Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа учебного курса «За страницами учебника » |
 Скачать 228.64 Kb. |
Рабочая программа
учебного курса
«За страницами учебника...»
Программу составили:
Шарова Н.В., к.и.н.,
учитель истории и обществознания
Чурикова И.В., учитель МХК
Уварово
2012-2013 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методические материалы курса «Повышение качества знаний обучающихся на основе интеграции предметов гуманитарного цикла» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» (Из сборника «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории». М.: Дрофа, 2006). Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.
Курс предназначен для учащихся выпускного класса.
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к участию в конкурсах и предметных олимпиадах различного уровня и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена (экзамен по истории в форме ЕГЭ введен как экзамен по выбору).
Данный учебный курс построен в соответствии с учебной программой по истории России и МХК для 10 -11 классов средней общеобразовательной школы и ориентирован на систематизацию знаний гуманитарных дисциплин.
Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ 2011 по истории содержит рекомендации по изучению вопросов истории культуры в связи с низкими результатами знаний выпускников по этой проблеме. Тем не менее в Аналитическом отчете ФИПИ по результатам ЕГЭ 2012 по истории указано, что в части А сравнительно низкие показатели зафиксированы при выполнении заданий на знание фактов по истории культуры независимо от периода истории.
В 2012-2013 учебном году произошли существенные изменения – и в структуре, и в содержании КИМ по истории. Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников. В частности добавлены блоки заданий на работу с иллюстративным материалом (В12–В13), относящимся к области истории культуры. В задании С6 представлены четыре исторических деятеля, среди которых и художники, и писатели, и скульпторы, и архитекторы.
Специфика изучения культуры - состоит в том, что необходимо усвоение значительного количества сведений (имена деятелей культуры, произведения, достижения и т.п.), которые зачастую не связаны с личным опытом (читательским, творческим и т.п.) и впечатлениями учеников. Следует учитывать, что историю культуры достаточно трудно понять вне социально-экономического и политического контекста эпохи. Культура всегда очень наглядно и конкретно отражает общественно-политические и экономические процессы в обществе. Целесообразно использовать эти взаимозависимости и добиваться формирования у учащихся их устойчивого понимания. связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с учителей истории и МХК сможет помочь лучше подготовить обучающихся к конкурсам, олимпиадам и итоговой государственной аттестации.
Для решения перечисленных задач необходимо дополнительное время и углубленное изучение тем. Предложенный курс позволяет ученикам «отработать» усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории и МХК.
В процессе работы используются рекомендованные Министерством образования и науки РФ сборники тестов, материалы ЕГЭ. Большой объём фактического материала по курсу не позволяет развернуть эту работу в урочное время на востребованном уровне. Учебный материал отражает основные педагогические принципы обучения. Список литературы содержит перечень учебных, научных, научно-популярных изданий.
Данная рабочая программа рассчитана на детей, мотивированных на обучение и хорошей успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания.
При реализации программы учителя ориентируются на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:
проблемная лекция;
эвристическая беседа;
учебная дискуссия;
семинарские занятия с использованием привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников;
уроки-практикумы;
·самостоятельные работы школьников с различными материалами;
задания, направленные на групповые формы деятельности;
написание сочинений-эссе;
занятия-презентации;
уроки-проекты и др;
уроки с использованием мультимедиа;
сократовские беседы, дебаты и тд..
Программа составлена с целью повышения качества знаний по МХК и истории в рамках участия в предметных олимпиадах и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена по истории.
При этом решаются задачи:
изучить возможность интеграции предметов гуманитарного цикла (история, МХК);
систематизировать материал курсов МХК и истории в плане интегрированного обучения;
апробировать взаимодействие преподавания МХК и истории;
выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания;
воспитывать у учащихся осознанные мотивы учения;
формировать и закрепить системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории и культуры с древнейших времён до начала XXI века;
развить у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.
Программа рассчитана на 34 часа.
По завершении курса обучающиеся должны знать/понимать:
основные понятия и термины;
основные этапы и особенности исторического процесса в России;
содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
основные хронологические рубежи, календарные даты истории России;
основные этапы развития культуры России;
формулировать содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи;
знать круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах.
После изучения курса учащийся должен уметь:
применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;
сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;
осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;
теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;
совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;
классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии и др.;
решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности;
уметь анализировать явление культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст;
использовать полученные знания в повседневной жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
в результате изучения курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность событий.
