Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.Советский» Программируемые роботы
творческий проект
Авторы проекта:
обучающиеся 11Б класса
Григорьев Алексей,
Казанцев Сергей,
Ряпасов Антон,
Софронов Сергей Руководитель: учитель физики и информатики Костюнина Ольга Анатольевна
Советский, 2013
| Оглавление Оглавление 2
Введение 3
Обоснование выбора темы 3
Актуальность 3
Цель проекта: 3
Задачи проекта: 3
Предмет исследования: 4
Гипотеза: 4
Ожидаемые результаты 4
Методы реализации проекта: 4
Материальные ресурсы: 4
Этапы разработки проекта: 4
Основная часть 6
Теоретические положения 6
Реализация проекта 6
Заключение 12
Вывод 12
Перспективы развития проекта 12
Библиографический список 13
Список литературы для учителя: 13
Список литературы для школьников: 13
Интернет ресурсы: 13
Введение Обоснование выбора темы Появление в школе комплектов Робототехники LEGO Mindstorms NXT нас очень заинтересовало. Это не просто детская игра, а целая наука, объединяющая в себя физику, математику, информатику, английский язык. Мы решили изучить данную науку, чтобы воплощать в роботах свои фантазии.
Актуальность Робототехника быстро становится неотъемлемой частью учебного процесса, она легко вписывается в школьную программу обучения по техническим предметам. Ключевые опыты в физике и математике можно наглядно показать с помощью LEGO роботов.
Робототехника поощряет мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к учебе. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет школьников находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.
Различные языки программирования графическими элементами помогают школьникам мыслить логически и рассматривать вариантность действия робота. Обработка информации с помощью датчиков и настройка датчиков дают школьникам представление о различных вариантах понимания и восприятия мира живыми системами.
Цель проекта: обучение основам робототехники и создание действующий модели программируемого робота
Задачи проекта: познакомиться с конструктором LEGO NXT
изучить основы программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
сконструировать модель робота
создать программу для управления роботом
испытать полученного робота
Предмет исследования: конструктор со средой программирования LEGO MINDSTORMS NXT.
Гипотеза: робототехника позволяет воплощать в роботах свои фантазии.
Ожидаемые результаты умение программировать в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0,
умение конструировать различные модели роботов,
заинтересованность обучающихся школы в изучении Робототехники.
Методы реализации проекта: 1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др);
2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;
4. Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (компьютерный практикум);
5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);
6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.
Материальные ресурсы: конструктор с программным обеспечением Lego Mindstorms NXT – 2 набора,
АРМ ученика и учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
Этапы разработки проекта: Организационный этап (сентябрь-октябрь 2012 г)
знакомство с конструктором LEGO NXT
изучение основ программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
Этап реализации проекта (ноябрь-декабрь 2012 г)
разработка механизма робота на основе конструктора LEGO NXT.
составление программы для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
тестирование модели робота, устранение дефектов и неисправностей.
Заключительный этап (январь 2013 г)
защита проекта
демонстрация модели робота
Основная часть Теоретические положения Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Активное участие и поддержка Российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, реализацию инновационных разработок в области робототехники в России и по всему миру.
Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом. Кроме того, по мере развития и совершенствования робототехнических устройств возникла необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей: роботах-сиделках, роботах-нянечках, роботах-домработницах, роботах - всевозможных детских и взрослых игрушках и т.д. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста. Поэтому, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. В качестве основного оборудования при обучении детей робототехнике в школах предлагаются конструкторы LEGO MINDSTORMS NXT.
LEGO Mindstorms NXT – это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.
Впервые представлен компанией LEGO в 1998 году.
С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению.
Реализация проекта На ступени реализации организационного этапа мы изучили:
основные компоненты конструкторов LEGO;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
виды имеющихся датчиков и принцип их работы;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в NXT;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Изучаем литературу по основам робототехники
Изучаем программирование в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
На этапе непосредственной реализации проекта мы занимались разработкой механизма робота на основе конструктора LEGO NXT.
Старались составить программу для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0. Здесь столкнулись с небольшой проблемой, вся программа только на английском языке и нужно было переводить все термины и команды с английского языка на русский.
Итак, мы получили первую нашу модель робота и составили программу для управления им.
Протестировали эту модель робота, нам она показалась слишком простой. Мы решили ее усовершенствовать. Для этой работы нам помог Интернет.
Получилась машина управляемая пультом, соединенным с ней.
Сборка новой машины.
Результат новых усилий. Провода оказались короткими, и пользоваться таким пультом неудобно. Так возникла новая проблема, которую нужно было решить.
Мы изменили пульт управления и сделали его беспроводным. Составили программы для управления машиной и работы пульта. Но в этот раз машина могла двигаться только вперед и поворачивать вправо-влево. Опять проблема – как заставить ее двигаться еще и назад?
Пришлось еще раз изменять устройство пульта и менять программу.
Очень сложная задача – составление и изменение программы. Ну, вот и получилась машина, которая была в наших фантазиях. Она управляется дистанционно с помощью пульта, может двигаться во всех направлениях.
Теперь нужно протестировать ее работу.
Мы довольны результатом. Получилось то, что мы хотели.
Заключение В ходе реализации проекта у нас сформированные умения и навыки:
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы MINDSTORMS NXT 2.0;
передавать (загружать) программы в NXT;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Вывод В результате реализации проекта «Программируемые роботы» у нас получилась модель автомобиля, которая управляется дистанционно с помощью пульта. Мы получили первые навыки программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.
Перспективы развития проекта создание новых моделей роботов,
участие в различных состязаниях робот,
оказание помочь младшим школьникам в освоении данной программы.
Библиографический список Список литературы для учителя: Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 стр.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011. – 32 стр.
Программное обеспечение MINDSTORMS NXT 2.0 .
Список литературы для школьников: Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов/ Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010,
Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: рабочая тетрадь/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011
Интернет ресурсы: http://lego.rkc-74.ru/
http://www.lego.com/education/
http://www.wroboto.org/
http://www.roboclub.ru/
http://robosport.ru/
http://www.prorobot.ru/
|