Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Учебная программа |
 Скачать 103.97 Kb. |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Профилактика социально обусловленных заболеваний
и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
адаптация программы «Твое здоровье»
Составил А.Н. Коханкин,
Социальный педагог
2015/2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и роль программы
в учебно-воспитательном и профилактическом процессе.
Здоровье – это ключевая составляющая качества жизни. Молодые люди, а особенно подростки должны ориентироваться в современном поле информации уже с хорошей осведомленностью и осознанно сформированным ценностным отношением к своему здоровью. Эта программа актуальна тем, что соединяет в себе легко усваиваемую для подростка медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую информацию, направленную на пропаганду здорового образа жизни. Предупредительная и профилактическая роль данной программы направлена на то, чтобы молодое поколение могло выбрать для себя здоровый путь развития и отказаться от опасных линий поведения разрушающе действующих не только на конкретного молодого человека, но и все его окружение и потомство. Статистические данные ВОЗ подтверждают своевременность появления этой программы т.к. если бы население планеты перестало курить, то - это снизило бы на 25% смертность от различных видов рака, спасло бы жизни сотен тысяч людей, умирающих от сердечных приступов каждый год. Снижение веса на 10% всего лишь за счет соблюдения принципов правильного питания, а также выполнения физических упражнений снизило бы рост некоторых видов онкологических заболеваний. Информированность о ИППП и ВИЧ/СПИДе уберегло от смерти многих молодых людей.
Знания о вредоносном влиянии алкоголя и наркотиков на здоровье и потомство остановили многих на пути к разрушению.
Цели и задачи программы.
- профилактика социально обусловленных заболеваний;
- профилактика асоциальных форм поведения;
- осознанное формирование ценностного отношения к своему здоровью у молодого поколения;
- формирование ключевых понятий здорового образа жизни;
- сформировать понятия о социально значимых заболеваниях и их последствиях, а так же привить ответственность за свое здоровье и жизнь;
- сформировать навыки здорового стиля жизни;
- гражданская социально - психологическая значимость подрастающего поколения.
Категория обучающихся: подростки 16 - 17 лет.
Срок обучения: полгода.
Формы и методы обучения: лекции; плакаты и слайды; полевые занятия;
выступления с обсуждением; самостоятельные занятия; дискуссии в малых группах
разбор случаев из практики; ролевые игры; практические занятия;
тренировка навыков.
Режим занятий: 2 занятие в неделю по 2 часа. (для всех групп 1-курса)
Режим занятий: 144 часов с сентября2015г. по июнь 2016г. 4-часа в неделю (занятия 2 раза в неделю).
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что по завершении изучения программы у подростков будет накоплен опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых понятий и навыков здорового образа жизни, более осознанной здоровой социальной позиции и выбора здорового стиля жизни:
- получение социально значимой информации из различных источников, ее осмысление и интерпретация;
- использование полученной информации в типичных жизненных ситуаций (первоначально – в учебных моделируемых ситуациях, затем – в жизненных ситуациях);
- оценочные суждения о моделях нездорового поведения, о последствиях того или иного поведения;
- участие в обучающих тренингах, играх, проективной деятельности, социальной практике;
- взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками колледжа, родителями, в социуме, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления и другими; взаимоотношение со старшими и младшими в социуме «Уважение».
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни. Диагностический инструментарий оценивания
уровня подготовленности обучающихся.
Для диагностики уровня подготовленности подростков по адаптированной программе «Твое здоровье» можно предъявить определенные требования к материалам по программе «портфеля деятельности обучающегося», который может включать:
- сочинения – эссе по темам программы;
- результаты проективной деятельности;
- подбор афоризмов, цитат к конкретным темам программы;
- газетные статьи, списки Интернет сайтов, других дополнительных источников информации, которые использовались подростками для самостоятельной работы;
- самостоятельно составленные кроссворды, чайнворды, ребусы по темам программы;
- рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы, созданные самими подростками;
- «корзина понятий» (словарь по темам курса);
-результаты тестов.
- другие результаты самостоятельной деятельности подростка. Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по программе в целом) и качество их выполнения (соответствия критериям, разработанным совместно подростками и психологом-ведущим).
Методические особенности работы по Программе.
Адаптированная Программа «Твое здоровье» является практик ориентированной, так как её содержание непосредственно связано с жизнью подростка, их потребностями и интересами. В основе лежит – интерактивная педагогическо-психологическая стратегия ведения занятий, которая предполагает:
реализацию интерактивного, личностно-ориентированного подхода к обучению (обучение через моделирование ситуаций, практическое решение задач, проективную деятельность на занятиях и за его пределами, социальную практику);
продуктивное обучение (подростки не получают знания в голом виде, а самостоятельно продуцируют их, выполняя индивидуально, в парах или малых группах те или иные познавательные задания);
изменение системы взаимоотношений между взрослым-подростком, подростком-подростком, подростком-ребенком в рамках прав участников социального института;
обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения.
Предполагается, что благодаря данной педагогическо-психологической стратегии поставленные цели будут достигнуты.
