Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Сценарий занятия Тема занятия: Игры народов Коми. Цель: закрепить знания детей об играх коми народа и познакомить с новыми играми |
 Скачать 54.77 Kb. |
Факультатив «Край, в котором я живу»
Сценарий занятия Тема занятия: Игры народов Коми.
Цель: закрепить знания детей об играх коми народа и познакомить с новыми играми.
Ход занятия
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее факультативное занятие будет необычным.
- Какое время года сейчас? (весна)
- Давным-давно так повелось у северного народа Коми края, что празднуя приход весны, собирались люди на большой поляне на весенние игрища. Он заводили весёлые игры-соревнования, хороводные игры, пели песни, танцевали. Так они радовались наступлению тепла и приходу весны.
- А вы хотели бы узнать, в какие игры играли дети оленеводов на таких праздниках?
- А кто такие оленеводы? Где они живут?
Звучит музыка
- Закройте глазки и представьте, что мы с вами мчимся на оленьих упряжках по бескрайним просторам нашей тундры… Вот мы и оказались на такой поляне, где проводят свои игрища оленеводы, и прибыли в гости к детям оленеводов Оле и Жене.
Оля: - Здравствуйте, ребята!
Женя: - Добро пожаловать к нам в гости!
Оля: - А мы с Женей поиграть собрались.
Женя: - А вы с нами поиграть хотите?
Учитель: - Чтобы начать игры-соревнования, давайте разделимся на 2 команды. Одна команда Оли, другая – Жени.
- А как будут называться ваши команды, вы узнаете, отгадав загадки.
1. Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга.
(Олень)
Команда «Оленёк»
| 2. Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Команда «Снегирёк»
| (обеим команда вручаются нагрудные знаки)
Учитель: - Ребята, а сегодня с нами в гости к Оле и Жене приехало ещё много гостей. Ведь на любых играх бывают люди, которые приходят посмотреть на соревнования, поболеть за какую-нибудь команду. (болельщики)
- А вот, чтобы наши игры происходили весело, задорно и правильно, за нами будут наблюдать старейшины-оленеводы.
Учитель: - На Крайнем Севере долгие годы основным видом передвижения были олени. Но чтобы оленя запрячь в упряжку, его надо поймать.
Женя: - А у нас есть такая игра соревнование «Поймай оленя» (объясняет правила игры).
Ребята каждой команды ловят оленей, чья команда больше оленей поймает. Оля: - А мы ещё играем в игру-соревнование «Кто быстрей соберёт упряжку».
(Для игры используют упряжку - скакалку. Ведущий по очереди забирает из своего стойбища оленят. Побеждает та команда, которая быстрее соберёт упряжку оленей.)
Учитель: - Ребята, а я ведь не один раз была на празднике оленеводов и запомнила одну игру (ненецкую).
А чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку.
В доме лишь одна стена.
Очень круглая она.
До того она кругла
Ни единого угла. (чум)
- Что такое чум?
Чум – это жилище оленеводов.
Учитель: - В краеведческом музее нам подробно рассказывали об этом жилище оленеводов. Вспомните , из чего строится чум? Почему не из кирпича? Какое правило русского языка спряталось в этом слове?
Игра «Чум». - Учитель: - Молодцы ребята.
У северных народов много хороводных игр. И наши ребята их знают.
Загадка 1:
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?.. воробей (игра)
Водящий выходит вперёд, повернувшись к играющим считает:
Считалка:
Чикили - микили,
Конарье - напарье,
Вильс – вальс
Гулю!
Все: Прилетел к нам воробей
И запел как соловей:
- Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет отгадай. Загадка 2:
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень, лезет в берлогу до весны,
Где он спит и видит сны… Медведь (игра)
Учитель: - В конце марта, в начале апреля медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Медведь – всеядное животное. Как это понять? Да он любит мёд, грибы и ягоды. Но также он питается травой, корнями и живой пищей не брезгует. Ну уж очень он ягоды любит. Вот и поиграем в игру «В медведя».
Водящий медведь стоит (сидит) в центре, а по кругу дети собирают ягоды:
Медведушка - дедушка,
Медведушка - бабушка,
Твою чернику собираем,
Твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берём,
Плохие ягоды выбрасываем.
А медведь не спит,
Он на нас рычит.
Учитель: - Ребята, а ведь в гости с подарками принято ходить. Подарим свой подарок.
Дети: - В коми крае мы живём,
Где суровы зимы.
Не страшны нам холода,
Мы надели пимы.
Песня – танец «Северные пимы».
Оля и Женя: - Спасибо!
Женя: - Ребята, мы когда в игры играем, нам не только ловкость нужна, ног и смекалка и знания.
Оля: - Вот мы и проверим кто из вас самый знающий.
Задание 1: Перечислите ягоды, растущие в Республике Коми.
Задание 2: Угадай ягоду (с закрытыми глазами на вкус угадать ягоды).
Оля: - Молодцы, ребята, знаете ягоды.
Учитель: - Когда летом наступает пора сбора ягод, ребята , живущие в Республике Коми, и тут устраивают игры – соревнования.
Игра «Собери ягоды». Оля: - Я хочу научить вас ещё одной игре. Называется она «Стой, олень».
(Выбирается пастух, он держит палку. По команде «Беги, олень» - все разбегаются. Водящий дотрагивается палочкой со словами «Стой, олень»)
Итоги подводятся по числу оставшихся оленей.
Учитель: - Спасибо тебе за такую игру. Мы теперь в неё на переменах играть будем.
Ну теперь игра с болельщиками.
Кукла Наста. Как называется одежда, которую носит Наста? (таблички с названием одежды прикрепить к кукле)
Песня – танец «Оленеводы» (подарок от оленеводов) Учитель: - Ребята, есть такая пословица: «В гостях хорошо, а пора и честь знать». Пора и домой собираться.
- А зачем мы в гости к Оле с Женей приходили? В какие игры мы играли? Пригласим Олю и Женю к нам в гости?
- Слово старейшинам. Подведение итогов.
Подарок – танец от ребят-оленеводов «Оленёк»
Используемые источники6
1. Изд-кий дом «Первое сентября», «Здоровье детей», 1-15 марта/2008 |
|
|