Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема 1: Введение «Моя малая родина и родина моих предков» 3-5


Скачать 216.59 Kb.
НазваниеТема 1: Введение «Моя малая родина и родина моих предков» 3-5
Дата03.05.2016
Размер216.59 Kb.
ТипРеферат

Содержание

страницы

Блок1: Далекое прошлое
Тема 1: Введение «Моя малая родина и родина моих предков» 3-5
Тема 2: Историческая справка 5-6
Тема 3: Катын в судьбе моих предков 6-7
Блок2: Катын в советский период и в наши дни.
Тема 1: Развитие сельского хозяйства в деревне 7-8
Тема 2: Развитие социальной сферы: 8-10

  • развитие медицины

  • развитие образования

  • развитие культуры

  • развитие торговой сети

Тема 3: Религия и обряды 10-11
Тема 4: Население. Естественный прирост. 11-12
Блок 3: Трагедия народа 1941-1945 гг.
Тема 1: Катын во время Великой отечественной войны 12-13
Прогноз на будущее 13
Заключение 13-15
Литература 16

Цель:

1.Восстановить, сохранить и передать в будущем подрастающим поколениям знания о возникновении и развитии моей малой родины и малой родины моих предков села «Катын».

2. воспитывать в себе патриота страны, знающего, любящего свою малую родину. Имеющего представление о том, где находится д. Катын, каким был этот край в далеком прошлом, как шло его заселением. Каким образом образовалась деревня Катын, росла и развивалась, как грозные годы в истории страны отразились на жизни деревни Катын.

Задачи:

1.Приобщиться к изучению истории своих корней и корней своих предков, к истории возникновения и развития села в котором родилась сама и родились мои предки, к изучению некоторых традиций и обрядов существовавших в 20-40 годы.

2.Развивать чувства сопричастности и ответственности за будущее своего села.

Методы работы:

Встречи с местными старожилами.

Посещение архива газеты «Тракт» («Путь Ильича»)

Работа с архивными документами «Хозяйственные книги»

Встречи с родственниками, жившими в деревне Катын

Объект исследования: деревня Катын
Блок1: Далекое прошлое.
Тема 1: Введение «Моя малая родина и родина моих предков» - что для меня это значит.

Рано или поздно человек задумывается, быть может, и понимает, что значит для него слово «Родина». Это что-то родное, близкое, что живет вместе с нами на протяжении своей жизни. Ощущение Родины связано именно с теми местами, где родился и рос человек. Может быть потому, что детство - это беззаботная и наиболее счастливая часть жизни.

В настоящее время заметно возрос интерес к краеведению, к изучению истории возникновения и развития городов и сел, биографиям и судьбам земляков. Краеведение является не просто совокупность сведений о какой-то конкретной территории, но и школой познания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений.

Краеведение всегда несет в себе любовь к родному краю, к своей «малой родине» , к ее духовной культуре, приобщает к познанию истоков наших. Поэтому я решила выбрать тему своей исследовательской работы «Малая Родина моих предков». Тема актуальна и современна, так как каждый уважающий себя человек должен знать о своих корнях.

А.Е. Ферсман отмечал: « Познай свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку. Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!»

« Малой родиной» моих предков является село Катын.

Находится эта маленькая деревушка в живописных местах. Совсем недалеко от неё тайга, а вокруг грибные и ягодные места, отличные луга и поля, к сожалению, на сегодняшний день заросшие бурьяном. Осенью ,когда городские жители устремляются в тайгу за ягодами и кедровыми орехами, все проезжают Катын. Кто- то, останавливается, чтобы уточнить дорогу, кто-то попить холодной воды.

Но вот уже на протяжении 15 лет в деревне появляется все больше и больше домов с заколоченными окнами и заросшими тропками к дворам.





Катын- эта одна из тех деревень, которые могут исчезнуть с лица земли.

