Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа учебного курса «технология» |
 Скачать 0.62 Mb. |
1 2 3 4
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «технология» (профессионально-трудовое обучение, 5 класс) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по профилю швейное дело имеет цель: формирование первоначальных технологических знаний, умений, навыков в процессе отработки простейших приемов работы на швейном оборудовании в ходе изготовления несложных швейных изделий.
Актуальность обоснованности изучаемого курса.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить, прежде всего, социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. Большинство учащихся с нарушением интеллекта способны к овладению несложными профессиональными знаниями, умениями и навыками, но вместе с тем их возможности в плане профессиональной подготовки значительно ограничены. Таким образом, возникает необходимость совершенствования процесса профессионально - трудового обучения, путем разработки учебных программ и создания оптимальных условий для формирования профессиональных знаний, умений, навыков, коррекции психофизических недостатков учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная учебная программа знакомит учащихся с технологией изготовления простейших швейных изделий и рассматривается как процесс первоначального овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих профессиональных умений и навыков по профессии швея.
Задачи и специфика курса:
- освоение первоначальных технологических знаний, на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно значимых продуктов труда;
- овладение первоначальными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для создания продуктов труда, осознанного определения жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, логического мышления, пространственного восприятия, воображения, коррекция интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством бытовой швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. Учащиеся знакомятся с технологией изготовления таких швейных изделий как: головной платок, мешочек для хранения работ, салфетка, наволочка с клапаном, хозяйственная сумка. В течение года отводятся часы на изучение тем из раздела материаловедения и по ремонту одежды.
Рабочая программа разработана с учетом особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение строится с учетом педагогической дифференциации по возможностям обучения (классификация по В.В.Воронковой) и делится на два уровня. Учащиеся первого уровня не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. Однако на уроках профессионально-трудового обучения ученицы рассматриваемой группы нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученицы довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все, же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. В условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у учащихся проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Им может потребоваться дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применить их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
Учащиеся второго уровня с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно практической). Девочки испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров. Теоретические ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный обзор конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что они не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки. У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в процессе работы наблюдается отступление от него, что ведет к ошибкам.
Методические пояснения. При работе с учащимися второй группы пользуясь настоящей программой важно придерживаться принципов доступности учащимся учебного материала. Большое значение имеет обучение контролю качества выполняемых работ. При выполнении изделий, допускается введения пооперационного разделения труда, ограничившись выполнением доступных операций по готовому крою. Оценка успехов у учащихся второй группы носит поощрительный характер. Цель оценки - повысить мотивацию, поддержать уверенность в собственных силах.
Обучение швейному делу ведется с опорой на знания, полученные на уроках математики, естествознания, истории. Эти знания помогают учащимся строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей и т.д. В свою очередь навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.
Разработанная программа по обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупные моторики пальцев рук. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении личности, способствует социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Рабочая учебная программа составлена с учетом основных принципов обучения, на основе которых решаются поставленные задачи:
1. Принцип наглядности позволяет формировать у учащихся целостную систему профессиональных знаний, умений и навыков.
Применение ИКТ обеспечивает иллюстративную поддержку уроков, решает проблему отсутствия достаточного количества наглядных пособий.
2. Принцип научности и доступности.
Материалы, предлагаемые к изучению, основываются на точных технологических сведениях из области материаловедения, машиноведения, конструирования и технологии пошива швейных изделий и соответствуют возрастным особенностям учащихся. 3. Принцип систематичности и последовательности.
В основе принципа лежит усложнение тематики изучаемого материала, где каждый последующий тематический блок представляет собой логическое продолжение и дополнение предыдущего, а также одновременно является определенным этапом в формировании у обучающихся практических умений и навыков.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся и личности в целом. В ходе профессионально-трудового обучения уучащихся развиваются способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, формируются первоначальные профессиональные знания, общетрудовые умения и навыки. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи в умственных и перцептивных действиях. В начале обучения предполагается максимальная помощь учащимся в отношении ориентировочных действий, путем демонстрации и объяснения конечного результата труда, а также условий работы.
Основанием для написания рабочей учебной программы служат следующие документы:
Закон РФ «об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 1 июля 2013 г. № 68оз (ред. от 11.03.2015).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегестрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. №30067).
