Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Реабилитация молока»


Скачать 179.02 Kb.
Название«Реабилитация молока»
Дата22.04.2016
Размер179.02 Kb.
ТипМетодическая разработка


ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения интегрированного тематического классного часа

на тему: «Реабилитация молока»

Составлена преподавателем зооветеринарных дисциплин

ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж»

Балашовой М.Н.

Введение

Социально-экономическое развитие России в настоящее время ставит перед педагогами более сложные задачи, чем ранее. Местные требования рынка обуславливают необходимость обеспечения более высокого уровня и компетентности специалистов его конкурентоспособности. Новые технология обучения учат студентов учиться, добывать знания самостоятельно, развивать свой твор­ческий потенциал. Преподаватели работают над проблемами разви­тия познавательной, творческой активности студентов, на основе внедрения в процессы обучения новых педагогических технология. Широко внедряются новые педагогические технологии не только в учебный процесс, но и во внеурочную, внеклассную работу. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию открыва­ет широкие возможности для формирования у студентов самосозна­ния, ценностей своей жизни, выявление природных задатков, раз­витие творческого потенциала.

Проблема межпредметных связей актуальна, так как взаимная
связь учебных дисциплин вытекает из задач комплексного подхода к обучению и воспитанию.

Интеграция в процессе преподавания учебных дисциплин и внеурочной работе обусловлена требованиями личностно-ориенти­рованного обучения и способствует целостности процесса учебной и воспитательной деятельности преподавателя.

Основные тенденции развития системы образования пре­дусматривают развитие творческой познавательной деятельности студентов, включения их в процесс усвоения знаний, общего развития на основе элементов самостоятельного поиска, -саморазвития, самосовершенствования, самоориентации.

Обоснование

Классный час проводится в составе трех учебных групп под руководством классных руководителей этих групп. Это преподава­тели зооветеринарных дисциплин («Основы зоотехнии», «Внутренние незаразные болезни» и «Эпизоотология») и на стыке этих дисциплин происходит обсуждение вопроса о «Реабилитации молока».

Внеклассное мероприятие проводится в виде игровой формы, где представители одной группы - производители молока, второй - потребители, третьей - независимые эксперты. «Производители молока» рекламируют свою продукцию, выделяя ее полезные, це­лебные качества, потребители, воспринимая критически эту оцен­ку, выдвигают отрицательные свойства (опасность передачи бо­лезней - антропозоонозов и др.). Эксперты в свою очередь осу­ществляют роль арбитров. Они дают научнообоснованные данные по изучаемым вопросам.

Такая форма интеграции во внеклассном мероприятии позво­ляет классным руководителям (одновременно преподавателям спе­циальных дисциплин) сохранить целостность процессов своей учебной и воспитательной деятельности.

Деловая игра - метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-воспитательных задач в игровой форме, когда студенты берут на себя роли и в соот­ветствии с установленными правилами игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятель­ность и вступая в коллективные взаимоотношения.

Обязательными элементами и условиями деловых игр являются:

  • наличие дидактической (учебной) задачи, направленной на формирование круга умений, систематизацию знаний;

  • наличие учебно-производственной игровой задачи, связан­ной с ролями;

  • наличие ролей, различие ролевых целей;

  • наличие игровой ситуации, на разрешение которой направ­лена игра;

  • наличие правил игры;

  • коллективный характер игры.



ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО

КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:

«РЕАБИЛИТАЦИЯ МОЛОКА»

Форма организации: интегрированный семинар

Цели:

дидактические - обобщение, повторение, систематизация знаний; осуществление междисциплинарной интеграции

воспитательные - воспитание чувства профессиональной ори­ентации, чувства внутренней значимости избранной профессии.