Знание фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических, культурологических понятий и терминов;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Вводное занятие
Проблемы изучения истории культуры России на современном этапе: содержание понятия «культура России»; методы изучения и источники; задачи курса; хронология и периодизация истории культуры России.
Проблемная лекция – 1 час.
Форма контроля – коллоквиум / индивидуальное собеседование -1 час.
Дохристианские традиции Древней Руси
Проблемы этногенеза славян, значение изучения исторического феномена «славянства» для осмысления архаических основ культуры России; славянское язычество как тип культуры; особенности языческой культуры восточных славян; мифология восточных славян как основа социокультурной модели; крады — своеобразные алтари, капища, требища, священные места, приспособленные для молений и жертвоприношений; славянский идол - как культовая скульптура наших предков; солярные знаки, символы, обереги; эволюция культуры восточных славян в границах дохристианского периода (VI-X вв.). Двоеверие как феномен древнерусской культуры.
Проблемная лекция – 1 час.
Форма контроля — самостоятельная работа (изучение источников, учебной и научной литературы) – 1 час.
Культурное развитие русских земель и княжеств в X – середине XИИв.
Исторические и культурные причины принятия христианства; «крещение Руси» и глобальные культурные сдвиги; византийская культурная модель и проблемы развития древнерусской культуры; древнерусское государство и культура Киевской Руси; древнерусская литература XI-XII вв. как особая форма культурного сознания; развитие изобразительного искусства в домонгольской Руси, основные центры, изменения историко-культурной парадигмы.
Эвристическая беседа – 1 час.
Форма контроля — урок - конференция – (изучение источников, учебной и научной литературы по теме) 1 час.
Культура Древней Руси периода татаро-монгольского завоевания
(XIII – первая половина XV вв.).
Утверждение религиозных идей – деятельность Сергия Радонежского, русские монастыри. Культура Новгорода XIII – XIV века – архитектура, новгородская школа иконописи, творчество Феофана Грека. Москва – новый культурный центр: ранняя московская архитектура, начало развития московской живописи, высокий иконостас, творчество Андрея Рублева. Проблема «религиозного ренессанса» древнерусской культуры XV века.
Урок-презентация – 1 час.
Форма контроля – тест – 1 час.
Культура Московской Руси.
Религиозные споры конца XV – начала XVI вв.; утверждение идеи «Москва – третий Рим» и ее значение для развития древнерусской культуры. Феномен самодержавия в культурной истории России. Отражение новых культурных идей в древнерусской письменности и литературе (общественная и религиозная публицистика, «Домострой», «Великие Четьи Минеи» и др.). Изобразительное искусство Московского государства в конце XV – XVI вв. – Московский кремль, шатровый стиль храмового зодчества, грозненская школа иконописи).
Занятие - презентация – 1 час.
Форма контроля – тест – 1 час.
Своеобразие русской культуры XVII века.
Процессы «обмирщения», их культурно-исторические причины и последствия.
Церковный раскол и его значение в культурной истории России.
Особенности художественной культуры XVII века: архитектурное «узорочье», «нарышкинское барокко», гражданская каменная архитектура; строгановкая школа иконописания, живопись мастеров оружейной палаты, парсуна. «Светская повесть» в контексте традиций древнерусской письменности.
Эвристическая лекция – 1 час.
Форма контроля – задания блока В – 1 час.
Культура России Нового времени.
Особенности перехода России на культурные позиции Нового времени. Реформы Петра I в сфере культуры и изменение всего жизненного уклада Древней Руси.
Проблемы современной научной оценки реформ рубежа XVII-XVIII веков.
Развитие форм светской культуры: гражданская архитектура, портретная живопись, новые формы повседневной культуры. Развитие общественной мысли в Петровскую эпоху: И.Т. Посошков «Книга о скудости и богатстве».
Эвристическая лекция – 1 час.
Форма контроля – тест - задания блока С – 1 час.
«Век Просвещения» в России.
От инициатив Петра I в области просвещения к образовательным проектам и становлению системы образования в эпоху Екатерины II. Развитие различных институтов просвещения: школа, высшее образование, специальное образование, воспитательные учреждения, книгоиздательство, периодическая печать, театр, наука, художественная литература и т.д. Отражение культурных идей эпохи в литературе, архитектуре и живописи, развитие художественных стилей (от барокко к классицизму). Масонство как феномен культуры России второй половины XVIII века.
Занятие - презентация – 1 час.
Форма контроля – Урок-зачёт – 1 час.
Русская культура первой половины XIX.
