываться в бесценное творение  Даля. Когда слов набралось уже несколько десятков, ученица 9 класса Настя З. взялась за  написание  исследовательской работы по теме  «Слова из «Толкового словаря живого великорусского языка», собранные В.И. Далем в Оренбургском крае» и продолжила работу по поиску слов. Всего насчитала их 249.  Не зная, что уже год книга составителей А.Г.Прокофьевой, Г.П. Матвиевской, В.Ю. Прокофьевой, И.К.Зубовой «Неизвестный  Владимир Иванович Даль» выпущена  Оренбургским книжным издательством,  Настя  внимательно пролистала 4-х томный словарь. В книге оренбургских составителей зафиксировано 203 слова, из них в 29 не указано, в какой местности их употребляли конкретно. Решено было восстановить все слова в алфавитном порядке, а в словах без указания, в какой местности употреблялись, уточнить эти пометы. Позже и я продолжила работу по поиску слов.

Оказалось, что 326 слов собрано в Оренбургской губернии. Это 0, 2 % от всего количества слов в словаре Даля, как подсчитал мой папа.

Иногда в словарях Даля разных изданий обнаруживаются разные пометы около какого-нибудь слова, что затрудняет точно дать информацию, в какой местности оно употреблялось или где мог его услышать Даль-лексикограф. Так, например, неясность со словом «тоняк» или «тоня». В синей книге оренбургских авторов «Неизвестный Даль» на странице 465 и на одной из страниц Интернета есть тоняк-орнб – тонкий, дошлый знаток дела, товара. На ряде же страничек интернета в словарях Даля и Ожегова и в словаре Даля за 1980 год в бумажном издании на страницах 415-416 слова тоняк нет, есть слово тоня, сев., арх., причём оно идёт с разными значениями. Интернет-словарь Даля: тоня - ж., сев. (тонуть?), ватага, рыбалка. Интернет-словарь Ожегова: тоня – часть берега, прилегающая к этому участку.

Как видим, тоня и тоняк – два совершенно разных слова. Вот какие диалоги состоялись у нас в семье после того, как всех подключила к поиску слова, с которым окончательно запуталась:

- В интернете набрал тоняк – нет такого слова!

- Есть тоняк, да ещё с пометой «ур.-каз.».

- Тоня есть, а тоняка нет!

Мною подсчитано, что больше всего слов начинаются на буквы «с» (42 слова), «п» (38 слов), «к» (36 слов). 143 слова с пометой «орнб.», 53 – с пометой «каз.», 49 - «урал-казч.», 26 – «урал.», по 8 - «орнб-каз» и «уфм», 6 – «орнб-чел.». Стоит заметить, что территории нынешних Уфы, («уфм»), Челябинска («орнб-чел.») во времена Даля входили в Оренбургскую губернию и могли быть услышаны Владимиром Ивановичем во время разъездов по всему краю. Слова с пометами «орнб.», «урал-казч.», «уф.» открывают перед нами жизнь наших предков времён Пушкина, Перовского.

Интересно было провести опрос на понимание некоторых слов нашими современниками. Так, например, слова «ворзыхать», означающее у Даля «жадно и шумно хлебать», и «забарантовать» (у Даля «отбить, захватить наездом» скот) 13 человек никогда не слышали, а по 1 человеку сказали, «переживать», «вздыхать» и «зарабатывать», «поймать».

В августе 2009 года мне удалось встретиться со 101-летней оренбурженкой, родившейся в Симбирской губернии и переехавшей в оренбургский край в 30-ые годы. Из 9 предложенных респондентам слов она назвала толкование только одного слова, да и то противоположного значения» «поскудать» - лечить (у Даля «захворать с глазу, от укору»).

Кто знает, может быть, слова, свободно перемещающиеся, как птицы, из Воронежской, Ивановской губерний, Ставрополья, Сибири, откуда родом мои дальние предки, осели на оренбургской земле и их услышал  Даль, а потом записал. То, что лексикографу казалось интересным, а может быть, просто забавным, стало безвозвратно ушедшим и тем дороже  для нас.

 Мог ли представить себе Даль, что спустя почти два столетия его титанический труд будет выложен в интернете. Не только бумажный вариант, а теперь уже и электронный словарь донесут до нас голос ушедшего безвозвратно времени - живую разговорную речь наших прадедов. Никто не призывает возвращаться к разговорному  языку времён  Даля. За далью исторических событий слова, отмеченные ярким светом культурного прошлого, не должны уйти напрочь в небытие.

Эта работа пройдёт со мной через всю жизнь.