развивающие - развитие творческих способностей, умения анализировать, отстаивать свое мнение;

  • систематизация субъективного опыта соеди­нения логически-значимых признаков, познаваемых объектов

  • развитие умения коллегиально решать вопросы, слушать позицию другого

Форма обучения: игровая, групповая

Методы: объяснительно-иллюстративный, имитационно-ролевой, коммуникативный, рефлексивный, объяснение, диалог, рассказ, демонстрация видеофильма

Время и место проведения: 90 минут, аудитория 46

Наглядные пособия и оборудование:

Девиз классного часа: «Молоко – это пища, приготовленная самой природой, отличающаяся лег­кой удобоваримостью и питательностью»

Академик И.П.Павлов

Таблица: «Химический состав молока»

Таблица: «Формула сбалансированного питания»

Плакат: «Прогрессивные способы переработки молока»

Книжная выставка: «Все о молоке»


СТРУКТУРА КЛАССНОГО ЧАСА

1. Организационный момент. Представление участников внеклассного мероприятия.

2. Постановка целей и задач, мотивация.

3. Разминка.

4. Структурно-логическая схема.

5. Животноводство - важнейшая отрасль народного хозяйства.

6. Реабилитация молока.

7. Продукт, приготовленный самой природой.

8. Бактерицидные свойства молока.

9. Занимательная пауза «Чай с молоком».

10. Молоко в народной медицине.

11. Ветеринарная пауза.

12. Известная доля импортируемых молочных продуктов.

13. Контроль качества молока.

14. Сливочное масло, как зеркало окружающей среды.

15. Подведение итогов классного часа.

16. Заключение.


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
1. Открытие

Приветствие участников, гостей, проверка готовности к проведению мероприятия.
2. Постановка целей и задач, мотивация

Классный руководитель группы 206 обращается со вступительным словом к собравшимся, обращая внимание на необычность характера классного часа, связанного с целью интегративного подхода к вопросу о молоке, а также интеграции зооветеринарных специалистов в своей профессиональной деятельности.
3. Разминка.

Классный руководитель группы 306 объявляет «разминку» - ответы на приготовленные вопросы:

- что такое молоко? (дать научное определение);

- кто первым научно обосновал полезные свойства молока?

- при изучении каких учебных дисциплин вы касались вопросов, связанных с молоком?

- может ли молоко приносить вред?

- как вы истолкуете детскую песенку «пейте дети молоко, будете здоровы!»
4. Структурно-логическая схема
Классный руководитель группы 406 предлагает студентам внимательно слушать и анализировать выступления товарищей, фиксируя междисциплинарные связи и составляя для себя структурно-логическую их схему для выступления.
5. Выступление «производителей» молока

Ведущий: Животноводство – одна из важнейших отраслей народного хозяйства. От животных человек получает такие важные продукты питания, как молоко, продукты его переработки – масло, сыр, творог, мясо, яйцо. Кроме того, животноводство обеспечивает сырьем текстильную, кожевенную пушномеховую и другие отрасли промышленности.

Как свидетельствуют археологические раскопки, уже несколько тясячелетий назад молоко использовалось человеком в пищу. Наши предки умели получать из молока и молочные продукты: сыр, сливочное масло, кумыс. Сливочное масло было широко известным продуктом питания уже в V веке в Ирландии. В VIII веке Норвежцы брали с собой в дальние плавания бочонки с коровьим маслом. В России сливочное масло уже изготовляли в ИХ веке. Россия была одним из крупнейших поставщиков топленного масла на мировой рынок, видимо поэтому за этим маслом во всем мире закрепилось название «русское масло».

6. Выступление «потребителей» молока.
Ведущий: Многие десятилетия (если не сказать столетия) ни у кого не вызывало сомнения, что молоко является полноценным пита­тельным продуктом.

