Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа по русскому языку в начальной школе включает в качестве задач обучения работу по развитию фонематического слуха, развитию устной речи, развитию соотнесения слова и образа,


Скачать 111.36 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку в начальной школе включает в качестве задач обучения работу по развитию фонематического слуха, развитию устной речи, развитию соотнесения слова и образа,
Дата07.03.2016
Размер111.36 Kb.
ТипПрограмма

Введение

Для успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения необходимо учитывать такие факторы, как глубина патологии основных зрительных функций, течение заболевания органа зрения, офтальмо-гигиенические и эргономические требования

к условиям обучения названной категории детей, положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.), характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.

Чтобы компенсировать недостающую зрительную информацию у детей с нарушениями зрения, необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), развивать восприятие с опорой на дефектное зрение, память и логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.

Обязательно введение специальных коррекционных видов занятий по развитию сохранной сенсорной сферы, зрительного восприятия, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике и лечебной физкультуре в сочетании с адаптивной физкультурой (для коррекции отклонений в физическом развитии и двигательной сфере), логопедическая помощь, формированию неречевых средств общения (мимики и пантомимики).

Неречевые средства дают возможность проникать во внутренний мир человека,

с которым общаешься. С помощью слов передается фактическая информация, тогда как неречевые средства общения передают отношение человека к информации. Жест, мимика, модуляция голосом и паузы в самых неожиданных местах позволяют партнеру по общению узнать из сообщения больше, чем несет собственно вербальный текст.

Методические рекомендации, направленные на обеспечение связи

по коррекционно-образовательной дисциплине «Развитие мимики и пантомимики»

с содержанием предметных уроков
Русский язык

Программа по русскому языку в начальной школе включает в качестве задач обучения работу по развитию фонематического слуха, развитию устной речи, развитию соотнесения слова и образа, развитию зрительного, слухового (в работе со слепыми и частично зрячими — осязательного) восприятия, работу по ориентировке в малом пространстве.

В целях реализации связи содержания работы по коррекционно-образовательной дисциплине «Развитие мимики и пантомимики обучающихся с нарушениями зрения»

с содержанием предметных уроков (русского языка) рекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:

  • развитию фонематического слуха (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний);

  • развитию слухового восприятия (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний — силы голоса, тональности речи, тембра, темпа речи, использования пауз);

  • обогащению словарного запаса (за счет использования лексики, связанной с эмоциями, чувствами и способами их выражения);

  • развитию зрительного восприятия (за счет знакомства со способами выражения эмоций на реалистических и схематических изображениях персонажей сюжетных картинок, героев кинофильмов, у реальных людей);

  • соотнесению словаря и образа (за счет использования материала, позволяющего называть, узнавать, соотносить эмоциональные проявления со словесным их обозначением).

Целесообразно в целях реализации принципа комплексного подхода включать материал, связанный с формированием базовой культуры школьников с нарушениями зрения:

  • использование в качестве наглядного материала графических изображений, иллюстраций, сюжетных картинок, цветных, силуэтных, контурных изображений персонажей, передающих различные эмоциональные состояния;

  • сюжетных картинок с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, о которых свидетельствуют мимические и пантомимические движения персонажей;

  • грамзаписи голосов людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях;

  • продуцирование школьниками различных эмоциональных состояний во время чтения, инсценирования, драматизации литературных произведений и т.п.).

Математика

В целях реализации связи содержания работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков математики рекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:

  • развитию самоуправления (упражнения и игры, требующие управления голосом, телом);

  • развитию навыков количественной оценки и применению выражений, обозначающих количественную оценку эмоционального состояния, за счет использования приема сравнения степени выраженности у человека (реального, схематичного) различных эмоциональных состояний с применением характеристик, как «примерно столько же», «намного больше», «намного меньше».

(«У этого человека лицо намного радостнее, чем у другого», «У этих людей примерно одинаковая сила голоса» и т.п.);

  • выполнение графических работ по схематичному изображению (в виде окружностей, треугольников, прямых и изогнутых линий) элементов лица, выражающего основные эмоциональные состояния (по команде ведущего).

