Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Воспоминаний детства это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. |
 Скачать 217.22 Kb. |
Текст № 1
(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.
(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь - главнее всех.
(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (По Ф. Искандеру) Задания по тексту Ф. Искандера
Определите тему и основную мысль текста
Определите стиль и тип речи
Укажите средство связи предложений 15-16
Укажите количество звуков в слове БЕЗРАССУДСТВО
Из предложения 11выпишите слово(-а), где встречается звук [в].
Определите способ словообразования подчеркнутых слов
Укажите количество морфем в выделенных словах
Выпишите из предложения 12 слово(-а), построенное(-ые) по модели: приставка + корень+ суффикс+окончание
В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)?
Выпишите из текста оксюморон. Определите его роль.
Из предложений 7-12 выпишите частицы
Найдите в предложениях 13-18 производный(-ые) предлог(-и)
Выпишите прилагательное (-ые) в превосходной степени сравнения
Из предложений 1-10 выпишите действительное причастие настоящего времени
Сколько словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении 4?
Выпишите грамматическую основу из предложения 17. Определите вид сказуемого
Укажите номер(-а) предложения(-ий) с вводными конструкциями
Какой вид подчинительной связи использован в предложении 12? В каком еще предложении используется этот вид подчинительной связи?
Определите вид придаточного в предложении 13
Среди предложений 1-10 найдите предложение с придаточным изъяснительным
Текст № 2 Зачем нужна литература в школе?
(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду! (9)Русская литература -это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10) Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. (13) Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности . (14) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там «народ»! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя... (В.Непомнящий) Задания по тексту В. Непомнящего
Определите тему и основную мысль текста
Определите стиль и тип речи
Укажите средство связи предложений 3-4
В каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы?
Из предложения 12 выпишите слова, в которых есть звук [ф]
Из предложений 7-17 выпишите определительные местоимения
Из предложения 10 выпишите частицу
Напишите номер предложения, в котором повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного
Из предложений 7-9 выпишите переходный глагол
Из предложений 1-11 выпишите прилагательное в сравнительной степени
Из предложения 13 выпишите слова с нулевым окончанием
Определите способ словообразования слов: Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью согласование
Среди предложений 12-17 найдите предложения с составным глагольным сказуемым
Найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение
Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
Определите вид придаточных в предложении 5
Найдите предложение с вставной конструкцией
Найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением
Какие средства выразительности использованы в первом абзаце?
Текст № 3
(1)Если вглядеться - мир полон поэтов. (2)Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают... (3)Именно поэтов. (4)Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5)И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6)И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес. (7)Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8)3начит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9)Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет, вопреки всему, испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10)И нужды нет, что счастлив он молча.
(11)Только очень немногим из пишущих удавалось по-настоящему приблизиться к совершенству, передавая свой восторг перед совершенным. (12)Это в идеале, по выражению знаменитого американского поэта Роберта Фроста, стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13)Видимо, Роберт Фрост считал, что истинная поэзия должна приобщать к великой гармонии жизни и нас с вами, хоть на минуту защитить человека от пустоты небытия. (14)Высокие поэтические удачи не часты, хоть и много дерзающих и действительно никогда не удостоенных знать, была ли дерзость эта увенчана удачей. (15)То есть будет ли дана творению долгая судьба радовать, возвышать, утешать...
(16)Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17)Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я - выиграл партию». (18)И может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, - сомнение. (19)Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20)Вера в себя и сомнение в себе - составные движущих сил искусства. (По И. Снеговой)
Задания по тексту И.Снеговой
1) определите тему и основную мысль текста
2) определите стиль и тип речи
3) Среди предложений 1—10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и союза.
4) Из предложения 13 выпишите слово(-а), где встречается звук [щ,].
5) Из предложений 11-12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
6) Определите способ словообразования подчеркнутых слов
7) Укажите количество морфем в выделенных словах
8) Укажите слово(-а), построенное(-ые) по модели: приставка + корень+ суффикс+окончание:
А) передавая Б) увенчана В) заставляет Г) совпадают
9) В каких предложениях автор использует антонимы (антонимическую пару)? Выпишите эти пары
10)Укажите номера предложений, в которых синонимы употребляются как контекстуальные антонимы
11) Какой частью речи является слово, с которого начинается предложение 11?