Однако исследования в области здоровья и правильного пи­тания в 70-80 годах послужили поводом к тому, что в ряде средств массовой информации была распространено сообщение о сенсационных открытиях американских ученых, доказавших, что потребление человеком молока в возрасте свыше 25 лет приводит к прогрессирующему развитию в организме артериосклероза, а сам молочный жир, содержащий большое количество холестерина, способен значительно ускорять развитие злокачественных опухо­лей.
Выступление «орбитров»
Распространение этих концепций привело к тому, что часть населения посчитала целесообразным сократить потребление мо­лочных продуктов.

Но в последние годы XX столетия появились утверждения об­ратного порядка, вследствие чего, например, американцы, весьма заботящиеся о своем здоровье, вновь повернулись лицом к молоч­ным продуктам, сливочному маслу.

Здоровая диета предусматривает использование продуктов на основе молока.

В последнее время все больше появляется материалов, реа­билитирующих этот продукт и признающих его полезность и целеб­ность.

В чем тут дело? Может быть это новое веяние моды? Да, на­верное, веяние. Только не моды, а науки, и в первую очередь ме­дицины, которая отдает должное молоку, как продукту, естест­венному для млекопитающих, к числу которых относится и венец природы - человек.
7. Продукт, приготовленный самой природой.

Выступают «производители» молока.
Ведущий: Среди всех продуктов животноводства молоко имеет особое значение. Это единственный пищевой продукт, который обеспечи­вает молодняк млекопитающих всеми необходимыми питательными веществами и является важным компонентом питания всех катего­рий населения.

Молоко является богатым источником всех незаменимых аминокислот, минеральных солей, микроэлементов и витаминов. Молоко используется для получения кисломолочных продуктов, которые обладают еще более выраженными диетическими и лечебными свойствами. Например, в кефире даже больше чем в молоке вита­минов группы В. В состав микрофлоры кефирных грибков входят дрожжи, молочнокислые стрептококки, уксуснокислые бактерии.
Выступают «потребители» молока.
Но есть много факторов влияющих на состав и свойства молока. Это кормление и содержание коров, их возраст, период лактации, способ и частота доения, их здоровье.

Молоко сразу после отела коров - первых дней лактации - называется молозивом. В нем содержится повышенное количество глобулина и оно обладает более высокими бактерицидными свойствами, ко не применяется в пищу человеку.

Стародойное молоко, получаемое от глубокостельных коров в последние дни перед запуском, содержит больше жира, белка, но меньше молочного сахара и приобретает солоноватый вкус.

В зависимости от состава рациона и физических свойств кормов изменяется содержание жира в молоке, снижение его бел­ковости. Снижается витаминная ценность молока и технологи­ческие свойства.

На состав молока влияет техника доения. Существует два способа доения: машинное и ручное. Состав молока различных порций неодинаков. В последних порциях молока жира больше, чем в первых.

Как все это учитывается при реализации молока и примене­нии его в корм животным?

Эксперт
Ведущий: Молозиво очень важно для новорожденного теленка, белков в нем больше, чем в молоке в 2-3 раза, а альбумина и глобулина даже в 20-25 раз, кальция и фосфора больше на 47-59%. В крови новорожденных почти нет глобулина - носителя иммунных тел. Они появляются в организме теленка только после выпаивания молози­ва и защищают его организм. Но содержание иммунных веществ и других биологически активных веществ снижается с каждым часом очень быстро, поэтому первую порцию молозива следует выпаивать не позднее чем через 1-1,5 часа после рождения теленка.

Но использовать молозиво и стародойное молоко для питания и производства мелочных продуктов не разрешается. Нормальным называется молоко спустя 7-10 дней после отела и за 10-15 дней до запуска коров. Именно такое молоко допускается к реализации на пищевые цели.

Для получения биологически полноценного молока рационы животных должны быть сбалансированы по всем питательным ве­ществам.

Установлено, что машинное доение при его правильной орга­низации более эффективно, поэтому оно и внедрено в произ­водство.

Так как в первых порциях молока при доении выдаивается жира меньше, чем в последних, поэтому полное выдаивание коров имеет большое значение для повышения качества продукта.