В качестве наглядного материала на уроках математики целесообразно использовать иллюстрации, графические изображения, сюжетные картинки с изображениями различных эмоциональных состояний, сюжетные картинки с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Физическое воспитание

Для реализации связи работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков физического воспитания необходимо включать в работу по формированию базовой коммуникативной культуры упражнения для совершенствования невербальных способов общения; материал, связанный с координацией мимических и пантомимических движений, характерных для основных эмоциональных состояний:

  • по команде педагога (обучающегося);

  • по собственной команде;

  • по цепочке команд.

Пространственная ориентировка

Для реализации связи содержания работы по формированию выразительных движений обучающихся с нарушениями зрения с содержанием занятий по пространственной ориентировке рекомендовано включение материала, связанного:

  • с называнием, узнаванием, соотнесением различных частей тела, участвующих в проявлении чувств и основных эмоциональных состояний;

  • с дифференцировкой вербальных и невербальных средств общения, участвующих в проявлении основных эмоциональных состояний;

  • с дифференцировкой звуков, производимых человеком, находящихся в том или ином эмоциональном состоянии;

  • с включением в содержание занятий по ПО материала, позволяющего максимально использовать знания (об эмоциях, чувствах, способах их проявлений), умения (узнавать, называть, соотносить, моделировать эмоциональные состояния) и личностные новообразования (эмпатические проявления), приобретенные на коррекционных занятиях по развитию мимики и пантомимики.

Офтальмо-гигиенические требования к учебно-наглядным пособиям

Большое значение в организации работы имеет соблюдение офтальмо-гигиенических требований к учебно-наглядным пособиям, которые должны формой, расцветкой, размерами соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения каждого обучающегося, что в свою очередь, облегчает зрительную работу и повышает эффективность всех видов деятельности, связанной с использованием зрения.

Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит от вида косоглазия (при РСХК — горизонтальная, при СХК — вертикальная) и от формы глазной патологии (при близорукости, глаукоме — вертикальная, при дальнозоркости — горизонтальная).

Необходимо:

  • использование комфортных для дефектного зрения шрифтов (использование укрупненных шрифтов с линиями одинаковой ширины, то есть без утончений); индивидуальный подбор размеров букв, цифр и других знаков при подготовке раздаточного дидактического материала;

  • соблюдение требований к школьно-письменным принадлежностям; показаний и противопоказаний к физическим нагрузкам; специфическая расстановка парт, индивидуальный подход в дозировании зрительной и осязательной нагрузок, и т.д.

В норме расстояние от глаз до рассматриваемого объекта измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев у виска.

Однако большинство слабовидящих могут выполнять зрительные работы только на очень близком расстоянии от глаз. Каких-либо единых рекомендаций в этом отношении дать нельзя, т.к. дети имеют разную зрительную патологию и разные зрительные возможности.

Варианты упражнений на развитие голосовой мимики,

интонации, темпа, тона речи

Предложенные задания, игры, упражнения способствуют развитию слухового восприятия (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний — силы голоса, тональности речи, тембра, темпа речи, использования пауз), направлены на формирование умения выражать свои чувства.
Произносить слова и фразы, выражая голосом, мимикой разные чувства:

  • «Открой дверь!» — грустно, гневно, радостно, высокомерно, подавленным тоном, раздраженно.

  • «Пришла!» — с радостью, тревогой, с ехидством, с презрением.

  • «Молодец!» — восхищенно, насмешливо, удивленно, угрожающе!

Произносить слова и фразы, меняя темп речи, тон, интонацию, мимику:

  • «Вот это вечер!»

  • «Что вы смотрите на меня?»

Читать простые повествовательные предложения, понижать голос к концу фразы.

  • У дороги шумели тополя.

  • Ночью полил дождь.

  • Тиха украинская ночь.

Произносить предложения с большим чувством.

  • Пусть сильнее грянет буря!

  • Хорошо зимой в лесу!

  • До чего красив закат!

Читать предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием.

Обращать внимание на правильный выбор интонации.

  • Дождь (снег) пошел.

  • Спрашивайте удивляясь — ?!

  • Восхищаетесь, радуясь — !

  • Огорчаетесь смене погоды.

