Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Содержание урока. I. Оргмомент II. Обобщение знаний учащихся |
 Скачать 125.58 Kb. |
Содержание урока.
I. Оргмомент
II. Обобщение знаний учащихся
2.1. Беседа учителя:
У нас сегодня не класс, а просто ярмарка народных ремесел. И не случайно столько иллюстраций с произведениями предметов народных промыслов. Мы заканчиваем изучение тем рассказывающих о художественных промыслах России. На уроке мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Дарить другим сказку.
Кому дарили мастера эту красоту?
Ведущий: ВСЕМ!
Мы приглашаем всех на нашу ярмарку! Шумит богатая ярмарка, приехали сюда за товаром из самых дальних уголков, не только простой народно и зарубежные гости. Ярмарка пестрая встречай гостей!
А какая же ярмарка без гуляний и веселых песен (исполняется песня «На горе то калина»)
Ведущая:
“А на ярмарке товары – Расписные самовары, Продаются вилы, санки И конфеты и баранки. И на дивную игрушку Смотрят долго, не спеша До чего же хороша!” Купцы дорогие,
Люди торговые, на нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
Ведущий : Куда не глянешь – кругом веселые жаркие цветы, сказочные птицы и яркий ликующий мир. И радует эта красота взор наш, и нашу душу.
А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие – с металлом, третьи с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прекрасная посуда, детские игрушки.
Расскажите нам сегодня, где красота такая создается словно сказка рождается.
Ученик:
А местечко это Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мастера
Из глины делают товар.
Очень любят синий цвет,
Потому что краше нет.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей Земли.
Да и мы про них все знаем,
Вот послушайте и Вы.
2.2. Ведущий: сообщение о Гжельском промысле.
Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Уже с XV века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В XIX веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с «фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции.
Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по прежнему украшает нашу жизнь.
Ученик: Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия – море красоты!
(М.Г.Аверьянов посвятил эти стихи Гжели ).
Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! Но Гжель – это не только роспись синей краской – кобальтом. Каких только росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот роза готова, и в ней можно различить оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок с тенями»
Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.
История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные, синие цветы Гжели будут цвести по-прежнему
Ученик: Да! Небывалой красоты изделие может сделать мастер даже из куска глины. Волшебство!
2.4.Ведущая: Знаю другой край, других мастеров, которые расписывают яркими цветами деревянную посуду, прялки, игрушки и превращаются они в яркие картины.
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает.
До чего ж красивый он.
Конь копытом бьёт,
Удила грызёт,
А молодушка
За водой идёт.
Давайте посмотрим на товар Городецких мастеров.
2.5.Ученик: Этот народный художественный промысел сложился к середине XIX века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами.. В начале XX века промысел возродился.
Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.
А какие красивые дома были в Городце! На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, разукрашенные Городецкими мастерами, расходились по всей России. Прялку, по обычаю, дарил жених невесте: она была символом хорошей семейной жизни. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла. Особенности Городецкой росписи – чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки из повседневной жизни: чаепитий, катание на лодках и каруселях…
Ученик: Посмотрите, как изящна роспись городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими. Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура. Сначало мастер крупной кистью делает замалёвок -- цветные пятна круглой формы. из них и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.
С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу Городецкий мастер и дарил нам её вместе со своим изделием.
2.6. Ведущая: Послушаёте ещё одно стихотворение о не менее удивительных мастерах, которые расписывают на металле.
Заезжайте-ка к нам в гости
На весёлый праздник наш.
Посмотрите на подносы
-- Это ж просто вернисаж.
Чёрный фон сияет лаком,
А на нём цветов краса.
Алых, жёлтых с красным маком –
Это просто чудеса.
Колокольцы распустились,
Незабудки встали вряд,
Засверкали, заискрились.
Выбирайте всё подряд!
В мире нет таких подносов,
Они словно вешний сад.
Лучше их вы не найдёте, полюбуйся, стар и млад.
2.7. Ученик: Любили на Руси почаевничать – с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии -- вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками – баранками и другим угощеньем. Да что говорить, поднос – нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравятся всем!
