Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Я в Амур влюблен…» |
 Скачать 290.2 Kb. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
Исследовательская работа
Тема: «Я в Амур влюблен…»
А.П. Чехов и Хабаровск
Выполнила:
Тихомирова Ксения ученица 8 Б класса
Руководитель:
Бутенко Елена Евгеньевна
зав. библиотекой
Хабаровск 2015
План
I Введение ……………………………………………………………….. 3 стр.
II Основная часть ……………………………………………………….. 5 стр.
Причины поездки
Маршрут путешествия …………………………………………... 9 стр.
«Я в Амур влюблен…» …………………………………………..12 стр.
Хабаровка …………………………………………………………14 стр.
Офицерское собрание
Дом генерал-губернатора
Культовые сооружения
Библиотека Приамурского военного округа
Нижний базар
Общественное собрание
А.П. Чехов и современный Хабаровск
«Остров отверженных»
III Заключение ……………………………………………………………26 стр.
IV Сноски ………………………………………………………………....27 стр.
V Список использованной литературы ………………………………....29 стр.
VI Приложения …………………………………………………………...31 стр.
I. Введение
«Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест…» Судьба любого города — это соединение судеб самых разных людей, великих и вполне обычных. Подобно листьям большого дерева они образуют пышную крону — нашу историю, нашу память. А ветви, сплетенные в замысловатый узор, как вехи времен — прерывистые, прямые, запутанные. И вырви из контекста пусть даже не слишком заметную жизнь, поверни вспять ход стрелок, кто знает, каким было бы древо жизни города, страны, планеты. Сегодня, когда прикасаешься к архивным материалам, исследованиям краеведов и историков, старым фотографиям и документам, остро, иногда до боли, ощущаешь ту самую связь времен и сопричастность к судьбе родного города. В этом черпаешь силы, обретаешь надежду. 29 января 2015 года исполнилось 155 лет со дня рождения истинно русского писателя, общепризнанного классика мировой литературы Антона Павловича Чехова. Чеховская эпоха не закончится никогда. Писатель давно принадлежит всему человечеству, а пьесы его ставят едва ли не чаще шекспировских. Чехов был прекраснейшим врачом, благородным человеком, а также гениальным писателем, который перевернул представления о театре. Лучший врач среди писателей, как и лучший писатель среди врачей - Чехов и сегодня современен. Легко читать, легко понять. С творчеством Чехова мы знакомимся рано, в школе. О Чехове сказано как будто все. Но многое остается непонятым. 125 лет назад Антон Павлович совершил путешествие на «остров отверженных» - Сахалин, путешествие тяжелое, сопряженное с массой испытаний, тревог и опасностей, гибельно отразившихся на его здоровье.
А знаете ли вы, что во время этого путешествия, летом 1890 года писатель побывал в нашем городе. В нынешней столице Дальнего Востока он провел совсем немного времени – чуть больше суток. Известно, что в городе он успел пройтись по улицам Инженерной (современная Тургенева) и Алексеевской (Шевченко), выпить чаю в Офицерском собрании и почитать газеты. Мы захотели взглянуть на Хабаровск (тогда еще Хабаровку) 1890 года глазами великого писателя, вместе с ним пройтись по улицам, посетить интересные места, познакомиться с жизнью горожан.
Цель исследования – воссоздать историю Хабаровска конца 19 века.
Задачи:
Познакомиться с архивными, музейными и библиографическими источниками по истории Хабаровска и Дальнего Востока конца 19 века.
Выявить памятники истории и архитектуры Хабаровска, построенные к концу 19 века.
Определить роль А.П. Чехова для дальнейшего развития Хабаровска и Дальнего Востока.
При написании исследовательской работы мы использовали фонды Дальневосточной Государственной научной библиотеки, Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, школьной библиотеки, ресурсы Интернет. Большую помощь в написании работы оказала Гребенюкова Наталья Петровна, старший научный сотрудник Научно-исследовательского сектора истории культуры и искусства Гродековского музея.
II. Основная часть
Причины поездки:
«Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор» В 1890 году А.П. Чехов предпринял поездку на остров Сахалин. По тем временам это было самое настоящее путешествие, утомительное и далеко не безопасное и было сопряжено с большими трудностями. Известно, что в ту пору еще не существовало Транссибирской железной дороги. Из Москвы до Дальнего Востока писатель добирался более двух месяцев. От Тюмени нужно было ехать в тарантасе четыре тысячи верст. Антон Павлович хорошо знал, что его ждут и дорожная грязь, и разливы могучих сибирских рек, и жестокая тряска, и множество других испытаний, тяжелых и для вполне здорового человека. А он незадолго перед тем отказался от предложения об одной приятной поездке по той причине, что в вагоне у него всегда усиливается кашель. Но что значит вагонная тряска в сравнении с тарантасной, к тому же продолжающейся не день, не два, а многие недели!
Большинству его друзей и знакомых была непонятна эта его затея - путешествие на Сахалин. Он даже какое-то время скрывал свои планы от родственников, чтобы заранее не огорчать их. Намерение Антона Павловича всем казалось непонятным. Его спрашивали о причинах поездки, писали ему недоуменные письма. Чехов отшучивался, стремился представить поездку легкомысленной, просто желанием «встряхнуться», а когда уж очень приставали с расспросами, то он делал серьезный вид: он хочет написать научный труд, диссертацию о Сахалине. При «легкомысленном» варианте оставалось непонятным, почему нужно «встряхиваться» именно в тарантасе и именно в путешествии на Сахалин. Для того чтобы «встряхнуться», гораздо больше подходила обыкновенная комфортабельная поездка за границу.