Романтизм как культурная эпоха русской культурной истории; дворянские идеалы в культуре романтизма; отражение идей культуры в русском искусстве первой трети XIX века (литература, архитектура, живопись). Развитие интеллектуальной культуры в первой половине XIX века – концепции исторического пути России.
Занятие - презентация – 1 час.
Форма контроля – семинар 1- час.
Развитие культуры во второй половине XIX века.
Демократизация культуры, расширение образованного сословия, изменение ценностных парадигм. Литература и изобразительное искусство второй половины XIX века как отражение актуальных культурных проблем.
Проблемная лекция – 1 час.
Форма контроля — урок- ученическая конференция.
Культура России на рубеже XIX-XX веков.
«Серебряный век» как культурная эпоха – основные идеи русского «серебряного века» в контексте культуры европейского модерна. Широта и многообразие художественных поисков «серебряного века» – направления, течения, кружки и школы в изобразительном искусстве и литературе. Роль института меценатства в развитии русской культуры. Русская религиозная философия как феномен интеллектуальной культуры конца XIX – начала XX века.
Занятие - презентация – 1 час.
Форма контроля — тест – 1 час.
Культура советской эпохи.
Революция и культура. Модель отношений «власть-художник». Культурные преобразования большевиков в первое десятилетие советской власти. Многообразие и плюрализм художественной жизни 1920-х годов. Конструктивизм и авангард ранней советской эпохи как общеевропейские стили. Формирование образа «нового человека» средствами художественной культуры. Динамика культурных процессов в границах 1920-х годов. «Первая волна» русской культурной эмиграции и начало формирования культуры «русского зарубежья».
Учебная дискуссия – 1 час.
Форма контроля – защита учебного проекта – 1 час
Сталинизм и культура.
Характер изменений политики правящей партии в сфере художественной культуры в конце 1920-х – начале 1930-х годов; формирование системы управления культурой и тотального контроля ее развития. Репрессивные меры руководства культурными процессами. Культ личности вождя и значение этого для создания художественных форм. Искусство «социалистического реализма» как феномен советской культуры. Монументальный стиль «сталинский ампир» в архитектуре как выражение господствующих политических идей.
Культура периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия– изменение ценностных ориентиров. Динамика культурных процессов в границах тоталитарной эпохи.
Учебная дискуссия – 1 час.
Форма контроля – тест (блоки В и С) – 1 час.
Культура периода «оттепели».
Позитивные изменения в сфере культуры – либерализация форм контроля и возможности расширения художественных поисков. Роль «шестидесятников» в осуществлении культурных сдвигов. Художественная и культурная жизнь эпохи. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущева, его политической позиции и значение этого для развития культуры.
Эвристическая беседа – 1 час.
Форма контроля – авторская презентация – 1 час.
Культура эпохи «застоя».
Политические причины изменения векторов культурного развития. Феномен «застоя» в сфере культуры. Реальная дифференциация в художественной среде – официальная и «полуофициальная» культура. Явление «другой культуры» – литература и искусство андеграунда. Культурные причины смены эпох.
Учебная дискуссия – 1 час.
Форма контроля – тест (блок А) – 1 час.
Современная культурная ситуация в России.
Исторические проблемы современного развития русской культуры. Глобализация и особенности культурного развития в современную эпоху.
Диспут – 1 час.
Форма контроля – семинар – 1 час.
Итоги курса.
Подведение итогов курса. Итоговое тестирование. – 2 часа
ЛИТЕРАТУРА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Аймермахер, К. Политика и культура при Ленине и Сталине [текст ]/ К. Аймермахер. – М.: АЙРО-ХХ, 1998.
2. Баранов, В.В. История России с древнейших времен до конца ХХ в. : Учебное пособие [текст ]/ В.В.Баранов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
3. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.
4. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. – М., 2002.
5. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. – М., 1979.
6. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
7. Великая Русь: История и художественная культура, X – XVII век / Под ред. Д.С. Лихачева и др. – М., 1995.
8. Георгиева Г.С. История русской культуры: Учебное пособие. – М., 1999.
9. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. Ч 3. ХХ век: выбор моделей общественного развития. - М.: Знание, 1994.
10. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. – М.: Республика, 1998.
11. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.,1994.
12. Ильина Т.В. Отечественное искусство. – М., 1994.
13. История культуры России. – М., 1993.
14. История русской культуры IX-XX вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева. М.Р. Зези. - М.: Дрофа, 2002.
15. История страны / История кино /Под. ред. С.С. Секиринского. – М.: Знак, 2004.
16. Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое издание.
17. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991.
18. Ключевский В.О. Лекции по русской истории. Любое издание.