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
Приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей- инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 г. № 1087.
Письмо департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры от 18 июня 2015 г. №10-Исх-6369 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2015 – 2016 учебном году».
Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 10 августа 2015 г. № 8193 « О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского округа- Югры и реализующими основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году».
Воронкова В.В. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2./ В.В.Воронкова, С.Л.Мирский, Б.А. Журавлев, Л.С. Иноземцева, Е.А.Ковалева, В.А. Васенков; под ред. В.В.Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240с.
Приказ по школе от 24.08.2015 № 156 «Об организованном начале 2015-2016 учебного года».
Приказ по школе от 25.08.2015 № 157 «Об утверждении учебных планов на 2015 – 2016 учебный год.
Программа рассчитана на 204 учебных часа, по 6 часов в неделю и состоит из следующих разделов:
швейная машина, работа с тканью, ремонт одежды, практическое повторение, построение чертежа и пошив изделия.
На первую четверть приходится–52 ч., на вторую–42 ч., на третью–60 ч. и на четвертую–50ч. По окончанию каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы в объеме двух часов, и в конце учебного года административная контрольная работа также в объеме двух часов. Данные контрольные мероприятия разработаны в соответствии с требованиями типовой программы, с учетом психофизических особенностей учащихся, преследуют цель проверки теоретических знаний и практических умений за определенный промежуток учебного времени. С целью отработки практических умений и навыков в программе планируются уроки практического повторения. Корректировка данных часов может служить вариантом компенсирующих мероприятий. С этой целью допускается замена изготовления целого изделия на поузловую обработку швейного изделия, а также сочетание различных форм обучения.
Для реализации данной программы используются учебные пособия:
1. Картушина Г.Б. Швейное дело: учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений YIII вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая.– М. 2012. – 160 с.: ил.
2. Мерсиянова Г.Н. Швейное дело. Учебное пособие для 5-6 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений YIII вида./Г.Н. Мерсиянова. – М. 1999. – 288с. Программа построена с учетом основных педагогических технологий:
личностно-ориентированного обучения;
деятельностного подхода;
уровневой дифференциации;
информационно-коммуникативной деятельности;
здоровьесберегающиех и игровых технологий.
Методы повышения мотивации, применяемые в ходе реализации программы:
использование наглядных пособий, раздаточного материала;
создание ситуации успеха;
занимательные задания, упражнения;
проведение экскурсий;
участие в олимпиадах, конкурсах;
участие в тематических выставках декоративно-прикладного творчества.
2. Учебно-тематический план
Четверть
|
№ п/п
|
Название тем программы
|
Количество часов
в теме
|
Количество часов в четверти
|
Количество часов в году
|
I четверть
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Швейная машина.
Работа с тканью.
Ремонт одежды.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
|
20ч.
20ч.
5ч.
5ч.
2ч.
|
52 часа
| 204 часа
|
II четверть
|
1.
2.
3.
|
Работа с тканью.
Ремонт одежды.
Самостоятельная работа.
|
30ч.
10ч.
2ч.
|
42 часа
|
III четверть
|
1.
2. 3.
4. 5.
6.
|
Швейная машина с ножным приводом.
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани.
Двойной шов.
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
|
12ч.
16ч. 5ч.
10ч. 15ч.
2ч.
|
60 часов
|
IV четверть
|
1.
2.
3.
4.
|
Накладной шов.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва.
Практическое повторение.
Контрольная работа.
|
8ч.
20ч.
20ч.
2ч.
|
50 часов
|
3. Содержание тем учебного курса Первая четверть – 52ч.
1. Швейная машина – 20ч.
Правила поведения и работы в швейной мастерской, организации рабочего места. Инструменты, приспособления для швейных работ.
Основные сведения о текстильных волокнах, нитках, ткани и о процессе прядения. Сведения о швейных машинах, устройство, правила посадки и безопасной работы. Выполнение пробных строчек на швейной машине.
2.Работа с тканью – 20ч.
Виды ручных стежков и строчек. Головной платок, виды, назначение, ткани, ручные работы и машинные швы, применяемые при пошиве платка. Обработка поперечных и долевых срезов плата краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
3. Ремонт одежды – 5ч.
