Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» |
 Скачать 1.61 Mb. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ББК 74.102 + 74.3 П441
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
Библиотека журнала»
Выпуск 13
СМИ зарегистрировано МПТР РФ,
свид. о per. ПИ № 11714 от 30.01.02 г.
Авторы:
СГШевченко, канд. пед. наук; РД.Тригер, канд. психол. наук;
педагоги-дефектологи И.Н.Волкова, Р.В.Былич, ИЛЛузнецова,
И.К.Белова, Г.Н.Максимова
П441 Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 112 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 13).
ISBN 5-9219-0310-8
Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Материалы пособия в комплекте с Программой (книга 1) разработаны по заказу Министерства образования РФ и прошли многолетнюю апробацию.
Для воспитателей, педагогов-дефектологов дошкольных образовательных учреждений.
Допущено Министерством образования РФ.
ББК 74.102+74.3
ISBN 5-9219-0310-8
© Шевченко С.Г. и др., 2004
© Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005
Введение
Пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования РФ, состоит из двух книг. В первой книге раскрываются организационные аспекты системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, даны пояснительные записки к программам и сами программы (авторы С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова, Г.М.Капустина).
Рассматривая вопросы, связанные с подготовкой к школе детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР), необходимо понимать, что основной задачей является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.
Подготовка к школе осуществляется не для того, чтобы ребенок с ЗПР освоил часть материала из начальной школы на более ранней ступени старшего дошкольного возраста. Без этой подготовки такой ребенок на начальной ступени обучения не освоит необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы, а следовательно, не сможет остаться в традиционной системе обучения.
Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности. При этом ставятся общие задачи:
создать ребенку с ЗПР возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
обеспечить охрану и укрепление его здоровья;
осуществить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
провести профилактику (предупреждение) вторичных отклонении в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Единство указанных направлений обеспечивает эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.
Автор программы по формированию элементарных математических представлений Г.М.Капустина в пояснительной записке к программе отмечает, что главная цель курса — всестороннее развитие ребенка с ЗПР: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств — организация предметно-практической деятельности. Учебный материал на занятиях дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей.
В программе дошкольного курса развития речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте (автор — Р.Д.Тригер) ставятся следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка. Использование автором программы метода звукового анализа слов, а также логопедических приемов для дифференциации звуков способствует предупреждению ошибок при чтении и письме.
Автор программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (С.Г.Шевченко) важнейшую цель курса видит в расширении и систематизации знаний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. В соответствии с программой дошкольник знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содержание двух образовательных областей — естествознания и обществознания). Знания и представления о природных и общественных объектах и явлениях дети накапливают в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, закрепляют и расширяют их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся анализировать свои наблюдения, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи активизируется словарь детей, формируются навыки связной речи.
Значительное место в подготовке к школе детей с ЗПР занимает программа «Ознакомление с художественной литературой» (автор — И.Н.Волкова), направленная на формирование у дошкольников навыков восприятия произведений различных жанров. Программа способствует развитию творческой деятельности через различные виды продуктивной деятельности.
Занятия строятся в соответствии с режимом дня в детском саду и учебным планом, представленными ниже. Примерный режим дня в детском саду1 Содержание деятельности
| Время по группам
|
| старшая
| подготовительная
| Прием детей в группе (на участке), осмотр, игры, утренняя гимнастика
| 7.00-8.30
| 7.00-8.30
| Подготовка к завтраку, завтрак
| 8.30-8.50
| 8.30-8.50
| Подготовка к занятиям (к прогулке)
| 8.50-9.00
| 8.50-9.00
| Занятия (включая перерывы) фронтальные и /или подгрупповые1
| 9.00-10.35
| 9.00-10.50
| Свободная деятельность детей, игра
| 10.35-11.00
| 10.50-11.05
| Подготовка к прогулке, прогулка
| 11.00-12.20
| 11.05-12.30
| Подготовка к обеду, обед
| 12.20-12.50
| 12.30-13.00
| Подготовка ко сну, дневной сон
| 12.50-15.00
| 13.00-14.30
| Подъем, туалет, свободная деятельность, игры
| 15.00-15.20
| 14.30-15.15
| Фронтальные общегрупповые занятия и/или игры
| 15.20-15.40
| 15.15-15.45
| Подготовка к полднику, полдник
| 15.40-16.00
| 15.45-16.00
| Свободная деятельность, игры, индивидуальные коррекционные занятия
| 16.00-16.15
| 16.00-16.15
| Индивидуальная коррекционно-развивающая работа воспитателя
| 16.15-17.00
| 16.15-17.00
| Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой
| 17.00-19.00
| 17.00-19.00
|
В примерном режиме дня (холодный период) указана общая длительность всех видов деятельности детей, включая перерывы. В зависимости от содержания продолжительность разных занятий, организуемых педагогом-дефектологом и воспитателем, а также музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания, может быть различной — от 20 до 30 мин. Обучение на занятиях в старшей и подготовительной группах №
п/п
| Вид занятий
| Старшая
(1 подготовительная
группа)
| Подготовительная (II подготовительная группа)
| 1.