Выступают «производители» молока.

8. Бактерицидные свойства молока.
Ведущий: Свежее молоко способно препятствовать развитию в нем микроорганизмов - это бактерицидное свойство молока. Эти свойства были обнаружены еще в 1890 году. Бактерицидные свойства молока очень нестойки и сохранить их можно только при быстром охлаж­дении молока.

Молозиво обладает более высокими бактерицидными свойства­ми по сравнению с молоком.

В молоке содержится лизоцим, подавляющий развитие около 100 штаммов патогенных микробов, в том числе и бактерий, счи­тающихся возбудителями мастита.

Ведущий: Молоко против гиповитаминоза.

Согласно результатам обследования НИИ питания недостаток витамина С выявляется у 80-90% людей, у 40-80% населения не­достаточная обеспеченность витаминами группы В.

Один из путей решения проблемы - это употребление молока и молочных продуктов, а также обогащение их витаминами.

Молоко относится к пищевым продуктам, содержащим большое количество витаминов.

Выступают «потребители» молока.

Ведущий: Но бактерицидные свойства молока очень нестойки, при нагревании до 70°С большинство бактерицидных веществ разруша­ется.

При кипячении молока разрушается и большинство витаминов. Кроме того, при лечении животных антимикробными препаратами, они выделяются с молоком в течение некоторого времени и таким образом поступают «на стол» потребителям молока.
Выступают «эксперты»

Ведущий: Да, способность свежего молока препятствовать развитию в нем микроорганизмов называется бактерицидным свойством. Молоко сохраняет это свойство, в нем практически не размножаются мик­робы и оно не портится (не скисает). Продолжительность сохра­нения молоком бактерицидных свойств называется бактерицидной фазой. Длительность этой фазы зависит от чистоты молока и его охлаждения. Поэтому необходимо строго соблюдать санитарные правила, тогда продолжительность бактерицидной фазы в 1,5 раза выше, а при охлаждении молока до 1°С длительность фазы увели­чивается в 15 раз. Чтобы замедлить развитие микроорганизмов, молоко сразу после дойки охлаждают до 4-б°С.

Для сохранения витаминов в молоке его следует не кипя­тить, а пастеризовать.

Молоко, полученное от животных в период применения анти­микробных препаратов и до истечения нижеуказанных сроков после окончания их введения, запрещается использовать для пищевых целей:

  • антибиотики - от 2 до 20 дней;

  • сульфаниламиды - 3-10 дней;

  • нитрофураны - от 3 до 6 дней.


9. Занимательная пауза.

Чай с молоком или молоко с чаем.

Ведущий: Большинство людей на этот вопрос ответят однозначно: конечно чай с молоком. Например, англичане строго следуют пра­вилу наливать чай в молоко, а не наоборот, как наступают, нап­ример, в России.

В некоторых же азиатских странах чайный напиток представляет собой скорее молоко с чаем.

Туркмены заваривают чай не водой, а молоком, причем жир­ным, верблюжьим.

- В Тибете чайный напиток называется чайсума и представ­ляет собой крепкий кирпичный чай (50-70 г сухого чая на 1 литр воды), в который добавляют топленое молоко яка (до 250 г на 1литр) и соль.
Выступают «производители» молока.
10. Молоко в народной медицине.
Ведущий: Широко известно высказывание древнегреческого врача Гип­пократа: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми ве­ществами». Среди них молоко, молочные продукты, которые издав­на служили людям не только пищей, но и лекарством от многих хворей. Вот некоторые из них:

_ компресс из горячего молока при ушибах и растяжениях суставов прикладывают на поврежденные места;

  • снотворное средство - стакан теплого молока с медом на ночь;

  • при спазмах мускулов, судорогах в мышцах, вызванных дефицитом кальция в организме, необходимо включить в рацион про­дукты богатые этим минеральным веществом - это молоко и молоч­ные продукты;

  • молоко применяют при отравлениях и вздутии рубца у жвачных.