  • Уточняете — ?

  • Радостно сообщаете друзьям — !

Читать реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.
Надменное негодование:

  • «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

Лесть и подобострастие:

  • «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

Высокомерие:

  • «Да что мне лев?! Да мне ль его бояться?»

Сожаление, укоризна:

  • «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Рассмотреть фотографии, иллюстрации, сюжетные картинки.

  • У какого человека лицо намного радостнее, чем у другого?

Объяснить, сделать вывод.

  • «Угадай взгляд». Какой взгляд? (радостный, грустный, озорной, испуганный и т.д.).

  • Знакомство со способами выражения эмоций на реалистических и схематических изображениях персонажей сюжетных картинок.

  • Выполнение графических работ по схематичному изображению

(в виде окружностей, треугольников, прямых и изогнутых линий) элементов лица,

выражающего различные эмоциональные состояния.

  • Прочитать стихи, определить настроение произведений.

Ярко солнце светит, Золотом облиты

В воздухе тепло. Тёмные листы.

И куда ни взглянешь, Дремлет лес: ни звука –

Все кругом светло. Лист не шелестит.

По лугу пестреют Только жаворонок

Яркие цветы; В воздухе звенит.

И.Суриков

Плакали ночью С жёлтой берёзы

Жёлтые клёны. Тоже капало.

Вспомнили клёны, Значит берёза

Как были зелёны!.. Тоже плакала
Э.Мошковская
Варианты упражнений на развитие фонематического слуха с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний

Читать предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Реплика Ответная реакция

вопрос — сомнение: утверждение:

Яблоко от яблони недалеко падает? Яблоко от яблони недалеко падает.

Около кола — колокола? Около кола — колокола.
вопрос — удивление: утверждение — восхищение:

От топота копыт пыль по полю летит? От топота копыт пыль по полю летит!

Съел молодец тридцать три пирога Съел молодец тридцать три пирога

с пирогом, да все с творогом? с пирогом, да все с творогом!
утверждение — восхищение: сомнение (недоверие):

Шагал шакал с кошелкой, нашел Шагал шакал с кошелкой, нашел

кушак из шелка! кушак из шелка?
Отрабатывать медленный темп речи при чтении предложений на уроках русского языка с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, сразу же не задерживая дыхания, произносить на плавном выдохе предложение.

Говорить плавно, слитно, интонационно выразительно.

Примеры предложений:

  • Ария исполняется артистом.

  • Якорь опустили осторожно.

  • Это артист эстрады.

  • Огненный отблеск исчез.

  • Автобус остановился у остановки.

  • Экзамены окончились успешно.

  • Изделия умельцев оригинальны.

  • Ученик отвечает урок.

  • Ежевику едят охотно.

  • Ягуар очень опасен.

Читать предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

  • Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

  • Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

  • Тьма свет не любит, злой доброго не терпит.

  • Всем известно: красна речь слушанием.


Упражнения для совершенствования невербальных способов общения

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выразить свои эмоции и правильно понять эмоциональное состояние собеседника. Выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и

образнее донести наши мысли и чувства

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия со сверстниками, взрослыми.

Выразить с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно, использование жестов).

  • «Спасибо, хорошо».

  • «Не могу даже ответить».

  • «Больше хорошо, чем плохо».

  • «Очень хорошо живу».


«Говорящие руки»

Выразительными движениями рук изобразите различные эмоциональные состояния (ласку, беспокойство, угрозу, стыд, указ, напряжение, восторг, мольбу, благодарность, доверие, отчаяние, недовольство, безволие, нежелание, готовность приступить к делу, привлечение внимания, категоричность, искренность, удивление, надменность, нежелание слушать, предвкушение удовольствия).
Список используемой литературы


  1. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. - № 5.

  2. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. —

М.: Просвещение, 1973.

  1. Ковалец И.В. Азбука эмоций / И.В. Ковалец — М.: ВЛАДОС, 2004.

  2. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения./Теоретико-экспериментальное исследование/ Г.В. Никулина — КАРО СПб, 2006.

  3. Солнцева, Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях / Л. И. Солнцева. — М.: Логос ВОС, 2005.