12) Из предложений 13-20 выпишите действительное причастие прошедшего времени
13) Выпишите из второго абзаца относительное(-ые) прилагательное(-ые)
14) Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
15) Среди предложений 5-13 найдите простое односоставное безличное предложений. Укажите его номер.
16) Кратко объясните постановку знаков препинания в предложении 20
17) Среди предложений первого абзаца найдите предложение с обособленным приложением
18) Среди предложений 7-15 найдите сложноподчиненное (-ые) с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер(-а).
19)Укажите количество грамматических основ в предложении 18
20) Перечислите основные художественные средства, определите их роль, приведите примеры
Текст № 4
(1)Что заставило сына преуспевающего ремесленника и торговца Вильяма Шекспира примерно двадцати пяти лет уйти из Стрэтфорда и направиться в Лондон, в большой столичный город? (2)Этому искали какую-то конкретную причину, потому что судьба Шекспира выглядела романтической. (З)Допустим, так: молодой человек попался в заповедном лесу, его выпороли, а он, не в силах вынести позора, ушел куда глаза глядят... (4)Ведь есть же сообщения, что Шекспиру «очень не везло в краже оленей, и сэр Люси выгнал его из родных мест».
(5)А на самом деле Шекспир ушел, как уходили тогда обычно, на заработки. (6)Да-да, судьба Шекспира была судьбой очень многих. (7)Как же удалось Шекспиру преуспеть на театральном поприще? (8)На это есть свои предания, есть и некоторые фактические данные.
(9)Шекспировский Стрэтфорд, как городок бойкий, привлекал бродячие актерские труппы. (10)Мы знаем и составы тех актерских компаний: в них были актеры, ставшие впоследствии исполнителями шекспировских пьес. (11)В Лондоне Шекспир попал к землякам, которые уже успели обосноваться в столице. (12)Театральная жизнь била ключом, уровень драмы и вообще всей литературы был настолько высок, что говорят так: даже без Шекспира то была бы пора литературного расцвета... (13)Шекспир писал как все. (14)Его стиль, который мы, конечно же, сразу отличаем от всех других, был стилем времени. (15)Однако внимательные ценители почти сразу заметили талантливого самоучку. (16)У него нашлись высокие покровители.
(17)Мог ли не появиться Шекспир? (18)Ну конечно! (19)Сколько без следа и без вести прошло по тем же дорогам молодых людей, искавших удачи и счастья или хотя бы работы. (20)Вот же младший брат Шекспира, тоже актер, умер в одну из эпидемий холеры или чумы, оставив по себе лишь ту память, что в его честь, вероятно по заказу брата, звонили в самый большой колокол. (21)А с другой стороны, рассказывают: еще в Стрэтфорде у Вильяма Шекспира был друг, гораздо талантливее, чем он, но умер совсем молодым…
(22)Вильяма Шекспира не взяла никакая зараза, он оказался не замешан в политическом заговоре, хотя в результате, когда заговор был раскрыт, его непосредственные покровители попали на скамью подсудимых; он не погряз в актерской и писательской богеме, которая хуже всякой трясины затягивала и губила один талант за другим: тот драматург, что написал про Шекспира пасквиль, умер от дурной болезни, другой был заколот в пьяной драке, а Шекспир нет, он, по выражению современника, «совратить себя не дал». (23)Уж как удавалось ему сохранять физическую и нравственную стойкость, оставалось его тайной, но ясно одно: обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. (24)Как все и совершенно не как все - это Шекспир. (По Д. Урнову) Задания по тексту Д. Урнова
Определите тему и основную мысль текста
Определите стиль и тип речи
Укажите средство связи предложений: а) 3-4 б) 9-10
Из двух последних абзацев выпишите деепричастие(-я) совершенного вида
Среди предложений 9-21 найдите простое предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени
Из предпоследнего абзаца выпишите определительное(-ые) местоимение(-я)
Из предложения 10 выпишите наречие
Какой частью речи является первое слово в предложении 15?
