Главная страница

Цели, задачи, прогнозируемые результаты, содержание работы



Скачать 376.72 Kb.
НазваниеЦели, задачи, прогнозируемые результаты, содержание работы
страница1/3
Дата13.02.2016
Размер376.72 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения

экспериментальной работы педагогического коллектива

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»


З.В. Скрыпченко, заведующий МДОУ, Е.Р. Южанинова, старший воспитатель


Основные этапы работы по теме:

цели, задачи, прогнозируемые результаты, содержание работы
Свою работу в режиме эксперимента коллектив учреждения выстраивал на основе Положения «О муниципальной экспериментальной площадке».

Содержание реализовывалось поэтапно в соответствии с целями и задачами Программы экспериментальной работы и перспективных планов работы на каждый этап на протяжении пяти лет – с 2006 по 2011 гг.
I этап – Организационный (сентябрь 2006 г. – август 2007 г.)

Задачи:

  1. Определение и изучение условий, необходимых для реализации экспериментального проекта (нормативно-правовых, программно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых).

  2. Разработка программы эксперимента.

  3. Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных потерь и негативных последствий экспериментальной работы.

  4. Создание необходимых условий в МДОУ для проведения эксперимента.

Прогнозируемый конечный результат:

  1. Анализ условий, необходимых для реализации экспериментального проекта.

  2. Развернутая программа эксперимента.

  3. Пакет нормативно-правовых документов, необходимых для проведения экспериментальной работы.

  4. Совокупность необходимых условий для проведения эксперимента. (Готовность МДОУ к работе в условиях эксперимента.)

Организационный этап программы эксперимента «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения» включал три подэтапа:

- аналитический (сентябрь – декабрь 2006 г.),

- прогностический (январь – март 2007 г.),

- организационный (апрель – август 2007 г.).

На аналитическом подэтапе основное внимание было уделено изучению нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие ДОУ и семьи, анализу имеющегося в детском саду фонда научно-методической литературы. Также был проведен проблемно-аналитической анализ деятельности МДОУ за 5 лет, в том числе, анализ взаимодействия МДОУ с семьей.

В рамках данного направления работы особое внимание было уделено изучению контингента семей по таким параметрам, как: социальный портрет, образовательные потребности, психолого-педагогической компетентность, степень включенности родителей в организацию образовательного процесса.

На основе специального исследования, проведенного педагогом-психологом детского сада был составлен социальный портрет родителей, дети которых посещают МДОУ. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что контингент родителей не однороден по составу, целям, приоритетам в воспитании и развитии детей. Исследование показало также, что подавляющее большинство семей остро нуждается в помощи специалистов по вопросам воспитания и обучения детей с нарушенным зрением. Характер проблем родителей позволил нам сделать вывод о том, что они очень разнообразны и индивидуальны.

Полученные в ходе анализа результаты помогли сформулировать вывод о необходимости совершенствования системы взаимодействия МДОУ и семьи на основе комплексного изучения индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, с целью разработки стратегии адресной помощи каждой семье в зависимости от ее потребностей, запросов и проблем.

Проблемно-ориентированный анализ существующего положения деятельности ДОУ помог определить и сформулировать основные научные характеристики экспериментальной работы: цель, задачи, объект и предмет исследования, рабочую гипотезу.

Содержание деятельности прогностического подэтапа работы было направлено на разработку проекта-программы эксперимента, а также прогнозирование ожидаемых результатов, возможных потерь и негативных последствий экспериментальной работы. В результате чего был подготовлен пакет нормативно-правовых документов, необходимых для проведения экспериментальной работы, в том числе:

- развернутая программа эксперимента по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения»;

- договор о сотрудничестве МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25» с кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ по проведению экспериментальной работы;

- информационная справка о МДОУ;

- образовательная программа МДОУ.

Основным содержанием организационного подэтапа явилось создание комплекса условий, призванных обеспечить оптимальность и эффективность реализации эксперимента: организационных, нормативно-правовых, кадровых, мотивационных, научно-методических, материально-технических, финансовых.

С этой целью администрацией МДОУ совместно с научным руководителем проекта Л.А. Дружининой был разработан план (программа) взаимодействия Мдоу № 25 с кафедрой СППиПМ ЧГПУ, разработана модель инновационной деятельности МДОУ, а также основные направления повышения профессиональной компетенции педагогов.