При варианте же «деловом» опять-таки было неясно, почему для диссертации потребовался Сахалин. Чехов в свое время усиленно работал над интереснейшей научной темой - историей русской медицины, собрав для этого труда много материалов, и диссертацию можно было написать на эту тему.
Интерес Чехова к каторжному острову был вызван рядом обстоятельств. В конце 80-х годов Чехов, чье творчество получило широкое признание, с возрастающей остротой испытывал неудовлетворенность своей литературной работой. В его письмах того времени мы не раз можем встретить такие признания: «В душе какой-то застой... Я не разочарован, не утомился, не хандрю, а просто стало вдруг все как-то менее интересно. Надо подсыпать под себя пороху», — пишет Антон Павлович в мае 1889 года. В одном декабрьском письме 1889 года Антон Павлович сознается, что ему «страстно хочется спрятаться куда-нибудь лет на пять и занять себя кропотливым, серьезным трудом. Мне надо учиться, учить все с самого начала...» — говорит Чехов. [1] Ощущение творческой неудовлетворенности усугублялось в сознании Чехова тяжестью утраты любимого брата, скончавшегося летом 1889 года в расцвете душевных сил. Ухудшилось состояние здоровья самого Чехова. Все эти причины повлияли на внутреннюю перестройку прежде глубоко жизнерадостного писателя. И вот Чехов пришел к неожиданному и смелому решению — покинуть на продолжительное время свой дом, родных и близких и отправиться в трудное и небезопасное путешествие через всю огромную Россию. Сахалин был интересен Чехову как человеку науки, медику. Самое же главное, у писателя было страстное стремление вмешаться в жизнь, сделать какое-то большое, нужное людям дело.
Одним из важных документов, разъясняющих причины поездки Чехова на Сахалин является письмо к издателю «Нового времени» Суворину А. С. от 9 марта 1890 года. С покоряющей страстностью и глубоким убеждением в своей правоте Чехов возражал Суворину, который отрицательно относился к замыслу поездки: «Вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Будто бы это верно? Сахалин может быть ненужным и неинтересным только для того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на него миллионов... Не дальше, как 25—30 лет назад наши же русские люди, исследуя Сахалин, совершали изумительные подвиги, за которые нужно боготворить человека, а нам это не нужно, мы не знаем, что это за люди... Сахалин — это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный... уверяю Вас, Сахалин нужен и интересен, и нужно пожалеть только, что туда еду я, а не кто-нибудь другой, более смыслящий в деле и более способный возбудить интерес в обществе». [2]
Перед Чеховым стояла важная и благородная цель— обратить внимание русской общественности на «место невыносимых страданий» и тем облегчить положение тысяч ссыльнокаторжных, томящихся на Сахалине, дать почувствовать всю бесполезность такой меры наказания как каторга.
Антон Павлович не мог быть до конца уверен, что его пустят на Сахалин и дадут ему возможность увидеть то, что он хочет. Чехов поехал в Петербург, чтобы попытаться добиться официального содействия властей. Однако начальник Главного тюремного управления Галкин - Врасский М.Н. ничем не захотел Чехову помочь. Более того, он (о чем не знал Антон Павлович) послал на Сахалин секретное предписание — не разрешать Чехову встреч с политическими ссыльными и каторжанами. Писателю оставалось ехать на Сахалин на свой страх и риск, имея при себе только удостоверение корреспондента газеты «Новое время». (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) Большое и продолжительное путешествие требовало довольно значительных средств, а Чехов ехал за свой счет. Пришлось мобилизовать все скромные сбережения и достать в долг значительную сумму денег.
Таким образом, можно выделить комплекс целей, послуживших причиной и толчком к поездке на Сахалин:
-гражданская цель, личная ответственность писателя за всё происходящее,
-стремление возбудить к Сахалину внимание в обществе;
-творческий поиск этого времени, недовольство своими последними работами в 1889 году;
-смерть горячо любимого брата Николая Чехова, талантливого художника, в июне 1889 года.
Маршрут путешествия
«Вернуться бы назад, да мешает упрямство и берет какой-то непонятный задор…» Маршрут путешествия на Сахалин сформировался у Чехова к концу января 1890 года. Он пролегал по Каме до Перми, по железной дороге до Тюмени, оттуда на пароходе до Томска, далее на лошадях через Красноярск, Иркутск, в Сретенск, далее на пароходе до Николаевска-на-Амуре, порта, в который заходили морские суда, идущие на Сахалин: два месяца на Сахалине, оттуда на корабле через Нагасаки, Шанхай, Ханькоу, Манилу, Сингапур, Мадрас, Коломбо, Аден, Порт-Саид, Константинополь в Одессу и далее в Москву. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) 21 апреля 1890 года Чехов выехал на восток. Его путь пролегал поездом, на лошадях, пароходом через Сибирь, Забайкалье, Приамурье. В г. Сретенске он сел на пароход «Ермак», и по рекам Шилке, Аргуни, Амуру (по Амуру он плыл 11 дней) – к Благовещенску, затем – Хабаровск, Николаевск – на – Амуре, Татарский пролив, о. Сахалин. 82 дня шёл его путь из Москвы до Сахалина через всю Россию.
