Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Пятый год жизни. Средняя группа. Особенности возраста и организации жизни детей |
 Скачать 42.92 Kb. |
Пятый год жизни. Средняя группа.
Особенности возраста и организации жизни детей .
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 кг, рост - 110 см, окружность грудной клетки — 54 см. Интенсивно развивается головной мозг, совершенствуются функции коры больших полушарий, однако влияние подкорковых центров на поведение ребенка остается значительным. В развитии основных движений детей происходят заметные качественные изменения, возрастает естественность и легкость их выполнения.
У детей пятого года жизни возросли физические возможности, движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В этот период дети испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения физической активности, дети быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Важно организовать разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети охотно сотрудничают с взрослыми в совместных играх, выполняют трудовые поручения, всё более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. У детей этого возраста присутствует повышенная чувствительность к словам и оценкам взрослых, обращённых к ним. Дети радуются похвале, а на неодобрительные замечания часто реагируют эмоционально остро: слезами, вспышками гнева, агрессии. Ранимость ребёнка – это особенность возраста.
Наше дошкольное учреждение реализует основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе примерной образовательной программы «Детство». Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного учреждения. С1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования». Основными принципами дошкольного образования выделены, прежде всего, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей, сотрудничество Организации с семьёй, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.
Направлениями развития и образования детей (образовательные области) выделены:
Социально – коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно – эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие направлено на:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Развитие самостоятельности и способности регулировать свои действия.
Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать.
Формирование уважительного отношения к окружающим.
Формирование основ безопасного поведения в окружающем мире.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится в этом возрасте ведущим видом деятельности и обусловливает значительные изменения во всей психике ребенка. В такой игре дети 4-5 лет могут заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет, распределить роли, игровой материал. Познавательное развитие предполагает:
Развитие любознательности, интересов ребёнка.
Формирование познавательных действий.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов окружающего мира.
Развитие математических представлений (умение различать предметы по форме, размеру, количеству, пространственному расположению; умение выявлять).
Речевое развитие направлено на:
Обогащение активного словаря.
Развитие связной монологической речи (умение составлять описательный рассказ по картинкам и об окружающих предметах) и диалогической речи (умение формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).
Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Словарь ребёнка увеличивается до 2000 слов. Дети начинают употреблять в речи сложные фразы и предложения.
В игровой деятельности ребёнок развивает умение использовать в речи вежливые формы обращения, учится выражать своё эмоциональное отношение к собеседнику. Художественно – эстетическое развитие предполагает приобщение к изобразительному искусству, развитие детского художественного творчества, а также приобщение к музыкальному искусству и развитие детской музыкально-художественной деятельности. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Физическое развитие включает:
Развитие двигательной деятельности детей, направленной на развитие координации и гибкости.
Правильное формирование опорно-двигательной системы организма.
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Становление ценностей здорового образа жизни.
Очень важно в этом возрасте, взаимодействуя с детьми, взрослым использовать позиции партнёрства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Мне тоже интересно узнать об этом», «Давай найдем общее решение»), позицию передачи опыта («Люди обычно это делают так»), а также обращаться за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Кто может мне помочь в этом»). Именно такое взаимодействие помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными. |
|
|