Молоко против остеопароза

Ведущий: Эта болезнь часто проявляется в зрелом возрасте и посте­пенно «съедает» кость, делая ее более хрупкой. Возникают пере­ломы.

Чтобы заботиться о крепости костей смолоду, следует упот­реблять в пищу молоко и молочные продукты, которые богаты кальцием. Поллитра молока покрывает суточную потребность орга­низма е кальции. Много кальция также в твороге, сыре.

Молоко против кариеса.

Ведущий: Исользование молока в качестве насыщения организма ре­бенка фторидами было предложено 30 лет назад в Великобритании путем фторирования молока. Фторированное молоко полезно пот­реблять беременным женщинам и кормящим для предупреждения ка­риеса у детей, для укрепления эмали зубов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила ме­тод фторирования молока в свои программы.

Выступают «потребители» молока.
Ведущий: Но молоко, обладая бактерицидными и лечебными свойствами, может быть источником заболеваний у человека и молодняка жи­вотных. Здоровье коров оказывает значительное влияние на ка­чество молока, состав и технологические свойства молока. Свойства молока изменяются раньше, чем выявляются признаки бо­лезни у животного. При маститах молоко содержит в себе большое количество лейкоцитов, плохо свертывается, опасно для здо­ровья. Примесь небольшого количества маститного молока ухудша­ет технологические свойства всей партии молока и делает ее непригодной в сыроделии. Молоко, полученное от больных коров, является источником заболевания человека зооантропонозами - это ящур, туберкулез, бруцеллез и другие болезни. Такое молоко опасно и для животных.

Выступление «орбитров»
Ведущий: Для борьбы с маститом коров разработаны рекомендации для профилактики и их лечения. Необходимо постоянно контролировать здоровье вымени, выявлять скрытые формы маститов. Например, препарат "Реагент" - это быстрый и эффективный метод ежемесяч­ного контроля за выменем.

Плановые противоэпизоотические профилактические мероприя­тия позволяют предупреждать появление вышеуказанных инфекцион­ных болезней - зооантропонозов.
11. Ветеринарная пауза

Корова - долгожитель

Ни одно млекопитающее не может сравниться по долголетию с человеком. Самым старым животным, возраст которого с точностью установлен, считается корова по кличке Модок, прожившая 78 лет. Ее привезли в США из Германии в 1898 году, когда ей было 2 года. А закончила она свой век 17 июля 1975 года в Калифорнии.

Мини-коровы для фермеров

Мексиканские ученые решили заняться необычным делом - создать мини-буренок, которые будут занимать меньше места в коровниках. За несколько лет упорной работы удалось создать корову-малютку, высотой всего 60 см, дающую в сутки до 5 литров молока. Теперь на площади одной обычной коровы размещается этих карликов до 8 штук.

Двуглавые создания

Древняя история и современная наука знает немало примеров существования двуглавых людей и животных, способных нормально выполнять физиологические функции. В 1998 году в американском штате Айова родился двуглавый теленок-мутант. Теленок жив, здоров, подвижен, ест за двоих. Обе головы совершают движения синхронно, можно предположить, что у него один мозг.
12. Выступление «потребителей» молока

Ящур
По данным всемирного эпизоотического бюро в прошлом году ящур был зарегестрирован в 22 странах, в том числе и в России. Известно, что вирус ящура может сохраняться в сливках 4 дня, в молоке - 12 дней, а в масле - 45 дней. Больные ящуром животные выделяют вирус со слюной, мочой, молоком. Заражение происходит при поедании кормов, приеме воды, у человека - от молока и мо­лочных продуктов.