«В России все города одинаковы», - написал когда-то А.П. Чехов. Чем было вызвано это не совсем справедливое суждение? Знакомством писателя с российской глубинкой во время его путешествия на остров Сахалин, когда он сел в поезд на одном из московских вокзалов и отправился в дальний путь. С поезда он пересел на пароход и уже на десятый день пути записал в дневнике: «Кама - скучнейшая река... города серы, в них жители занимаются изготовлением облаков, скуки, мокрых заборов и уличной грязи». [3] Три дня провел в Екатеринбурге, решая, как ехать дальше. Железная дорога заканчивалась в трехстах верстах, в Тюмени. Оттуда до Томска можно было добраться либо по суше, одолев полторы тысячи верст по весенней непогоде и распутице, либо пароходом вниз по Тоболу и Иртышу, а затем вверх по Оби и Томи. От Томска двигаться дальше можно было лишь сушей. Сибирский тракт в те времена представлял собой изрытую колеями дорогу, двигаясь по которой путешественники в зависимости от сезона вынуждены были месить грязь, вязнуть в снегу или утопать в клубах пыли, а также пересекать на паромах бурные реки. Пассажиропоток состоял из каторжных и ссыльных, ломовых извозчиков и чиновников в тряских тарантасах.
К 7 мая, платя ямщикам по двойному и тройному тарифу, Чехов добрался до берегов Иртыша, преодолев за четыре дня шестьсот с лишним верст. Здесь он застрял: назад повернуть было невозможно, поскольку дороги затопило разлившейся рекой, а переправа была слишком опасна из-за сильного ветра. «Куда я попал? Где я? Кругом пустыня, тоска… я чувствую такое круглое одиночество, какого раньше я никогда не знал…». [4] На дорогу до Томска ушла неделя — в этот раз Антона Павловича задержал разлив на реке Томь. Май выдался в Сибири самым холодным за последние сорок лет, не было листьев на деревьях, травы на земле, были видны лишь белеющие всюду полосы снега. Томск также показался ему скучным городом: «Люди здесь прескучные».
21 мая Чехов выехал из Томска в компании двух поручиков и военного врача, предложивших разложить на всех дорожные расходы. Попутчики они были надоедливые и грубоватые, однако с ними неопытному путешественнику было спокойнее. Удивил Красноярск, согрел душу: «Красивый интеллигентный город, в сравнении с ним Томск - свинья в ермолке и моветон». А все потому, что в Красноярске было тепло, светило солнце, Чехов «въехал-таки в лето».
4 июня вечером писатель прибыл в Иркутск и остановился в «Амурском подворье», в «приличном номере». В Иркутске у Чехова возникла было мысль изменить маршрут: из Хабаровска ехать не в Николаевск, а по Уссури до Владивостока. Но он оставил ранее намеченный маршрут. В письме из Иркутска он напишет: «Ехать было тяжко, временами несносно и даже мучительно». «На перекладных скакать до Амура - это пытка». [5] Прожив в Иркутске неделю, Чехов 11 июня выехал к Байкалу, намереваясь из Лиственичной отправиться на пароходе через озеро до станции Боярской и далее продолжать путь на лошадях до Сретенска. Но пришлось задержаться на первой же станции вблизи Иркутска (не дали лошадей). И когда Чехов и его спутники (поручики Шмидт и Меллер, ученик Иркутского технического училища, впоследствии сотрудник местных газет И. А. Никитин) добрались до Лиственичной, оказалось, что пароход ушел, и нужно ждать его несколько дней. Решили рискнуть: на случайном пароходе поплыли до станции Клюево, оттуда шли пешком до станции Мысовой 8 верст и до Боярской добирались на лошадях. Наступил последний этап двухмесячного «конно-лошадиного странствия» – до Сретенска, куда Чехов и его спутники прибыли за час до отхода парохода «Ермак» утром 20 июня 1890 года.
Несмотря на пережитые трудности и волнения (реальной была опасность не попасть на пароход 20-го и ждать следующего рейса до 30 июня), Чехов был очень доволен. Он находился под сильным впечатлением от живописных берегов Ангары, зеркального, «нежно-бирюзового» Байкала, реки Селенги («сплошная красота»), Забайкалья («превосходный край», «смесь Швейцарии, Дона и Финляндии»). Далее путь писателя пролегал через забайкальские степи и Приамурье. В письмах выдающегося писателя с дороги повторяются в разных вариациях одни и те же картины. ««Берега до такой степени дики, оригинальны и роскошны, что хочется навеки остаться тут жить… Я осматриваю берега в бинокль, и вижу чертову пропасть уток, гусей, гагар, цапель и всяких бестий с длинными носами». [6] 17 июня Чехов приехал в Читу (остановился в «Даурском подворье»), но пробыл там всего лишь несколько часов. В Нерчинске он также останавливался только на один день (19 июня).
«Я в Амур влюблен…»
«Проплыл я уже по Амуру 1000 верст и видел миллион роскошнейших пейзажей, голова кружится от восторга…» Наконец, через два месяца Чехов оказался на Амуре. Пароход «Ермак» неспешно шлепал по желтоватого цвета воде, писатель подолгу смотрел на бесконечные берега. «Берега Амура красивы, но слишком дики, мне же безлюдье надоело». (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
Амур произвел на Чехова огромнейшее впечатление. «Амур чрезвычайно интересный край, - писал он М.П. Чеховой. – До чертиков оригинален. Жизнь тут кипит такая, о какой в Европе и понятия не имеют». [7] В ту пору на Амуре действительно жизнь проходила бурно. В край один за другим шли отряды переселенцев. Вдоль Амура возникали новые поселения. Владивосток принимал океанские пароходы, на которых прибывали из Центральной России крестьяне. Чехов очень хорошо понимал, как тяжела была судьба этих людей, решивших переселиться на Дальний Восток, он писал: «Гляжу на них и думаю: порвать навсегда с жизнью, которая кажется ненормальной, пожертвовать для этого родным краем и родным углом может только необыкновенный человек, герой». Чехов горячо отзывался о первопроходцах, исследователях Дальнего Востока. Он высоко ценил подвиг Невельского Г.И., который первым поднял русский флаг на Амуре.
