Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Сочинение анализ о музыкальном произведении П. Чайковского из фортепианного сборника «Детский альбом»: «Игра в лошадки»


Скачать 63.14 Kb.
НазваниеСочинение анализ о музыкальном произведении П. Чайковского из фортепианного сборника «Детский альбом»: «Игра в лошадки»
Дата29.04.2016
Размер63.14 Kb.
ТипСочинение

~ ~


Сочинение – анализ о музыкальном произведении П.Чайковского из фортепианного сборника «Детский альбом»: «Игра в лошадки»

В этом году я перешла в 5 класс фортепианного отделения. И вот в сентябре 2011 года преподаватель Маряч А.Ю. предложила мне выучить пьесу «Игра в лошадки» П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом».

Знакомя меня с новым произведением, преподаватель села за инструмент и исполнила эту пьесу. Исполнение было яркое, образное, темпераментное, с огнём. Мне очень понравилось. Захотелось самой попытаться так же сыграть предложенное музыкальное произведение.

Говоря о художественном образе, заключённом в произведении П.И.Чайковского «Игра в лошадки» преподаватель прочитала мне стихотворения. Одно из которых – всем известное творение А.Барто:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости.
Второе – результат творчества М.Клоковой и называется:
«Мой конь»

Гоп, гоп! Конь живой

И с хвостом, и с гривой,

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

Мне кажется, что оба эти стихотворения очень красочно описывают то настроение и характер, которое выражено и в музыкальном произведении П.И.Чайковского «Игра в лошадки» .

А вот в третьем стихотворении, зачитанном моей преподавательницей А.Ю.Маряч, был раскрыт совершенно другой образ, другой характер. Его автор Шринатх Гупта:

«Моя лошадка»

Я свою лошадку

Больно не хлещу.

Я свою лошадку

Славно угощу.

Ест моя лошадка

Манго и маис,

Белый сахар сладкий

И варёный рис.

Поскачем по долинам,

По кручам и лесам…

Я её из глины

Сегодня сделал сам.
Как я думаю, это стихотворение отличается лирическим настроением. И скорее всего, начало этого стиха соответствует образу среднего минорного раздела фортепианного произведения «Игра в лошадки». А его окончание («Поскачем по долинам…») – живописно рисует картину, отражённую в репризе и коде произведения.

Так, поговорив о художественном наполнении музыкального произведения, найдя литературные аналоги игры в лошадки, мы с преподавателем плавно перешли к знакомству с произведением. Разобрали его форму – трёхчастная репризная с кодой (АВА), определили тональность – Ре мажор, размер – 3/8. Жанр – художественный этюд. Наметили план работы над произведением.

Преподаватель мне сказала, что очень важно выбрать и выучить правильную аппликатуру. Можно использовать свой вариант, а можно – предложенный редактором. «Аппликатура – запоминающее устройство»1. От выбора верной и рациональной аппликатуры зависит качество исполнения в дальнейшем. Логичная, и как следствие - удобная аппликатура помогает играть в более подвижном темпе. Воспользовавшись советами преподавателя, я стала учить аппликатуру предложенную редактором, так как она оказалась наиболее удобной и комфортной.

Учила я произведение кусочками - сначала объединяла по тактам, потом, чтобы ликвидировать возникшие у меня остановки на каждом шагу – по два такта, затем по частям. Для того чтобы отработать переходы – скачки из одной позиции в другую, я трудные места играла, объединяя по четыре такта. Это такты: 1-4; 25-28; 29-32; 33-36; 37-40; 57-60; 61-64. Преподаватель мне пела мелодические голоса и рекомендовала в домашних занятиях мне делать то же самое. Поэтому вначале я пела поочерёдно то - верхний голос - сопрано, то – тенор; такты 27-28 и 35-36, 57-62 и 69-72 - я пела и показывала бас; такты 39-40 я пела и выделяла альтовый голос; такты 63-68 – тенор. Сложно мне показалось, и играть выдержанный басовый тонический органный пункт в первой части и в репризе. Преподаватель мне делала замечания, что нотка «ре» у меня пропадает, в результате у меня вместо четырёхголосия звучало трёхголосие. Пришлось немало потрудиться, чтобы добиться хорошего качественного тонического органного пункта на басовой нотке «ре».