Определите способ словообразования слова рассказывают
Из предложения 22 выпишите слово(-а), образованное(-ые) бессуффиксным способом
Из предложения 19 выпишите слово(-а), где букв больше, чем звуков
Из предложения 10выпишите слово(-а), где встречается звук [й,].
Из предложений 17-21 выпишите слово с чередующейся гласной в корне
В каком(-их) предложении(-ях) автор употребляет фразеологизм?
Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Выпишите грамматические основы из предложения 2, определите виды сказуемых
Определите вид придаточного в предложении 20
Среди предложений 9-21 найдите сложное предложение с придаточным степени
Среди предложений 14-21 найдите предложение с обособленным приложением
Сколько простых предложений в составе предложения 22?
Текст № 5 (1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (З)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении - легко в бою!
(4)Но ведь Суворов - великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении - легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же?
(15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!
(Г.Смирнов)
Задания по тексту Г.Смирнова
Определите тему и основную мысль текста
Определите стиль и тип речи
Укажите средство связи предложений:
а) 1-2 б) 3-4 в) 17-18
Из второго абзаца выпишите неопределенное местоимение
Выпишите действительное причастие прошедшего времени
Из последнего абзаца выпишите наречия
Кратко объясните правописание НЕ в подчеркнутой фразе
Выпишите из текста индивидуально- авторский неологизм
Из предложений 9-14 выпишите фразеологизмы
Назовите все средства выразительности, которые использованы в предложении 8
Определите способ словообразования слова укоренять
Из предложения 9 выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ
Кратко объясните постановку знаков препинания в выделенной фразе
Найдите простое односоставное определенно-личное предложение
Найдите предложение с обособленным приложением
Среди предложений 1 - 2 абзацев найдите сложное предложение, состоящее из четырёх частей, среди которых два односоставных предложения.
Определите вид придаточного в предложении 19
Укажите предложение(-я) с придаточным изъяснительным
Определите вид подчинительной связи в предложении 1
Сколько простых предложений в составе предложения 10?
Текст № 6 (1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2)Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. (4)В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
(5)Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. (6)Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. (7)Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
(8)Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. (9)Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. (10)Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. (11)Задок у одного дивана осел вниз, наклеенное дерево местами отстало.
(12)Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?» (13)От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и ещё от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.
( По И. Гончарову) Задания по тексту И. Гончарова
Определите тему и основную мысль текста
Определите стиль и тип речи
Укажите средство связи предложений:
а) 3-4 б) 5-6 в) 12-13
Из последнего абзаца выпишите наречие в сравнительной степени
Выпишите действительное причастие прошедшего времени
Из первого абзаца выпишите определительное местоимение
Из предложения 9 выпишите частицу
Назовите основное художественное средство в предложении 1
Определите способ словообразования слова неизбежных
Из предложения 8 выпишите слово(-а), где букв больше, чем звуков
Из предложений 8-10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне
Найдите слово, которое является антонимом к слову ухоженность
Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Среди предложений 3-13 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом
Определите виды сказуемых в предложении 4
Определите вид придаточного в предложении 5
Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение, в состав которого входит простое безличное предложение
Объясните кратко постановку тире в предложении 2
Сколько простых предложений в составе предложения 1?
Ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывается в понятие «обломовщина»?
Текст № 7 1) ...Чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры — это поэтическое, образное воплощение японского национального характера...
2) Мало повторить эту излюбленную фразу туристских путеводителей. 3) Надо объяснить, почему же так любят, так почитают японцы именно эти розовые соцветия.
4) Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнины в безбрежные моря.
5) Долгожданная пора пробуждения природы в стране начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. 6) Можно, по словам японских поэтов, любоваться ирисом в вазе, розой, приколотой к волосам, но цветение сакуры восхищает прежде всего своим неистовым множеством, самозабвенной, не знающей меры щедростью.
7) А еще — и, пожалуй, даже в наибольшей степени — волнуют эти цветы тем, что, в отличие от всех других, они не знают увядания. 8) Лепестки сакуры, весело танцуя, летят к земле даже от легчайшего дуновения ветра. 9) Они предпочитают опасть еще свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой.