Сведения о пуговицах и способы их пришивания. Ремонт одежды по распоровшемуся шву и в месте разрыва ткани.
4. Практическое повторение – 5ч.
Пошив изделия по выбору. Раскрой детали изделия. Подготовка деталей к обработке. Пошив изделия. Окончательная отделка изделия.
5 . Самостоятельная работа. – 2ч. Выполнение на образце краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Выполнение на образце краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Вторая четверть – 42ч.
1. Работа с тканью – 30ч.
Подготовка к выполнению ручных швейных работ. Мешочек для хранения работ, ткани, ручные работы и машинные швы, применяемые для пошива. Выполнение стачного шва на образце. Правила подготовки ткани к раскрою. Раскрой деталей изделия. Выполнение отделки мешочка аппликацией. Обработка боковых срезов кроя мешочка стачным швом. Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом
Изготовление повязки для дежурного.
2. Ремонт одежды – 10ч.
Изготовление вешалки к одежде, заплаты – аппликации на образце.
3. Самостоятельная работа – 2ч.
Обработка вешалки. Втачивание вешалки в шов вподгибку с закрытым срезом. Третья четверть – 60ч.
Швейная машина с ножным приводом – 12ч.
Назначение и виды швейных машин. Рабочие механизмы швейной машины. Устройство, установка машинной иглы. Намотка нитки на шпульку. Регулятор строчки: устройство и назначение. Выполнение машинной закрепки, зигзагообразной строчки.
2. Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани. Изделие. Салфетка квадратной формы. – 16ч.
Способы обработки срезов ткани. Устройство электрического утюга и правила безопасной работы. Сведения о ткани. План работы по изготовлению салфетки. Построение чертежа салфетки, раскрой детали изделия. Подготовка кроя к обработке. Обработка прямого угла на образце из цветной бумаги. Обработка срезов салфетки швом вподгибку с закрытым срезом. Украшение салфетки вышивкой.
3. Двойной шов – 5ч.
Виды соединительных швов. Технология выполнения двойного шва. Выполнение двойного шва на образце.
4. Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва - 10ч.
Наволочка с клапаном. Построение чертежа, изготовление выкройки наволочки. Подготовка ткани к раскрою, раскрой детали наволочки. Составление плана работы по пошиву наволочки. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка боковых срезов детали наволочки двойным швом.
5. Практическое повторение – 15ч.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой детали салфетки. Подготовка кроя к обработке. Обработка срезов салфетки швом вподгибку с закрытым срезом. Украшение изделия вышивкой. Окончательная отделка изделия. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой наволочки с клапаном. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка боковых срезов детали наволочки двойным швом. Обработка боковых срезов наволочки. Окончательная отделка изделия.
6. Самостоятельная работа – 2ч.
Выполнение двойного шва на образце.
Четвертая четверть – 50ч.
1. Накладной шов – 8ч.
Правила техники безопасности при выполнении швейных работ. Виды накладных швов. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом на образце. Выполнение накладного шва с двумя закрытыми срезам. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами.
2. Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва. Изделие. Сумка хозяйственная – 20ч.
Хлопок. Свойства волокон хлопка. Свойства хлопчатобумажных тканей. Оформление коллекции хлопчатобумажных тканей в альбом.
Сумки: фасоны, размеры, ткани. Хозяйственная сумка. План работы по изготовлению. Построение чертежа хозяйственной сумки в м.1:4и в натуральную величину. Подготовка деталей выкройки к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой деталей сумки.
Составление плана работы по пошиву сумки. Обработка деталей ручек. Обработка верхнего среза с одновременным втачиванием ручек.
Соединение боковых срезов основной детали сумки. Окончательная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.
3.Практическое повторение – 20 ч.
Футляр для ручек и карандашей. Обработка боковых срезов, клапана футляра петельными стежками. Выполнение стежка вперед иголку посередине футляра. Отделка клапана футляра вышивкой. Прихватка для кухни. Изготовление выкройки прихватки. Соединения лоскутов ткани для прихватки. Пошив прихватки. Отделка прихватки. Техническое обслуживание мастерской.
|
1 2 3 4 |
|