Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»


Скачать 1.61 Mb.
Название«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»
страница1/9
И.Н.Волкова
Дата28.02.2016
Размер1.61 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




ББК 74.102 + 74.3 П441

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

Библиотека журнала»

Выпуск 13

СМИ зарегистрировано МПТР РФ,

свид. о per. ПИ № 11714 от 30.01.02 г.

Авторы:

СГШевченко, канд. пед. наук; РД.Тригер, канд. психол. наук;

педагоги-дефектологи И.Н.Волкова, Р.В.Былич, ИЛЛузнецова,

И.К.Белова, Г.Н.Максимова

П441 Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 112 с. («Воспитание и обучение детей с наруше­нием развития. Библиотека журнала»; Вып. 13).

ISBN 5-9219-0310-8

Вторая часть пособия содержит примерное тематическое пла­нирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с ок­ружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художест­венной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных мате­матических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Материалы пособия в комплекте с Программой (книга 1) раз­работаны по заказу Министерства образования РФ и прошли многолетнюю апробацию.

Для воспитателей, педагогов-дефектологов дошкольных об­разовательных учреждений.

Допущено Министерством образования РФ.

ББК 74.102+74.3

ISBN 5-9219-0310-8

© Шевченко С.Г. и др., 2004

© Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005

Введение

Пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического раз­вития», разработанное по заказу Министерства образования РФ, состо­ит из двух книг. В первой книге раскрываются организационные ас­пекты системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, даны пояснительные записки к програм­мам и сами программы (авторы С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова, Г.М.Капустина).

Рассматривая вопросы, связанные с подготовкой к школе детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР), необходимо по­нимать, что основной задачей является повышение уровня психиче­ского развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, со­циального.

Подготовка к школе осуществляется не для того, чтобы ребенок с ЗПР освоил часть материала из начальной школы на более ранней сту­пени старшего дошкольного возраста. Без этой подготовки такой ребе­нок на начальной ступени обучения не освоит необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы, а следовательно, не смо­жет остаться в традиционной системе обучения.

Формирование дошкольных знаний и представлений, а также спо­собов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положи­тельных качеств личности. При этом ставятся общие задачи:

  • создать ребенку с ЗПР возможность осуществлять содержатель­ную деятельность в условиях, оптимальных для его всесторонне­го и своевременного психического развития;

  • обеспечить охрану и укрепление его здоровья;

  • осуществить коррекцию (исправление или ослабление) негатив­ных тенденций развития;

  • стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

  • провести профилактику (предупреждение) вторичных отклоне­нии в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Единство указанных направлений обеспечивает эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.

Автор программы по формированию элементарных математических представлений Г.М.Капустина в пояснительной записке к программе отмечает, что главная цель курса — всестороннее развитие ребенка с ЗПР: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных ка­честв — организация предметно-практической деятельности. Учебный материал на занятиях дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существен­ных взаимосвязей.

В программе дошкольного курса развития речевого (фонематическо­го) восприятия и подготовки к обучению грамоте (автор — Р.Д.Тригер) ставятся следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка. Использование автором программы метода звукового анализа слов, а также логопедических приемов для дифференциации звуков способствует предупреждению ошибок при чтении и письме.

Автор программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (С.Г.Шевченко) важнейшую цель курса видит в расширении и систематизации знаний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. В соответствии с програм­мой дошкольник знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содержание двух образовательных областей — естест­вознания и обществознания). Знания и представления о природных и общественных объектах и явлениях дети накапливают в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, закреп­ляют и расширяют их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся ана­лизировать свои наблюдения, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи активизируется словарь детей, формируются навыки связной речи.

Значительное место в подготовке к школе детей с ЗПР занимает программа «Ознакомление с художественной литературой» (автор — И.Н.Волкова), направленная на формирование у дошкольников навы­ков восприятия произведений различных жанров. Программа способ­ствует развитию творческой деятельности через различные виды про­дуктивной деятельности.

Занятия строятся в соответствии с режимом дня в детском саду и учебным планом, представленными ниже.
Примерный режим дня в детском саду1

Содержание деятельности

Время по группам



старшая

подготови­тельная

Прием детей в группе (на участке), осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00-8.30

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

8.30-8.50

Подготовка к занятиям (к прогулке)

8.50-9.00

8.50-9.00

Занятия (включая перерывы) фрон­тальные и /или подгрупповые1

9.00-10.35

9.00-10.50

Свободная деятельность детей, игра

10.35-11.00

10.50-11.05

Подготовка к прогулке, прогулка

11.00-12.20

11.05-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.20-12.50

12.30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

13.00-14.30

Подъем, туалет, свободная деятельность, игры

15.00-15.20

14.30-15.15

Фронтальные общегрупповые занятия и/или игры

15.20-15.40

15.15-15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.40-16.00

15.45-16.00

Свободная деятельность, игры, инди­видуальные коррекционные занятия

16.00-16.15

16.00-16.15

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа воспитателя

16.15-17.00

16.15-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

17.00-19.00

17.00-19.00


В примерном режиме дня (холодный период) указана общая длительность всех видов деятельности детей, включая переры­вы. В зависимости от содержания продолжительность разных занятий, организуемых педагогом-дефектологом и воспитате­лем, а также музыкальным руководителем и руководителем фи­зического воспитания, может быть различной — от 20 до 30 мин.
Обучение на занятиях в старшей и подготовительной группах



п/п

Вид занятий

Старшая

(1 подгото­вительная

группа)

Подгото­вительная (II подго­товитель­ная группа)

1.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный курс)

2 (Д1)

2(Д)

2.