19. Кондаков И.В. Культура России. – М.,1999.
20. Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. Ч.2. Расцвет и закат Российской империи (XIX- нач.ХХ вв.). - М.: Знание, 1994.
21. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие: XI – XIX вв. – СПб., 1999
22. Малиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917-1991 / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.
23. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.
24. Очерки истории русской культуры XIX века. Т. 1-6. – М., 1998-2005.
25. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М., 1976.
26. Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. – М., 1978.
27. Очерки русской культуры XIII – XV веков: В 2-х т. – М., 1969-1970. – Т.1: Материальная культура; – Т.2: Духовная культура. Очерки русской культуры XIII–XV веков / Под ред. А.В. Арциховского. – М., 1969.
28. Очерки русской культуры XVI века: В 2-х т. – М., 1977. – Т.1: Материальная культура; – Т.2: Духовная культура. Очерки русской культуры XVII века: В 2-х т. – М., 1979. – Т.1: Материальная культура. Государственный строй; – Т.2: Духовная культура.
29. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. / Под ред. Б.И. Краснобаева, Б.А. Рыбакова. - М., 1985 – 1990.
30. Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. – СПб: Журнал «Нева», 2000.
31. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 1999.
32. Русская художественная культура конца XIX–нач. ХХ века. Кн. 2. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. – М., 1969.
33. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забелиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – М., 1990.
34. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.
35. Словарь основных понятий и терминов по истории России (IX-XX вв.): Учебное пособие для учащихся средних школ и абитуриентов вузов. - Тамбов, 1997.
36. Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIII вв. – М., 1968.
37. Хрестоматия по истории России 1917-1940: Пособие для учащихся ст. классов / Сост. М.Е. Главацкий и др. - М.: Аспект Пресс, 1995.
38. Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кн. -М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Методическая литература для учителя:
1. Безносов А.Э., Кушнерёва Ю.В.. История. Россия и мир: Тесты. 9 -11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.
2. Бердинских В.А. История России с древнейших времен до конца ХИХ века. Практикум. 10 класс. - М.: Дрофа, 2010.
3. Бригадина О.В. История культуры России новейшего времени: Комплекс учеб.-информ. материалов . -Минск: ООО Юнипресс, 2003.
4. Владимирова О.В. История: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». - М.:АСТ: Астрель, 2009.
5. Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.- М: Школьная пресса. 2003.
6. Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9-11 кл.: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2001.
7. Драхлер А.Б.. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2008.
8. История: Тесты для 11 кл. Варианты и ответы централизованного тестирования. — М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010.
9. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ: Работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьев, Н.И. Чеботарева. -Волгоград: Учитель, 2004.
10. Кадневский В.М. История России ХХ в. в тестах. Ч 1-4.- М., 1999.
11. Кадневский. В.М. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2007.
12. Кадневский В.М.. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.
13. Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
14. Орлов А.С., Т.Л. Шестова. Основыкурса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
15. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009, 2010 /История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.: АСТ: Астрель, 2009.
16. Сердюк Т. Г. «К вопросу об отношении истории к искусству» //Преподавание истории в школе. - 1998. - № 5.
17. Степанова Л.Н., Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.
18. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие /Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.
19. http://festival.1september.ru/articles/418789/
20. http://festival.1september.ru/articles/604607/
21. http://www.school363.ru/history/
22. http://www.irgali.ru/joom/content/view/125/55/
23. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-integratsiya-kursov-literatury-i-mirovoy-hudozhestvennoy-kultury-v-protsesse-esteticheskogo-obrazovaniya-starsheklassniko
24. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4640/Itemid,88/
25. http://www.fipi.ru/view
Онлайн тесты по теме «История культуры»:
1. http://www.samsdam.net/culturalstudies/
2. http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Kultura-Moskovskoj-Rusi-XIV-XV-vv-3803/Default.aspx
3. http://oltest.ru/tests/studentam_mfua/kulturologiya/
4.http://www.moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_zolotoy_vek_russkoy_kultury.html?test_start&operation=exrc_show
5. http://aeterna.qip.ru/test/view/149840/
6. http://aeterna.qip.ru/test/view/121470/
7. http://aeterna.qip.ru/test/view/103681/
8. http://www.ist-iv.ru/onlain/ist_6/Russkaja_kultura_XIV-XVI_vv.html
9. http://bruma.ru/test/
10. http://martisha.ortox.ru/russkijj_jazyk_5,_6,_10_klass/view/id/1126201
11. http://www.biblioclub.ru/online_tests/ |
|
|