Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Протокол № от 2014 г «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мкоу |
 Скачать 423.75 Kb. |
1 2 3 4 5 «Рассмотрено»
Руководитель МО учителей естественно научного цикла
С.П.Протасова
Протокол №_ от
«__» ____2014 г
| «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР МКОУ
Новомеловатская СОШ И.И. Малёваный
________
«__»___ 2014г
| «Утверждаю»
Директор МКОУ Новомеловатская СОШ
А.Н. Протасов ________
Приказ № _ от
«___»____ 2014г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии9КЛАСС
учитель первой квалификационной категории
Медведева Татьяна Викторовна
3часа в неделю 2014-2015 уч. г
Х. Хвощеватое
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
9 класс Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами. Закон РФ «Об образовании» N 309-ФЗ от 01.12.2009(ст. № 7. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006). Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе. Программы. - М.: Вентана- Граф, 2009) Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области реализующих программы общего образования в новой редакции. (Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области Образовательная программа составлена
на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2004 г. стр. 57-108в соответствии с альтернативным учебником, допущенным
Министерством образования Российской Федерации:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова
«Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2009г./ Всего часов в неделю -3 часа
Всего часов в год – 102 часа Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс ) Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные
маршруты учеников.
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотива-ционной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторно памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе ,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Содержание учебной программы и требования к уровню подготовки:
Введение - 4 часа.
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе. В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать на базовом уровне:
общие свойства живого
многообразие форм жизни
уровни организации живой природы
| на повышенном уровне:
причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле
|
учащиеся должны уметь на базовом уровне:
объяснять значение биологических знаний для современного человека
давать характеристику уровням организации живой природы
| на повышенном уровне:
доказывать, что любой организм – это биосистема
|
термины и понятия, которые необходимо знать на базовом уровне:
самовоспроизведение – с. 6
автотрофы – с. 7
гетеротрофы – с. 7
рост – с. 8
развитие – с.8
биосистема – с. 10
уровни организации жизни – с.12
| на повышенном уровне:
гидробионты – с.9
аэробионты – с. 9
террабионты – с.9
педобионты – с.9
эндобионты – с.9
|
Тема 2 «Основы учения о клетке» - 18 часов.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).
Строение клетки: строение и функции основных компонентов.
Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез. В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать на базовом уровне:
основные положения клеточной теории
химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ
строение и функции основных органоидов клетки
особенности клеток про- и эукариот
сущность пластического и энергетического обмена веществ
сущность биосинтеза белка
фотосинтез, его значение
| на повышенном уровне:
историю развития учения о клетке
строение и функции НАДФ
взаимосвязи строения и функций органоидов клетки
сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток
этапы энергетического и пластического обмена
свойства генетического кода
|
учащиеся должны уметь на базовом уровне:
пользоваться цитологической терминологией
характеризовать основные положения клеточной теории
объяснять роль химических веществ в жизни клетки
пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты
рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом
читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их
| на повышенном уровне:
сравнивать строение клеток
находить взаимосвязь между строением и функциями
делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице
находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ
применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов
уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы
|
термины и понятия, которые необходимо знать на базовом уровне:
углеводы – с. 18
липиды – с.18
белки – с. 19
фермент – с. 19
мономер – с.19
полимер- с. 19
ДНК – с.21
нуклеотид – с. 22
комплементарность – с.22
РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК) – с.22
АТФ – с. 31
мембрана – с.27
цитоплазма – с.23
ядро – с.24
рибосома – с.29
митохондрии – с.28
ЭПС- с.27
аппарат Гольджи – с. 28
лизосомы – с.28
пластиды - с.28
ассимиляция - с. 30
диссимиляция – с. 30
фотосинтез – с.36
транскрипция – с.33