В конце июня А.П. Чехов сделал двухдневную остановку в Благовещенске. Отсюда он 27 июня писал А.С. Суворину: «Деревни здесь такие же, как на Дону; разница есть в постройках, но неважная. Жители не исполняют постов и едят мясо даже в страстную неделю; девки курят папиросы, а старухи трубки - это так принято. А какой либерализм! Ах, какой либерализм! На пароходе воздух накаляется докрасна от разговоров. Здесь не боятся говорить громко. Арестовывать здесь некому и ссылать некуда, либеральничай сколько влезет. Описывать такие красоты, как амурские берега, я совсем не умею; пасую перед ними и признаю себя нищим. Ну, как их опишешь? Представьте себе Сурамский перевал, который заставили быть берегом реки, - вот вам и Амур. …Право, столько видел богатства и столько получил наслаждений, что и помереть теперь не страшно. Я в Амур влюблен; охотно бы пожил на нем года два. И красиво, и просторно, и свободно, и тепло. Швейцария и Франция никогда не знали такой свободы. Последний ссыльный дышит на Амуре легче, чем самый первый генерал в России». [8]
Писатель восхищался не только природой Амура. Не меньше его привлекало местное население, жизнь на его берегах. «Народ, – пишет он, - все больше независимый, самостоятельный и с логикой…Люди на Амуре оригинальные…» [9] В Благовещенске Чехов пересел на пароход «Муравьев» (в отчетах правления товарищества Амурского пароходства название его: «Муравьев-Амурский»). (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) Плыл Чехов по Амуру в одной каюте с китайцем Сун Ло-Ли, который развлекал его разговорами о смертной казни и в письме Чехова к домашним изобразил иероглифами китайское приветствие.
Хабаровка
«стоит город великолепно, на очень высоком скалистом отвесном обрыве…» Первые строения Хабаровки, возвышающиеся на крутых береговых террасах, подступающих к Амуру, поразили писателя своей первозданной чистотой, простором и яркостью красок.
«Муравьев - Амурский» причалил к берегу. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5) В конце 19 века, по свидетельству старожилов, пассажирская пристань располагалась по другую сторону утеса, у берега, где ныне стадион им. Ленина. Узкая береговая полоса, немного покатая к воде, опиралась на высокий, почти отвесный яр. Наверху его – беседка. От нее – широкая лестница до полосы. На ней - другая беседка. Юго-восточная часть полосы, служащая единственным путем сообщения пароходной пристани с городом, в 20 саженях от пристани круто поворачивается на восток и, огибая мыс, с небольшим домиком наверху, исчезает из глаз стоящего на пристани. Северо - западная, с длинными и высокими зданиями продовольственного магазина военного ведомства, тянется дальше, сажен 250; потом поворачивается на запад и, в виде узкой тропинки, огибает каменную глыбу утеса.
Чехов поднялся в город, устроился на ночлег в здании Военного собрания. В нынешней столице Дальнего Востока он провел от нескольких часов до трех дней - сколько именно, краеведы спорят до сих пор (скорее всего 1,5 дня – столько времени длилась стоянка парохода).
Какой же предстала Хабаровка перед взором великого писателя? Столицей области в то время был Николаевск, однако Хабаровка имела более выгодное географическое положение, так как находилась на перекрёстке всех путей сообщения от Владивостока и побережья. 10 мая (28 апреля по старому стилю) 1880 года военный пост Хабаровка был назначен центром Приморской области и преобразован в город. К началу 90-х годов 19 века Хабаровка была уже довольно крупным поселением Приморской области — в ней проживало 3894 жителя; из них 47,3 % — военных, 23 % — мещан, 21,3 % — иностранцев (в основном, китайских рабочих), 1,4 % — представителей коренного населения и 7 %- офицеров, духовенства, купечества, промышленников.
В 1880 году областным инженером Поповым разработан генеральный план города. Были определены границы: на юго-востоке за нынешним дендрарием, на северо-западе – до ул. Кладбищенской (сейчас ул. Советской), на западе – до ул. Московской. С 1881 года улицам стали присваиваться официальные названия, до этого они были номерными. Появились улицы, названные в честь именитых людей города – Муравьева-Амурского, Тихменева, Барабашева, но, с другой, были и Болотная, Овражная, Непроезжая – эти названия дал сам простой люд на них живущий.
Спустя четыре года — 28 июня (16 июня по старому стилю) 1884 года — Восточно-Сибирское генерал-губернаторство было разделено на Иркутское генерал-губернаторство и Приамурское, административным центром которого стала Хабаровка. Став резиденцией всего Приамурья, город стал быстро расти, а в центральной части менять свой облик. В центре и на главных улицах вырастают большие каменные здания для правительственных учреждений, открываются новые школы, училища, лазареты, торговые дома. Для наблюдения и контроля за строительством с 1888 года была введена должность городского архитектора, первым на нее был назначен военный инженер П. Базилевский. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6) То, что он был военным, отразилось в облике города: преобладал казенный официальный стиль.