Важно было, что бы руки не прыгали, не скакали по клавиатуре как «мячики», причём устремляясь, всё время вверх. Необходимо было играть в клавиатуру.

Чтобы аккорды не «квакали» я играла в медленном темпе, вслушиваясь в каждый аккорд.

Чтобы пальцы были цепкими, упругими я, по совету преподавателя, играла на крышке инструмента, пропевая всю фактуру внутренним слухом.

Чтобы не заболтать произведение я чередовала медленный и быстрый темпы, играла также в умеренном темпе. Играла, проговаривая ритм словесно на «ти-ра-ра, ти-ра-та».

Произведение завораживает моторикой. И здесь главное, по словам педагога – не темп, а пульсация. Как сказал Н.Перельман: «Темп – предмет обсуждения. Пульсация – нет»2. В то же самое время «Ритм, лишённый гибкости, уместен только при прохождении почётного караула на Внуковском аэродроме»3 . Поэтому между фразами преподаватель рекомендовала мне брать дыхание, говоря профессиональным языком – ауфтакт, что даёт возможность за короткое время (какую-то долю секунды) передохнуть рукам.

Трудно мне показалось, и выстроить интересный динамический план. В пьесе Чайковского много вилочек. Причем сразу после крещёндо стоит pp, что я понимаю (по подсказке педагога) не только как пианиссимо, но и как субито пиано, то есть внезапно необходимо сбросить звучность и уйти в тихую динамику И таких мест в произведении очень много: такт 1-4 – мощное крещедно, после которого в 5 такте резко стоит р; эта фраза повторяется дважды; такт 9 -15 – мощное диминуэдо, спад динамики, так же повторяется два раза; такты 25-32 – начало среднего раздела – подъём динамики; такт 33 – внезапное р; 33-40 – подъём динамики, после чего субито пиано в начале репризы. Кода идёт от р на крещендо к f.

Стараясь максимально точно следовать советам преподавателя, я добилась неплохого, как мне кажется, качества звучания в среднем темпе.

Я живу сама в селе, поэтому мне легко представить живую лошадку, похожую по описанию на коня, описанного К.Д.Ушинским:

«Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – чёлка, на ногах – щётка; шерсть серебром отливает, Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковы стальные.

- Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».

У моего соседа есть лошадь. Он за ней ухаживает. Приятно смотреть, как лошадь гарцует, когда они выезжают.

Хотя пьеса, скорее про игру в лошадки, а не про живого коня. Тем не менее интересно представлять себе и образ живой лошади.

Мне пьеса очень понравилась, преподаватель сказала, что мы будем её готовить на концерт-смотр «Ступень к совершенству», которое состоится весной 2012 года.



Работу выполнила учащаяся 5 класса фортепианного отделения Лазарева Виктория, класс преподавателя Маряч А.Ю.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Фамилия

Лазарева

Имя, отчество

Виктория Сергеевна

Дата рождения

24.02.1999

Образовательное учреждение, класс

МОУ ДОД Красносвободненская ДМШ, 5 класс

Фамилия, имя, отчество, должность научного руководителя

Маряч Анастасия Юрьевна, преподаватель фортепиано, завуч

Номинация

Сочинение – анализ о музыкальном произведении П.Чайковского из фортепианного сборника «Детский альбом»: «Игра в лошадки»

Информация об организации, которую представляет

Полное название организации

МОУ ДОД Красносвободненская ДМШ

Индекс, полный почтовый адрес

392530, Тамбовская область, Тамбовский район,

с. Красносвободное, ул. Тимирязева, дом № 4 «В».

Код, телефон, факс

8(4752)488447; 89108592734; 89050488381

Электронная почта, по которой можно отправлять результаты экспертизы

[email protected]

Фамилия, имя, отчество, должность руководителя

Маряч Анастасия Юрьевна, преподаватель фортепиано, завуч


Подпись руководителя учреждения
М.П.

1 Н.Перельман «В классе рояля. Короткие рассуждения». – М.: «Классика – XXI», 2007. Стр.105

2 Н.Перельман «В классе рояля. Короткие рассуждения». – М.: «Классика – XXI», 2007. Стр.123.

3 Н.Перельман «В классе рояля. Короткие рассуждения». – М.: «Классика – XXI», 2007. Стр.122