10) В цветах японской весны народная поэзия находит черты своего лирического героя: чистоту и ширь душевных порывов, жизнелюбие вместе с готовностью к самопожертвованию.
11) В японских журналах нередко читаешь сейчас о том, что сакура — «меркнущий символ», что в смраде механической цивилизации не только чахнут вишневые деревья, но и увядают человеческие чувства, порождавшиеся прежде их цветением.
12) Меня эта пора каждый раз убеждает в другом. 13) Нет, лучшие качества народной души не оскудели. 14) Они по-прежнему живут в приметах японской весны. 15) Хотя бы в том, что с ее приходом столь же буйно, как вишня, расцветает в Японии песня... (По Ю. Овчинникову) Задания по тексту Ю.Овчинникова
определите тему и основную мысль текста
определите стиль и тип речи
укажите средство связи предложений:
а) 2-3 б) 6-7 в) 13-14
сколько раз звук [т] встречается в предложении 2?
из предложений 2-6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
выпишите из последнего абзаца наречия, определите способ словообразования этих наречий
выпишите из текста прилагательные, употребленные в одной из степеней сравнения
выпишите из текста действительное причастие прошедшего времени
из предложений 4-8 выпишите возвратные глаголы
выпишите слово со значением «пожертвовать чем-либо», «добровольно отказаться от чего-либо»
выпишите из текста синонимы к выделенным словам
объясните кратко правописание НЕ в подчеркнутом слове
выпишите из предложения 5 все средства выразительности
из предложения 11 выпишите словосочетания с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ
найдите простое односоставное безличное предложение
найдите простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
определите вид придаточного в предложении 3
среди предложений 2-9 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением
сколько простых предложений в составе предложения 1?
объясните кратко причину постановки тире в предложении 7
Текст № 8
1) Молодость долго не покидала его. 2) Лет до шестидесяти, а пожалуй, и дольше он был строен, подвижен и гибок. 3) Темно-карие, лучистые, большие глаза очень долго глядели на всех с юношеской простодушной доверчивостью.
4) И хотя мне случалось не раз видеть его и в домашнем кругу, и в театре, и за рабочим столом, почему-то он чаще всего вспоминается мне под открытым небом, под ветром и солнцем, в поле, в лесу, среди трав и деревьев. 5) Не потому ли, что ветер, и солнце, и поле, и лес — главные герои его лирики, полновластно царящие в ней? 6) Взволнованно, как большие события своей собственной жизни, переживал он все, что творится в природе, — все ее оттепели, закаты, снега и дожди — радовался им бесконечно.
7) Таков он был... безмерная впечатлительность, порывистость, необузданность чувств была одним из основных его качеств. 8) Я узнал от наших общих друзей, что всякий раз, когда он слушает свои любимые этюды Шопена, глаза у него становятся влажными от избытка нахлынувшей радости. 9) И он почти всегда воспроизводит в своей лирике ту действительность, которая в эту секунду мелькнула у него перед глазами. 10) Он делает как бы моментальные снимки с нее. 11) Поэтому-то у него такое изобилие стихов, которые воспринимаются нами как страницы его дневника.
12) Одно время, в двадцатых годах, мне — да и многим — казалось, что ему навсегда суждено оставаться камерным, уединенным поэтом, „поэтом для поэтов", для немногих ценителей. 13) Но прошло всего несколько лет, и он путем беспримерной работы над собой, над своим поэтическим стилем преодолел сбивчивость и хаотичность своей юношеской литературной манеры и создал неожиданно для всех вдохновенную поэму «Девятьсот пятый год», где сохранил ту же бурную энергию творчества, но подчинил ее железной дисциплине сюжета. 14) После войны — в сороковых, пятидесятых годах — эти новые черты его творчества сделались еще более заметны. 15) Любимым его автором стал Чехов — образец правды, простоты и естественности. 16) Стиль изменился из-за того, что изменилась тематика: в его поэзии появились призывы к высокой морали, к самоотвержению, к любви.