Представим утро в провинциальном городе. Мимо серых заборов по обывательским улицам прогоняют стадо. Купцы открывают свои лавки и магазины, приказчики раскладывают товары и ждут покупателей. В лазаретах врачи и фельдшеры начинают прием больных. В городские управы, где, чередуясь, заседают по разным делам присутствия, в присутственные и неприсутственные дни являются на службу многочисленные средние и мелкие чиновники, и канцелярские служащие. Привычным маршрутом спешат на занятия учителя и учащиеся начальных школ, уездных училищ и гимназий. В повседневных делах и заботах проходит день. Вечером по серым улочкам прогоняют домой всё то же стадо, а обыватели садятся за винт или отправляются в Офицерское собрание. 4.1 Офицерское собрание Отправимся и мы на прогулку по городу. В поисках самого красивого места Хабаровска вы неизбежно окажетесь на городской набережной, в живописной парковой зоне, архитектурным украшением которой, несомненно, является здание Офицерского собрания (ныне Дальневосточного художественного музея). Оно построено в 1887 году по проекту Владимира Григорьевича Мооро и является памятником федерального (общероссийского) значения. (ПРИЛОЖЕНИЕ №7) Здание имеет свою замечательную историю, в нем останавливались А. П. Чехов, Герои Русско-японской войны и обороны Порт-Артура генералы Р. Кондратенко, Д. Карбышев; В. К. Арсеньев; великие князья Романовы - Николай, Константин, Сергей. О посещении Чехова А.П. напоминает мемориальная доска с бюстом писателя, (ПРИЛОЖЕНИЕ №8) прикрепленная к главному фасаду Дальневосточного художественного музея, выполненная 29 июня 1977 года членом Хабаровской организации Союза художников России Ю.А. Кукуевым. (ПРИЛОЖЕНИЕ №9)
Предназначалось здание для впервые образованного в Хабаровке клуба, объединившего офицеров, обер - офицеров и чиновников военных ведомств местного гарнизона, офицеров артиллерийского склада и горного дивизиона. (ПРИЛОЖЕНИЕ №10). День его открытия, 14 ноября 1887 года, был ознаменован показом первого любительского спектакля комедии А.В. Сухово - Кобылина «Свадьба Кречинского».
Каким было тогда Военное собрание небольшого и очень молодого городка? Центром притяжения местной интеллигенции, здесь было весело, непринужденно. Местное общество очень любило посещать этот уютный особняк. Роскошные гостиные, мягкая мебель, камин и ковры уже располагали гостей к отдыху, неформальному общению. (ПРИЛОЖЕНИЕ №11) На первом этаже размещались большая гостиная, зал со сценой, две малые гостиные, столовая с буфетом, передняя, комната для музыкантов и туалетная. На втором этаже в небольшом угловом помещении находилась библиотека, две комнаты были отведены для карточных игр и одна под бильярдную, а в полуподвале находились помещения для прислуги, повара, кладовая и кухня. Окна здания выходили в городской сад. От Амура веяло летней прохладой. Из зала можно было выйти на террасу, обращенную в парк. Неподалеку располагался музыкальный павильон, откуда, непременно, звучала духовая музыка.
Сюда приходили отдохнуть, обменяться новостями, поиграть в карты. Однако вход в офицерское собрание был строго ограничен. Офицеры клуба платили членские взносы, а гостей пропускали только по приглашениям. При этом всегда следили за формой одежды: военные должны быть в сюртуках с эполетами, а статские - во фраках.
Работал драмкружок, показывали спектакли, а музыканты-любители давали концерты. Проходили балы, вечера-экспромты, на которые собирались офицерские семьи. Жена генерал-губернатора В. Ф. Духовская возглавляла драматический и музыкальный кружки. Нередко в этом доме звучали романсы, стихи, музыка, шумели танцы. На таких вечерах выступал известный в городе архитектор - военный инженер Борис Андреевич Малиновский. Он хорошо играл на скрипке и великолепно пел романсы, его дуэты с Н.И. Громовой приводили слушателей в восторг.
Все мероприятия проводились собственными силами. Большую роль в их организации играли члены офицерских семей. Часто мероприятия носили благотворительный характер. «19 декабря 1899 года хабаровский кружок любителей драматического искусства в Гарнизонном собрании с разрешения Н. И. Гродекова поставил благотворительный спектакль в пользу прокаженных. Чистый доход получился «не очень» - 91 рубль 33 копейки, но и такие деньги оказались не лишними.» [10] Большой восторг у зрителей на таких вечерах вызывала игра на скрипке В. А. Жоравовича и Н. Н. Серебренникова, долго помнили о концерте Д. М. Леоновой. После концерта Дарьи Михайловны в Хабаровске растроганный ее искусством купец А.Ф. Плюснин преподнес обладательнице изумительного голоса 40 шкурок «чудных черных соболей».
Однако гостям не хватало художественных впечатлений. Для украшения его стен было приобретено три копии с картин И.К. Айвазовского и В.Д. Поленова и одно оригинальное произведение местного художника С.Г. Ращенко. Часто здесь проходили выставки творчества художников, в основном с благотворительной целью. 4.2 Дом генерал-губернатора
На противоположной стороне улицы Алексеевской (ныне Шевченко), чуть ближе к Соборной площади писатель мог видеть дом генерал-губернатора.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №12)
Первые каменные здания в Хабаровске появились лишь спустя четверть века его основания, и темпы их строительствами были очень низкими. В 1884 году в городе из более чем 500 домов только три жилых дома и два магазина стояли на каменных фундаментах, а целиком каменных зданий не было вообще. Спустя шесть лет в городе в городе числилось уже 20, а ещё через шесть лет – 67 каменных построек, не считая зданий военного ведомства.
Дом генерал-губернатора - один из первых каменных домов Хабаровки. Спроектированный военным инженером подполковником В.Г. Мооро еще в 1883 году, этот дом был практически сразу же и построен. В течение последующих лет он обрастал различными пристройками, появлялись новые здания, в основном хозяйственного назначения (например, оранжерея – великолепный ландшафтный оазис с экзотическими растениями, который получил название «Сад генерал-губернатора»).