Всегда со мной будет за далью Даль.
Пурясева Татьяна, 11 класс

«запис жизни моей тасиной»

(Диплом III степени XIV областного конкурса

детского литературного творчества «Рукописная книга»,

Диплом лауреата II степени городского конкурса открытых сочинений «Светом души возродимся», учредитель МОБУ ДПО (ПК) С «Региональный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий»)

Мне посчастливилось видеть свою прабабушку Тасю, добрую, тихую, милую. Она никогда не была без дела. Даже если сидела, руки её работали: летом потихоньку шелушила фасоль из стручков, связывала лук в связки, резала яблоки для сушки, зимой плела круглые коврики или подстилки на табуретки из клубочков, которые делали из лоскутков ткани. Швея тётя Таня, мамина сестра, приносила оставшиеся кусочки материала, мы сворачивали их в тонкие верёвочки – и клубочек готов.

Умерла наша Анастасия Сергеевна Буркова в Ставрополе. Каждое лето, когда я приезжаю к бабушке Нине и дедушке Саше, мы ездим на могилу прабабушки Таси, чтобы привести в порядок место, где упокоилась старшая женщина из нашего рода.

После смерти прабабушки остался деревянный сундук, кованый по углам железом. Сундук имел давнюю историю: он принадлежал дедушкиной прабабушке, то есть ещё бабушке Анастасии (Таси). В нём лежали онучи, домотканые полотенца (баба Тася их сама ткала изо льна), махорка в бумажном конверте от моли, деньги, которых только и хватило, что на похороны владелицы сундука, и тонкая тетрадка, состоящая из пожелтевшей, в пятнах обложки и 4 листков, скреплённых заржавленными от времени скрепками. Ценность этой тетрадки в 8 страниц родственники оценивают только сейчас, по прошествии почти двух десятилетий. На оборотной стороне тетрадки выходные данные:

Цена 2 коп. 12 листов. Архангельский ЦБК. ГОСТ 12063-75. Артикул 5001.

Дедушка говорит, что записи его мама делала в 1996 году, но у меня есть сомнения. Я обратила внимание на записи на обложке внутри и на обороте тетради: видимо, кому-то она одалживала деньги в 1995 году, что и зафиксировала. Интересен маршрут тетради, отпечатанной в Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате, возможно, в 1975 году. Мне сказали, что последние цифры в череде цифр 12063-75 означают год печатания этой тетради.

Но сейчас не это главное. На обложке рукой моей родной прабабушки, имеющей 4 класса образования, написано шариковой ручкой: «запис жизни моей тасиной».

Когда я была дошкольницей, год жила у своих бабушек Нины и Таси в Ставрополье, потому что родители с моим старшим братом уехали на Камчатку по долгу службы папы. Я рассказывала свои незатейливые истории, как живу в Оренбурге, какой это большой город, какие голуби у нас во дворе, какой велосипед купил мне папа. Рассказы прабабушки Таси были не столь радостными. Её мама Анна, доводящаяся мне прапрабабушкой, осталась одна с дочкой и вынуждена была выйти замуж за Ваньку - бедного работника в их доме, чтобы семью не отправили в ссылку. В семье Анны было шестеро детей: пятеро от этого бедного Ваньки, а Анастасия  от Сергея, первого мужа Анны.

Не всё помня из тех рассказов, с любопытством открываю тетрадочку, с трудом читаю фрагменты воспоминаний.

«Я была не знаю сколко мне было 6 или 7 год вот я была такая приблизително пришли описыват наши прожитки вот ето я хорошо запомнила была шкатулочка для меня очен красивая и я ее собои держала ревела и одно говорила что я ее не одам а в ней что было уменя шита юбочка чорная и ковта синя белые горошки а платка не помню и говорю что я ее не одам вот ето уменя все впамети хорошо».

Прабабушка рассказывает, как после раскулачивания в их дом поселили соседей: «якобы мы скотину отравим вот надож такое сказат и подумат ох досталос нашим родителям». (Прим.: здесь орфография и стиль автора записок сохранены.) Отца и деда куда-то увели. «Скотина понимала и так ревела, что нет хозяев». «Как все они… вынесли вот такое. А сколько погибло – это не запомнила. Как вернулись отец с дедушкой – не помню. А как издевались! – горюет автор исповеди. - Не давали жить дома и печку топить»…

Вечерами в доме у крёстного д. Вани прятались, прислушиваясь: «кто-то идёт – сразу прятались под койку и там лежали. А как проверка ушла – возвращались в холодный дом, ложились на печку… А дальше колхозы. Идут записывать – и ревут».

В учебниках истории нет кровавых страниц о том, как создавались колхозы. Читаю записи, сделанные рукой прабабушки, и сердце переполняется болью за то горе, которое довелось хлебнуть моим предкам и соотечественникам. «13 год шёл. Раз не училась, дак работала и любила работать. И сейчас люблю делать… И боронили, а как подросла, пахала. Да уж шла Отечественная война. Послали в Бородулинский район… Там пахали у границы уральской…Только оттуда приехала – повестка: отправляться в Ижевск на завод работать. В бюро пропусков доверили выдавать пропуска. На проходной приходилось и бойцом работать, ходила сначала с винтовкой. Потом на Почётной доске висела».

