Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Всё вокруг. Почему у меня всё время появляются вопросы? … Много вопросов |
 Скачать 63.31 Kb. |
— Вот вопрос. Почему мне всё интересно?
Всё вокруг. Почему у меня всё время
появляются вопросы? … Много вопросов.
Десять вопросов в день, двадцать вопросов
в день. Я … начинаю размышлять.
Иногда приходит ответ. Это — удовольствие.
Иногда приходит много ответов, не могу выбрать.
Это — неудовольствие. Иногда ответы
не приходят. Это — беда.
АБС «Малыш» Как сделать так, чтобы ребенок не переставал задавать вопросы, чтобы познавательный интерес школьника к старшей школе не угасал, а только разгорался? Как не отбить удовольствие от получения ответа на вопрос? Как воспитать любознательную, самостоятельную в каждодневном узнавании и познавании мира личность? И, что не менее важно, – как научить будущего студента искать ответы на вечно возникающие у него вопросы? Именно эти задачи ставит перед учителем основной и старшей школы наше время.
Работая в системе развивающего образования Эльконина – Давыдова с 2004 года, я реализую принципы и технологии деятельностного подхода в обучении школьников русскому языку и литературе. При деятельностном подходе, когда учитель не дает ученику готовых знаний, а лишь вооружает инструментом для добывания этих знаний, на первом месте, безусловно, должны стоять познавательные мотивы, без которых невозможны целеполагание и постановка учебной задачи – следовательно, невозможно решение этой самой учебной задачи.
Как решать проблемы мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО? Развивающее обучение строится на 3-х взаимосвязанных и взаимопроникающих теориях:
теории учебной деятельности, которая возможна лишь в специально организованной среде, основанной на системе уроков разных типов;
теории поэтапного формирования умственных действий, когда осуществляется постепенный переход знания извне вовнутрь, во внутреннюю сферу ребенка;
и теории контроля и оценки, которые состоят в пооперационном самоконтроле за выполнением задания по алгоритму и в планировании собственной учебной деятельности.
На основе этих теорий разработаны педагогические технологии, призванные мотивировать ребенка на учебную деятельность. Я представлю вам 2-е из технологий, которые систематически использую в своей работе.
________________________________________
4.
Мощным средством мотивации школьников на изучение блоков тем является технология «Карта Знаний». С чего начинается Карта Знаний? С детского незнания и с детских вопросов. Так, в начале года учащимся предлагается работа, состоящая как из заданий для выявления уровня остаточных знаний на начало учебного года, так и принципиально новых для учащихся заданий. Естественно, что ученик 6-ого класса в начале года с интересом и удивлением читает задания «Постройте словообразовательную цепочку», «Определите словообразовательный тип», «Подчеркните непроизводные немотивированные слова», «Произведите словообразовательный анализ слова. Обозначьте словообразовательную базу и формант». Веселый интерес вызывают фразы-монстры, предложенные В.В. Репкиным. Например, задание для 6 класса, на новую для 6-классников тему «Правописание союзов и производных предлогов».:
(В)последстви_ выяснилось, что (в) следстви_ участвовали неквалифицированные эксперты, (в)следстви_ чего (в)следстви_ вмешалась служба прокурорского надзора, и в результате (в)течени_ месяца подследственный был оправдан, (в)течени_ его жизни так(же) произошли перемены к лучшему. Задания на опережение могут иметь и такой вид:
7 класс
6. Отметьте слова, называющие главное действие (х) и действие добавочное (+):
а) говорил, улыбаясь;
б) увидев, поздоровался;
в) принеся, положил;
г) съел, расколов;
д) продолжил, усмехнувшись.
Расскажите о новой для Вас части речи 5,6,7 класс
Маша, Петя и Алёша получили задание указать все прилагательные в высказывании «На старом пруду дети видели плавающего белого лебедя».
Маша указала прилагательные «старый», «плавающий», «белый».
- Ты что! – удивился Алёша. – «Плавающий» – это глагол!
- Нет, – возразил Петя, - «плавающий» – это какая-то неизвестная нам часть речи.
Задание: отнесись к высказываниям детей.
- …
Задачей ребенка становится не решить задания подобного типа, а отделить знание от незнания и поставить перед собой цель добыть знания и способы действий для выполнения нового задания.
Неизбежно возникают вопросы, а из вопросов строится Карта Знаний – маршрут изучения предмета в новом учебном году. С Карты Знаний начинается учебный год, КЗ пронизывает все блоки по предмету, к КЗ мы возвращаемся в конце изучения каждой темы (отмечаем вопросы, на которые уже ответили, решаем задания, бывшие ранее нерешаемыми), к КЗ возвращаемся в конце года, отслеживая свой рост. Работая с КЗ, учащиеся вырабатывают в себе следующие метапредметные умения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
В старшей школе Карта Знаний трансформируется в индивидуальную образовательную программу для каждого выпускника.
Таким образом, Карта Знаний – инструмент не только мотивации ребенка к учебной деятельности, но и воспитания в ребенке самостоятельности – одного из важнейших качеств взрослого человека.
Вторая педагогическая технология, которую я использую в своей методической системе, – технология контроля и оценки. Безусловно, контроль и оценка являются важнейшими компонентами учебной деятельности. Под контролем и оценкой в РО понимаются не столько действия учителя по отслеживанию полученных учениками результатов, сколько двусторонний процесс, предполагающий активное участие самого ученика.
Контроль и оценка пронизывают каждое действие ученика (в рабочих тетрадях дети оценивают свои работы с помощью 3-х шкал: П – правильность, А – аккуратность, К – красота), без действия контроля и оценки (отделение нового от старого) невозможно целеполагание; формирование открытого способа также идет через действия контроля (проверочные работы А). Но наиболее полно и ярко теория действий контроля и оценки реализуется в тетрадях контрольно-оценочной деятельности.
Учителями нашей школы разработаны тетради контрольно-оценочной деятельности по предметам школьного цикла. Я занималась составлением тетрадей КОД по русскому языку и литературе для учащихся основной и старшей образовательных ступеней. Все тетради имеют общую структуру. Структура тетради контрольно-оценочной деятельности
(тетради для проверочных работ)
Обращение к ученику.
Стартовая диагностическая работа.
Карта знаний.
Планируемые результаты изучения предмета.
Входная проверочная работа.
Система проверочных работ (в том числе составленных учащимися) за курс учебных модулей.
Итоговая проверочная работа.
Рефлексивное сочинение.
Приложения (нормы оценивания диктантов, сочинений и изложений).
Материалы представляют систему проверочных работ, разработанных в логике разворачивания учебной деятельности и в соответствии с требованиями ФГОС НОО по формированию учебных компетентностей. Работа с тетрадью позволяет формировать у учащихся следующие универсальные учебные действия:
критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, контролировать свои учебные действия;
определять границы своего «знания и незнания»;
предполагать, какие ошибки можно допустить при решении какого-либо задания;
оценивать свою работу по критериям, выработанным сообща в классе;
самостоятельно определять цели изучения предмета в дальнейшем;
подбирать индивидуальные способы ликвидации и коррекции «пробелов» в знаниях;
сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека.
Технология «Карта Знаний» и технология контроля и оценки способствуют формированию у подростков и старших школьников регулятивного учебного действия целеполагания как отправной точки обучения в условиях ФГОС НОО.
Целеполагание и есть та опора, которая поддерживает познавательный интерес школьника в основной и старшей школе. |
|
|