Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад  | 
 | 
   Скачать 376.72 Kb.  |  
  III этап – Обобщающий (январь 2010 – май 2011 гг.)
  Задачи:
   Анализ, обобщение и распространение полученных материалов экспериментальной работы.
    Прогнозируемый конечный результат:
   Сборник методических рекомендаций на основе полученных материалов экспериментальной работы по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения».
   
  На данном этапе были внесены корректировки в Перспективный план экспериментальной работы, обусловленные открытием вместо «1-го класса охраны зрения» еще одной коррекционной группы для детей с нарушениями зрения и, как следствие, изменением количественного и качественного состава педагогического и детско-родительского коллектива. 
  Работа на данном этапе предполагала дальнейшую апробацию и описание этапов эксперимента. Продолжалась разработка методических и дидактических материалов, пособий по теме эксперимента. Методической службой МДОУ оказывалась помощь по обобщению передового педагогического опыта и подготовке педагогов к аттестации.
  На кафедре СППиПМ ЧГПУ были получены рецензии на дополнительные образовательные программы (кружки), организованные и реализуемые в детском саду по запросам родителей воспитанников:
  - «Веселый карандаш» (студия художественного творчества), автор О.А. Краснова, воспитатель по изодеятельности;
  - «Соловушки» (кружок хорового пения), автор С.З. Русалова, музыкальный руководитель;
  - «Пестрая карусель» (театральная студия), авторы С.З. Русалова, Е.Р. Южанинова, старший воспитатель; 
  - «Я играю» (игровая психокоррекция), автор Г.П. Жирохова, педагог-психолог.
  Чтобы обобщить опыт работы, администрации и коллективу МДОУ необходимо было оценить значимость всей экспериментальной работы, ее результативность. Для выполнения данной задачи в соответствии с перспективным планом работы и планом взаимодействия Мдоу № 25 с кафедрой СППиПМ ЧГПУ администрацией МДОУ в марте – апреле 2010 года был проведен всесторонний анализ результатов эксперимента по всем категориям: дети, педагоги, родители. Также было проанализировано материально-техническое и информационное обеспечение эксперимента. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами мониторинга, представленными ниже. Анализ результатов экспериментальной работы  
  Оценка эффективности экспериментальной работы по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения» была проведена на основе сравнительного анализа результатов, полученных в ходе констатирующего (2007-2008 уч. год), промежуточного (2008 - 2009 уч. год) и итогового (2009-2010 уч.год) экспериментов (срезов).
  I. Данные мониторинга здоровья и развития детей
   Динамика психофизического здоровья детей
   Динамика состояния соматического здоровья детей (зрительного анализатора)
      Таблица № 1 
             Годы  
  |    Количество детей, выбывших из ДОУ
  |       Всего выбыло
  |    В  
  д/сады
  |    В  
  школы
  |    С полным выздоровлением
  |    С улучшением
  |    С ухудшением
  |    Без динамики
  |       2007/08
  |    17
  |    1
  |    16
  |    3 (18%)
  |    14 (82%)
  |    -
  |    -
  |       2008/09
  |    21
  |    -
  |    21
  |    7(33%)
  |    14(67%)
  |    -
  |    -
  |       2009/10
  |    17
  |    1
  |    16
  |    3(18%)
  |    13(76%)
  |   
 