Жоствский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относится к началу XIX века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской область), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жосотовских мастеров.
Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию, но одновременно и определяет эту композицию. Прозрачной масленой краской мастер намечает основные пятна рисунка – где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалёвок. Дальше мастер выполняет тенёжку,т.е. затемняет с одной стороны пятна цветка. Вот кистью положен мазок, следующий от края лепестка к центру. Самые освещенные места выведены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.
И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: голубовато-лиловые, красновато-оранжевые, зеленовато-коричневые. Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Поднос нужно высушить и покрыть лаком.
На последнем этапе украшают борта подноса тонкой золотой полоской, лапками, мелкими цветами, золотым орнаментом. Это уборка. Поднос готов!
Ведущая: Цветы на металлическом подносе очень красивая картина, цветы из металла не менее виртуозное исполнение.
Цветы из металла могут выполнить только настоящие матера кузнечного дела о них поется в песне «Во кузнеце»
2.8. Музыкальная физ. минутка
По желанию обучающиеся выбирают музыкальные инструменты: бубен, ложки, трещотки. Под музыку «Веселые народные мотивы» проводим физ. минутку, с использованием элементов народной пляски каблучок, веревочка, барыня.
Ведущая: «Чем знаменито Дымково?»
Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги От капелек росы В ней что-то есть от радости Гремящей, как басы!”
«Посмотри, как хороша эта девица-душа! Щёчки алые горят, удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива, Как лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт!»
«Барашек-свисток, Левый рог – завиток, Правый рог – завиток На груди – цветок»
Ведущий: Дымковская игр ушка.
Ели спят у большака В инее седом Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок Вьётся голубой дымок. Дым идёт из труб столбом Точно в дымке всё кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали. Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Всё игрушки не простые А волшебно расписные. Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право”.
2.10. Ученик: Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка"
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.
В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции. Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.
Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
В 2009 году во время своего визита в Киров Президент России Д. А. Медведев посетил областной художественный музей имени братьев Васнецовых, где ознакомился с экспозицией дымковской игрушки и поучаствовал в изготовлении и росписи дымковской игрушки.
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.
Ведущий: яркая игрушка душу радует, а если еще и частушки исполнить то настоящее народное гулянья получиться.
Исполнение частушек.
Ученик: Замечательные товары на вашей ярмарке!
- А как нам купить ваши изделия?
Ведущая:
Приобрести товары наши можно, но не за деньги, а за знания.
«Задания мастеров» (работа с интерактивной доской).
1. Определите образцы с Дымковской росписью .
2. Определите на изображениях приемы Городецкой росписи.
3. Определите и укажите изделия с Гжельской росписью.
4. Кроссворд
1. Какие народные промыслы мы с вами знаем?
2. Где мы можем увидеть все перечисленные игрушки и посуду вместе?
2.11. Учитель:
1.Важно ли сохранять народные промыслы, как культурное наследие России?
2. Важно ли сохранить исполнение русских народных песен и частушек?
(Ответы ребят).
1.Да! сохранить необходимо приемы выполнения изделий народных промыслов, так как они являются достоянием России.
2. Сохранить приемы исполнения русских народных песен сохранить необходимо, так как в песнях показана жизнь народа, а в манере их исполнения душа народа.
Ведущая: Кто смел,
Тот успел
И себя показать,
И товар свой продать.
Солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась!
Ой, вы, гости дорогие
Люди свойские, простые!
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям!
?????? Рефлексия
1. Чему научились при подготовке к уроку?
2. Какие знания получили?
3. Где эти знания вам пригодятся в жизни?
4. Какие трудности испытали в подготовки материала?
5. Какие эмоции получили от урока?
2.8. Учитель: Закончила работу наша ярмарка.
IV. Итог урока:
Вы все хорошо потрудились и проявили отличные знания народных художественных промыслов, еще раз вспомнили приемы росписи народных мастеров и о произведениях народного творчества, которыми мы вправе гордиться, так как они известны на весь мир. Продемонстрировали умения в исполнении русских народных песен и частушек.
Ведущая: Приглашаем всех на наше чаепитие.
|
|
|