В методике работы педагога-психолога содержится много различных приемов, которое специалист использует в любой необходимой ему последовательности и логике на занятиях. В этом смысле данная часть разработанной программы может рассматриваться как своеобразный конструктор для ведущего занятие специалиста.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Профилактика социально обусловленных заболеваний
и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
адаптация программы «Твое здоровье»
для работы в ГАОУ СПО МО «ПК «Московия» Ленинское ОСП
для обучающихся 16-17лет.
160 -кол-во часов.
На 2015-2016уч. год.
4-часа в неделю
№ п/п
| Наименование разделов
| Всего часов
| 1
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| 12
| 2
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУРЕНИЕ
| 12
| 3
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И АЛКОГОЛЬ
| 12
| 4
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И НАРКОТИКИ
| 16
| 5
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ВИЧ/СПИД
| 16
| 6
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ
| 12
| 7
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПИТАНИЕ
| 12
| 8
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
| 12
| 9
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И НАСИЛИЕ
| 12
| 10
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ТВОЙ ДОСУГ
| 16
| 11
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ
| 16
| 12
| Итоговое обобщающее занятие.
| 12
|
| ИТОГО
|
|
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1
| 2
| Формы и методы работы
| Ожидаемые результаты
деятельности учащихся
| 1
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ
И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| 12
| Групповое обсуждение проблемы, «мозговой штурм»,
дискуссия, анализ проблемы.
| Отработанные ключевые понятия курса (МОЕ ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ)
в системе: ассоциация, знак слово.
Осознание ценности здоровья и здорового образа жизни.
| 2
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУРЕНИЕ
| 12
| Фронтальное обсуждение проблемы, работа в парах, по цепочке и индивидуально, групповое обсуждение.
| Подростки определяют влияние курения на здоровье человека.
Узнают стадии привыкания к табаку.
Осознают преимущества не курения перед курением.
Закрепление понятия «Мое здоровье».
| 3
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ
И АЛКОГОЛЬ
| 12
| Работа с понятиями, проблемные задания, работа в группах, моделирование ситуации, учебный проект, организованная дискуссия.
| Подростки узнают о влиянии алкоголя на организм человека;
Формирование навыков конструктивного отказа от употребления алкоголя (умение говорить «нет»);
Информированность о способах предотвращения развития алкогольной зависимости.
Закрепление понятия «Мое здоровье».
| 4
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И НАРКОТИКИ
| 16
| «Мозговой штурм», работа с понятиями в группах, дискуссия, моделирование ситуации, учебный проект «умей сказать НЕТ», организованная беседа.
| Информированность о влиянии наркотиков на здоровье человека;
Знание об этапах зависимости.
Сформированное представление об уголовной ответственности за незаконный оборот, распространение, употребление наркотиков.
Информированность о способах конструктивного отказа от наркотиков.
| 5
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И
ВИЧ/СПИД
| 16
| Работа учащихся в малых группах, организованная дискуссия, групповое обсуждение.
| Получение представления о том, что такое ВИЧ/СПИД;
Определение способов защиты себя от ВИЧ/СПИДа;
Получение знаний о правах людей с ВИЧ;
Получить информацию об организациях, проводящих анонимное обследование и лечение ВИЧ/СПИДа.
| 6
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ
| 12
| Работа-обсуждение в малых группах, фронтальная работа. Ролевая игра.
Коллективное обсуждение, организованная дискуссия.
| Получение информации о заболеваниях передающихся половым путем;
Информированность о способах защиты от заражения ИППП.
Получение информации об организациях, проводящих анонимное обследование и лечение ИППП.
| 7
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПИТАНИЕ
| 12
| Групповое обсуждение, организованная дискуссия, обсуждение.
| Информированность о влиянии питания на здоровье.
Оценивание правильности своего питания и освоение принципа рациональности в питании.
| 8
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
| 12
| Игра «испорченный телефон». Работа в группах, индивидуальная работа. Составление «Шкалы мнений». Организованная дискуссия.
| Информированность о возможности сохранить и укрепить свое здоровье.
Отработанные навыки по предупреждению некоторых заболеваний.
Знание о различных формах гигиенических процедур.
| 9
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И НАСИЛИЕ
| 12
| Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах.
Моделирование ситуации. Организованная дискуссия.
| Получение информации о простых способах управления своими чувствами и поведением.
Сформированное представление о причинах и последствиях насилия.
Информированность как действовать и куда обращаться в случаях насилия.
| 10
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ТВОЙ ДОСУГ
| 16
| Работа в группах, обсуждение.
Дискуссия.
| Информированность, как и где можно интересно организовать свое свободное время.
Анализ своих способностей, своей системы ценностей.
Влияние физической активности на здоровье.
Построение карты свободного времени.
| 11
| ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ
| 16
| Работа в группах,
Обсуждение.
Дискуссия.
| Информированность как сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей.
Получение информации о формах безопасного сексуального поведения.
| 12
| Обобщающее занятие:
| 12
| Лекция, обсуждение.
Контрольные вопросы
| Общее занятие о знании правил и норм поведения в обществе и соблюдение законов, проведение тестовых мероприятий, создание, проведение и комбинирование различных «сцен», психологические исследования ситуаций.
| Всего: 160 часа.
| |
|
|