Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема. Правописание сочетаний чк, чн Цель урока


Скачать 37.03 Kb.
НазваниеТема. Правописание сочетаний чк, чн Цель урока
Дата21.04.2016
Размер37.03 Kb.
ТипУрок

Тема. Правописание сочетаний чк, чн

Цель урока:

- помочь детям усвоить, что [ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;

- закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.
Ход урока

I. Организационный момент

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

II. Чистописание

- Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

- Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по

чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

- Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (че)

- Давайте найдем эту букву на нашей помощнице - Ленте букв.

- Что мы знаем о звуке [ч]? Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий.

- Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву че.

- Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

- Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

-Запишем эти два сочетания на следующей строчке.

- Слова с сочетаниями чк чн - это и есть тема нашего урока.

III. Словарная работа.

- Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят снежинки, а со снежинками загадки. Давайте их отгадаем.

Гуляю в поле, гуляю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (метель)
Какой это мастер на стёкла нанёс,

И листья и травы, и заросли роз? (мороз)
Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели, и пахнет весной. (сосулька)
В гору бегом, а с горы кувырком. (заяц)

- Мы знаем много словарных слов, а в каком словарном слове встречается сочетание чк ? Давайте с вами запишем слово девочка.

- Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

- Проверьте то, что вы написали.

- Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

- Составьте предложение со словарными словами. (Лучшее записать)

Диск. Слайд №10 урок 5

IV. Работа над пройденным материалом

- Снова подул ветер. Полетели снежинки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает ь , который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда Ь пропадёт.

- Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

(точка, ночка, точно срочно, пальто, капелька)

чк чн

точка точно

ночка срочно

- Проверим

V. Физминутка

VI. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

- Посмотрите! Озорник ветер не только со снежинками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

-Давайте вернем слова на свои места. (Жили, Лены, у, ручные, ежи)

- Какое предложение у нас получится? (У Лены жили ручные ежи)

- Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).

- Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Л большая буква, жи-ши).

- Молодцы
VII. Работа с карточками в парах.
- А сейчас мы с вами будем работать в парах. На стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

(карточки, на которых написано стихотворение.)

- Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.
- Какие слова с сочетанием чк вы выписали?

Слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.

- Проверьте друг друга.

VIII. Закрепление пройденного материала
Откройте учебники на странице 135 упражнение 181.
IX. Подведение итогов.

- Ребята, какое правило мы повторяли сегодня на уроке?

Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака.
- Скоро Новый год и мне хотелось бы, чтобы вы украсили ёлочку. Кому понравился сегодняшний урок, кому было интересно на уроке, кто чувствует, что хорошо поработал. Если вы работали на 5 возьмите и прикрепите к ёлочке красный шарик.

Если на 4 то синий шарик.

Если на 3 жёлтый шарик.
Оценки за урок.

Домашнее задание.

Устно составить рассказ как мы встречаем Новый год.