В соответствии с планом-программой проекта в учреждении был создан научно-методический совет (НМС), разработано и утверждено Положение «О научно-методическом совете МДОУ» и план работы на текущий учебный год. На заседаниях научно-методического совета решались различные организационные вопросы: утверждалась программа эксперимента, критерии оценки ожидаемых результатов, перспективные планы работы с семьей в каждой возрастной группе на текущий учебный год и т. д.

Администрацией МДОУ были предприняты конкретные меры по улучшению условий труда педагогов. В педагогическом кабинете организована стационарная выставка «Работаем в эксперименте», где представлен методический и практический материал по проблеме: новинки научно-методической литературы и периодической печати, а также практические разработки воспитателей детских садов города, региона.

Кроме того, большое внимание было уделено созданию необходимых материально-технических и информационных условий:

- оборудован и полностью оснащен новый кабинет для психолога, где организована «Родительская гостиная» с уютным освещением и мягкой мебелью;

- приобретено 2 магнитофона; 2 компьютера, цифровая фотокамера;

- обновлены информационные стенды для родителей и педагогов в группах, коридорах, офтальмологическом блоке, педагогическом кабинете;

- обогащена предметно-развивающая среда в группах, залах, кабинетах специалистов (дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, куклы, игровые комплекты для сюжетно-ролевых игр и др.);

- приобретена научно-методическая литература по работе с семьей (около 40 наименований книг).

Согласно запланированному, в штатном расписании ДОУ была увеличена ставка психолога на 0,25 (14 разряд ЕТС) и ставка социального педагога 0,25 (14 разряд ЕТС), что способствовало более рациональному распределению функциональных обязанностей между участниками эксперимента.

Большое внимание на данном этапе работы было уделено созданию мотивационных условий. С этой целью администрацией МДОУ совместно с психологом было проведено исследование, направленное на выявление профессиональной компетентности педагогов по теме эксперимента, а также потребностей, мотивов, интересов сотрудников с учетом их личностных и профессиональных способностей. Результаты исследования помогли составить план повышения квалификации педагогов, а были использованы при организации различных творческих групп и временных творческих коллективов (ВТК) по разработке и апробации эффективных форм сотрудничества с семьей.

Результаты, полученные в ходе диагностики педагогов, позволили администрации ДОУ перевести трех воспитателей и четырех специалистов на режим доверия и самоконтроля. Основанием для выбора послужило наличие у данной группы педагогов высокого уровня профессиональных умений и навыков, соответствующих современным тенденциям и новациям в области специальной педагогики и психологии, а также личностных качеств: ответственности, инициативности, творческого подхода к реализации поставленных задач.

Стимулирование деятельности работников детского сада, участвующих в проведении эксперимента, осуществлялось также в виде доплат, надбавок, премий и других форм материального стимулирования.

В рамках научно-теоретической и практической подготовки педагогических работников к инновационной деятельности на организационном этапе в детском саду были проведены городские методические семинары при участии научного руководителя Л.А. Дружининой по темам: «Особенности индивидуального и дифференцированного подходов к коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями зрения», «Совместная работа семьи и детского сада по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения».

Кроме того, научным руководителем были созданы условия для ознакомления педагогов детского сада с деятельностью экспериментальных площадок в г. Челябинске и других городах России: Рязани, Орле, Екатеринбурге, что способствовало пополнению нормативно-правовой и научно-методической базы эксперимента, а также мотивированию педагогов на повышение квалификации в обновлении методов, форм, технологий сотрудничества с родителями, на обогащение предметно-развивающей среды по проблеме.

Методической службой совместно с НМС и творческими группами педагогов проводилась работа по подбору, изучению и апробации инновационных форм, методов, технологий взаимодействия с семьей. Разрабатывались методические рекомендации для педагогов по их освоению и внедрению. Составлялись и корректировались перспективные планы, локальные акты, регламентирующие данное направление деятельности, сценарии различных мероприятий. Воспитателями и специалистами были оформлены ширмы, памятки, рекламные буклеты – всего более 50 наименований наглядно-текстового материала.

Творческой группой в составе старшего воспитателя и педагога-психолога осуществлялся подбор, адаптация, модификация и разработка диагностических методик, анкет для изучения индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями зрения. Был составлен план-график проведения контрольных процедур.

Работа с родителями в этот период была направлена, прежде всего, на мотивирование родительского сообщества к плодотворному сотрудничеству и взаимопомощи в достижении положительных результатов проекта. Были организованы и проведены общее и групповые родительские собрания, где родители в популярной форме познакомились с темой, целями, задачами экспериментальной программы и смогли предложить свою помощь, высказать оригинальные идеи по реализации проекта.