Тема 2: Историческая справка
Происхождение название деревни Катын дается в нескольких вариантах. «Катын» с тюркского буквально «женщина», «жена», «госпожа». Монгольское «Катын»- «Княгиня», «повелительница», «госпожа». Эвенкийское «Катун»- « Сказочная героиня», «жена богатыря». Вроде бы в происхождении этого названия сомневаться не приходится. Однако вполне возможно, что корни этого названия уходят к монгольскому «кат»- «жилище», «дом», «хлев», «сарай». Есть казахское слово «катан»- «площадка для загона на ночь овец», «кутан»- « загон для скота». Есть тувинское слово «кат»- «солнечный , безлесый склон горы». Наконец, «катыл»- «поименный луг» у якутов, которые являются предками кетнов, живших в данной местности. Действительно, деревня «Катын» была основана на берегу небольшой полноводной речушки, которая раньше была богата рыбой, а теперь обмельчала и рыба, естественно, тоже пропала. Со всех сторон деревню окружают леса, особенно красивы хвойные, которые встречают всех, кто едет в Катын сегодня из Чехово или города Нижнеудинска. По рассказам местных жителей, это место и привело сюда бурят. Они даже раскорчевали здесь поляну и построили небольшую избушку из круглого леса. Вокруг неё буряты ставили свои юрты и размещали стада скота. Однако лугов здесь было мало, да и трава на них была не очень съедобной для скота, и буряты перекочевали на новое место, основали деревню, которая сегодня называется «Мунтубулук».

Брошенное место недолго оставалось пустым. Вскоре здесь стали селиться люди. Их привлекали свободные земли. К сожалению, первых жителей этой деревни не удалось установить. Однако большинство построек было сооружено в начале века. Все были переселенцы с Западной России. Большинство жителей села не знают точно, из каких мест приехали сюда их предки. Но они едины во мнении, что большая часть переселенцев была из Смоленской губернии.

Согласно рассказам, в 19 веке в Смоленской губернии существовало село Катын. Оно было расположено в 25-30 км. от Смоленска. В начале 20 века, часть жителей села поехала в поисках лучшей жизни в неведомую Сибирь. В память о своем старом селе и «новое» они назвали Катын. Причем происхождение этого слова было связано со словом «катиться». И «смоленское» и «нижнеудинское» села стоят у гор.
Тема 3: Деревня Катын в судьбе моих предков
Одними из таких переселенцев были и мои предки. Моя прапрабабушка, Беседнова Ульяна со своей семьёй поселилась в Катыне в 1910 году. В 1915 году родилась моя прабабушка –Просковья Беседнова, мой прадед же –Степан в это время жил в деревне Кагат. От туда же он ушел в армию. В 1939

году дед Степан ушел на Финскую войну, а затем не возвращаясь домой на Великую Отечественную. Вернулся домой в 1945 году и сразу же женился на моей прабабушке, которая на тот момент до сих пор жила в Катыне. Он перевез ее в деревню Усть-Кирбит, где и родился мой дед Витя. В 1954 году семья переехала в деревню Самодуровку , а в 1956 году вновь вернулись в деревню Катын. Всего в семье моей прабабушки было 8 детей. Сама прабабушка работала разнорабочей в лесосеке. Дед Степан – мой прадед работал пастухом и заведующим складом. Все их дети учились в катынской школе , учителем которой был тогда Капустин Павел Петрович. Школа была 4-х летней и поэтому приходилось продолжать обучение дальше в Чеховской школе, которая тогда располагалась выше по улице чем нынешняя. После окончания школы мои бабушка и дедушка остались в деревни прославлять ее своим трудом. В то время в Катыне существовала уже ферма старая и моя бабушка пошла работать туда «свинаркой» в 1968 году , а в 1969 году была построена новая каменная ферма на которой моя бабушка проработала до 1997 года (до закрытия) на откорме КРС. Она была удостоена почетного звания «ударник коммунистического труда», была награждена почетными грамотами, подарками. Неоднократно появлялась на страницах местной газеты «Путь Ильича», ее портрет не снимали с доски почета. Мой дед Маркачев Виктор Степанович в 1961 году окончив школу поступил в СПТУ. С 1963 года начал трудовую деятельность с тракториста, пахал, сеял, ему на тот момент было 17 лет . В 1966 году выучился на шофера и стал работать водителем и комбайнером. 25 лет он отработал комбайнером. Был передовиком производства, не однократно награждался путевками в санаторий, почетными грамотами. В общей сложности он отдал колхозу 46 трудовых лет, прославляя его своим трудом. И настолько нравится им это место, что до сегодняшнего дня они проживают там.

Из воспоминаний моей прабабушки: « Когда приехали в Катын, деревня была уже большой, вся заселена. В деревне в то время уже была ферма, затем появилась конюшня. В 1957 году был построен клуб, в строительстве которого участвовал мой прадед Степан».