В 1890 году пост генерал-губернатора занимал барон Корф Андрей Николаевич. Интересно, что когда он прибыл в Хабаровку, то увидел предназначенный для него новый дом пустым, без всякой мебели. В октябре 1884 года он обратился с ходатайством в Петербург об отпуске необходимой суммы денег на обзаведение. В феврале 1885 года Корф получил особым кредитом 10 000 рублей на меблирование дома и вообще на приведение его в соответствующее положению генерал-губернатору состояние.
Сохранившиеся фотографии конца 19 века свидетельствуют об интересном архитектурном решении этого дома. Кирпичной кладкой на фасаде выделялись обрамления окон, подчеркивались карнизы и декоративные фронтоны. Перечень помещений дает наглядную информацию о жизни владельцев дома. Здесь размещались малая и большая столовые, музыкальная комната и будуар, малая и большая гостиные, зал для приемов, получивший название Атаманского, жилые комнаты, кабинет, передняя, помещение для прислуги и дежурного. На одной из старых фотографий можно было видеть две полосатые будки для часовых, расположенные слева и справа от входа в дом. 4.3 Культовые сооружения
На Соборной площади писатель не мог пройти мимо Успенского собора. Это первое каменное культовое сооружений в Хабаровске. (ПРИЛОЖЕНИЕ №13)
Начало возведения Успенского относится к 1876 году, когда на имя иркутского архиепископа поступили 15 тысяч рублей от безымянного жертвователя на строительства этого храма. Причем жертвователь поставил условие начать строительство лишь после того, как эта сумма вместе с процентами и другими пожертвованиями составит не менее 40 тысяч. В том же году на церковном сходе при хабаровской Иннокентьевской церкви сборщиком средств был избран купец 1-й гильдии Андрей Фёдорович Плюснин. За два года собранных средств уже хватило на то, чтобы заключить контракт на заготовку строительных материалов. Текст этого договора сохранился в Государственном архиве Хабаровского края. В контракте, подписанном крестьянином Д.А. Маятниковым и А.Ф. Плюсниным, были оговорены все основные условия, согласно которым Маятников обязуется в течение трёх лет изготовить на своём кирпичном заводе 450 тысяч по 16 рублей за одну тысячу. Это чрезвычайно интересный исторический документ, а потому процитируем хотя бы одну его фразу: «Кирпич вырабатывать я, Маятников, должен лучшего качества, а именно плотно-прессованный из глины хорошего качества и хорошо вымятой, пропорционально обоженный, каждый кирпич должен быть звонкий ровный и отнюдь не кривой, формата совершенно одинакового, размера в длину шесть, в ширину три и толщину полтора вершка…» Пока на заводе вырабатывался кирпич и собирались дополнительные пожертвования, началась и разработка проекта будущего храма.
В 1884 году храм было «вырешено строить по проекту Бера». Гражданский инженер С.О. Бер работал старшим архитектором в управлении строительной и дорожной частями при Приамурском генерал-губернаторе. Он не только разработал проект, но и руководил его строительством. Основной объем храма был закончен к осени 1886 года, и в декабре в нем была совершена первая Рождественская служба. По словам современников, храм был довольно благолепный: иконостас золоченый, пол застлан недорогими коврами.
Еще одно культовое сооружение Хабаровки – Иннокентьевская церковь, ее тоже мог видеть писатель. Небольшая часовня, срубленная первостроителями Хабаровки, в первые годы после его основания, стала первой культовой постройкой, простоявшей, правда, относительно недолго. В 1870 году вместо неё была воздвигнута деревянная церковь, названная Иннокентьевской – в честь святителя Иннокентия, первого святителя Иркутского, покровителя Сибири и Дальнего Востока, причисленного после смерти к лику святых. (ПРИЛОЖЕНИЕ №14)
4.4 Библиотека Приамурского военного округа
Посетил писатель дом по улице Тургенева 94, (ПРИЛОЖЕНИЕ №15) в котором размещалась библиотека Приамурского военного округа, и проживал начальник штаба генерал-майор И.Н. Свечин. В библиотеке Чехов ознакомился со свежими газетами. Его интересовала, в первую очередь, газета «Новое время», ведь редактору газеты Суворину А.С. Чехов не только писал письма, но высылал путевые очерки. В июне 1890 года в газете появился уже шестой его очерк в разделе «Из Сибири». О Хабаровке Чехов обмолвился только в письме. Написал о самом существенном: как она далека, оторвана от России: «…Если судить по «последним» газетам, которые я вчера читал в Хабаровке, в Военном собрании, то это письмо вы получите в октябре, - пишет Антон Павлович. – Газеты мартовские и апрельские, значит шли они сюда 2-2,5 месяца, отсюда же против течения почта идет дольше…» [11]
4.5 Нижний базар
Никак не мог писатель пройти мимо базара. (ПРИЛОЖЕНИЕ №16) От улицы Инженерной до него было рукой подать. Это был первый и самый древний базар в городе – базар на Плюснинке, возник он в 1877 году и действовал до 1960 года.