Ознакомление родителей с материалами эксперимента также происходило через наглядно-информационные формы работы: оформление папок-ширм, листовок, буклетов, статей в специально оформленном стенде «Детский сад, семья и я – вместе дружная семья!».

На совместном заседании родительского комитета и администрации ДОУ был скорректирован план работы на год, продуманы реальные шаги по оказанию конкретной помощи в реализации эксперимента (приобретение видеокамеры, приставки «караоке» для проведения семейных и групповых досугов, определение перечня традиционных мероприятий, акций, конкурсов детского сада и их организация, обсуждение проекта газеты детского сада и др.).

Такая работа способствовала повышению информационной компетентности родителей об инновационной деятельности ДОУ и успешной реализации задач эксперимента.

На педагогическом совете в мае 2007 года авторами проекта были представлены пакет нормативно-правовых и программных материалов, сопровождающих эксперимент, отчет о выполнении плана организационного этапа эксперимента и анализ достигнутых результатов. Педагогическим советом были определены дальнейшие пути реализации поставленных задач проекта.

Положительные тенденции организационного этапа:

- создание организационно-правовых условий для проведения эксперимента;

- качественное обучение педагогов через различные формы методической работы;

- приобретение современной научно-методической литературы по проблеме;

- обновление материально-технической и предметно-развивающей среды в ДОУ;

- повышение информационной компетентности родителей об инновационной деятельности ДОУ, их заинтересованности в совместной работе по теме эксперимента.
II этап – Практический (сентябрь 2007 г. – декабрь 2009 г.)

Задачи:

  1. Комплексное изучение (мониторинг) индивидуально-типологических особенностей родителей воспитанников.

  2. Всестороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих ДОУ.

  3. Проектирование модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями воспитанников.

Прогнозируемый конечный результат:

  1. Модель индивидуализации взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения.

В качестве фиксации исходного состояния объекта экспериментирования с сентября по ноябрь 2007 года был проведен констатирующий эксперимент, включающий:

1. Комплексное изучение (мониторинг) индивидуально-типологических особенностей родителей (психолог).

2. Клинико-физиологическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих МДОУ (врач-педиатр и врач-офтальмолог, ст. медицинская сестра).

3. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих МДОУ (воспитатели, узкие специалисты).

В рамках комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, в частности, были проведены:

- комплексная социальная диагностика семьи;

- анкетирование родителей по изучению семейной микросреды;

- проективная методика «Моя семья»;

- экспресс-диагностика «Мини-интервью» (взаимоотношения ребенка с родителями).

На основании количественного и качественного анализа полученных результатов была составлена таблица «Типологические особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения», отражающая уровень взаимодействия МДОУ с родителями по различным параметрам и показателям.

В этот же период дополнительно, для более глубокого изучения детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья, старшим преподавателем кафедры СППиПМ ЧГПУ Н.А. Крушной совместно с педагогом-психологом МДОУ Г.П. Жироховой была проведена исследовательская работа, включающая следующие методики:

- «Исследование представлений субъекта о себе и идеальном «Я», Т. Лири;

- PARI «Исследование разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье»;

- АСВ «Диагностика типов негармоничного семейного воспитания»;

- Тест семейного ресурса (оценка семейной перспективы, кризисные явления в семье);

- Тест «Типы воспитания в семье»;

- Социограмма семьи (определение гармоничной – дисгармоничной семьи);

- ОРО (особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка).

Полученные результаты были оформлены в виде аналитического отчета. По материалам исследования подготовлен к печати материал «Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения».

Клинико-физиологическое изучение дошкольников с нарушением зрения, посещающих МДОУ, состояло из следующих обследований:

- осмотр врачом-педиатром всех детей в декретированном возрасте;

- офтальмологический осмотр;

- осмотр детей «Д» по индивидуальным схемам;

- клинико-лабораторное обследование;

- АСПОН-Д;

- осмотр детей узкими специалистами – хирургом, дерматологом, фтизиатром.

На основе полученных данных был составлен анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ.

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения, посещающих МДОУ, включало:

- тифлопедагогическое обследование (развитие зрительного восприятия, пространственной и социально-бытовой ориентировки);

- всестороннее обследование речи детей (учитель-логопед);

- педагогическое обследование по всем разделам образовательной программы;

- психологическое обследование, включающее: диагностику развития психических процессов у детей, изучение межличностных отношений детей в группе, диагностику эмоционально-волевой сферы и выявления страхов (тревожности) у детей.