Промышленность в деревне Катын отсутствует, поэтому Катын- это деревня с чисто аграрными функциями. Правда с 30-х годов до конца 50-х не далеко от деревни находился леспромхоз, в котором работали люди разных национальностей: немцы, литовцы, белорусы, сосланные с разных точек земли. Все они трудились на заготовке леса. Готовую древесину увозили на нижний склад, который находился в Промысловике, затем сплавляли по реке Уде в большую воду. На берег лес вывозили по «ледянке» газгенами.

Блок 2: Катын в советский период и в наши дни.
Тема1: Развитие сельского хозяйства в деревне Катын
Из выше сказанного понятно , что главная функция деревни- аграрная. В деревне имелись все условия для развития основных отраслей сельского хозяйства: земледелия и животноводства. В 30-е годы стали организовывать колхозы. Этот этап нашей истории не обошел и Катын. В 1932 году здесь

была организована сельскохозяйственная артель «1 Мая». Первым председателем артели был Ф.Н. Сафронов. Состояла артель только из жителей деревни Катын. Согласно проекту о закреплении земель, в деревне насчитывалось 42 двора. Сеяли озимые и яровые, самой распространенной культурой был ячмень. Всю работу выполняли на лошадях, их было 48, из них 35 рабочих. У каждого колхозника были коровы и свиньи на личных подворьях. В колхозе в то время животноводство не развивалась, так как не хватала выпасов для скота. Скотоводство стало развиваться в 50-е годы. В начале 50-х годов в деревне была построена свиноферма и откормочный цех. В 1951 году несколько колхозов: « 1 Мая» (Катын), «Красный промысловик» (Усть-Кирбит) и колхоз «им. Стаханова» (Чехово) объединили в один колхоз под названием «Совет Сталина». Позднее во времена Хрущева , происходило еще одно укрупнение колхозов. Тогда Катын стал входить в колхоз «им. Чехово». Именно этот колхоз прославляли своим трудом мои бабушка и дедушка Маркачевы Александра Ивановна и Виктор Степанович.

С 1993 года положение сельского хозяйства деревни отражает состояние всей экономики России. С 1995 года в сельском хозяйстве наступает кризис, который отражается и на личном подворье, поголовье скота падает.

Численность скота в деревне Катын




1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2007

2008

2009

КРС

51

54

50

62

48

36

19

25

16

21

20

Свиньи

85

81

82

76

72

36

31

43

27

36

38

Овцы

79

78

105

80

86

64

26

31

3

12

12

Кони

1

1

2

4

5

1

1

1

5

7

7

Всего

216

214

239

222

211

137

77

100

51

76

77

В настоящее время в деревне нет никого производства. И 100% пахотных площадей зарастает травой и березой.
Бывший колхозный гараж бывшая колхозная ферма


Тема 2: Социальная сфера

  • Медицина

В деревне никогда не было фельдшерского пункта. Раньше жители ездили в больницу деревню Кургат. В настоящее время люди обращаются за медицинской помощью в больницы деревень Порога и Чехова.

  • Образование

Катынская начальная школа была перевезена из деревни Маргуя, это частный дом ,который забрали при раскулачивании Федора Иванцова. Она была открыта в 1938 году. В ней обучались учащиеся с 1-4 классы в две смены. Первым учителем в этой школе был Капустин Павел Петрович. Мои бабушка с дедом тоже закончили эту школу. Сейчас школа закрыта совсем, из- за не имением учеников.



  • Культура

В 1957 году в деревне был построен клуб, который просуществовал до 1993 года. До этого времени люди развлекались различными способами. Например, среди деревни стояли огромные качели , сделанные из лодок, на которых качались и дети, и взрослые. В деревню иногда привозили кино, показывали в школе, а после фильма все желающие плясали до петухов, а с танцев сразу шли на работу в поле. «1 Мая» устраивали демонстрацию вдоль деревни, в которой принимали участие все от мало до велико. На «7 ноября» в колхозе резали быка и свинью и прямо на улице женщины в больших котлах на огне варили это мясо и гуляли всей деревней в школе. На каждого колхозника выдавали по 0,25 грамм водки. В «пасху» давали выходной на три дня и одним из святых праздников считалась «троица».

Некоторые традиции старины сохранились и до наших дней.

  • Торговая сеть

До 1950 года в деревне не было магазина. Люди ходили в магазин расположенный на территории леспромхоза, а еще раньше люди сеяли для себя, собирали урожай и возили в город на продажу. В1951 году был построен магазин, который относился к сельпо. Первым продавцом был П. Григорьев. Магазин находился между школой и клубом. В 80-ые годы этот магазин сгорел.