Вот как описывает тогдашний рынок писатель-этнограф, князь Гамалилла Гантимуров, (ПРИЛОЖЕНИЕ №17) побывавший в Хабаровке вскоре после Антона Павловича. «Это замечательное торжище недалеко от здания музея и библиотеки. Я пересек площадь, спустился вниз по набережной улице к юго-востоку сажен 60 и очутился на рынке. Он состоит из двух рядов маленьких лавчонок и балаганов – единственный проезд на пароходные пристани и обратно в город. Этот же узкий проезд служит и толкучкой для публики. За крайним рядом лавчонок речушка Плюснинка, впадающая в Амур. Владельцами этих торговых павильонов были китайцы, корейцы и русские. Первых больше половины всех торговцев… Здесь можно купить все, что угодно. Например, печеный хлеб, булки, квас, пиво и говядину продают преимущественно русские, мануфактурные и галантерейные товары и посуду – китайцы». [12] 4.6 Общественное собрание
В 1880 году в Хабаровке было образовано Общественное собрание. «В декабре человек 12 из местной интеллигенции собрались для частной беседы в квартире бывшего в то время губернатора М.И. Тихменева и, рассуждая на злобу дня, о той мертвящей тоске, которую приходилось тогда переживать в этом захолустье, сами собой напали на мысль о необходимости открытия собрания, где можно было бы всем вместе проводить часы досуга». [13]
Возникли трудности с помещением. Но на окраине Хабаровки, среди кустов и зарослей, стоял сруб сгоревшей почтовой конторы. Его было решено использовать для нужд собрания. Ремонтные работы продлились две недели и появилось помещение, где можно было собираться и проводить досуг. С огромной радостью и энтузиазмом в Общественном собрании праздновали Рождество, Новый год, Масленицу, зимними вечерами устраивали вечера досуга. Даже несмотря на открытие в городе Военного собрания, культурное учреждение продолжало расти, крепнуть, даже выработало свой собственный устав.
Что еще могла увидеть литературная звезда на своем пути? Здание Казенной палаты на улице Алексеевской, деревянный торговый дом купцов Плюсниных, Среднюю гору, вдоль которой проходила главная улица Муравьева-Амурская. Это была центральная часть города, показная его сторона. По этой улице ежедневно ходило начальство Приамурского генерал-губернаторства и военного округа. Постройки солидные, бульвар, тротуары. Ни сору, ни кур, ни свиней. Пешеходы преимущественно чиновники, офицеры и дамы. Последние, в самых моднейших костюмах.
Этикет того времени требовал визита известного писателя к главному начальнику края, тем более что Чехов не имел официального документа для поездки на «каторжный остров». «И мысль, что каторга уже близка…не имея с собой рекомендательного письма, что меня могут попросить уехать обратно – это неприятно волнует меня», - писал Чехов. Поэтому с генерал-губернатором А.Н. Корфом он не встречался. Следует напомнить, что барон Корф беседовал с Чеховым на Сахалине 22 июля.
4.7 А.П. Чехов и современный Хабаровск
«Я дарю городу Чехова»
Память о Чехове, его творчестве и деятельности хранят в нашем городе.
В Железнодорожном районе Хабаровска есть улица имени Чехова. На фасаде Художественного музея - мемориальная доска. Самым последним и малоизвестным фактом увековечения памяти великого писателя стала скульптура «Чехов на Амуре» известного хабаровского художника и скульптора Владимира Бабурова. (ПРИЛОЖЕНИЕ №18) По задумке автора, писатель перед Амуром снял шляпу, припустил трость и глядит вдаль. «Чехов не удостоил в своих заметках никакого упоминания о Хабаровке, но наверняка, сойдя с парохода и выйдя на пристань - снял шляпу. Таким я его и запечатлел» - рассказывает скульптор. (ПРИЛОЖЕНИЕ №19)
Презентация памятника состоялась в ночь с пятницы на субботу, с 25 на 26 апреля 2014 года, в Дальневосточной государственной научной библиотеке в Хабаровске, в рамках всероссийской культурно-развлекательной акции «Библионочь-2014». В настоящее время скульптура находится в библиотеке, в зале записи читателей.
4.8 «Остров отверженных»
Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С. Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».
III Заключение
Оценивая свою сибирскую эпопею, А.П. Чехов писал: «...я доволен и благодарю Бога, что он дал мне силу и возможность пуститься в это путешествие... Многое я видел, и многое пережил, и все чрезвычайно интересно и ново для меня не как для писателя, а просто как для человека. Енисей, тайга, станции, ямщики, дикая природа, физические мучительства, причиняемые дорожными неудобствами, наслаждения, получаемые от отдыха, - все, вместе взятое, так хорошо, что и описать не могу». [14] Эта поездка, обогатив писателя впечатлениями, отразилась в его творчестве («Из Сибири», «Гусев», «Три сестры»). Еще большую память оставил сам Чехов в многочисленных городах и весях, в народной памяти.
Мы знали Чехова как автора, возвысившего жанр маленького юмористического рассказа до монументального художественного обобщения, знали его как реформатора театра, превратившего своим творчеством традиционный актерский театр в театр режиссерский, мы знали Чехова… Нам казалось, что знали! Но, только прочитав его «Остров Сахалин», познакомившись с его путешествием, мы открыли новую, многогранную личность, которая неотделима от его творчества, и изучение которой, так важно для понимания и «загадочной русской души», и ответов на мучительные вопросы «что делать», и осознания нами самих себя – людей XXI века, героев нового времени, для которого Антон Павлович Чехов по-прежнему современен.