Ознакомление с художественной лите­ратурой

1(Д)

1(Д)

3.

Развитие речевого (фонематического) восприятия

2(Д)



4.

Подготовка к обучению грамоте



3(Д)

5.

Развитие элементарных математичес­ких представлений

2(Д)

4(Д)

6.

Изобразительная деятельность:

рисование,

лепка

конструирование / аппликация

2(В)

1(В)

1(b)

2(В)

1(B)

1(B)

7.

Музыкально-ритмические занятия

3

2

8.

Физкультурные занятия

2

2




Итого

16

18

1 Дефектолог.

2 Воспитатель.

Во второй книге пособия представлено примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (авторы — С.Г.Шевченко, Р.В.Былич, И.А.Кузнецова), развитию речевого (фонематическо­го) восприятия и подготовке к обучению грамоте (авторы — Р. Д .Тригер, И.Н.Волкова), ознакомлению с художественной лите­ратурой (автор — И.Н.Волкова), развитию элементарных матема­тических представлений (авторы — И.К.Белова, Г.Н.Максимова).

Авторы будут благодарны за предложения и замечания к посо­бию, которые можно направлять в издательство «Школьная Прес­са» по адресу: 127254, Москва, ул. Руставели, д. 10, корп. 3.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Шестой год жизни

(2 занятия в неделю, всего 64 занятия)

В работе с детьми первой подготовительной (старшей) группы значительное внимание необходимо уделить теме «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве». Формиро­вание пространственных представлений и практических умений ориентироваться в пространстве у детей шестого года жизни осу­ществляется на каждом занятии независимо от того, какое новое понятие (цвет, форма, величина) отрабатывается в этот период.

Изучение тем «Родная природа», «Растения», «Животные» должно быть тесно увязано с непосредственными наблюдения­ми в природе, которые организуются воспитателем. Важно на­учить детей выделять в природных объектах опознавательные признаки, по которым ребенок сможет их легко узнавать и пра­вильно называть.

При изучении раздела «Знакомство с ближайшим окружени­ем» работу следует нацелить не столько на расширение словаря (наименования конкретных предметов дети легко запоминают), сколько на формирование обобщающих понятий. Поэтому необ­ходимо организовать практические действия дошкольников по созданию групп, подбору обобщающих слов, исключению «лиш­них» предметов, а также составлению новых групп с этими «лишними» предметами.

п/п

Тема занятия

Оборудование, дидактические игры и упражнения

1

2

3

Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве

(12 занятий)


1


Цвет предметов. Основные цвета — красный, желтый, синий, их различе­ние и называние. Уметь подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца. Уп­ражнять в различении правой и левой руки, ноги, других частей тела и лица человека. Понятия справа слева.


Оборудование: иллюс­трации из серии «Чу­деса познания» (14), тетрадь «Предметы вокруг нас» (12). Дидактические игры: «Цветное лото», «Футболист» (1).




2

Желтый, красный, оранжевый. Предметы оранжевого цвета. Разли­чение желтого, красного, оранжево­го цветов, их названия. Формирова­ние приема сопоставления предме­тов по цвету (прикладывание вплот­ную, сличение с образцом). Закре­пить узнавание геометрических фи­гур (квадрат, прямоугольник, круг). Понятия верх — низ.

Оборудование: геометри­ческие фигуры, иллюстра­тивный материал из серии «Чудеса познания» (14), тетрадь «Предметы во­круг нас» (12). Дидактические игры: «Заполни пустые клет­ки», «Где какие фигуры лежат?» (2).

3

Цвет предметов. Получение зеле­ного цвета. Различение желтого, синего, зеленого цветов. Закрепле­ние приема сопоставления предме­тов по цвету (прикладывание вплот­ную, сличение с фоном и образцом).

Оборудование: иллюстра­ции фруктов, ягод, ово­щей, муляжи фруктов и овощей, рисунки из серии «Чудеса познания» (14). Дидактические игры: «Разноцветная вода», «Цветные дома».

4

Геометрические фигуры. Закрепить узнавание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал. Учить соотносить геометрические фигуры (круг — овал) с фруктами, овощами, полностью совпадающими по форме с указанными фигурами. Познакомить с понятиями спереди сзади.

Оборудование: тетрадь «Предметы вокруг нас» (12).

Дидактическая игра: «Петрушка отгадывает» (11).

5

Цвет предметов. Фиолетовый цвет. Упражнять в различении фио­летового, синего, красного цветов. Понятия внутри, снаружи, около, между.

Оборудование: иллюстра­тивный материал из серии «Чудеса познания», (раздел «Цвет») (14). Раздаточный материал: контурное изображение баклажана. Дидактические игры: «Помоги Незнайке со­брать букет» (5), «Спрячь мышку от кошки»

6

Геометрические фигуры. Закрепле­ние наименований геометрических фигур (круг, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, овал). Конструи­рование из палочек и ниток. Закре­пить понятия верх низ, справа слева.

Оборудование: геометри­ческие фигуры, палочки, нитки.

Дидактические игры: «Узнай по описанию» (1), «Что стоит внизу, навер­ху, рядом?» (5).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9