В настоящее время в деревне работает новый магазин, который относится к Катарбейскому сельпо.


Тема 3: Религия и обряды

Население в деревне в основном православное . Церкви в Катыне никогда не было, но в соседней деревне Кургатей была небольшая церквушка , куда жители ходили по праздникам, но на сегодняшний день церкви давно не существует.

Меня всегда с детства интересовали народные традиции и обряды. Одним из таких обрядов был «свадебный». В основе супружеского союза лежал, прежде всего, хозяйственный интерес. Такое святое чувство, как любовь, редко принималось во внимание. Невесту старались выбирать не столько красивую, сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества ей приходилось тянуть на себе всё домашнее хозяйство: воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в поле. Супругов объединяли хозяйственные интересы, забота о детях и доме. Ну а что касалось любви… «стерпится- слюбится».

Всякий брак сопровождался веселой свадьбой. Русская свадьба исторически соединила в себе два древних обряда: народный, называвшийся веселие , и христианский- венчание . Лучшей свадебной порой считали осень (свадьбу играли на «Покров»), когда не было ни каких сельскохозяйственных работ. Жених и невеста часто не видели друг друга до самой свадьбы. Родители жениха, посоветовавшись с родственниками , выбирали семейство, с которыми хотели бы породниться, и засылали сватов или сваху. После успешной миссии устраивали смотрины невесты. После смотрин родители невесты едут к жениху «место смотреть» или, как еще говорят, дом глядеть, смотреть жилье. После смотрин происходил сговор. Обе стороны договаривались о расходах на свадьбу, ее сроках, о размерах приданного, подарках жениха невесте. Затем, если обе стороны согласны , то они «били по рукам». С этого момента вопрос о свадьбе считался решенным и начиналась подготовка к свадьбе. Свадьба игралась очень торжественно, поэтому люди сознавали- брак действительно как таинство, понимая, что этим шагом определяют свою жизнь до самой смерти и дороги назад не будет. Жениха в день свадьбы именовали князем, а невесту княгиней. Раньше свадьбу гуляли целую неделю. Супругов считали молодыми до тех пор, пока у них не появятся дети, потом их считали уже взрослыми.

До сегодняшних дней сохранился еще один не маловажный обряд- «похоронный». После похорон родственники умершего ходят на могилку шесть суббот в подряд (до сорока дней). На сороковой день перед домом, где жил умерший, выставляют лавку на которой ставят кисель и блины, а также стелют половик, на который опускается на колени каждый член семьи и соседи для того , чтобы попросить прощение у умершего и попрощаться с ним. Только после этого начинается поминальный стол.


Тема 4: Население
На первое января 2010 в Катыне проживает 49 человек. В основном по национальности русские. Численность населения падает из года в год ( см.табл.1)

Таблица 1 Динамика численности населения

год

1932

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Население

(человек)

218

128

125

117

96

89

100

113

108

106

102

100



1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

96


95

94

90

86

72

78

71

62

56

55

55

53

49


Это связано с кризисом в сельском хозяйстве ( закрытием свинофермы и откормочной базы колхоза в этой бригаде), в результате нет работы, и люди стали уезжать, покидая насиженные места. Второй причиной такой динамики является низкий естественный прирост (см. табл. 2).

Таблица 2

год

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

умерших

1

-

4

2

1

-

-

1

2

2

1

родившихся

1

2

5

2

1

2

1

1

2

3

-

Естественный

прирост

0

2

1

0

0

2

1

0

0

1

-1




1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

5

1

3

2

1

1

1

3

2

-

2

-

2




1

-

2

3

1

-

1

2

1

-

-

3

-




-4

-1

-1

1

0

-1

0

-1

-1

0

-2

3

-2




Схема: Состав трудовых ресурсов Катына и их использование.





Все население

49 человек



Население моложе трудоспособного возраста (до16лет)

8 человек


Население в трудоспособном возрасте 27 человек

Население старше трудоспособного возраста 14 чел.


