Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пятый год жизни. Средняя группа. Особенности возраста и организации жизни детей


Скачать 42.92 Kb.
НазваниеПятый год жизни. Средняя группа. Особенности возраста и организации жизни детей
Дата11.02.2016
Размер42.92 Kb.
ТипДокументы

Пятый год жизни. Средняя группа.

Особенности возраста и организации жизни детей .

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 кг, рост - 110 см, окружность грудной клетки — 54 см. Интенсивно развивается головной мозг, совершенствуются функции коры больших полушарий, однако влияние подкорковых центров на поведение ребенка остается значительным. В развитии основных движений детей происходят заметные качественные изменения, возрастает естественность и легкость их выполнения.

У детей пятого года жизни возросли физические возможности, движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В этот период дети испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения физической активности, дети быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Важно организовать разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети охотно сотрудничают с взрослыми в совместных играх, выполняют трудовые поручения, всё более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. У детей этого возраста присутствует повышенная чувствительность к словам и оценкам взрослых, обращённых к ним. Дети радуются похвале, а на неодобрительные замечания часто реагируют эмоционально остро: слезами, вспышками гнева, агрессии. Ранимость ребёнка – это особенность возраста.

Наше дошкольное учреждение реализует основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе примерной образовательной программы «Детство». Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного учреждения. С1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования». Основными принципами дошкольного образования выделены, прежде всего, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей, сотрудничество Организации с семьёй, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

Направлениями развития и образования детей (образовательные области) выделены:


  1. Социально – коммуникативное развитие.

  2. Познавательное развитие.

  3. Речевое развитие.

  4. Художественно – эстетическое развитие.

  5. Физическое развитие.


Социально – коммуникативное развитие направлено на:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

  • Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  • Развитие самостоятельности и способности регулировать свои действия.

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать.

  • Формирование уважительного отношения к окружающим.

  • Формирование основ безопасного поведения в окружающем мире.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится в этом возрасте ведущим видом деятельности и обусловливает значительные изменения во всей психике ребенка. В такой игре дети 4-5 лет могут заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет, распределить роли, игровой материал.
Познавательное развитие предполагает:

  • Развитие любознательности, интересов ребёнка.

  • Формирование познавательных действий.

  • Развитие воображения и творческой активности.

  • Формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов окружающего мира.

  • Развитие математических представлений (умение различать предметы по форме, размеру, количеству, пространственному расположению; умение выявлять).


Речевое развитие направлено на:

  • Обогащение активного словаря.

  • Развитие связной монологической речи (умение составлять описательный рассказ по картинкам и об окружающих предметах) и диалогической речи (умение формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Словарь ребёнка увеличивается до 2000 слов. Дети начинают употреблять в речи сложные фразы и предложения.

В игровой деятельности ребёнок развивает умение использовать в речи вежливые формы обращения, учится выражать своё эмоциональное отношение к собеседнику.
Художественно – эстетическое развитие предполагает приобщение к изобразительному искусству, развитие детского художественного творчества, а также приобщение к музыкальному искусству и развитие детской музыкально-художественной деятельности. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Физическое развитие включает:

  • Развитие двигательной деятельности детей, направленной на развитие координации и гибкости.

  • Правильное формирование опорно-двигательной системы организма.

  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

  • Становление ценностей здорового образа жизни.


Очень важно в этом возрасте, взаимодействуя с детьми, взрослым использовать позиции партнёрства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Мне тоже интересно узнать об этом», «Давай найдем общее решение»), позицию передачи опыта («Люди обычно это делают так»), а также обращаться за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Кто может мне помочь в этом»). Именно такое взаимодействие помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.