 
  |    1(6%)
  |      
 
 
    Динамика состояния психического здоровья детей  
      Таблица №2
           Годы  
  |    Кол-во
  детей/%
  |    Сон в норме
  |    Сон нарушен
  |    Аппетит в норме
  |    Аппетит  
  нарушен
  |       2007/08
  |    Не проводилось
  |       2008/09
  |    29/100%
  |    24/83%
  |    5/17%
  |    28/97%
  |    1/3%
  |       2009/10
  |    25/100%
  |    24/96%
  |    1/4%
  |    24/96%
  |    1/4%
  |       Изучение эмоционального состояния детей экспериментальных групп проходило на основе анализа продуктов детской деятельности (проективное рисование). Анализ данных показал, что настроение у всех обследуемых детей в норме.
   Динамика уровня развития детей (по основным линиям развития)  
    Таблица № 3
            №
  |    Показатели
  |    2007/08
  |    2008/09
  |    Динамика  
  |    2009/2010
  |    Динамика
  |       1
  |    Физическое развитие
  |    87 %
  |    93%
  |    +6
  |    94%
  |    +4
  |       2
  |    Познавательно-речевое
  |    93%
  |    94%
  |    +1
  |    96%
  |    +2
  |       3
  |    Художественно-эстетическое 
  |    85%
  |    90%
  |    +5
  |    91%
  |    +1
  |       4
  |    Социально-личностное 
  |    91% 
  |    93%
  |    +2
  |    94%
  |    +1
  |       5
  |    Психологическая готовность воспитанников к получению школьного образования
  |    80%
  |    80%
  |    Без динамики
  |    86%
  |    +6%
  |      
  Общие выводы по данным мониторинга здоровья и развития детей  
  Проведение экспериментальной работы не отразилось на психофизическом здоровье детей. Эффективность лечебно-восстановительной работы держится на достаточно высоком уровне. 
  Сравнительный анализ данных развития детей по основным линиям развития показал, что работа педагогического коллектива МДОУ в инновационном режиме положительно отразилась на результатах коррекционно-образовательного процесса. Отмечается положительная динамика по всем показателям. 
  Воспитанники МДОУ ежегодно принимают активное участие и становятся призерами и победителями в различных городских, областных спартакиадах, конкурсах, акциях:
  - Дипломы за активное участие в спартакиаде «Крепыш» по итогам 2008-2010 гг., 
  - Грамоты за III место во встречной эстафете, посвященной 65-летию Дня Победы, III место в комбинированной эстафете (2010 г.),
  - Грамоты за I (2009 г.), II место (2010 г.) в городских соревнованиях «Веселые старты - 01»,
  - Грамоты за II место в игре «Зеленый огонек» (2009, 2010 гг.), 
  - Грамоты за II и III место (3 чел.) и дипломы за участие (6 чел.) в конкурсах рисунков и поделок «Спички детям – не игрушка!», «Пожарный вчера, сегодня, завтра» (2008-2011гг.)
  - грамоты и дипломы конкурса детского прикладного творчества «Салют Победы!» среди детей-инвалидов по зрению, организованного МО ВОС г. Верхнего Уфалея (2010 г.), 
  - дипломы лауреатов конкурса «Искорки надежды» для детей-инвалидов по зрению (2011 г.), 
  - дипломы лауреатов областного конкурса творческих работ «В космонавты я б пошел, пусть меня научат!» (2011 г.) и др.
  Подтверждением эффективности инновационной деятельности учреждения является то, что наши выпускники успешно адаптируются к школьному обучению, усваивают школьную программу, не испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. 
  Таким образом, мероприятия, проводимые с детьми в условиях эксперимента, положительно отразились на развитии и воспитании детей МДОУ.   II. Данные мониторинга эффективности взаимодействия семьи и МДОУ
   Динамика уровня психолого-педагогической и правовой грамотности родителей  
    Таблица № 4
         Годы
  |    % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте
  |       Высокий
  |    Средний
  |    Низкий
  |       2007/08
  |    12
  |    45
  |    43
  |       2008/09
  |    35
  |    48
  |    17
  |       2009/10
  |    52
  |    40
  |    8
  |      
 
 
   Динамика уровня удовлетворенности родителей работой МДОУ
    Таблица № 5
         Показатели  
  |    % от общего количества родителей,  
  участвующих в эксперименте
  |       2007/08
  |    2008/09
  |    2009/10
  |       Взаимодействие с педагогами в процессе развития и воспитания ребенка с ОВЗ
  |    86
  |    90
  |    95
  |       Создание благоприятных условий в ДОУ для гармоничного развития ребенка с ОВЗ
  |    90
  |    98
  |       Организация совместно проводимых мероприятий 
  |    90
  |    95
  |       Компетентность педагогов по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
  |    96
  |    93
  |      
 
 
   Динамика степени включенности (активности) родителей в совместную деятельность
    Таблица № 6
         Годы
  |    % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте
  |       Высокая («активные»)
  |    Средняя («пассивные»)
  |    Низкая «Заказчики»
  |       2007/08
  |    34
  |    49
  |    17
  |       2008/09
  |    74
  |    22
  |    4
  |       2009/10
  |    78
  |    17
  |    5
  |      
 
 
   Динамика уровня информированности родителей о развитии ребенка
    Таблица № 7
          Годы
  |    % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте
  |       Удовлетворены полностью
  |    Удовлетворены частично
  |    Не получают дост. информацию  
  |    Не интересуются этим вопросом
  |       2007/08
  |    50
  |    28
  |    11
  |    11
  |       2008/09
  |    71
  |    14
  |    5
  |    9
  |       2009/10
  |    89
  |    11
  |    0
  |    0
  |      
 