Нетрудоспособное население 2 человека

Трудоспособное население 25 человек

Учащиеся 2 человека

Экономически активное население 23 человека

Безработные 22 человека
в


Занятое население 1 человек

Численность населения уменьшается, начиная с 1986 года по 1991 год, так как молодежь уезжает учиться. С 1990 по 1992 год население возросло на 27 человек. Однако с 1997 года и до сегодняшних дней численность населения продолжает падать.
Блок3: Трагедия народа 1941-1945гг.
Тема 1: Великая Отечественная война в деревне Катын
Страшное событие 1941-1945 года не обошло стороной и Родину моих предков. Несмотря на то ,что жестокие бои не коснулись деревни Катын ,но людям в тылу приходилось работать днём и ночью .О жизни колхозников в те тяжелые времена никто не расскажет лучше чем очевидцы: « Работали за себя и за своих мужей , которые в то время защищали Родину. На тот момент в деревне оставались только женщины , дети и старики. Во время Великой Отечественной войны продолжал существовать колхоз , председателем которого был Шкелёв Фёдор Филипович .

Люди работали на полях, по десять дней не бывая дома .Сеяли зерновые и убирали вручную. Молотили молотилкой с конным приводом. На лощадях молотилки ездили погонщиками дети 9-10 лет. Обслуживали молотилку 6 человек. Один человек подавал снопы, второй их резал, третий подавал в барабан, четвертый отгребал зерно, двое отгребали солому. Зерно очищали на клейтонах. На клейтоне работало 4 человека: двое крутили ручку, один засыпал зерно в ковш, другой отгребал зерно. Весь урожай до грамма вывозили на фронт. Несмотря на все трудности военного времени, отсутствие техники и мужских рук, женщины и дети продолжали обрабатывать землю, выращивать урожай. Сами же жители жили плохо , ели черемшу, гнилую картошку. Зачастую люди умирали с голоду. Только к концу войны жителям стали давать по 400 грамм овсяных отходов. Но не смотря на все тяжести, которые легли на плечи женщин и детей, после войны каждого солдата они встречали всей деревней.»
Прогноз на будущее.
В деревне не развиты административные функции. На сегодняшний день даже аграрные функции исчерпали свои возможности. В данное время «малая родина» моих предков «вымирает». Молодежь уезжает, остаются старики и через 10-15 лет деревня может исчезнуть. Наша задача молодого поколения возрождать села подобные Катыну. На мой взгляд должна измениться политика государства по отношению к малым деревням. Я вижу решение этой проблемы в одном – это частные предприниматели (фермеры). Если вновь откроются животноводческие фермы , то у людей появится возможность работать, а значит жить.

Заключение.
Выполняя свою работу я расширила свой кругозор в области истории и краеведения. Общаясь со старожилами села, мне открылись новые страницы жизни моих предков. Эта работа помогла мне лучше разобраться в людях, которые мне близки, хорошо знакомы, узнать о их судьбе. По завершению моей работы над данной, я узнала специфику хозяйственной и социальной адаптации моих предков на сибирской земле. Постигла традиции, обычаи, некоторые обряды старожилов своего края. Поняла и осознала условия формирования позитивных черт сибирского характера и постараюсь укрепить их в себе. Моя работа «Малая родина моих предков» позволила мне связать воедино знания о Сибири с историей своего края, села , своей семьей, родом, С историей дедов и родителей на земле Сибирской. Только осознание внутреннего родства и единения с малой родиной, познание духа и традиций старожильческого населения позволит проникнуться истинным патриотизмом, позволит осознать себя сибиряком.

Каждый из нас должен любить свою «малую родину», знать историю возникновения и развития того места, где родился, где провел детство, где впервые увидел ясное лазоревое небо, где впервые радостно забилось сердце.

Плох тот народ, который

не помнит и не ценит

не любит своей истории.

В. Васнецов.

В моей работе мне большую помощь оказали старожилы села Катын:

Сивухина Анна Степановна (1928 г.р.)


Григорьева Надежда Прокопьевна (1930г.р.)




Моя бабушка Маркачева Александра Ивановна (1949 г.р.)



Литература

  1. «Нижнеудинский вестник» , 1995 год с.3

  2. Архив газеты «Путь Ильича», 1982год, 1988год

  3. Хозяйственные книги

  4. Газета «Тракт» 2 декабря 2009 года

  5. Мельхеев М.Н. « Происхождение географических названий Иркутской области» Восточно-Сибирское книжное издательство 1964г.

  6. Краеведение и искусствознание в школе. Восточно-Сибирское книжное издательство. 1996г.


Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Тема: «Малая родина моя и моих предков».

Работу выполнила ученица 9 класса

Маркачева Анна Олеговна

Руководитель: Маркачева Ирина

Валерьевна