Туберкулез
Микобактерии туберкулеза очень устойчивы во внешней сре­де: в масле они сохраняются до 1,5 месяцев, в сыре - 100 дней, молоке - 20 дней. Больное животное выделяет возбудителя болез­ни с мокротой, мочой, калом и с молоком, особенно когда тубер­кулы образуются в долях вымени.
Бруцеллез

Возбудители – бруцеллы 6 видов - могут вызывать бруцеллез человека и животных через молоко, обрат, молочные продукты. Возбудитель бруцеллеза в сырах и масле остается жизнеспособным более 2-х месяцев. Бруцеллы, локализуясь в молочной железе, могут длительное время выделяться с молоком (до 9 лет у коров, до 3 лет у овец).

Кроме возбудителей инфекционных болезней, общих для жи­вотных и человека, в молоке могут находиться остаточные коли­чества антибиотиков и других лекарственных веществ, применяе­мых для лечения больных животных.
Выступают «арбитры»

Ведущий: При появлении ящура в странах, экспортирующих молочную и мясную продукцию е Россию, вводится запрет на их поставку до тех пор, пока эмбарго будет снято.

Термическая обработка молока действует губительно на большинство возбудителей инфекционных болезней. Так обеззара­живание молока от микобактерии туберкулеза происходит при 65°С через 30 минут, при 70°С - через 10 минут, бруцеллы при кипя­чении погибают моментально. Для профилактики этих болезней нельзя принимать в пищу сырые молочные продукты, не следует приобретать эти продукты в несанкционированных торговых точ­ках, использовать только после термической обработки.

13. Контроль качества молока

Ведущий: В нашей стране существует строгий порядок, охраняющий доброкачественность молока и продуктов из него. Налажен вете­ринарный контроль за скотом, периодически проводятся осмотры работников ферм, молочных предприятий, торговли.

Контроль качества продукции в молочной промышленности - это оценка физических, химических, микробиологических и органолептических показателей продукта. Такой контроль осуществля­ется на предприятиях молочной промышленности лабораториями.

Продукт, доброкачественность которого установлена, к про­даже не допускается, а вопрос о его дальнейшем использовании решают органы санитарного надзора.
14. Сливочное масло, как зеркало окружающей среда

Ведущий: Кусочек хорошо сбитого масла может многое рассказать о загрязнении воздуха и не нужны традиционные приборы для взятия роб воздуха, имеющие большой размер и сложную конструкцию, большую стоимость. Профессор Кевин Дзпоне из Ланкастерского университета в Англии считает, что масло является уникальным средством слежения за уровнем загрязнения окружающей среды в конкретном регионе.

Поллюанты - загрязнители окружающей среды, переносятся воздушными потоками, оседают на землю во время дождей, в том меле и на пастбище. Поллюанты накапливаются в организме коро­вы и в жире молока. Это химические субстанции причиняют вред окружающей среде и здоровью человека.

Были исследованы образцы масла из 23 стран. Самым «грязным» оказалось масло из стран Европы и Северной Америки.

По мнению ученых дальнейшие исследования позволяют использовать сливочное масло для наблюдения за региональным загрязнением.

15. Подведение итогов классного часа.

Организация коммуникативно-рефлексивной деятельности
На завершающем этапе классного часа происходит налажива­ние групповой рефлексии, включение студентов в коллективный анализ своей деятельности. В результате выступлений участников всех трех групп создается моделирование системы междисципли­нарной интеграции вокруг вопроса «Реабилитация молока».

Студенты, анализируя выступления товарищей, отмечают луч­шие из них по содержанию, по отношению к заданной теме, а так­же делают выводы для себя о пользе для них от проведенного ме­роприятия, способствовало ли оно их саморазвитию, самоопределению, самоориентации.
16. Заключение.

Интегрированный классный час позволяет практически объ­единить несколько учебных дисциплин вокруг изучаемого вопроса о молоке, дать целостное представление о многогранности сов­местной профессиональной деятельности зооветспециалистов. Он осуществляет единение процессов учебной и воспитательной дея­тельности педагогов.