Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа работы с родителями 1-2-х классов для педагогов Классный Мухаметзянова А. Ф |
 Скачать 411.69 Kb. |
1 2 3 Балтасинский муниципальный район
МБОУ
«Шубанская ООШ»
И.Г. ВАХРУШЕВА, Л.Ф. БЛИНОВА
ПУТЬ К УСПЕХУ Программа работы с родителями 1-2-х классов для педагогов
Классный руководитель: Мухаметзянова А.Ф. Основные положения программы
Стратегия программ I уровня. Программы опираются на основные положения Концепции и подходы к предупреждению употребления наркотиков наркомании среди детей и подростков. В центре находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
В работе с родителями решаются три проблемы:
Понимание родителем объективной ситуации и ошибок в семейном воспитании и социализации личности ребенка.
Принятие на себя ответственности за аномалии детско-родительских отношений и ответственности за выход из кризисной ситуации.
Создание мотивации к самоизменению, коррекции отношений, работе над собственными внутриличностными конфликтами.
Работа с родителями предполагает реализацию двух основных направлений:
воспитательного (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения);
образовательного (освоение основных приемов организации семейной профилактики).
Особую роль в работе с родителями играет педагогическая культура и воспитательная состоятельность классного руководителя. Нахождение правильной общей педагогической позиции педагога и родителя по отношению к ребенку является тем ресурсом развития, на основании которого возникает взаимное доверие и сотрудничество. Согласованность представлений и педагогических воздействий классного руководителя и родителя на ребенка является ресурсом развития ребенка.
Основные цели классного руководителя. Основными целями классного руководителя в профилактической работе с родителями являются:
формирование отрицательных установок родителя к курению своих детей, употреблению ими алкогольных напитков и первых проб наркотиков;
формирование личной ответственности родителей за свое поведение и поведение своих детей;
активизация семейных факторов защит и факторов развития ребенка для воспитания успешного гражданина общества, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ.
Основные задачи классного руководителя. Основные задачи классного руководителя в профилактической работе с родителями:
актуализировать познавательный интерес родителей в предупреждении аддиктивного поведения своих детей;
повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по профилактической антинаркотической тематике, адекватной возрасту;
активизировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни;
активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю.
Формы работы с родителями:
информационно-рецептивные (мини-лекции, беседы);
интерактивные формы (деловые игры, ролевые игры, упражнения, дискуссии, ток-шоу, свободный микрофон и др.);
индивидуальное и групповое семейное консультирование.
Ожидаемый результат. Результатом работы классного руководителя является:
активизация и вовлечение родительской общественности в профилактическую деятельность;
формирование негативного отношения родителей к алкоголизации и наркотизации, в которой растет и общается их ребенок;
повышение воспитательного потенциала семьи;
создание «банка данных» для генерирования и отбора творческих идей по пропаганде здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений в семье.
Срок реализации программы. Полный срок реализации программ с учетом этапов - 4 года. Учитывая цикличность содержания программ, возможна одновременность их внедрения со сроком реализации 2 года (по 5 занятий с родителями в год) или 1 год (по 10 занятий с родителями в год).
Участники программы: родители, педагогический коллектив образовательного учреждения: классные руководители, педагоги-психологи и другие специалисты школы.
Тематический план и содержание программы
Программа предназначена для реализации второго этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится учителем начальной школы с привлечением необходимых специалистов школы.
После прохождения программы у родителей сформируются:
понимание рисков, связанных с дезадаптацией детей, ошибками воспитания и бесконтрольного времяпровождения;
знание ресурсов семьи по снижению рисков и создания развивающих условий своим детям;
мотивация к активному взаимодействию со школой, классным руководителем и другими специалистами школы по предупреждению трудностей в обучении и дезадаптации.
2 класс Программа «Путь к успеху» Тематический план
-
№№
п/п
| Темы занятий
| Всего час
| Выбранные темы на 2012-2013 г.
| 1
| Особенности современной школы и современных требований к школьникам
| 2
|
| 2
| Психическое развитие и формирование личности младшего школьника
| 2
| 1
| 3
| Первые трудности обучения
| 2
| 1
| 4
| Мальчики и девочки учатся по-разному
| 2
| 1
| 5
| У нас такие дети, каких мы заслуживаем
| 2
| 1
| 6
| Отношения в семье как основа взаимопонимания
| 2
| 1
| 7
| У здоровых родителей – здоровые дети
| 2
|
| 8
| Выбираем досуг на здоровье себе и детям
| 2
|
| 9
| Современная действительность и нравственно-духовное воспитание в семье
| 2
|
| 10
| Много ли человеку нужно для счастья?
| 2
|
| Классный руководитель: Мухаметзянова Айсылу Фаргатовна
«Психическое развитие и формирование личности младшего школьника»
необходимо провести как практическое занятие с использованием материала мини-лекции. Можно предложить анкеты, памятки, рекомендации из Приложения, ориентируясь на контингент родителей класса, и обсудить их. Можно пригласить на занятие педагога-психолога в качестве консультанта.
