Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Творческое использование информационно коммуникационных технологий в музыкальном образовании |
 Скачать 52.25 Kb. |
Творческое использование информационно – коммуникационных технологий
в музыкальном образовании.
Классическая музыка по своей сути является консервативным - в хорошем смысле слова -
видом деятельности - для исполнения требуются традиционные музыкальные инструменты, многим из которых уже не одно столетие, для качественного звучания - концертные залы с хорошей акустикой, для обучения - многие часы ежедневных занятий за инструментом. К сожалению, не в каждом городе есть условия для выступления классических музыкантов, и не каждый родитель имеет желание и финансовую возможность приобрести инструмент для занятий ребенка, а так же поддержать его в мотивации заняться музыкой. По телевидению же идет пропаганда совсем иной культуры, не способствующей духовному развитию ребенка. Еще сложнее преподавателю музыки в общеобразовательной школе, где, порой, вообще отсутствуют условия для проведения серьезного урока музыки, а для детей классика - некий архаизм... И в этой ситуации на помощь педагогу вполне могут прийти современные информационно – коммуникационные и компьютерные технологии. Во - первых, всё, что связано с компьютером, актуально для современных детей - многие из них к первому классу школы уже владеют азами работы на компьютере. Во - вторых, компьютерные классы есть в каждой школе, и, при отсутствии музыкального класса, вполне могут его заменить, а при наличии - дополнить. В - третьих, нынешние информационно - коммуникационные технологии позволяют подготовить увлекательный урок практически любого уровня сложности, найти массу интересной информации, аудио и видео - иллюстраций. И, самое главное, использование современных компьютерных возможностей на уроке музыки способствует появлению у ребенка мотивации к продолжению музыкальных занятий,
прослушиванию музыки и использованию компьютера с музыкально - познавательной целью. Таким образом, помимо приобщения к классической музыке, что является основной целью занятий, косвенно решается вопрос формирования информационной компетентности, которая относится к группе основных компетенций школьников.
Особенно важно заинтересовать музыкальными занятиями младших школьников, в том возрасте, когда эстетические вкусы и музыкальный кругозор только формируется. И тут у преподавателя, владеющего инновационными методиками обучения, есть масса возможностей - это и демонстрация мультфильмов, где в качестве сопровождения использована классическая музыка, и разучивание детских песен по системе караоке, и прослушивание медиафайлов с доступными восприятию детей музыкальными шедеврами, и, самое главное, - большое количество обучающих музыкальных компьютерных игр. Такие игры, кроме прочего, являются прекрасной альтернативой традиционным «стрелялкам», совмещают в себе увлекательную игру и обучение, демонстрируют ребенку, что компьютерные технологии можно использовать для получения информации, причем информация эта подана в интересной для них форме! Диапазон музыкальных игр достаточно велик и рассчитан на разную степень подготовленности и возрастную категорию: это собирание картинки с изображением музыкального инструмента по принципу пазла, группировка инструментов по категориям, знакомство со звучанием каждого инструмента, освоение нотной грамоты и нотной записи, звуковысотное ориентирование, определение инструмента на слух, самостоятельное составление целого ансамбля и многое другое. При этом детям в ненавязчивой форме рассказываются интересные факты о жизни композиторов, истории создания шедевров, звучит замечательная музыка. Преподавателю нужно только четко определиться с целью урока и грамотно чередовать познавательный и игровой материал, не забывая о том, что компьютер - это всё же вспомогательное средство обучения на уроке музыки.
В качестве примера можно привести план урока музыки в младших классах на тему "Знакомство с музыкальными инструментами" с использованием интерактивных возможностей информационного пространства. Помимо традиционного прослушивания музыки и демонстрации картинок с изображением музыкального инструмента, благодаря наличию в классе интерактивной доски и компьютеров, дети имели возможность посмотреть отрывки из фильмов кинокомпании ВВС об устройстве инструментов, увидеть их эволюцию от древнейших времен до наших дней и принять участие в интерактивной музыкальной игре "Щелкунчик". С учетом возраста учащихся, урок проводился в живой диалоговой форме с элементами театрализации. Использование ИКТ сделало урок более современным, ярким, а учебный материал - запоминающимся.
На первом этапе урока важно было вызвать интерес к теме предстоящего занятия, выявить объем знаний детей по данному вопросу, разъяснить понятия и термины, с которыми наиболее часто придется сталкиваться в течение урока. Ответив на вопросы преподавателя - какие звуки являются музыкальными? какие музыкальные инструменты вы знаете? что такое интервью? и т.д.- ребята получили краткое разъяснение по этим вопросами перешли к основной части занятия - знакомству с музыкальными инструментами.
Второй этап урока назывался "Интервью с музыкальными инструментами". Задачей этапа было вовлечь детей в непосредственное живое общение, подать им материал в новой, нетрадиционной форме, поэтому была выбрана форма интервью: нескольким наиболее артистичным учащимся были заранее выданы небольшие "роли" музыкальных инструментов, рассказывающих о себе и отвечающих на вопросы присутствующих. Дети по очереди выходили к доске и разыгрывали с преподавателем мизансцену о жизни инструмента, при этом звучала музыка, и класс на экране ПК мог видеть, как выглядел инструмент раньше и в наше время. "Интервью" завершалось демонстрацией фильма ВВС об этом инструменте. Таким образом, произошло знакомство с арфой, роялем (фортепиано), скрипкой, гобоем, валторной, балалайкой и баяном. Благодаря смене "артистов" и способов подачи обучающего материала учащиеся с интересом воспринимали новую информацию и были "включены" в процесс обучения.
Получив большой объем информации по непосредственной теме урока, учащиеся перешли к следующему этапу занятия – закреплению пройденного материала. Третий этап урока назывался «Музыкальная игра». С помощью интерактивной доски каждый ребенок получил возможность попробовать свои силы в составлении оркестра и проверить, насколько хорошо запомнил сферу применения и возможности каждого инструмента, одновременно знакомясь с шедеврами П.И.Чайковского. Музыкальная игра «Щелкунчик» - это сборник
из нескольких обучающих игр, позволяющих чередовать задания, соревноваться, запоминать
звучание музыкальных инструментов, знакомиться с сюжетом и историей создания балета «Щелкунчик». Благодаря яркому, красочному дизайну игры и использованию соответствующей возрастной группе мультипликации, прослушивание музыки и возможность творческой самореализации наряду с усвоением приобретенных знаний вызвали восторг в детской аудитории, и. несомненно, увлекли в музыкальный мир.
Завершающим этапом урока стала блиц-проверка знаний, полученных в ходе занятия: дети отвечали на краткие вопросы по всем этапам урока, тем самым еще раз концентрируя внимание на главных тезисах и систематизируя полученную информацию. По итогам активности, артистичности и правильных ответов на протяжении занятия лучшие ученики были награждены символическими медалями «Лучшему музыканту» - еще одна из форм поощрения учащихся за какую – то конкретную успешно проделанную работу: современная
полиграфия позволяет подобрать самые разнообразные готовые «медали» - за активность, за внимательность, за лучшее исполнение песни и др. При достаточном же владении компьютерными программами такие медали или грамоты можно изготовить самостоятельно, исходя из конкретных целей, а любой вид поощрения повышает мотивацию ребенка к дальнейшим занятиям.
Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки позволяет проводить занятия по новым методикам, которые близки и понятны современным детям, развивать их музыкальное мышление, демонстрировать возможности использования ПК для просмотра и прослушивания медиафайлов, а так же помогают познакомить детей с академической музыкой и вызвать интерес к этому жанру. |
|
|