Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Содержание урока. I. Оргмомент II. Обобщение знаний учащихся


Скачать 125.58 Kb.
НазваниеСодержание урока. I. Оргмомент II. Обобщение знаний учащихся
Дата05.03.2016
Размер125.58 Kb.
ТипДокументы

Содержание урока.

I. Оргмомент

II. Обобщение знаний учащихся

2.1. Беседа учителя:

У нас сегодня не класс, а просто ярмарка народных ремесел. И не случайно столько иллюстраций с произведениями предметов народных промыслов. Мы заканчиваем изучение тем рассказывающих о художественных промыслах России. На уроке мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Дарить другим сказку.

Кому дарили мастера эту красоту?

Ведущий: ВСЕМ!

Мы приглашаем всех на нашу ярмарку! Шумит богатая ярмарка, приехали сюда за товаром из самых дальних уголков, не только простой народно и зарубежные гости. Ярмарка пестрая встречай гостей!

А какая же ярмарка без гуляний и веселых песен (исполняется песня «На горе то калина»)

Ведущая:

“А на ярмарке товары –
Расписные самовары,
Продаются вилы, санки
И конфеты и баранки.
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша
До чего же хороша!”
Купцы дорогие,

Люди торговые, на нашей ярмарке должны вы

Свой товар расхвалить,

Ничего не забыть.

И себя показать,

И товар свой продать.

Ведущий : Куда не глянешь – кругом веселые жаркие цветы, сказочные птицы и яркий ликующий мир. И радует эта красота взор наш, и нашу душу.

А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие – с металлом, третьи с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прекрасная посуда, детские игрушки.

Расскажите нам сегодня, где красота такая создается словно сказка рождается.

Ученик:

А местечко это Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мастера

Из глины делают товар.

Очень любят синий цвет,

Потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей Земли.

Да и мы про них все знаем,

Вот послушайте и Вы.

2.2. Ведущий: сообщение о Гжельском промысле.

Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Уже с XV века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В XIX веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с «фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции.

Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по прежнему украшает нашу жизнь.

Ученик: Русская жемчужина,

Нас чаруешь ты.

Синяя фантазия – море красоты!

(М.Г.Аверьянов посвятил эти стихи Гжели ).

Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! Но Гжель – это не только роспись синей краской – кобальтом. Каких только росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот роза готова, и в ней можно различить оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок с тенями»

Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные, синие цветы Гжели будут цвести по-прежнему

Ученик: Да! Небывалой красоты изделие может сделать мастер даже из куска глины. Волшебство!

2.4.Ведущая: Знаю другой край, других мастеров, которые расписывают яркими цветами деревянную посуду, прялки, игрушки и превращаются они в яркие картины.

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавам

Городецкий скачет конь,

И в цветах весь утопает.

До чего ж красивый он.

Конь копытом бьёт,

Удила грызёт,

А молодушка

За водой идёт.

Давайте посмотрим на товар Городецких мастеров.

2.5.Ученик: Этот народный художественный промысел сложился к середине XIX века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами.. В начале XX века промысел возродился.

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.

А какие красивые дома были в Городце! На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, разукрашенные Городецкими мастерами, расходились по всей России. Прялку, по обычаю, дарил жених невесте: она была символом хорошей семейной жизни. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла. Особенности Городецкой росписи – чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки из повседневной жизни: чаепитий, катание на лодках и каруселях…

Ученик: Посмотрите, как изящна роспись городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими. Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура. Сначало мастер крупной кистью делает замалёвок -- цветные пятна круглой формы. из них и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.

С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу Городецкий мастер и дарил нам её вместе со своим изделием.

2.6. Ведущая: Послушаёте ещё одно стихотворение о не менее удивительных мастерах, которые расписывают на металле.

Заезжайте-ка к нам в гости

На весёлый праздник наш.

Посмотрите на подносы

-- Это ж просто вернисаж.

Чёрный фон сияет лаком,

А на нём цветов краса.

Алых, жёлтых с красным маком –

Это просто чудеса.

Колокольцы распустились,

Незабудки встали вряд,

Засверкали, заискрились.