трансляция – с.33
биосинтез – с.32
ген - с. 32
генетический код – с. 33
триплет – с.33
| на повышенном уровне:
репликация – с.22
микротрубочки – с. 29
матричный синтез – с. 33
метаболизм – с. 30
катаболизм- с. 30
анаболизм – с. 30
строма – с.36
грана – с. 36
тилакоид – с. 36
ламелла – с.36
| Тема 3 «Размножение и индивидуальное развитие организма» - 6 часов.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать на базовом уровне:
формы размножения организмов: бесполое и половое
способы деления клеток
фазы митоза
видовое постоянство числа хромосом
диплоидный и гаплоидный набор хромосом
биологическое значение митоза и мейоза
оплодотворение
развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла
постэмбриональное развитие: прямое и непрямое
| на повышенном уровне:
фазы мейоза
сравнительная характеристика митоза и мейоза
зародышевые листки и органогенез
|
учащиеся должны уметь на базовом уровне:
пользоваться терминологией
определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза
| на повышенном уровне:
давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза
раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)
|
термины и понятия, которые необходимо знать на базовом уровне:
вегетативное размножение – с50
спора – с.51
почкование – с. 50
половое размножение – с. 48
яйцеклетка – с.48
сперматозоид – с.49
гамета – с.48
зигота – с. 49
диплоидный набор хромосом - с. 56
гаплоидный набор хромосом 56
клеточный цикл – с. 52
митоз – с.53
мейоз – с.54
интерфаза – с. 54
профаза - с. 54
метафаза – с.54
анафаза – с.54
телофаза – с.54
онтогенез – с. 59
эмбриональное развитие – с.60
постэмбриональное развитие 62
| на повышенном уровне: партеногенез
овогенез – с.58
сперматогенез –с.58
кроссинговер – с. 58
| Тема 4 «Основы учения о наследственности и изменчивости» - 17 часов.
Основные понятия генетики.
Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать на базовом уровне:
генетическую символику и терминологию
законы Менделя
схемы скрещивания
хромосомное определение пола
особенности изучения наследственности человека
модификационную и мутационную изменчивость, их причины
значение генетики для медицины и здравоохранения
| на повышенном уровне:
цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя
причины отклонения от них (закон Т. Моргана)
хромосомную теорию наследственности
взаимодействие генотипа и среды при формировании признака
норма реакции
взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции
закон гомологических рядов
|
учащиеся должны уметь на базовом уровне:
характеризовать методы и законы наследственности
решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание
строить вариационный ряд и вариационную кривую
| на повышенном уровне:
находить причинно-следственные связи в генетических явлениях
сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость
объяснять генетические законы с позиций цитологии
определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации
обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами
решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови
|
термины и понятия, которые необходимо знать на базовом уровне:
генетика – с.66
наследственность – с. 69
изменчивость – с.71
ген – с. 67
генотип – с. 71
фенотип – с.71
аллельные гены - с.70
альтернативные признаки с.70
гомологичные хромосомы с.70
гомозиготная особь – с. 70
гетерозиготная особь – с.70
доминантный признак – с. 74
рецессивный признак – с. 74
моногибридное скрещивание73
дигибридное скрещивание – 74
гибрид – с.74
модификация – с. 99
вариационный ряд
вариационная кривая
мутация – с.96
мутагенный фактор – с. 98
| на повышенном уровне:
неполное доминирование – с.76
анализирующее скрещивание
сцепленное наследование – с. 81
взаимодействие генов – с.83
полимерия – с. 84
цитоплазматическая наследственность
норма реакции – с. 101
хромосомные мутации
генные мутации
геномные мутации
| Тема 5 «Основы селекции» - 8 часов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.
Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать на базовом уровне:
основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)
основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание
что такое биотехнология
| на повышенном уровне:
учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений
|
учащиеся должны уметь на базовом уровне:
пользоваться научной терминологией
характеризовать основные методы селекции, приводить примеры
| на повышенном уровне:
применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции
раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии
|
термины и понятия, которые необходимо знать на базовом уровне:
сорт - с.106
порода - с.106
гибридизация – с.107
индивидуальный отбор – с. 107
массовый отбор – с. 107
биотехнология – с.122
| на повышенном уровне:
чистая линия
инбридинг – с. 118
аутбридинг – с. 119
гетерозис – с.107
полиплоидия – с. 108
мутагенез – с. 108
генная инженерия – с. 121
клоновая селекция
|
|
1 2 3 4 5 |
|