Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Тема. Понятие о неопределённой форме глагола. Цели и задачи: Ввести понятие «неопределённая форма» |
 Скачать 54.17 Kb. |
Тема. Понятие о неопределённой форме глагола. Цели и задачи:
1.Ввести понятие «неопределённая форма» глагола; учить образовывать её, отличать от других глагольных форм.
2.Способствовать развитию познавательных процессов и речи; навыков самоконтроля и самооценки.
3.Возбудить у обучающихся чувство товарищества, взаимопомощи. Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, выписка из словаря, карточки с заданиями, раздаточный материал.
Ход урока.
Деятельность учителя
| Предполагаемая
деятельность обучащихся
| 1. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)
-Здравствуйте, ребята.
-Посмотрите, что у меня на бейдже? Почему, как вы думаете?
-Действительно, у меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу его частичку передать вам, а вы – друг другу. Я надеюсь, что мы будем с вами работать дружно, творчески. (Слайд 1)
2. Актуализация опорных знаний.
Минутка развития.(2-3 мин)
яиголофром
-Расшифруйте слово. Что оно обозначает?
-А что вы делаете, если не знаете значения слова или сомневаетесь в правильности своих знаний о нём?
-В русском языке проживают части речи, каждая из которых имеет свои особенности, как и человек.
(Слайд 2)
-Какие вы знаете части речи? -Какую изучаете сейчас? -Повторим знания о глаголе. Какие бы вы задали вопросы по теме «Глагол»?
-А вот какие вопросы составила я:
На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
Как изменяется?
Какую роль выполняет в речи?
(Слайд 3)
-Что ещё вы узнали о глаголе на предыдущем уроке?
- С помощью ваших ответов наш человечек-глагол приобрёл новый облик. (Слайд 4)
-Всё ли изучили?
-Вы многое узнали о глаголе, многое предстоит узнать.
-Для чего нужны теоретические знания? -Образуйте от существительных мечта, сочинение разные формы глаголов.
-А я образовала такие глаголы: мечтает, помечтала, мечтать, сочинят, сочинить. Определите их время и число.
-Проверим, что получилось.
Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог.
-Всё ли задание выполнили? В чем затруднение? - Чем эти глаголы не похожи на других?
3. Постановка учебной проблемы.
-Над какой же проблемой будем сегодня работать?
Если не ответят, подводящий диалог:
-Где же было затруднение?
-Что мы не смогли определить у этих глаголов?
-Т.е., нам встретились глаголы, которые чем-то отличаются от других)
-Что же это за глаголы, у которых нельзя определить ни время, ни число?
4. Открытие нового знания.
Подводящий диалог
-Чем похожи глаголы мечтать, сочинить? -Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит событие?
-Итак, на какие вопросы отвечают глаголы, у которых нельзя определить время, число?
-На что они оканчиваются?
-Как бы вы назвали такие глаголы?
-Такие глаголы имеют 3 названия:
начальная неопределённая инфинитив
форма форма
-Итак, тема урока… ( Слайд 5)
-Прочитайте правило -с.108
-Почему эта форма глаголов называется неопределённой?
-Какие суффиксы она имеет? На что ещё оканчиваются?
-Как же вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глаголов? Танцевать, бежать, спать, летать, петь, думать, рисовать.
5. Первичное закрепление. -Замените словосочетания глаголом неопределённой формы.
Оказать помощь - …
Одержать победу - …
Давать совет - …
Принять решение - …
-Что у вас получилось? Что ещё вызывает затруднение 1)Учить – ум точить.
-Как вы понимаете смысл пословицы?
-Найдите глаголы в неопределённой форме. Докажите. Запишите. 6. Самостоятельная работа.
2)(Без) б.ды друга (не) узнаешь.
-В какой жизненной ситуации можно применить эту пословицу. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
-Найдите глагол. Образуйте его начальную (неопределённую) форму. Как вы будете это делать? Задайте вопрос.
-Какие задания сейчас выполняли? Что получилось? -Усложним задание. Подберите антоним к глаголу и поставьте его в неопределённую форму. Сколько преобразований с каждым глаголом сделаете?
Поссоришь, ненавидят, враждовали, ругаю.
-В чём сложность задания?
-Задайте вопросы к глаголам, которые записали.
-Какую роль в речи играют антонимы?
-Вы должны догадаться, что будут делать ребята?
7. Итог, рефлексия.
-Какие «открытия» сегодня на уроке вы сделали для себя?
-Что вы узнали о глаголах неопределённой формы?
-Что больше всего понравилось?
-Что вызвало затруднение? А что получилось лучше?
-Мне очень понравилось с вами общаться: вы – настоящая команда, очень дружные ребята. Я хочу поблагодарить вас за великолепную работу (похлопайте сами себе) и подарить вам частичку своего сердца, которого так не хватало нашему человечку.
8.Д/з
|
-Солнышко. Весна, хорошее настроение.
Ученик у доски.
Ответы детей.
-Спрашиваем у учителя, родителей, находим в словаре. Читают выписку из словаря.
Морфология - раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
-Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
-Сейчас мы изучаем глагол. Ответы детей.
Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Они изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени по родам в единственном числе.
«Оживляют» текст, передают быструю смену событий.
-Частица не с глаголами пишется раздельно. -Нет. -Чтобы использовать на практике. Ответы детей.
Работают в парах (карточки)
Проверка задания.
-Нет. Не получается определить время и число у глаголов мечтать, сочинить.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Одинаково заканчиваются, нельзя определить время, число.
-Нет. -Что делать? Что сделать?
-Они оканчиваются на –ть.
-Неопределенная форма глагола
Ответы детей. Ученик у доски «показывает» глагол, а остальные должны назвать глагол в неопределённой форме.
помочь
победить
советовать
решить
Ответы детей. Работа у доски.
-Учить, точить, потому что они отвечают на вопрос что делать? Объясняют орфограммы.
-Узнаешь – узнать.
-Зададим вопрос что делать? или что сделать?
-Находили и образовывали глаголы в неопределённой форме.
-Два.
-Помирить, любить, дружить, хвалить.
Ответы детей.
| |
|
|