На основе данных исследований были спроектированы:

- модель комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения.

- модель клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушением зрения.

Творческой группой учителей-дефектологов был разработан пакет диагностических документов, включающий: «Индивидуальную карту развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения», новую форму протоколов ПМП-консилиумов ДОУ «Анализ психического и физического развития детей и усвоения образовательной программы», а также новая форма сводных таблиц «Результаты усвоения образовательной программы» по каждому возрасту.

Анализ результатов констатирующего эксперимента и план-программа формирующего эксперимента были вынесены на обсуждение и утверждение на научно-методический совет. Затем на ПМП-консилиумах групп были разработаны (намечены) индивидуально-дифференцированные планы коррекционно-воспитательных мероприятий с детьми и родителями. На их основе был скорректирован годовой план работы с родителями МДОУ.

Важнейшим направлением деятельности практического этапа эксперимента в соответствии с планом-программой и перспективным планом работы являлось поэтапное проектирование модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями воспитанников.

На I этапе были сформулированы базовые элементы модели: цель, задачи, основные принципы и направления деятельности. При этом учитывались, прежде всего, уже имеющийся положительный опыт взаимодействия детского сада с семьей, современные тенденции и новации в образовательной и социальной политике государства и основные положения стратегических документов: «Программы развития МДОУ на 2008-2013 гг.», «Образовательной программы МДОУ», «Концепции экспериментальной работы».

На II этапе творческой группой были составлены схемы основных направлений и форм сотрудничества с семьей администрации ДОУ, а также всех специалистов, работающих в рамках эксперимента, проведен их критический анализ и корректировка с учетом выбора наиболее эффективных индивидуально-дифференцированных форм взаимодействия (Приложение 3).

III этап был посвящен выстраиванию иерархической разноуровневой модели взаимодействия ДОУ с семьей, с использованием возможных форм индивидуализации и дифференциации в зависимости от уровня педагогического руководства (управления) внутри учреждения: административный уровень, групповой уровень, уровень социально-психологической службы, уровень консультационной службы, уровень неформальных объединений. Завершающий элемент модели – мониторинг эффективности взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.

Проект «Модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями» был рассмотрен и утвержден на Научно-методическом совете, после чего запущен для апробации в трех экспериментальных группах. Период апробации: сентябрь 2008 – декабрь 2009 гг.

Для реализации «Модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями» был разработан и принят на Научно-методическом совете проектный вариант «Индивидуальной программы взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида по зрению». Данный документ разработан с целью повышения эффективности реализации принципа индивидуализации к каждой семье в зависимости от ее потребностей и проблем, а также с целью оказания максимальной и всесторонней помощи детям с тяжелой зрительной патологией.

В мае 2008 года проведен промежуточный срез с целью сопоставления результатов с данными констатирующего эксперимента по следующим критериям, отражающим результаты экспериментальной работы в текущем периоде:

1. Уровень и динамика психофизического здоровья детей.

2. Уровень и динамика развития детей (по основным линиям развития).

3. Уровень взаимодействия семьи и детского сада.

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов.

5. Уровень использования педагогами в процессе реализации проекта инновационных технологий.

Количественный и качественный анализ полученных результатов показал положительную динамику по большинству критериев. Было установлено также, что цели, задачи, основные направления, формы и содержание работы, определенные экспериментальным проектом, последовательно реализуются коллективом. Реализация инновационного проекта как составной части «Программы развития МДОУ» оказывает позитивное влияние на процессы развития учреждения и повышение статуса детского сада среди других ДОУ и населения города.

Говоря о выполнении других задач эксперимента, важно отметить, что на протяжении всего практического этапа научным руководителем эксперимента, администрацией ДОУ планомерно и целенаправленно создавались условия для профессионального роста педагогов: 48% из них прошли обучение на курсах повышения квалификации при ГОУ ДПО ЧИПиПКРО, МОУ ДПО (ПК) «Муниципальный методический центр», 25% – стали получать высшее образование, 15% педагогов повысили свою квалификацию.