Выбирайте всё подряд!

В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад.

Лучше их вы не найдёте, полюбуйся, стар и млад.

2.7. Ученик: Любили на Руси почаевничать – с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии -- вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками – баранками и другим угощеньем. Да что говорить, поднос – нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравятся всем!

Жоствский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относится к началу XIX века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской область), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жосотовских мастеров.

Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию, но одновременно и определяет эту композицию. Прозрачной масленой краской мастер намечает основные пятна рисунка – где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалёвок. Дальше мастер выполняет тенёжку,т.е. затемняет с одной стороны пятна цветка. Вот кистью положен мазок, следующий от края лепестка к центру. Самые освещенные места выведены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.

И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: голубовато-лиловые, красновато-оранжевые, зеленовато-коричневые. Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Поднос нужно высушить и покрыть лаком.

На последнем этапе украшают борта подноса тонкой золотой полоской, лапками, мелкими цветами, золотым орнаментом. Это уборка. Поднос готов!

Ведущая: Цветы на металлическом подносе очень красивая картина, цветы из металла не менее виртуозное исполнение.

Цветы из металла могут выполнить только настоящие матера кузнечного дела о них поется в песне «Во кузнеце»

2.8. Музыкальная физ. минутка

По желанию обучающиеся выбирают музыкальные инструменты: бубен, ложки, трещотки. Под музыку «Веселые народные мотивы» проводим физ. минутку, с использованием элементов народной пляски каблучок, веревочка, барыня.

Ведущая: «Чем знаменито Дымково?»

Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!”

«Посмотри, как хороша эта девица-душа!
Щёчки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт!»

«Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток
На груди – цветок»

Ведущий: Дымковская игр ушка.

Ели спят у большака
В инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок
Вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Всё игрушки не простые
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право”.

2.10. Ученик: Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка"

Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции. Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

В 2009 году во время своего визита в Киров Президент России Д. А. Медведев посетил областной художественный музей имени братьев Васнецовых, где ознакомился с экспозицией дымковской игрушки и поучаствовал в изготовлении и росписи дымковской игрушки.

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Ведущий: яркая игрушка душу радует, а если еще и частушки исполнить то настоящее народное гулянья получиться.

Исполнение частушек.

Ученик: Замечательные товары на вашей ярмарке!

- А как нам купить ваши изделия?

Ведущая:

Приобрести товары наши можно, но не за деньги, а за знания.

«Задания мастеров» (работа с интерактивной доской).

1. Определите образцы с Дымковской росписью .

2. Определите на изображениях приемы Городецкой росписи.

3. Определите и укажите изделия с Гжельской росписью.

4. Кроссворд

1. Какие народные промыслы мы с вами знаем?

2. Где мы можем увидеть все перечисленные игрушки и посуду вместе?

2.11. Учитель:

1.Важно ли сохранять народные промыслы, как культурное наследие России?

2. Важно ли сохранить исполнение русских народных песен и частушек?

(Ответы ребят).

1.Да! сохранить необходимо приемы выполнения изделий народных промыслов, так как они являются достоянием России.

2. Сохранить приемы исполнения русских народных песен сохранить необходимо, так как в песнях показана жизнь народа, а в манере их исполнения душа народа.

Ведущая: Кто смел,

Тот успел

И себя показать,

И товар свой продать.

Солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась!

Ой, вы, гости дорогие

Люди свойские, простые!

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям!

?????? Рефлексия

1. Чему научились при подготовке к уроку?

2. Какие знания получили?

3. Где эти знания вам пригодятся в жизни?

4. Какие трудности испытали в подготовки материала?

5. Какие эмоции получили от урока?

2.8. Учитель: Закончила работу наша ярмарка.

IV. Итог урока:

Вы все хорошо потрудились и проявили отличные знания народных художественных промыслов, еще раз вспомнили приемы росписи народных мастеров и о произведениях народного творчества, которыми мы вправе гордиться, так как они известны на весь мир. Продемонстрировали умения в исполнении русских народных песен и частушек.

Ведущая: Приглашаем всех на наше чаепитие.