17) Впрочем, тот, кто внимательно прочтет позднейшие стихи Пастернака, написанные им в конце жизни, поймет, какой был пережит им душевный подъем. 18) Оттого, что просветлело его сердце, и стиль его стал просветленным. 19) Но просветление не значит покой. 20) Покоя поэт не узнал и теперь. 21) Осталась прежняя ненасытность души, страстно жаждущей по-новому понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни. (По К.И.Чуковскому) Задания по тексту К. Чуковского
определите тему и основную мысль текста
определите стиль и тип речи
укажите средство связи предложений: а) 4-5 б) 8-9 в) 13-14 г) 16-17
из предложения 9 выпишите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки звонкие
Из предложения 7 выпишите слово(-а), где встречается звук [в].
определите способ словообразования подчеркнутых слов
выпишите из предложения 12 слово(-а), построенное(-ые) по модели: приставка + корень+ суффикс+окончание
укажите количество морфем в выделенных словах
выпишите из текста слово со значением «предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей»
выпишите из текста прилагательные, употребленные в одной из степеней сравнения
выпишите из предложений 8-9 определительное(-ые) местоимение(-ия)
из предложения 6 выпишите словосочетание(-я) со связью ПРИМЫКАНИЕ
кратко объясните постановку тире в предложении 12
среди предложений 7-14 найдите сложное(-ые), частью которого(-ых) является односоставное безличное предложение
укажите номер(-а) предложения(-ий) с последовательным подчинением
укажите номер(-а) предложения(-ий) с обособленным приложением
определите вид придаточного предложения в предложении 4
в двух последних абзацах найдите сложное(-ые) предложение(-я), где используется подчинительная и бессоюзная связь
сколько простых предложений в составе предложения 13?
перечислите основные художественные средства, определите их роль, приведите примеры
Текст № 9 1) Есть одно существительное, которое повторяется почти во всех наших статьях, о чем бы мы ни писали, - «качество». 2) Мы говорим о качестве тканей и телевизоров, обуви и часов, костюмов и автомобилей, о качестве мебели и о качестве шоссейных дорог, о качестве строительства и о качестве детских игрушек, а, видимо, пора основательно, углубленно и тревожно подумать о качестве человека, то есть о том капитальнейшем, от которого и все остальное зависит... 3) Может быть, опаснейшее из сегодняшних явлений - то самое «духовное иждивенчество», о котором написал мне, помню, лет двенадцать назад В. А. Сухомлинский, развивая любимые мысли о торжестве человечности. 4) Суть духовного иждивенчества в том, что человек хочет все время, чтобы внешние силы и обстоятельства, окружающие люди и вещи помогли ему стать лучше. 5) И утрачивает постепенно собственную духовно-человеческую суть. 6) Живя в постоянной надежде на внешнее, он и сам начинает жить внешней жизнью...
7) Время все больше убеждало меня в истинности этой мысли педагога-гуманиста, которого вряд ли кто-либо обвинит в том, что он недооценивал роль человечных обстоятельств в формировании человечного человека.
8) Духовное иждивенчество опасно тем, что оно склонно любую нравственную деградацию оправдывать обстоятельствами, полностью исключая ответственность личности за себя, низводя к нулю роль нравственных усилий, и даже усматривать в лучших качествах души нечто вроде рудимента, «лишней кости», которые, если и не мешают, то и не помогают в обыденной, далекой от романтических идеалов реальной действительности.
9) В самом деле, лучшие качества бывают иногда даже и помехой, но при одном лишь условии: если ты сам их не уважаешь, не ставишь высоко. 10) А уважаешь —становятся силой, имя которой: человеческое достоинство. 11) И сила эта защитить может надежнее лат стальных. 12)Что тут хорошо: и сам себя чувствуешь сильным, и жить не совестно. (Е. Богат) Задания по тексту Е. Богата
определите тему и основную мысль текста
определите стиль и тип речи
укажите средство связи предложений:
а) 1-2 б) 9-10 в) 11-12
из предложения 1 выпишите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки глухие
Из предложения 7выпишите слово(-а), где встречается звук [б].