Всей семьёй читаем страницу за страницей летописца нашего общего прошлого, семидесятилетней бабушки нашей мамы, которая всю жизнь честно трудилась и не позволяла себе ни минуты отдыха. Эта рукопись сплотила семью Зориных-Пурясевых. Семейная память о прошлом наших корней сделала род крепче. Телефонные звонки из Оренбурга на юг России в Ставрополь стали в эти дни чаще.

Иногда слышу фразу «Жизнь конечна» со знаком вопроса. Если на свет появляются неожиданным образом такие родословные источники, то жизнь переосмысливается, и тогда понимаешь: жизнь вечна. В памяти потомков.

«…вот она жиста как складывается спат не сплю много думаю споминаю свою жис вот давно говорят жис прожит не поле перети всяко живеш а моя жис начиналас сроботывсе надо делат вот так я и привыкла Спасибо меня выростил Дедушка ох он уже души нечяял как он меня любил жалел бабушка почему уних детей одна была мама дак они меня жалели души не знали все меня Дедушко звал не Тася а Тасенка приедем в гости к ПавлуФёдоровичу дак все чтобы он меня видал чудака ишот гда у меня Тася вот я децво провела хорошо вчом меня любили жалели толко вот такая жис создалас ну я вет была все с бабушкои мама на работе и мы с бабушкои стряпали скотину я уже подросла были колхозы мы управляли дома идем с бабушкои жат а дедушка говорят Андрей Филипович утебя идет машина она жала быстро вот так работали да я бы и поработала вдеревне вполе как сам говорит годов 30 збросит я бы поехал вдеревню и сталбы работат ну сечас уже куда когдаш не можем и хто нас возмет Стары надо силу работа не позор а почот ну что я прожила вышла замуш пошли дети слаубогу 5 выучились работают ну я тем детям доволна что наши дети не лодыри породителям и роботают мы доволны своим детям и сечас унас ест внучата да и слаубогу ест и правнук хорошо ну мы ево не видали как на Фотке ну что сечас все розехаюца хто куда а ранше далеко не уежали все старалис жит хотя строилис дак друк от друга не куда не ехали жили воднои деревне и сечас досына добираца надо сутки вот какая жис Я мы много видела всево вот самим сошлас купили домик хотели ево розвернут да зделат прируп сам половину срубил и сусет ему посоветовал ты Валентин рубико дом а ветом бедеш жит даваи обратно выписыват лес да даваи рубит рубили ходили саним сам суча чистит я собираю и жгу на рубили на дом на потолок на пол на крышу тес ето сколко ему надо завезли на пилораму и сколко дом рубит привес вот и рубил сам вес дом срубил сколко помогал отец вот так наша жис начиналас роспилил лес что ему надо заготовил и строица дом срубили подняли мох на снимали струдом привезли дом подняли помочю в2помоч зделали за крыт крышу закрыли надо рубит сенки обратно рубил сам срубил стала таскат в2 (Прим.: сверху приписано слово двоем) нанимат не начо вот и стройк и сенки подняли да брат Миша помок 2 бревна как помню поднят кверху верхние вот наша вмолодосте была какая вылоска одых все так и прошло и прожили вот давно говорят от родителеи ест богацво и дети богатые так оно идет ис поколеня впоколене вот нам не было и нашим». (Прим.: здесь орфография и стиль автора записок сохранены.)

На этом записи прабабушки Таси, найденные в её сундуке после смерти, прерываются.

Первое прочтение листочков из старой тетради вызвало полное непонимание и удивление: записи велись без единого знака препинания, некоторые слова записывались слитно, без красных строк, что затрудняло чтение. Вторично перечитав «записи жизни», удивилась и восхитилась малограмотной моей далёкой прародительницей, которая очень сильно захотела рассказать и рассказала, как могла, сыну Саше о тяжёлой своей жизни. Интересно, думала ли прабабушка, что её записи будут читать и внуки, правнуки? Не сразу я поняла сердцем то, что возвращало её в раннюю память. Последние прикосновения к воспоминаниям «жизни моей Тасиной» почему-то вызвали слёзы.

В послании Патриарха Кирилла в день Рождества Христова 2012 года можно было услышать такие слова: «Важно всегда слышать голос своей совести». Моя прабабушка умерла 7 января 2004 года. Печальные страницы повествования обнажают незаживающую, кровоточащую память её жизни. Скупыми своими записями о создании колхозов, Отечественной войне Анастасия Сергеевна Буркова, рождённая 7 октября 1922 года в селении Игра (Удмуртия), напомнила факты истории России 20 века, в котором я родилась.

Ровным почерком с небольшими исправлениями написала малограмотная прабабушка Тася свою страницу Истории. Глазами очевидца. Прожитой жизнью.

Я слышу её голос совести.

Крицын Борис, 10 класс
1   2   3   4   5   6   7