Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок по русскому языку в 6 в классе «удивительная часть речи глагол!»


Скачать 60.54 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 6 в классе «удивительная часть речи глагол!»
Дата04.05.2016
Размер60.54 Kb.
ТипУрок


ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 В КЛАССЕ
«УДИВИТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ РЕЧИ – ГЛАГОЛ!»

Подготовила и провела урок

учитель русского языка и

литературы

Мартынова М.Б.

ЦЕЛИ УРОКА: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «ГЛАГОЛ», а именно:

  1. знания учащихся о глаголе как части речи;

  2. умения находить изученную часть речи;

  3. обоснования правильности выбора орфограммы при написании глаголов;

  4. умения использовать глаголы в речи.


ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, перфокарты, лотки для игры «Ярмарка», высказывание А. Югова и народные изречения (на листе ватмана), кодоскоп.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Учитель читает отрывок из стихотворения.
Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

(В.Кондрашов)
Беседа.

1.О какой части речи говорится здесь?

2. Почему?
Объясняется тема урока, цель урока.


  1. Слово учителя.

« Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!» А. Югов.

3) Проверка домашнего задания.

Вопрос. Каков же словесный портрет глагола?

Ученик (читает):

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Жил-был Глагол. Он не очень любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. А как вы думаете?

Ученики. (Называют предметы, на которые похож, по их мнению, глагол)

Учитель. Глаголия – это целая страна со своим гербом, гимном и т.д.

(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах…)

  1. Внешность Глагола.

  2. Герб крепости Глаголии.

  3. Гимн Глаголу


В это время на доске, разделённой на три части, учащиеся выполняют задания по карточкам 1,2,3 (Задания прилагаются)

Ученики-консультанты проверяют работы школьников под руководством учителя.


  1. Работа с перфокартой.

Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов - -е или –и (задание прилагается).
5) Учитель. Ребята, мы с вами изучили всё о глаголе. Знаем его общее грамматическое значение, морфологические признаки. Одним из заданий к этому уроку было создание творческой работы в виде грамматической сказки о морфологических признаках глагола.

Учащиеся представляют на обсуждение класса свои творческие работы по темам:

«Сказка об Инфинитиве».

«Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе –ся».

«Зачем глаголу столько видов?»

«Как много времён у глагола?»

«Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!»

«Наклонение, привыкшее повелевать»

«Это мечтательное наклонение!»

Обобщение: учащиеся обобщают сказанное.


  1. Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

1 вариант

Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.

2 вариант

Испеч… пирог, улыбаеш…ся мне, стереч… дом, отреж… кусок, мягкий карандаш…, возле дач…, смотриш…в окно.

Проверка.

6) Записать предложение, выполнить морфологический разбор глагола.

Между тучами и морем гордо реет3 буревестник. (М.Горький)
7) Задание – игра «Ярмарка»

Учащиеся (два заранее подготовленных ученика) выходят к классу с ярмарочными лотками, на которых лежат карточки с заданиями.
1. Продолжите фразеологизмы и объясните их значение.

Быть не в своей …

Обвести вокруг …

Попасть пальцем …

2. Укажите прямое и переносное значения слова-глагола «петь».

А) Вот солдаты идут по степи опалённой,

Тихо песню поют про берёзки да клёны…

Б) В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют…

В) Люблю моё Отечество,

Пою моё Отечество…

3.Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени.

Чужую беду руками легко развести.

Близок локоть, да не укусить.

Это цветочки, а ягодкам быть впереди.

4. Найдите глаголы в повелительном наклонении.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

5. Подберите антонимы к глаголам.

Замёрзнешь, поссоришься.
8) Проверочная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. (Текст спроецирован на доску с помощью кодоскопа).
Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..жёлые обл..ка. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с..брала их в глухом л..су.

Во многих сражениях вместе с партизанами участв..вал Коля Зайков. Сейчас он пр..бежал из бл.жн..й д..ревн.. и доклад..вает к..мандиру, что он вид..л на д..рог.. немецкие танки. Партизаны рас..читывают уничтожить их внезапным ударом.
9) Подведение итогов работы на уроке.

Выставляются оценки, учитель отмечает сильные и слабые стороны в усвоении темы «Глагол», отмечает активную работу учащихся.

Домашнее задание: используя лексику, данную учителем, написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»
Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.

1.Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди..ся. 2. Дело мастера бои..ся. 3. По труду и честь воздаё..ся. 4.Человек по делам узнаё..ся. 5. Надо труди..ся, не надо лени..ся.
Карточка № 2

Спишите, раскройте скобки.

(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.
Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.

Тучи разве..лись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скле..л конверт, услыш..л шорох.
Перфокарты.


1вариант

2 вариант

Стон..т


Стел..т


Завис..т

Стро..т

Пил..т


Кол..т


Крош..т


Ненавид..т

Пен..тся


Бор..тся

Смотр..т


Дыш..т

Жал..т


Ед..т

Хлещ..т


Се..т


Ре..т


Ла..т

Клее..т


Люб..т

Руб..т


Вид..т

Загора..т


Броса..т

Гон..т


Дыш..т