Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая учебная программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса педагога-психолога |
 Скачать 1.85 Mb. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ХАБИБУЛЛИНОЙ ЛЕЙСАН РАМИСОВНЫ
на 2014 – 2015 учебный год
г. Нижневартовск Содержание:
1. Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Принципы и подходы к формированию программы
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел программы
Основные направления психологического сопровождения воспитанников в рамках введения ФГОС ООО
3. Организационный раздел программы
4. Используемая литература
5. Приложение
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе детских садов и школ, в том числе требования к педагогам-психологам. С переходом образовательных учреждений на ФГОС изменились и требования к педагогу. В соответствии со Стандартами педагог (воспитатель) обязан обеспечить каждому воспитаннику индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально – психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.
В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты возникла необходимость формирования подхода психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в контексте стратегических изменений, происходящих в образовательном пространстве Российском Федерации.
Пояснительная записка Педагоги дошкольного учреждения осуществляет основную образовательную программу дошкольного образования «Детство». Программа «Детство» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа «Детство» предлагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе и творческих способностей до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа – комплексная, предусматривает взаимосвязь всех сторон детского развития.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в дошкольное учреждение, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Для психолога дошкольного учреждения поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Поэтому и законные представители, и педагоги должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступками – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Цель деятельности ДОУ: обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования в рамках реализации федеральных государственных стандартов. Годовые задачи на 2014-2015 учебный год: 1.Удержать показатель индекса здоровья детей на уровне 39,6% через повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности, корректировку воспитательных позиций педагогов и родителей, увеличение на 50 % охвата детей старшего дошкольного возраста регулярно занимающихся в спортивных клубах и секциях на основе федеральных государственных стандартов. 2. Повысить на 7 % готовность педагогов к реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования через работу «Школы молодого специалиста», получение практических и теоретических навыков работы по внедрению стандарта, интеграции содержания образования. 3. Расширить на 3% спектр дополнительных платных образовательных услуг для адресной поддержки одаренных и способных детей и удовлетворения образовательных запросов родителей. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей, максимально благоприятные условия для развития и реализации потенциальных возможностей одарённых детей через реализацию проекта «Одарённый ребёнок – это серьёзно». 4. Повысить на 10 % общую культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуальных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, реализацию информационных технологий в образовательном процессе. В соответствии с программой ДОУ, образовательной программой определенна цель деятельности педагога-психолога. Цель педагога-психолога: психологическое сопровождение развития личности дошкольника, сохранение и укрепление психического здоровья детей, и содействие их полноценному познавательному и личностному развитию.
Задачи педагога-психолога:
Изучение индивидуально-психологических особенностей детей ДОУ.
Способствовать полноценному познавательному и личностному развитию воспитанников, сохранению их психологического здоровья посредством скоординированного комплексного воздействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности педагогов, родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию программы Построение образовательного процесса ДОУ осуществляется с учётом следующих принципов:
1.Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
2.Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.
3.Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
4.Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
5.Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.
6.Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
7.Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.
8.Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
|