Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урок по русскому языку в 6 в классе «удивительная часть речи глагол!» |
 Скачать 60.54 Kb. |
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 В КЛАССЕ «УДИВИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ РЕЧИ – ГЛАГОЛ!»
Подготовила и провела урок
учитель русского языка и
литературы
Мартынова М.Б.
ЦЕЛИ УРОКА: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «ГЛАГОЛ», а именно:
знания учащихся о глаголе как части речи;
умения находить изученную часть речи;
обоснования правильности выбора орфограммы при написании глаголов;
умения использовать глаголы в речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, перфокарты, лотки для игры «Ярмарка», высказывание А. Югова и народные изречения (на листе ватмана), кодоскоп.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель читает отрывок из стихотворения. Что без меня предметы?
Лишь названия
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
(В.Кондрашов) Беседа.
1.О какой части речи говорится здесь?
2. Почему? Объясняется тема урока, цель урока.
Слово учителя.
« Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!» А. Югов.
3) Проверка домашнего задания.
Вопрос. Каков же словесный портрет глагола?
Ученик (читает):
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
Жил-был Глагол. Он не очень любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?
Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. А как вы думаете?
Ученики. (Называют предметы, на которые похож, по их мнению, глагол)
Учитель. Глаголия – это целая страна со своим гербом, гимном и т.д.
(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах…)
Внешность Глагола.
Герб крепости Глаголии.
Гимн Глаголу
В это время на доске, разделённой на три части, учащиеся выполняют задания по карточкам 1,2,3 (Задания прилагаются)
Ученики-консультанты проверяют работы школьников под руководством учителя.
Работа с перфокартой.
Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов - -е или –и (задание прилагается). 5) Учитель. Ребята, мы с вами изучили всё о глаголе. Знаем его общее грамматическое значение, морфологические признаки. Одним из заданий к этому уроку было создание творческой работы в виде грамматической сказки о морфологических признаках глагола.
Учащиеся представляют на обсуждение класса свои творческие работы по темам:
«Сказка об Инфинитиве».
«Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе –ся».
«Зачем глаголу столько видов?»
«Как много времён у глагола?»
«Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!»
«Наклонение, привыкшее повелевать»
«Это мечтательное наклонение!»
Обобщение: учащиеся обобщают сказанное.
Самостоятельная работа по вариантам.
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
1 вариант
Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.
2 вариант
Испеч… пирог, улыбаеш…ся мне, стереч… дом, отреж… кусок, мягкий карандаш…, возле дач…, смотриш…в окно.
Проверка.
6) Записать предложение, выполнить морфологический разбор глагола.
Между тучами и морем гордо реет3 буревестник. (М.Горький) 7) Задание – игра «Ярмарка»
Учащиеся (два заранее подготовленных ученика) выходят к классу с ярмарочными лотками, на которых лежат карточки с заданиями. 1. Продолжите фразеологизмы и объясните их значение.
Быть не в своей …
Обвести вокруг …
Попасть пальцем …
2. Укажите прямое и переносное значения слова-глагола «петь».
А) Вот солдаты идут по степи опалённой,
Тихо песню поют про берёзки да клёны…
Б) В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют…
В) Люблю моё Отечество,
Пою моё Отечество…
3.Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени.
Чужую беду руками легко развести.
Близок локоть, да не укусить.
Это цветочки, а ягодкам быть впереди.
4. Найдите глаголы в повелительном наклонении.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
5. Подберите антонимы к глаголам.
Замёрзнешь, поссоришься. 8) Проверочная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. (Текст спроецирован на доску с помощью кодоскопа). Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..жёлые обл..ка. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с..брала их в глухом л..су.
Во многих сражениях вместе с партизанами участв..вал Коля Зайков. Сейчас он пр..бежал из бл.жн..й д..ревн.. и доклад..вает к..мандиру, что он вид..л на д..рог.. немецкие танки. Партизаны рас..читывают уничтожить их внезапным ударом. 9) Подведение итогов работы на уроке.
Выставляются оценки, учитель отмечает сильные и слабые стороны в усвоении темы «Глагол», отмечает активную работу учащихся.
Домашнее задание: используя лексику, данную учителем, написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» Карточка № 1
Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.
1.Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди..ся. 2. Дело мастера бои..ся. 3. По труду и честь воздаё..ся. 4.Человек по делам узнаё..ся. 5. Надо труди..ся, не надо лени..ся. Карточка № 2
Спишите, раскройте скобки.
(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре. Карточка № 3
Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.
Тучи разве..лись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скле..л конверт, услыш..л шорох. Перфокарты.
-
1вариант
| 2 вариант
| Стон..т
| Стел..т
| Завис..т
| Стро..т
| Пил..т
| Кол..т
| Крош..т
| Ненавид..т
| Пен..тся
| Бор..тся
| Смотр..т
| Дыш..т
| Жал..т
| Ед..т
| Хлещ..т
| Се..т
| Ре..т
| Ла..т
| Клее..т
| Люб..т
| Руб..т
| Вид..т
| Загора..т
| Броса..т
| Гон..т
| Дыш..т
|
|
|
|