Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа учебного курса «За страницами учебника »


Скачать 228.64 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «За страницами учебника »
Дата06.03.2016
Размер228.64 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа

учебного курса

«За страницами учебника...»

Программу составили:

Шарова Н.В., к.и.н.,

учитель истории и обществознания

Чурикова И.В., учитель МХК

Уварово

2012-2013 уч.г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методические материалы курса «Повышение качества знаний обучающихся на основе интеграции предметов гуманитарного цикла» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» (Из сборника «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории». М.: Дрофа, 2006). Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Курс предназначен для учащихся выпускного класса.

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к участию в конкурсах и предметных олимпиадах различного уровня и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена (экзамен по истории в форме ЕГЭ введен как экзамен по выбору).

Данный учебный курс построен в соответствии с учебной программой по истории России и МХК для 10 -11 классов средней общеобразовательной школы и ориентирован на систематизацию знаний гуманитарных дисциплин.

Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ 2011 по истории содержит рекомендации по изучению вопросов истории культуры в связи с низкими результатами знаний выпускников по этой проблеме. Тем не менее в Аналитическом отчете ФИПИ по результатам ЕГЭ 2012 по истории указано, что в части А сравнительно низкие показатели зафиксированы при выполнении заданий на знание фактов по истории культуры независимо от периода истории.

В 2012-2013 учебном году произошли существенные изменения – и в структуре, и в содержании КИМ по истории. Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников. В частности добавлены блоки заданий на работу с иллюстративным материалом (В12–В13), относящимся к области истории культуры. В задании С6 представлены четыре исторических деятеля, среди которых  и художники, и писатели, и скульпторы, и архитекторы.

Специфика изучения культуры - состоит в том, что необходимо усвоение значительного количества сведений (имена деятелей культуры, произведения, достижения и т.п.), которые зачастую не связаны с личным опытом (читательским, творческим и т.п.) и впечатлениями учеников. Следует учитывать, что историю культуры достаточно трудно понять вне социально-экономического и политического контекста эпохи. Культура всегда очень наглядно и конкретно отражает общественно-политические и экономические процессы в обществе. Целесообразно использовать эти взаимозависимости и добиваться формирования у учащихся  их устойчивого понимания. связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с учителей истории и МХК сможет помочь лучше подготовить обучающихся к конкурсам, олимпиадам и итоговой государственной аттестации.

Для решения перечисленных задач необходимо дополнительное время и углубленное изучение тем. Предложенный курс позволяет ученикам «отработать» усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории и МХК.

В процессе работы используются рекомендованные Министерством образования и науки РФ сборники тестов, материалы ЕГЭ. Большой объём фактического материала по курсу не позволяет развернуть эту работу в урочное время на востребованном уровне. Учебный материал отражает основные педагогические принципы обучения. Список литературы содержит перечень учебных, научных, научно-популярных изданий.

Данная рабочая программа рассчитана на детей, мотивированных на обучение и хорошей успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания.

При реализации программы учителя ориентируются на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

  • ​проблемная лекция;

  • эвристическая беседа;

  • учебная дискуссия;

  • семинарские занятия с использованием привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников;

  • уроки-практикумы;

  • ​·самостоятельные работы школьников с различными материалами;

  • ​ задания, направленные на групповые формы деятельности;

  • ​ написание сочинений-эссе;

  • ​занятия-презентации;

  • ​уроки-проекты и др;

  • ​уроки с использованием мультимедиа;

  • сократовские беседы, дебаты и тд..

Программа составлена с целью повышения качества знаний по МХК и истории в рамках участия в предметных олимпиадах и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена по истории.

При этом решаются задачи:

  • ​ изучить возможность интеграции предметов гуманитарного цикла (история, МХК);

  • ​ систематизировать материал курсов МХК и истории в плане интегрированного обучения;

  • ​апробировать взаимодействие преподавания МХК и истории;

  • ​ выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания;

  • ​ воспитывать у учащихся осознанные мотивы учения;

  • ​ формировать и закрепить системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории и культуры с древнейших времён до начала XXI века;

  • ​ развить у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.

Программа рассчитана на 34 часа.

По завершении курса обучающиеся должны знать/понимать:

  • ​ основные понятия и термины;

  • ​основные этапы и особенности исторического процесса в России;

  • ​ содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;

  • ​важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • ​ основные хронологические рубежи, календарные даты истории России;

  • ​ основные этапы развития культуры России;

  • ​ формулировать содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи;

  • ​ знать круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах.

После изучения курса учащийся должен уметь:

  • ​ применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;

  • сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;

  • ​ осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;

  • ​ теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;

  • ​ совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;

  • ​ классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии и др.;

  • ​ решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности;

  • ​ уметь анализировать явление культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

в результате изучения курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории;

• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность событий.