Сноски
1.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 21 Письма 1888-1889 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.415
2.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 22 Письма 1890-1892 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.45
3.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 22 Письма 1890-1892 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.86
4.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 22 Письма 1890-1892 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.101
5.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 22 Письма 1890-1892 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.110
6.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 22 Письма 1890-1892 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.121
7.Чехов А. П. Письмо Чеховым, 23—26 июня 1890 г. От Покровской до Благовещенска // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974. – с.186
8.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 22 Письма 1890-1892 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.136
9.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 22 Письма 1890-1892 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.144
10.Вежновец, А. Ф. Записки краеведов / А. Ф. Вежновец, Н. П. Крадин. - 2-е изд., испр. и доп. - Хабаровск: Изд-во Хворова А.Ю, 2004. - с.145
11.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 22 Письма 1890-1892 г.г. – М.: Наука, 1976. – с.156
12.Коробкова И. «Читал в Военном собрании газеты». – Главный город, №6 (50), 2013, с. 42
13.Крадин, Н. П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне (1858-2008) / Н. П. Крадин. - Хабаровск: РИОТИП, 2008. – с.95
14.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т.: т. 15. – М.: Наука, 1976. – с. 96
Список использованной литературы
1. Амур – река подвигов: худож. - док. повествование о Приамурской земле, ее первопроходцах, защитниках и преобразователях. – Хабаровск: Хабар. кн. изд-во, 1983. – 546 с.
2. Бурилова, М. Ф. Общество старого Хабаровска: (конец XIX - начало XX вв.) : [по семейным фотоальбомам и прочим раритетам] / М. Ф. Бурилова; [предисл. В. Сысоева; вступ. ст. Т. Я. Иконниковой]. - Хабаровск: РИОТИП, 2007. - 526, [1] с.: фот. - Библиогр.: с. 508-513
3. Вежновец, А. Ф. Записки краеведов / А. Ф. Вежновец, Н. П. Крадин. –
2-е изд., испр. и доп. - Хабаровск: Изд-во Хворова А.Ю, 2004. - 336 с.: ил.
4.Востриков, Л. А. Хабаровск и хабаровчане: очерки о прошлом / Л. А. Востриков, З. В. Востоков; ред. Е. В. Воронянская; худож. В. М. Лебедев. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1991. - 254,[2] с.: фот.
5. Константинов, А. А. Почетные граждане города Хабаровска (1880-1996 гг.) / А. А. Константинов; ред. Г. Ведерников; худож. А. Жуланов. - Хабаровск: Этнос-ДВ, 1997. - 177,[3] с. : ил., фот. - (Библиотека дальневосточника)
6. Коробкова И. «Читал в Военном собрании газеты». – Главный город, №6(50), 2013, с 42
7. Крадин, Н. П. Охраняются государством. Памятники архитектуры и скульптуры общероссийского значения в Хабаровске / Н.П. Крадин. – Хабаровск: Частная коллекция, 1999. – 192с.: ил.
8. Крадин, Н. П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне (1858-2008) / Н. П. Крадин. - Хабаровск: РИОТИП, 2008. - 447 с.: фот.
9. Над Амуром белым парусом…: Хабаровск: шаги во времени: фотоальбом / отв.ред. В.В. Смирнов. – 2 –е изд. пересмотр. – Хабаровск: Приамур. Ведомости, 2005. – 160 с.: ил.
10. Православные храмы Хабаровска - свидетели истории / авт.-сост. Н. Н. Бендик, Л. В. Салеева. - Хабаровск: Частная коллекция, 2003. - 64 с.: ил. - (Документы и судьбы)
11. Улицы дальневосточной столицы: [биогр. справ.] / Хабар. краев. отделение Всерос. общества охраны памятников истории и культуры; [авт.-сост.: Т. С. Бессолицына, Л. С. Григорова; науч. ред.: Ю. В. Ефименко, Н. П. Крадин; отв. за вып. Л. А. Ишаева]. - Хабаровск: Хворов А. Ю., 2008. - 159 с.: ил.
12. Чернышева, В. И. Хабаровск: 1858 – 1983: очерк истории / В. И. Чернышева, Г. С. Чечулина, А. С. Сутурин ; худож. А. Н. Посохов. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1983. - 335 с., 32 л. фот.
Приложение № 1 к ч.2, гл.1
Удостоверение корреспондента газеты «Новое время», выданное А.П. Чехову
Приложение № 2 к ч.2, гл.2
Карта маршрута
Приложение № 3 к ч.2, гл.3
Амур
Приложение № 4 к ч.2, гл.3
Художник Петр Молотов
Пароход «Муравьев-Амурский»
Приложение № 5 к ч.2, гл.4
Хабаровская
пристань
Приложение № 6 к ч.2, гл.4
Базилевский Платон Евгеньевич
(23.3.1856 - ?)
Русский военный инженер, генерал-лейтенант. В 1872 году окончил Воронежскую военную гимназию. В 1875 году окончил Николаевское Инженерное Училище. Офицер 19 артиллерийской бригады.
Участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Затем, в 1882 году, окончил Николаевскую Инженерную Академию, получил звание капитан, и стал военным инженером.
С 1888 года – штабной офицер для поручений при Инженерном управлении Приамурского Военного Округа.
В год 30-летия Хабаровска, в 1888 году, была учреждена должность городского архитектора. Первым её занял военный инженер капитан Платон Евгеньевич Базилевский, который был автором проектов первых вокзалов в Хабаровске и во Владивостоке. По его проекту во Владивостоке построено и сохранившееся до настоящего времени здание бывшего китайского консульства.
В 1889 году получил звание подполковник, в 1893 году – полковник.
С 09.09.1898 года – заведующий инженерной частью Квантунской области.
Участник Китайской кампании 1900-01 гг., генерал-майор с 1901 года.
С 1906 года – начальник инженеров Приамурского Военного Округа. Генерал-лейтенант (1907 год).
С 1910 года начальник инженерных войск Дальнего Востока.
17.04.1913 года уволен в отставку. |
|
|