Методической службой, при участии научного руководителя проекта Л.А. Дружининой и преподавателей кафедры СППиПМ Л.Б. Осиповой и Н.А. Крушной, с целью оснащения педагогов теми методами и средствами, которые позволили бы им снять профессиональное затруднение в процессе реализации проекта, были организованы городские научно-методические семинары с лекциями и практическими занятиями по темам:

- «Оказание комплексной помощи детям с отклонениями в развитии»,

- «Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая поддержка семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии»,

- «Психокоррекционная работа с родителями детей с особыми возможностями здоровья»,

- «Создание условий для осуществления офтальмологической помощи детям с нарушением зрения в детском саду», в рамках которого заслушан опыт работы врача-офтальмолога детского сада А.А. Барыкиной, представлена выставка технологического и диагностического обеспечения лечебно-восстановительной работы с детьми в МДОУ (март 2009 г.),

С целью трансляции педагогам технологически оформленного передового педагогического опыта коллег научным руководителем проекта был представлен фильм из опыта работы д/сада № 440 г. Челябинска «Организация взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения».

На методическом семинаре-тренинге по теме: «Предупреждение профессионального выгорания педагога» при участии старшего преподавателя кафедры Крушной Н.А. педагогам были прочитаны лекции, на которых они познакомились с понятием профессионального выгорания, кризисами профессионального развития личности, причинами и факторами выгорания, видами профессиональной деформации, способами и методами предупреждения профессионального выгорания. Отличительной особенностью данного мероприятия было проведение тренинговых занятий, на которых педагоги упражнялись в умении применять полученные знания, осваивали практические способы психопрофилактики.

Психологической службой МДОУ организованы и проведены:

- лекции-беседы «Современная семья», «Воспитательный потенциал семьи»,

- тренинг «Идеальная семья глазами педагога ДОУ».

На педагогическом совете «Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию» воспитателями экспериментальных групп были представлены презентации эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Разработка, апробация и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения, проводилась последовательно в течение всего практического этапа.

По результатам комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, все семьи экспериментальных групп были распределены по уровням психолого-педагогической компетентности и степени включенности в совместную деятельность с ДОУ. На основании данной дифференциации педагогическим коллективом была активно начата работа по внедрению разнообразных форм сотрудничества ДОУ с родителями в зависимости от индивидуально-типологических особенностей семей: традиционных, нетрадиционных, интегрированных, индивидуальных.

Реализация данного направления работы проводилась педагогами в рамках работы творческих микрогрупп – инновационной формы объединения педагогов (по 2 – 4 человека), с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы – равенство возможностей педагогов.

Итоговым мероприятием практического этапа эксперимента стал городской методический семинар по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения» (апрель 2010 г.). По его материалам был выпущен электронный сборник с выступлениями-презентациями из опыта работы педагогов МДОУ:

- «Условия эффективного взаимодействия МДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения», Южанинова Е.Р.,

- «Активные формы сотрудничества педагога-психолога с семьей», Жирохова Г.П.,

- «Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей», Абдалова Н.Н., Румянцева И.А., Суслова А.Н.,

- «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй ребенка с нарушением зрения по активизации домашнего чтения», Большакова М.И.,

- «Эффективные способы организации работы тифлопедагога с родителями в МДОУ компенсирующего вида», Сидорович Л.А.,

- «Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей», Шмакова Н.Н.,

- «Социальная адаптация инвалида по зрению в процессе взаимодействия детского сада с семьей и социумом», Польская Е.А.
Положительные тенденции на момент промежуточной экспертизы:

в работе с детьми:

- наблюдаются повышение уровня развития воспитанников МДОУ (по всем линиям развития) и высокая эффективность лечебно-восстановительной работы;

в работе с родителями:

- отмечено повышение уровня взаимодействия семьи ДОУ по всем показателям, в том числе, улучшение детско-родительских отношений, повышение активности родителей в процессе взаимодействия с детским садом;

в работе с педагогами:

- улучшение психологического климата коллектива, укрепление отношений сотрудничества;

- повышение профессионального и квалификационного уровня педагогов, наличие потенциала дальнейшего роста;

- повышение рейтинга МДОУ в городском сообществе, и рейтинга администрации учреждения в коллективе;

в работе экспериментальной площадки в целом:

- наличие качественного научно-методического и организационно-правового обеспечения инновационного проекта

- использование мониторинга для отслеживания результатов реализации инновационного проекта

- обновление содержания образования за счет внедрения «Программы развития МДОУ на 2008/2013 гг.»

- привлечение внебюджетных источников финансирования.
  1   2   3