Обсуждая особенности жизненной ситуации младшего школьника, следует акцентировать внимание родителей на том, что с поступлением в школу меняется весь уклад его жизни (меняется режим дня, появляется необходимость организовывать свой досуг после школы, складываются новые несемейные отношения, возникает утомление от напряженной умственной деятельности). Во всей этой ситуации дети чувствуют себя беспомощными.
Следует обратить внимание на том, что у первоклассников сохраняется потребность в игре. Особенность игры в том, ребёнок может играть в самого себя (например, в «хорошего ученика», если в действительности все наоборот). Усиливается потребность в движении и во внешних впечатлениях, которая преобразуется в познавательную активность ребёнка. Потребность в общении непосредственно связывается с учебной деятельностью. Дети стараются соответствовать ожиданиям взрослых, быть принятым учителем и сверстниками, в признании значимыми людьми. Появляется новая потребность – потребность в общественно-значимой деятельности, которой и является обучение в школе.
Можно обсудить особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Она связана с социальной позицией школьника. Формирование и развитие личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника. С поступлением ребёнка в школу учение становится ведущим видом его деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер, деятельность младшего школьника по отношению к среде всегда является опосредованной отношениями с взрослыми и сверстниками.
Важно показать, что успешность учебной деятельности связана с возникновением возрастных новообразований: совершенствование произвольности действий, т.е. появление самоконтроля, возникновение рефлексии и внутренней позиции.
Необходимо познакомить с особенностями поведения ребёнка в период кризиса 7 лет (появление непослушания, манерничание, кривляние, желание сделать по-своему). Помощь родителей в период кризисного развития их ребёнка заключается в расширении сферы самостоятельности, возложении ответственности, делегировании новых семейных и общественных обязанностей.
Желательно обсудить развитие личности школьника. Особенности познавательной сферы: внимание крайне неустойчивое, преобладает наглядно-образное мышление с элементами абстракции. Развитие эмоциональной сферы осуществляется в следующих направлениях: повышается к 9 годам впечатлительность, которая далее снижает темпы своего развития. Формируется настойчивость, контроль эмоциональных состояний, происходит четкая дифференциация чувств (эстетических, нравственных, интеллектуальных). Особенности личности: высокая подражательность, в сложных и трудных ситуациях ребенок не задумывается, показывает большую впечатлительность, повышенную реактивность и готовность действовать.
Обобщая итоги занятия важно выделить факторы риска в развитии личности школьника и факторы защиты. В конце занятия можно дать домашнее задание родителям: понаблюдать и проанализировать изменения поведения ребенка с поступлением в школу, найти его причины и подумать над тем, правильно ли используются воспитательные воздействия. «Первые трудности обучения»
следует провести в форме групповой дискуссии. На дискуссию можно предложить следующие вопросы: «В чем заключаются трудности адаптации к школе?», «Какие типичные сложности у детей при обучении чтению и письму?», «Что такое дисграфия?», «Каковы признаки нарушения учебной деятельности?», «Каковы особенности поведения ребенка с трудностями в адаптации?», «Как отражается на развитие личности ребенка дезадаптация?».
Психофизиологическими причинами трудностей при обучении являются: замедленный темп созревания мозга, что приводит к трудностям зрительно-моторной координации при письме и чтении. Другой причиной трудностей обучения чтению является существующая методика, требующая правильного быстрого и выразительного чтения, осознания смысла прочитанного текста, его понимания и переживания. В такой ситуации ребенку трудно получить удовольствие от чтения, и он бессознательно приходит к решению, что чтение нужно взрослым, а не ему. Помочь ребёнку в этом случае может следующая установка: «Сначала прочитай «про себя» и для себя, а потом повтори чтение для меня». Причиной трудностей обучения могут стать недостаточно развитые познавательные процессы – память и внимание, а также недостаток развития связной речи.
Социальными причинами нарушений учебной деятельности являются: нарушения учебной мотивации, развитие ребёнка по игровому типу, повышенная тревожность, хроническая неуспеваемость, сниженная энергетика, трудности коммуникации, педагогическая запущенность. Они могут быть связаны с особенностями семейной среды развития ребенка (он не слышал регулярно правильную взрослую речь, у него не было игрушек, книжек, головоломок, развивающих сенсорный аппарат, ребенку не помогали понять непонятное, не объясняли сути вещей).
Психологические особенности неуспевающих школьников: дети отталкивают их от себя, учителя меньше симпатизируют, отсутствуют успехи в общественной деятельности, снижаются самооценка и восприятие своего «Я».