   Динамика ценностных ориентаций (приоритетов) семьи в воспитании и обучении ребенка  
    Таблица № 8
         Показатели  
  |    % от общего количества родителей
  |       2007/08
  |    2008/09
  |    2009/10
  |       Здоровье детей, восстановление зрения
  |    51 (100%)
  |    48 (100%)
  |    42 (100%)
  |       Всестороннее развитие и воспитание детей 
  |    22 (43%)
  |    34 (71%)
  |    31 (74%)
  |       Взаимоотношения родителей и детей
  |    14 (37%)
  |    16 (33%)
  |    12 (28%)
  |       Коррекционно-развивающие занятия с детьми
  |    17 (33%)
  |    20 (41%)
  |    28 (67%)
  |       Сотрудничество с ДОУ 
  |    26 (51%)
  |    30 (63%)
  |    29 (69%)
  |      
  Общие выводы по данным мониторинга  
  эффективности взаимодействия семьи и МДОУ
  Отмечается положительная динамика в изменении уровня психолого-педагогической компетентности родителей. По результатам опросов родителей, наблюдений и бесед с педагогами: 89% родителей повысили свой уровень за счет посещения общих и подгрупповых мероприятий (родительские собрания, консультации, тренинги), 54% посредством индивидуальных консультаций, бесед, занятий, Лекотеки, встреч в «Родительской гостиной».
  Результаты мониторинга показывают, что показатели удовлетворенности родителей работой детского сада также значительно возросли и эти показатели достаточно высоки (на 49%). Это говорит о правильности выбранных направлений деятельности МДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников и об эффективности выбранных форм и методов взаимодействия. Также важно отметить положительные изменения в налаживании информационных и эмоциональных контактов, в выстраивании взаимоотношений родителей и педагогов, продуктивных коммуникативных связей. Важным показателем эффективности проводимой в этом направлении работы является отсутствие числа родителей, не интересующихся развитием своего ребенка, а также не получающих достаточно информацию об этом. 
  Положительные изменения в показателях «Ценностные ориентации (приоритеты) семьи» (наиболее значительные по следующим позициям: «Коррекционно-развивающие занятия с детьми», «Сотрудничество с ДОУ») подтверждает правильность организации и практическую направленность содержания индивидуально-дифференцированной работы специалистов ДОУ по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья. Сравнительный анализ данных позволяет также с уверенностью говорить о значительном росте активности родителей и включенности их в образовательный процесс МДОУ в разных формах (в 2,3 раза). 
  Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о подтверждении гипотезы проекта: индивидуализация помощи семье, основанная на анализе индивидуально-типологических особенностей родителей и результатов клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения дошкольников, значительно повышает эффективность взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения. III. Данные мониторинга эффективности инновационной деятельности педагогического коллектива
   Уровень профессиональной компетентности педагогов  
    Таблица 9
          №
  |    Показатели
  |    Количество педагогов / %
  |       2007/08
  |    2008/09
  |    2009/10
  |       1
  |    Наличие (повышение) 
  квалификационной категории
  |    Высшая – 11 (52 %)
  Первая – 9 (43 %)
  Вторая – 1 (5 %)
 
  |    Высшая – 12 (57 %) 
  Первая – 7 (33 %)
  Вторая – 1 (5 %)
  б/категории – 1 (5%)
  |    Высшая – 12 (52 %) 
  Первая – 7 (31 %)
  Вторая – 3 (13 %) 
  б/категории – 1 (4%)
  |       2
  |    Прохождение курсовой подготовки 
  |    4 (19 %)
  |    11 (52 %)
  |    11 (48 %)
  |       3
  |    Повышение образовательного уровня 
  |    с высшим образованием – 
  13 (62 %)
  получение высшего образования на базе высшего – 1 (5 %)
  |    с высшим образованием – 
  14 (67 %)
  получение высшего образования на базе высшего – 2 (10%)
  |    с высшим образованием – 
  17 (74 %)
 
 
  |       4
  |    Наличие публикаций, обобщение опыта работы по теме эксперимента
  |    в областных изданиях – 4 (19%)
  Обобщение опыта 
  не было
  |    в областных изданиях – 2 (10%) 
  в городских – 3(14%)
  в МДОУ – 16 (70%)
  обобщение опыта – 
  4 (19%)
  |    в областных изданиях – 3 (13%)
  в городских – 3 (13%)
  в МДОУ – 12 (52%)
  обобщение опыта – 
  9 (39%)
  |       5. 
  |    Выступление с опытом работы
  на ГМО, семинарах,
  конференциях
  |    Не было
  |    6 (29%)
  |    9 (39%)
  |       |  
  | 
 |