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный курс)
| 2 (Д1)
| 2(Д)
| 2.
| Ознакомление с художественной литературой
| 1(Д)
| 1(Д)
| 3.
| Развитие речевого (фонематического) восприятия
| 2(Д)
| —
| 4.
| Подготовка к обучению грамоте
| —
| 3(Д)
| 5.
| Развитие элементарных математических представлений
| 2(Д)
| 4(Д)
| 6.
| Изобразительная деятельность:
рисование,
лепка
конструирование / аппликация
| 2(В)
1(В)
1(b)
| 2(В)
1(B)
1(B)
| 7.
| Музыкально-ритмические занятия
| 3
| 2
| 8.
| Физкультурные занятия
| 2
| 2
|
| Итого
| 16
| 18
| 1 Дефектолог.
2 Воспитатель.
Во второй книге пособия представлено примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (авторы — С.Г.Шевченко, Р.В.Былич, И.А.Кузнецова), развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте (авторы — Р. Д .Тригер, И.Н.Волкова), ознакомлению с художественной литературой (автор — И.Н.Волкова), развитию элементарных математических представлений (авторы — И.К.Белова, Г.Н.Максимова).
Авторы будут благодарны за предложения и замечания к пособию, которые можно направлять в издательство «Школьная Пресса» по адресу: 127254, Москва, ул. Руставели, д. 10, корп. 3.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Шестой год жизни
(2 занятия в неделю, всего 64 занятия)
В работе с детьми первой подготовительной (старшей) группы значительное внимание необходимо уделить теме «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве». Формирование пространственных представлений и практических умений ориентироваться в пространстве у детей шестого года жизни осуществляется на каждом занятии независимо от того, какое новое понятие (цвет, форма, величина) отрабатывается в этот период.
Изучение тем «Родная природа», «Растения», «Животные» должно быть тесно увязано с непосредственными наблюдениями в природе, которые организуются воспитателем. Важно научить детей выделять в природных объектах опознавательные признаки, по которым ребенок сможет их легко узнавать и правильно называть.
При изучении раздела «Знакомство с ближайшим окружением» работу следует нацелить не столько на расширение словаря (наименования конкретных предметов дети легко запоминают), сколько на формирование обобщающих понятий. Поэтому необходимо организовать практические действия дошкольников по созданию групп, подбору обобщающих слов, исключению «лишних» предметов, а также составлению новых групп с этими «лишними» предметами.
№ п/п
| Тема занятия
| Оборудование, дидактические игры и упражнения
| 1
| 2
| 3
| Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве
(12 занятий)
|
1
|
Цвет предметов. Основные цвета — красный, желтый, синий, их различение и называние. Уметь подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца. Упражнять в различении правой и левой руки, ноги, других частей тела и лица человека. Понятия справа — слева.
|
Оборудование: иллюстрации из серии «Чудеса познания» (14), тетрадь «Предметы вокруг нас» (12). Дидактические игры: «Цветное лото», «Футболист» (1).
|
2
| Желтый, красный, оранжевый. Предметы оранжевого цвета. Различение желтого, красного, оранжевого цветов, их названия. Формирование приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом). Закрепить узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг). Понятия верх — низ.
| Оборудование: геометрические фигуры, иллюстративный материал из серии «Чудеса познания» (14), тетрадь «Предметы вокруг нас» (12). Дидактические игры: «Заполни пустые клетки», «Где какие фигуры лежат?» (2).
| 3
| Цвет предметов. Получение зеленого цвета. Различение желтого, синего, зеленого цветов. Закрепление приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с фоном и образцом).
| Оборудование: иллюстрации фруктов, ягод, овощей, муляжи фруктов и овощей, рисунки из серии «Чудеса познания» (14). Дидактические игры: «Разноцветная вода», «Цветные дома».
| 4
| Геометрические фигуры. Закрепить узнавание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал. Учить соотносить геометрические фигуры (круг — овал) с фруктами, овощами, полностью совпадающими по форме с указанными фигурами. Познакомить с понятиями спереди — сзади.
| Оборудование: тетрадь «Предметы вокруг нас» (12).
Дидактическая игра: «Петрушка отгадывает» (11).
| 5
| Цвет предметов. Фиолетовый цвет. Упражнять в различении фиолетового, синего, красного цветов. Понятия внутри, снаружи, около, между.
| Оборудование: иллюстративный материал из серии «Чудеса познания», (раздел «Цвет») (14). Раздаточный материал: контурное изображение баклажана. Дидактические игры: «Помоги Незнайке собрать букет» (5), «Спрячь мышку от кошки»
| 6
| Геометрические фигуры. Закрепление наименований геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Конструирование из палочек и ниток. Закрепить понятия верх — низ, справа — слева.
| Оборудование: геометрические фигуры, палочки, нитки.
Дидактические игры: «Узнай по описанию» (1), «Что стоит внизу, наверху, рядом?» (5).
| |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|