Основные виды помощи детям в освоении учебного материала, выполнении домашних заданий, в преодолении барьеров общения заключаются в следующем. Помощь должна осуществляться в текущей ситуации, чтобы поддержать мотивацию ребёнка. Необходимо давать ребёнку чувствовать любовь независимо от его школьных успехов и желательно ограничить время выполнения домашних уроков до полутора часов, но условием проведения его с полной отдачей. Необходимо исключить оценочные высказывания и учитывать естественные темпы ребёнка. Важно развивать устную речь, для этого взрослый может сам писать задания за ребёнка, позволяя тем самым концентрировать внимание на речевом высказывании или решении задачи, можно включать в обучение элементы игры.
Подводя итоги занятия важно акцентировать внимание родителей на условиях формирования успеха, являющиеся факторами защиты ребенка. Такими условиями являются:
- оценка успехов достижения ребёнка сравнительно с его прежними успехами, а не со среднестатистическими или успехами других детей;
- избегание жесткого контроля, побуждение ребенка к самостоятельной деятельности и принятию собственных решений в форме советов;
- похвала ребенка за любые достижения и избегание упреков ребёнка в отсутствии старания, способностей, в лени.
В заключение занятия можно дать домашнее задание родителям: обсудить занятие с взрослыми членами семьи и продумать, как создать условия для развития успехов ребенка. «Мальчики и девочки учатся по-разному»
следует провести в форме практического занятия. Можно предложить следующие задания. Составить портрет: «Каким бы я хотела видеть своего ребёнка в будущем». Следует обсудить проблему: «Чему может научить ребёнка мать и чему может научить отец?». Необходимо предложить ситуации взаимодействия с детьми разного пола в процессе управления их учебной деятельностью.
При подготовке к занятию классному руководителю необходимо использовать знания по гендерным различиям в обучении.
Психофизиологические различия детей разного пола. Различия мозга и их влияние на развитие и воспитание девочек и мальчиков проявляется в различиях степени функциональной асимметрии больших полушарий мозга (ФАМ). У мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, у девочек – левое. При взрослении левое полушарие мальчиков дозревает медленнее, но у взрослых мужчин сознание в большей степени левополушарное. У женщин ФАМ менее выражена, что свидетельствует о более равномерном развитии вербальных, пространственных и психомоторных способностей. Морфологически эта разница обусловлена величиной мозолистого тела, которое у женщин больше, что обеспечивает более интенсивное межполушарное взаимодействие. Функционирование правого полушария связано с образным интуитивным мышлением, а левого – с рационально-логическим. У мужчин мозг более симметричен. У женщин более легко осуществляется переход с одного полушария на другое, что позволяет им успешно использовать различные способы восприятия и мышления, обеспечивает большую приспособляемость к условиям жизни.
Различия проявляются в развитии психомоторики, познавательных процессов и речи, личности и социального поведения. Девочки лучше воспринимают сенсорную информацию и обладают вариативной памятью. Они лучше видят и слышат, быстрее воспринимают информацию в письменном виде, у них выше результаты в грамматике и лексике, быстрее осваивают иностранные языки, обладают лучшими навыками координации и моторики. Слабая сторона девочек в том, что принимают все близко к сердцу, т.к. их мозг обрабатывает больше информации и нуждается в ней, это часто приводит к эмоциональной перегрузке. У мальчиков проявляется превосходство в пространственном восприятии, они лучше осваивают математику.
Эмоциональное возбуждение у девочек передается в кору больших полушарий, которая регулирует мышление. Поэтому девочки способны выразить свои переживания словами, т.е. осмыслить их и пережить. Мальчики в эмоциональном плане слабее девочек и нуждаются в большем внимании, т.к. часто не осознают свои переживания. Они труднее и медленнее перерабатывают информацию, затрудняются ее вербализировать, поэтому более уязвимы. Они дольше осваивают чтение, поэтому решают задачи молча, интересуются действиями и исследованием предметов. При возбуждении происходит передача энергии на нижние участки мозга, обеспечивающие двигательную реакцию у мальчиков через физическую деятельность. Поэтому им надо предоставить возможность выплеснуть энергию.
Особенности мотивации в учебной деятельности заключаются в том, что мальчики стремятся к достижению результата, а для девочек более важно сохранить положительные отношения со значимыми лицами. Специфика установления психологического контакта и привязанности с детьми разного пола проявляется в том, что девочки сначала устанавливают социальные контакты, а мальчики стремятся управлять социальной энергией и занять лидерскую позицию, они лучше подчиняются правилам.
