Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

"Зимняя сказка"


Скачать 66.74 Kb.
Название"Зимняя сказка"
Дата29.04.2016
Размер66.74 Kb.
ТипДокументы

Коррекционно-развивающее занятие

по теме: "Зимняя сказка".
Цели и задачи:

  1. Активизация работы полушарий.

  2. Развитие познавательных процессов.

  3. Формирование эмоционально-волевых регуляций.

  4. Совершенствование пространственных отношений.

  5. Обогащение словарного запаса.

  6. Автоматизация звукопроизношения.

  7. Развитие лексико-грамматических категорий.

  8. Совершенствование связной речи.


I. Организационный момент
Учитель: Ребята! Я хочу начать урок с неприятной новости. Вы помните, на предыдущем уроке мы писали письмо Деду Морозу?

Дети: Да! Писали!

Учитель: Когда я несла его на почту, чтобы отправить, вдруг поднялся сильный северный ветер и выхватил письмо у меня из рук. Конверт раскрылся, и строки нашего письма разлетелись по всему зимнему лесу. Как же теперь быть?

Дети: Надо постараться отыскать и собрать строки письма.
II. Активизация работы полушарий. Формирование эмоционально-волевой регуляции.

Выход Лисы /музыкальное сопровождение/
Просто так не соберёте,

По следам моим пойдёте.

1, 2, 3, 4, 5 — надо в круг нам ровный встать.

По внимательней смотрите,

Всё за мною повторите.
Дети встают в круг на следы лисы и выполняют под музыку перекрёстные движения руками и ногами.
Все внимательными были

И награду заслужили.

Вот строка вам из письма,

Я в снегу её нашла!
Лиса отдаёт детям строку из письма: Это весёлый зимний праздник!
Строка их письма помещается на страницу.
Учитель: Ребята! А вы знаете, почему лису называют ЛИСА? Да ещё в сказках — Патрикеевна?
Лиса образована от лис. До сих пор кое-где у нас бытуют выражения лисий (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя прозвали за жёлтую шерсть.
А откуда странное отчество “Патрикеевна”? Патрикей — имя старинное, происходит от латинского Патриций, т.е. аристократ. Но в старину ц на Руси произносилось как к. Вот и получилось — Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода. Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей Нарумтович. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная “наследница” хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.




III.Автоматизация звукопроизношения
Вылетает Сорока-белобока /музыкальное сопровождение/
Я непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая Болтливая,

Кто я? — Сорока-белобока.

Всех я вас переболтаю

С каждым в мячик поиграю.
Сорока кидает детям мячик и проговаривает скороговорку, дети возвращают ей мяч и проговаривают другую скороговорку.
Вы чётко, внятно говорили,

И награду заслужили.

Вот строка вам из письма,

Я в снегу её нашла!
Сорока отдаёт детям строку из письма: Здравствуй Дедушка Мороз!
Строка их письма помещается на страницу.
IV. Работа в группах. Составление слов из слогов. Обогащение словарного запаса. Развитие лексико-грамматических категорий.
Учитель: музыкальное сопровождение
В зимний лес мы все попали

Зверей и птиц здесь повстречали.

А это что же за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Ель.
На партах лежат ели. На елях, вместо игрушек расположены слоги, из которых надо составить слова. <Рисунок 1>
Получились слова: мороз, декабрь, иней, снегопад, январь, пурга, гололёд, февраль, метель.
Учитель: Все слова характеризуют какое время года?
Дети: Время года — зима
Учитель: Назовите зимние месяцы? <Рисунок 2>
На ель расставляются карточки с названиями месяцев.
Декабрь
В декабре, в декабре

Все деревья в серебре!
Январь
Открываем календарь

Начинается январь!
Февраль
Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой вьётся по земле

Лёгкая позёмка!
Учитель: Внимательно прочтите ещё раз составленные вами слова. Значение, каких слов вам не понятно?
Иней — мёрзлые испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы и замерзает на них пушком. Это случается после сильных морозов.
Пурга — буран, метель, вьюга, снежный вихрь; иногда снег с дождём, при ветре.
Метель — ветер, вихорь со снегом, сильный ветер, вьюга, буран.
Ребята, вам не показались объяснения слов пурга и метель одинаковыми?
Дети: Да! Объяснения слов похожи.
Учитель: Это слова синонимы, близкие по смыслу.
Правильно слова сложили

И награду заслужили.