Знание фактов, работа с фактами: 

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

• рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение: 

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение важнейших исторических, культурологических понятий и терминов;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками: 

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Вводное занятие

Проблемы изучения истории культуры России на современном этапе: содержание понятия «культура России»; методы изучения и источники; задачи курса; хронология и периодизация истории культуры России.

Проблемная лекция – 1 час.

Форма контроля – коллоквиум / индивидуальное собеседование -1 час.

Дохристианские традиции Древней Руси

Проблемы этногенеза славян, значение изучения исторического феномена «славянства» для осмысления архаических основ культуры России; славянское язычество как тип культуры; особенности языческой культуры восточных славян; мифология восточных славян как основа социокультурной модели; крады — своеобразные алтари, капища, требища, священные места, приспособленные для молений и жертвоприношений; славянский идол - как культовая скульптура наших предков; солярные знаки, символы, обереги; эволюция культуры восточных славян в границах дохристианского периода (VI-X вв.). Двоеверие как феномен древнерусской культуры.

Проблемная лекция – 1 час.

Форма контроля — самостоятельная работа (изучение источников, учебной и научной литературы) – 1 час.

Культурное развитие русских земель и княжеств в X – середине XИИв.

Исторические и культурные причины принятия христианства; «крещение Руси» и глобальные культурные сдвиги; византийская культурная модель и проблемы развития древнерусской культуры; древнерусское государство и культура Киевской Руси; древнерусская литература XI-XII вв. как особая форма культурного сознания; развитие изобразительного искусства в домонгольской Руси, основные центры, изменения историко-культурной парадигмы.

Эвристическая беседа – 1 час.

Форма контроля — урок - конференция – (изучение источников, учебной и научной литературы по теме) 1 час.

Культура Древней Руси периода татаро-монгольского завоевания

(XIII – первая половина XV вв.).

Утверждение религиозных идей – деятельность Сергия Радонежского, русские монастыри. Культура Новгорода XIII – XIV века – архитектура, новгородская школа иконописи, творчество Феофана Грека. Москва – новый культурный центр: ранняя московская архитектура, начало развития московской живописи, высокий иконостас, творчество Андрея Рублева. Проблема «религиозного ренессанса» древнерусской культуры XV века.

Урок-презентация – 1 час.

Форма контроля – тест – 1 час.

Культура Московской Руси.

Религиозные споры конца XV – начала XVI вв.; утверждение идеи «Москва – третий Рим» и ее значение для развития древнерусской культуры. Феномен самодержавия в культурной истории России. Отражение новых культурных идей в древнерусской письменности и литературе (общественная и религиозная публицистика, «Домострой», «Великие Четьи Минеи» и др.). Изобразительное искусство Московского государства в конце XV – XVI вв. – Московский кремль, шатровый стиль храмового зодчества, грозненская школа иконописи).

Занятие - презентация – 1 час.

Форма контроля – тест – 1 час.

Своеобразие русской культуры XVII века. 

Процессы «обмирщения», их культурно-исторические причины и последствия.

Церковный раскол и его значение в культурной истории России.

Особенности художественной культуры XVII века: архитектурное «узорочье», «нарышкинское барокко», гражданская каменная архитектура; строгановкая школа иконописания, живопись мастеров оружейной палаты, парсуна. «Светская повесть» в контексте традиций древнерусской письменности.

Эвристическая лекция – 1 час.

Форма контроля – задания блока В – 1 час.

Культура России Нового времени.

Особенности перехода России на культурные позиции Нового времени. Реформы Петра I в сфере культуры и изменение всего жизненного уклада Древней Руси.

Проблемы современной научной оценки реформ рубежа XVII-XVIII веков.

Развитие форм светской культуры: гражданская архитектура, портретная живопись, новые формы повседневной культуры. Развитие общественной мысли в Петровскую эпоху: И.Т. Посошков «Книга о скудости и богатстве».

Эвристическая лекция – 1 час.

Форма контроля – тест - задания блока С – 1 час.

«Век Просвещения» в России. 

От инициатив Петра I в области просвещения к образовательным проектам и становлению системы образования в эпоху Екатерины II. Развитие различных институтов просвещения: школа, высшее образование, специальное образование, воспитательные учреждения, книгоиздательство, периодическая печать, театр, наука, художественная литература и т.д. Отражение культурных идей эпохи в литературе, архитектуре и живописи, развитие художественных стилей (от барокко к классицизму). Масонство как феномен культуры России второй половины XVIII века.

Занятие - презентация – 1 час.

Форма контроля – Урок-зачёт – 1 час. 

Русская культура первой половины XIX. 

