Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Школьный праздник как возможность творческого самовыражения учащихся


Скачать 44.79 Kb.
НазваниеШкольный праздник как возможность творческого самовыражения учащихся
Дата25.02.2016
Размер44.79 Kb.
ТипДокументы

Кудрявцева Мария Олеговна,

учитель английского языка

ГБОУ школа №112

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Школьный праздник как возможность творческого самовыражения учащихся

(из опыта работы кафедры английского языка)

Введение ФГОС позволяет актуализировать потенциал школьников через изучение иностранного языка как предмета. Иностранный язык отличается от других предметов тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук. Изучение языка – это овладение новым вербальным кодом, который становится средством межкультурного общения, а также инструментом приобретения новых знаний о мире.

Учитель организовывает личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка, используя учебное иноязычное общение и активную творческую деятельность ученика на уроке. Гораздо сложнее учителю включить ученика в реальную языковую коммуникацию и смоделировать процесс вхождения в культуру. Другие сложности учебно-воспитательного процесса в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды, количество часов ограничено (на одного ученика приходится в среднем 1-2 говорения за урок). На уроке развитие речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

В связи с этим внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Внеурочная деятельность дает возможность создать уникальную ситуацию естественной языковой среды, способствующую не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Учителя английского языка нашей школы в рамках Недели английского языка организуют общешкольный праздник ко Дню 8 марта. Праздник - для учителей, но для учеников – это конкурс английской песни «We will Rock you». В этом мероприятии участвуют ученики 8-11 классов. Учащиеся выпускного класса, разделившись на творческие группы, создают сценарий мероприятия. Каждая группа готовит рассказ о музыкальном периоде 80х, 90х и 2000х годов, знакомится с популярными исполнителями и образами тех времен. В самом конкурсе участвуют 8-10 классы. Перед каждым классом ставятся определенные условия:

  • подготовить 3 песни на английском языке;

  • каждая песня должна быть из разного периода времени (80-е, 90-е, 2000е);

  • одну песню исполняют мальчики, другую – девочки, а третью – весь класс;

  • каждая песня сопровождается творческим номером (танец, инсценировка);

  • необходим видео ряд (презентация, клип, видеофильм) с текстом песен на английском и на русском;

  • тематика песен - женщины, любовь и красота;

Подготовка этого праздника однозначно не укладывается в урочную систему. На уроках английского языка учителя работают с текстами песен. Вся дальнейшая работа является внеурочной деятельностью и самостоятельной подготовкой учащихся. Ученики знакомятся с музыкальными историческими периодами, изучают историю групп и исполнителей, просматривают фильмы и клипы, изучают танцевальные движения и костюмы, подбирают «минусовки» и обрабатывают их, создают творческие видео и презентации. Задача учителя контролировать, направлять, советовать и поддерживать учащихся, но не препятствовать творчеству и самовыражению. Участвуя в подготовке этого праздника, понимаешь, насколько музыкальная культура интересна современным подросткам, ребята с радостью исполняют композиции любых направлений и периодов, их увлеченность заражает учителей.

Этот конкурс можно считать метапредметным проектом. Он связывает такие дисциплины как английский язык, история, информатика, музыка и танцы. В рамках специфики предмета «английский язык», помимо мотивации, дает возможность дополнительно работать над фонетикой, изучать грамматику на примерах «живого языка», стилистику языка, современную лексику («разговорный язык»), сравнить язык разных эпох, изучать культуру страны, изучаемого языка. Знания по истории неразрывно связаны с изучением музыкальных периодов. Создание презентации, видеофильмов и использование программ по обработке музыкальных файлов – это информатика, а творческие номера – это музыка и танцы. Каждый учащийся имеет возможность проявить свои индивидуальные творческие способности : художественные, вокальные, танцевальные, организаторские и др.

Воспитательные результаты тоже достаточно широкие:

  • приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • опыт самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В заключении хочется сказать, что многообразие форм деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. [Текст]: Начальное и основное образование / [ В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А.Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.

  4. Интервью с советником управляющего директора издательства «Просвещение» М.Р.Леонтьевой на тему «Зачем нужна рабочая программа?» [Текст] / А.Уварова // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3. С.2-6.