Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урока: «Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» |
 Скачать 78.92 Kb. |
Тема урока: «Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Цели: проанализировать, как автор раскрывает тему женской доли в поэме; продолжить отработку навыков участия в дискуссии; развивать память, речь, логическое мышление обучающихся; содействовать воспитанию уважения к женщине.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: дискуссия.
Оборудование: тексты поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», раздаточный материал.
Ход урока.
I. Эмоциональное вхождение в урок.
- Добрый день! Прежде, чем начать урок, я предлагаю вам подарить друг другу улыбку! На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
II. Совместно с учащимися определение темы урока.
1. Преподаватель читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (3 часть).
Задание обучающимся:
- Прослушайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Определите тему данного отрывка, такова будет тема и нашего урока.
2. Ответы обучающихся. Запись темы урока на доске и в тетрадях:
«Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
III. Постановка целей урока (совместно с обучающимися).
(Все обучающиеся получают «Карту контроля знаний на уроке». Работа с «Картой…»).
КАРТА УЧЕТА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В соответствующей колонке необходимо поставить «+»
Знания по данной теме
| Знаю
| Сомневаюсь
| Не знаю
| в начале урока
| в конце урока
| в начале урока
| в конце урока
| в начале урока
| в конце урока
| Какова была жизнь Матрены Тимофеевны до замужества
|
|
|
|
|
|
| Как относились к героине родители мужа
|
|
|
|
|
|
| Как относился муж к Матрене Тимофеевне
|
|
|
|
|
|
| Как проявляются материнские чувства Матрены Тимофеевны
|
|
|
|
|
|
| Положение современных женщин в обществе
|
|
|
|
|
|
|
IV. Беседа.
Вами прочитана глава «Крестьянка» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
- О чем эта часть?
- Как вы думаете, что послужило материалом для написания данной части?
- Что вы знаете о судьбе матери Н.А. Некрасова?
(Мать Некрасова, Елена Андреевна, в девичестве Закревская, жила в доме мужа как чужая. «Это мечтательная голубоглазая женщина читала французские и польские книжки, играла на рояле, хорошо пела и, конечно, не могла быть счастлива в супружестве с уездным дикарем. Муж оскорблял ее на каждом шагу. Однажды он ввел к себе в дом крепостную любовницу и потребовал, чтобы Елена Андреевна угощала ее. Та отказалась. Он побил ее в присутствии сына).
V. Дискуссия.
- А сейчас я предлагаю вам разбиться на группы и поразмышлять над тем, как в поэме повествуется о женской доле.
1). Обучающиеся работают по группам. Коллективно ищут ответы на поставленные вопросы. (У каждой группы на столе – памятка). ПАМЯТКА
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
Будьте уважительными и добрыми к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.
Внимательно прочитайте последнее задание. Уточните, все ли каждому понятно в нем.
Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
Запишите ответ каждый.
При необходимости обратитесь за разъяснением к преподавателю, справочной литературе.
2). Один обучающийся из предложенных ему карточек выбирает те, на которых записаны слова, раскрывающие характер Матрены Тимофеевны. Карточки с помощью магнитов помещает на доску.
Вопросы для первой группы.
Расскажите о жизни Матрены Тимофеевны до замужества.
1. Как относились к Матрене отец и мать? (Подтвердите свой ответ примером из текста).
2. Была ли с детских лет Матрена приучена к труду? Докажите.
3. Расскажите о взаимоотношениях Матрены с Филиппом Корчагиным до замужества.
Вопросы для второй группы.
Подготовьте рассказ о жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной в семье мужа.
1. Как относились к Матрене свекор со свекровью?
2. Как вела себя Матрена со свекровью и свекром? Зачитайте.
3. Как относился к Матрене Тимофеевне муж? Сохраняла ли она ему верность? Подтвердите словами из текста.
4. После какого случая Матрену прозвали «губернаторшей»?
Вопросы для третьей группы.
Расскажите о материнстве Матрены.
1. Что вы знаете о судьбе первого сына Матрены, о Демушке?
2. На какие жертвы идет Матрена Тимофеевна ради Федотушки? (Обратитесь к тексту поэмы).
3. Случайно ли, что Матрена Тимофеевна предстает перед нами как мать? Какие стороны характера Матрены Тимофеевны раскрываются при этом?
3). Ответы представителей от каждой группы.
Вывод.
- Какие же черты характера помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливой женщиной? (Проверить, правильно ли выбрала обучающаяся, работающая у доски, нужные карточки).
VI. Сравнительный анализ положения русской женщины в поэме и сегодня.
1. Работа с таблицей.
ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ
В XIX ВЕКЕ И В НАШЕ ВРЕМЯ
Женские проблемы
| Их решение в поэме
| Их решение в сегодняшней жизни
| Издевательства и побои
со стороны мужа
|
|
| Домогательства со стороны начальства
|
|
| Забота о детях
|
|
| Забота о супруге
|
|
|
2. Сообщение обучающегося о правах современной женщины.
- Внимательно прослушайте, приготовьтесь ответить на вопрос:
«Всегда ли соблюдаются эти права?»
Вывод.
VII. Заполнение обучающимися «Карты учета знаний на уроке». Самооценка своей работы на уроке.
КАРТА УЧЕТА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В соответствующей колонке необходимо поставить «+»
Знания по данной теме
| Знаю
| Сомневаюсь
| Не знаю
| в начале урока
| в конце урока
| в начале урока
| в конце урока
| в начале урока
| в конце урока
| Какова была жизнь Матрены Тимофеевны до замужества
|
|
|
|
|
|
| Как относились к героине родители мужа
|
|
|
|
|
|
| Как относился муж к Матрене Тимофеевне
|
|
|
|
|
|
| Как проявляются материнские чувства Матрены Тимофеевны
|
|
|
|
|
|
| Положение современных женщин в обществе
|
|
|
|
|
|
|
Оценка за работу на уроке -
- Тем, у кого остались «-«, я предлагаю обратиться к страницам учебника (О1, с. 180 – 181).
VIII. Домашнее задание
Всем: написать мини-сочинение на тему: «Как изменилась женская доля за минувшие полтора столетия?»
По желанию:
1. Прочитать поэму Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
Ответить на вопрос:
- Что общего у героини данной поэмы с Матреной Тимофеевной?
Или
2. Подобрать пословицы и поговорки о женской доле.
IX. Рефлексия. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а)…»… . |
|
|