Вот строка вам из письма.

Под ёлкой я её нашла!
Строка их письма: “Приближается Новый Год”, помещается на страницу.
V. Физминутка “Танец снежинок”
VI. Совершенствование пространственных отношений, развитие мелкой моторики, развитие внимания, воображения, памяти, восприятия.
Работа на панно “Зимняя сказка” <Рисунок> 3
В сказку вновь попали мы.

Но сугробы не видны!?

Где же ёлка? Где звезда?

В небе не горит она.

Месяц нам не светит ясный,

Невесёлый снеговик.

Что же делать? Как нам быть?
Контур ёлочки найдите,

Деталь сверху наложите,

Аккуратно пристегните,

Порядок в сказке наведите!
Детали: месяц, ель, снежинки, сугробы, звезду, снеговика совместить с контуром предметов на панно. Затем каждую деталь пристегнуть, пришнуровать, пришпилить, прикнопить.
Учитель: Где находится Ель?
Дети: Ель находится в нижнем левом углу.
Учитель: Где находится звезда?
Дети: Звезда находится над снеговиком.
Учитель: Где находятся месяц, снежинки, сугробы, снеговик, метла?
VII. Релаксационное упражнение — музыкальное сопровождение
Дети лежат на матрацах (в воображаемых сугробах)
Учитель:

Снимите обувь, лягте удобно. Расположите руки вдоль тела ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что мы отправляемся в сказочное путешествие по зимнему лесу. Хорошо в лесу. Тепло. Тихо падают снежинки, и если поднять лицо вверх они щекочут нос. Мы идём, и под ногами приятно хрустит свежевыпавший снег. /Поднимаем колени, не отрывая пяток от земли/. Потрогайте снег рукавичкой. /Поднимают перед собой руку, представляя снег на рукавице/. Как много снежинок! Все они такие разные, большие и маленькие. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте их с рукавицы./Сдувают снежинки/
Закружились снежинки в снежном хороводе. Идём дальше, вокруг много сугробов, деревья все в снегу. Посмотрите направо, на ветке сосны сидит снегирь. /Поворот головы направо/. Он красивый, красногрудый, черноглазый. А теперь посмотрите налево, под ёлкой сидит заяц. /Поворот головы налево/. Он белый, пушистый, длинноухий. Подул тёплый, приятный ветер. Зашумел лес. Закачались деревья. Поднимите руки, деревья качаются влево, вправо, вперёд, назад (2 раза). /Изображаем качание веток деревьев/. Вот уже и темнеет. Вспорхнул и полетел снегирь. Убежал и заяц из-под ёлки. Пора и нам возвращаться домой. Не торопясь, выходим из леса. Медленно открываем глаза. Потянитесь, почувствуйте, каким лёгким стало ваше тело. Спокойно, без резких движений поднимитесь и займите свои места в классе.

VIII. Совершенствование связной речи. Восстановление деформированного текста.
Входит Снегурочка:

Здравствуйте ребята! Я — Снегурочка, вы меня узнали? Жители зимней сказки рассказали мне, что северный ветер разбросал строки вашего письма к Деду Морозу по всему лесу. Вам удалось их собрать?
Дети: Да, удалось!
Снегурочка: Прочтите, пожалуйста, всё письмо.
Дети читают, но строки перепутаны.
Учитель: Ребята! Последовательность мысли и последовательность строк в нашем письме нарушена. Нам срочно надо восстановить текст.
Здравствуй Дедушка Мороз!

Приближается Новый Год.

Это весёлый праздник!

Мы приглашаем тебя на новогоднюю ёлку.
Дети: Не хватает последней строки.
Снегурочка:

Я по лесу долго шла,

Строчку из письма нашла.

О зиме стихи прочтите

И строку вы получите.
Дети читают стихи о зиме.
Снегурочка возвращает строку из письма: До скорой встречи!
Учитель: Прочтите готовое письмо. <Рисунок 4>
Ребёнок:

Вот письмо у нас готово

Строки мы собрали снова.

Ты Снегурочка шагай,

Письмо Дедушке отдай.

В гости будем его ждать,

И подарков ожидать!
Снегурочка забирает письмо и уходит.
IX. Итог
Учитель:
Наш урок подошёл к концу. Вы замечательно работали. Справились со всеми заданиями. Собрали все строки письма. И теперь Дед Мороз непременно его получит и придёт к вам на новогоднюю ёлку.