Романтизм как культурная эпоха русской культурной истории; дворянские идеалы в культуре романтизма; отражение идей культуры в русском искусстве первой трети XIX века (литература, архитектура, живопись). Развитие интеллектуальной культуры в первой половине XIX века – концепции исторического пути России.

Занятие - презентация – 1 час.

Форма контроля – семинар 1- час.

Развитие культуры во второй половине XIX века.

Демократизация культуры, расширение образованного сословия, изменение ценностных парадигм. Литература и изобразительное искусство второй половины XIX века как отражение актуальных культурных проблем.

Проблемная лекция – 1 час.

Форма контроля — урок- ученическая конференция.

Культура России на рубеже XIX-XX веков.

«Серебряный век» как культурная эпоха – основные идеи русского «серебряного века» в контексте культуры европейского модерна. Широта и многообразие художественных поисков «серебряного века» – направления, течения, кружки и школы в изобразительном искусстве и литературе. Роль института меценатства в развитии русской культуры. Русская религиозная философия как феномен интеллектуальной культуры конца XIX – начала XX века.

Занятие - презентация – 1 час.

Форма контроля — тест – 1 час.

Культура советской эпохи.

Революция и культура. Модель отношений «власть-художник». Культурные преобразования большевиков в первое десятилетие советской власти. Многообразие и плюрализм художественной жизни 1920-х годов. Конструктивизм и авангард ранней советской эпохи как общеевропейские стили. Формирование образа «нового человека» средствами художественной культуры. Динамика культурных процессов в границах 1920-х годов. «Первая волна» русской культурной эмиграции и начало формирования культуры «русского зарубежья».

Учебная дискуссия – 1 час.

Форма контроля – защита учебного проекта – 1 час

Сталинизм и культура. 

Характер изменений политики правящей партии в сфере художественной культуры в конце 1920-х – начале 1930-х годов; формирование системы управления культурой и тотального контроля ее развития. Репрессивные меры руководства культурными процессами. Культ личности вождя и значение этого для создания художественных форм. Искусство «социалистического реализма» как феномен советской культуры. Монументальный стиль «сталинский ампир» в архитектуре как выражение господствующих политических идей.

Культура периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия– изменение ценностных ориентиров. Динамика культурных процессов в границах тоталитарной эпохи.

Учебная дискуссия – 1 час.

Форма контроля – тест (блоки В и С) – 1 час.

Культура периода «оттепели».

Позитивные изменения в сфере культуры – либерализация форм контроля и возможности расширения художественных поисков. Роль «шестидесятников» в осуществлении культурных сдвигов. Художественная и культурная жизнь эпохи. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущева, его политической позиции и значение этого для развития культуры.

Эвристическая беседа – 1 час.

Форма контроля – авторская презентация – 1 час.

Культура эпохи «застоя».

Политические причины изменения векторов культурного развития. Феномен «застоя» в сфере культуры. Реальная дифференциация в художественной среде – официальная и «полуофициальная» культура. Явление «другой культуры» – литература и искусство андеграунда. Культурные причины смены эпох.

Учебная дискуссия – 1 час.

Форма контроля – тест (блок А) – 1 час.

Современная культурная ситуация в России.

Исторические проблемы современного развития русской культуры. Глобализация и особенности культурного развития в современную эпоху.

Диспут – 1 час.

Форма контроля – семинар – 1 час.

Итоги курса.

Подведение итогов курса. Итоговое тестирование. – 2 часа

ЛИТЕРАТУРА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Дополнительная литература для обучающихся:

1.​ Аймермахер, К. Политика и культура при Ленине и Сталине [текст ]/ К. Аймермахер. – М.: АЙРО-ХХ, 1998.

2.​ Баранов, В.В. История России с древнейших времен до конца ХХ в. : Учебное пособие [текст ]/ В.В.Баранов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3.​ Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

4.​ Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. – М., 2002.

5.​ Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. – М., 1979.

6.​ Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

7.​ Великая Русь: История и художественная культура, X – XVII век / Под ред. Д.С. Лихачева и др. – М., 1995.

8.​ Георгиева Г.С. История русской культуры: Учебное пособие. – М., 1999.

9.​ Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. Ч 3. ХХ век: выбор моделей общественного развития. - М.: Знание, 1994.

10.​ Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. – М.: Республика, 1998.

11.​ Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.,1994.

12.​ Ильина Т.В. Отечественное искусство. – М., 1994.

13.​ История культуры России. – М., 1993.

14.​ История русской культуры IX-XX вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева. М.Р. Зези. - М.: Дрофа, 2002.

15.​ История страны / История кино /Под. ред. С.С. Секиринского. – М.: Знак, 2004.

16.​ Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое издание.

17.​ Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991.

