Как развить мышление, не дать угаснуть природной детской пытливости?
Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
Учить сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
Побуждать делать самостоятельные выводы.
Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Учить понимать смысл сказки, рассказа; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения.
| Игры и упражнения
«Что я видел не скажу, а что делал покажу».
Родитель показывает какое либо действие без слов, а ребенок отгадывает, что он делает (например, ест яблоко (кашу), пьет, читает, рисует и т.д.), затем меняются ролями
«Разложи картинки». Что сначала, что потом. Учить выделять последовательность событий.
«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу. Соба - …(ка), каран- …(даш), цве- …(ток) и др.
«Найди лишний предмет» (платье, кофта, кукла, колготки) и др., «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
«Наоборот». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу.
Например: тяжелый – …..легкий
сильный –….. слабый
твердый –….. мягкий
добрый - …злой и т.д.
| Очевидная надпись
Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры), а он отгадывает, что вы нарисовали (написали).
«Нелепицы»
Посмотри на картинку и скажи, все ли находится на своем месте? Как на самом деле должно быть?
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.
|