Факторами формирования гендерной идентичности в семье являются: выполнение задач социализации детей и стабилизации личности взрослых членов семьи. Механизмом этих процессов является дифференциация семейных ролей. Отец выполняет инструментальную роль, обеспечивающую отношения семьи с внешним миром, а также материальные средства существования. Мать выполняет экспрессивную функцию, поддерживающую интеграцию членов семьи, устанавливающую модели отношений и регулирующую уровень напряжений членов семьи.
В заключение занятия необходимо выделить факторы риска не учета при воспитании пола ребенка и факторы защиты семейного воспитания. Можно дать домашнее задание родителям: проанализировать особенности воспитания ребенка с учетом пола, и какую роль в этом воспитании играет отец, мать, бабушка, дедушка, братья, сестры.
«У нас такие дети, каких мы заслуживаем»
является логическим продолжением предыдущего занятия. Его необходимо провести в форме полипозиционной дискуссии с включением материала мини-лекции. На дискуссию можно предложить следующие вопросы: «Каково влияние поведения матери на воспитание дочери и сына?», «Каково влияние поведения отца на воспитание сына и дочери?», «Каково влияние отношения к жизни родителей на воспитание детей?», «Каково влияние семейного уклада на воспитание детей?», «В каких семьях высоки риски асоциального поведения детей?», «Какие негативные примеры поведения может усвоить ребенок в семье?».
Семья – главный институт воспитания: то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, т.к. в ней он находится все детство. Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто кроме самых близких не относится к ребенку с большей любовью и заботой, но и в то же время никто не может нанести большего вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дети впитывают в себя образцы поведения взрослых и переносят их на окружающих. Негативные образцы поведения взрослых являются факторами риска алкоголизации, наркотизации и других девиаций собственных детей.
Главными воспитательными факторами в семье являются: достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком, подкрепление конкретными родительскими примерами того, чему сами родители учат своего ребенка. Функциональные семейные роли: основная роль матери – обеспечение положительных эмоциональных связей внутри семьи, создание благоприятного психологического климата и домашнего уюта. Роль отца - обеспечение внешнесемейных связей – общество, защита и охрана семьи. Функция матери принятие ребенка на основе безусловной любви. Функция отца – предъявление требований к ребёнку и осуществление контроля над их выполнением.
Высокие риски формирования девиантного поведения ребенка имеются в четырех типах семей. В конфликтных семьях: в них родителям не до детей, они не могут разобраться даже в своих отношениях, все пущено на самотек. В внешне благополучных семьях, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. В неблагополучных семьях, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. В семьях с социально-психологическими проблемами (незрелые семьи):
педагогически несостоятельные семьи, в которых родители ведут асоциальный образ жизни или имеют судимости; семьи с жестоким отношением к детям (предъявляются непомерные требования к детям, применение физических наказаний за малейший проступок); конфликтные семьи со стойкой конфронтацией между мужем и женой, родителями и детьми, тяжелой нравственно психологической атмосферой;
семьи безработных: потеря работы хотя бы одного члена семьи порождает серьезные проблемы, отражающиеся на несовершеннолетних детях; семьи, в которых личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с семейными ценностями: отец или мать ориентируются либо на карьеру, либо на материальный достаток;
семьи, характеризующиеся отсутствием организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений: мужчина-отец самоустраняется от ответственности за семью и от участия в воспитании детей, его присутствие чисто физическое, а женщина-мать несет основные семейные тяготы (бытовые и воспитательные).
Критерии зрелой семьи (выполнение семьёй всех своих функций): принятие ребенка таким, какой он есть; эмпатия (взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, понимает его позицию); конгруэнтность (адекватное отношение со стороны взрослого к происходящему); безусловная любовь.
Главная функция отца - передача детям социального опыта. Родительский авторитет является результатом: естественного постоянного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей. Особую значимость представляет авторитет отца, который длительное время в основном держался с помощью того, что отец обеспечивал семью материально, создавал ее благосостояние. Сегодня мужской авторитет в значительной категории семей снизился по разным причинам. Авторитет отца в семье во многом зависит от позиции матери, «тактика» которой, при создании и укреплении его авторитета для детей включает: отношение к мужу как к любимому и уважаемому человеку, отношение к мужу как к главе семьи и воспитателю детей, поддержка его взглядов, мыслей и советов в сложных экстремальных ситуациях. Достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такие авторитарные отношения (когда идет полное подчинение ребенка власти и воле родителей), приводят к отрицательным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (безынициативность, слабоволие, безответственность, неумение принимать самостоятельные решения, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.).
В заключение занятия важно выделить факторы защиты семейного воспитания от формирования асоциального поведения ребенка. Можно дать домашнее задание родителям: обсудить с взрослыми членами семьи отличия материнской и отцовской любви по отношению к детям и написать качества личности ребенка, которые формирует мать и качества, которые формирует отец.
|
1 2 3 |
|