18.​ Ключевский В.О. Лекции по русской истории. Любое издание.

19.​ Кондаков И.В. Культура России. – М.,1999.

20.​ Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. Ч.2. Расцвет и закат Российской империи (XIX- нач.ХХ вв.). - М.: Знание, 1994.

21.​ Лещенко В.Ю. Семья и русское православие: XI – XIX вв. – СПб., 1999

22.​ Малиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917-1991 / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.

23.​ Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.

24.​ Очерки истории русской культуры XIX века. Т. 1-6. – М., 1998-2005.

25.​ Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М., 1976.

26.​ Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. – М., 1978.

27.​ Очерки русской культуры XIII – XV веков: В 2-х т. – М., 1969-1970. – Т.1: Материальная культура; – Т.2: Духовная культура. Очерки русской культуры XIII–XV веков / Под ред. А.В. Арциховского. – М., 1969.

28.​ Очерки русской культуры XVI века: В 2-х т. – М., 1977. – Т.1: Материальная культура; – Т.2: Духовная культура. Очерки русской культуры XVII века: В 2-х т. – М., 1979. – Т.1: Материальная культура. Государственный строй; – Т.2: Духовная культура.

29.​ Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. / Под ред. Б.И. Краснобаева, Б.А. Рыбакова. - М., 1985 – 1990.

30.​ Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. – СПб: Журнал «Нева», 2000.

31.​ Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 1999.

32.​ Русская художественная культура конца XIX–нач. ХХ века. Кн. 2. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. – М., 1969.

33.​ Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забелиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – М., 1990.

34.​ Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

35.​ Словарь основных понятий и терминов по истории России (IX-XX вв.): Учебное пособие для учащихся средних школ и абитуриентов вузов. - Тамбов, 1997.

36.​ Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIII вв. – М., 1968.

37.​ Хрестоматия по истории России 1917-1940: Пособие для учащихся ст. классов / Сост. М.Е. Главацкий и др. - М.: Аспект Пресс, 1995.

38.​ Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кн. -М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

Методическая литература для учителя:

1.​ Безносов А.Э., Кушнерёва Ю.В.. История. Россия и мир: Тесты. 9 -11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.

2.​ Бердинских В.А. История России с древнейших времен до конца ХИХ века. Практикум. 10 класс. - М.: Дрофа, 2010.

3.​ Бригадина О.В. История культуры России новейшего времени: Комплекс учеб.-информ. материалов . -Минск: ООО Юнипресс, 2003.

4.​ Владимирова О.В. История: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». - М.:АСТ: Астрель, 2009.

5.​ Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.- М: Школьная пресса. 2003.

6.​ Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9-11 кл.: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2001.

7.​ Драхлер А.Б.. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2008.

8.​ История: Тесты для 11 кл. Варианты и ответы  централизованного тестирования. — М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010.

9.​ История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ: Работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьев, Н.И. Чеботарева. -Волгоград: Учитель, 2004.

10.​ Кадневский В.М. История России ХХ в. в тестах. Ч 1-4.- М., 1999.

11.​ Кадневский. В.М. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2007.

12.​ Кадневский В.М.. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.

13.​ Кацва Л.А.  История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

14.​ Орлов А.С., Т.Л. Шестова. Основыкурса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.

15.​ Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009, 2010 /История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.: АСТ: Астрель, 2009.

16.​ Сердюк Т. Г. «К вопросу об отношении истории к искусству» //Преподавание истории в школе. - 1998. - № 5.

17.​  Степанова Л.Н., Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.

18.​ 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие /Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.

19.​ http://festival.1september.ru/articles/418789/

20.​ http://festival.1september.ru/articles/604607/

21.​ http://www.school363.ru/history/

22.​ http://www.irgali.ru/joom/content/view/125/55/

23.​ http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-integratsiya-kursov-literatury-i-mirovoy-hudozhestvennoy-kultury-v-protsesse-esteticheskogo-obrazovaniya-starsheklassniko

24.​ http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4640/Itemid,88/

25.​ http://www.fipi.ru/view

Онлайн тесты по теме «История культуры»:

1.​ http://www.samsdam.net/culturalstudies/

2.​ http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Kultura-Moskovskoj-Rusi-XIV-XV-vv-3803/Default.aspx

3.​ http://oltest.ru/tests/studentam_mfua/kulturologiya/

4.http://www.moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_zolotoy_vek_russkoy_kultury.html?test_start&operation=exrc_show

5.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/149840/

6.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/121470/

7.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/103681/

8.​ http://www.ist-iv.ru/onlain/ist_6/Russkaja_kultura_XIV-XVI_vv.html

9.​ http://bruma.ru/test/

10.​ http://martisha.ortox.ru/russkijj_jazyk_5,_6,_10_klass/view/id/1126201

11.​ http://www.biblioclub.ru/online_tests/