определите способ словообразования подчеркнутых слов
укажите количество морфем в выделенных словах
выпишите из текста слово со значением «пережиток, след исчезнувшего явления»
выпишите из текста наречия, употребленные в одной из степеней сравнения
выпишите из предложений 8-9 определительное(-ые) местоимение(-ия)
выпишите из предложения 3 относительное(-ые) прилагательное(-ые)
из предложений 1-7 выпишите действительное причастие настоящего времени
из предложения 6 выпишите словосочетание(-я) со связью ПРИМЫКАНИЕ
кратко объясните постановку тире в предложении 10
среди предложений 7-12 найдите сложное(-ые), частью которого(-ых) является односоставное безличное предложение
укажите вид подчинительной связи в предложении 4, определите виды придаточных
укажите номер(-а) предложения(-ий) с обособленным уточняющим дополнением
укажите номер(-а) предложения(-ий) с придаточным уступки
в двух последних абзацах найдите сложное(-ые) предложение(-я), где используется подчинительная и бессоюзная связь
сколько простых предложений в составе предложения 8?
Текст № 10 (1)В осаждённом Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в самых отдалённых один от другого пунктах оборонительной линии неоднократно замечали невысокого офицера, некрасивого лицом, с жадно вглядывавшимися во всё глазами.
(2)Он появлялся сплошь и рядом в тех местах, где вовсе не обязан был по службе находиться, преимущественно в самых опасных траншеях и бастионах. (3)Это и был очень мало кому тогда известный молодой поручик и писатель Лев Николаевич Толстой. (4)Наблюдавшие его тогда люди недоумевали впоследствии, каким образом он умудрился уцелеть среди непрерывного, страшного побоища, когда он будто нарочно нарывался каждый день на опасности.
(5)В молодом, начинавшем свою великую жизнь Льве Толстом жили тогда два человека: защитник осаждённого врагами русского города и гениальный художник, всматривавшийся и вслушивавшийся во всё, что вокруг него происходило. (6)Но было в нём тогда одно чувство, которое руководило его военными, служебными действиями и направляло и вдохновляло его писательский дар: чувство любви к родине, попавшей в тяжкую беду, чувство самого горячего патриотизма в лучшем значении этого слова. (7)Лев Толстой нигде не распространялся о том, как он любит страдающую Россию, но это чувство проникает все три севастопольских рассказа и каждую страницу в каждом из них. (8)Великий художник, описывая людей и события, говоря о себе самом и о других людях, рассказывая о русских и о неприятеле, об офицерах и солдатах, ставит себе прямой целью решительно ничего не приукрашивать, а давать читателю правду — и ничего, кроме правды.
(9) «Герой же моей повести, - так заканчивает Толстой второй свой рассказ, - которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».
(10)Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной неравной борьбы, почти целый год не стихавшей и не умолкавшей под Севастополем. (11)Но как много дают эти картины! (По Е. Тарле) Задания по тексту Е. Тарле
определите тему и основную мысль текста
определите стиль и тип речи
укажите средство связи предложений:
а) 2-3 б) 5-6 в) 7-8
из предложения 3 выпишите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки звонкие
сколько раз звук [ш] встречается в предложении 4?
определите способ словообразования подчеркнутых слов
выпишите из предложений 8-9 слово(-а ) с тремя приставками
укажите количество морфем в выделенных словах
назовите основное выразительное средство в предложении 8
выпишите слово со значением «жестокая битва»
выпишите прилагательное(-ые), употребленное(-ые) в одной из степеней сравнения
выпишите из текста действительное причастие настоящего времени
выпишите из предложений 6-7 определительное (-ые) местоимение(-ия)
из предложения 5 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
найдите односоставное неопределенно-личное предложение
сколько простых предложений в составе предложения 9?
укажите номер предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами
среди предложений 8-17 найдите предложение(-я) с придаточным определительным. Укажите номер(-а).
укажите номер предложения с последовательным подчинением. Определите виды придаточных
укажите номер предложения с подчинительной и сочинительной связью
|
|
|