Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа по курсу история (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. |
 Скачать 299.2 Kb. |
Пояснительная записка Данная образовательная программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
Программа по курсу история (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03 2004 года №1089), примерных программ по истории ( письмо Департамента государственной политики в образовании Миобрнауки России от 07.07.2005 года № 03 – 1263), с учетом учебного плана МОУ СОШ №22 г. Абакана и тематического планирования предложенного авторами учебно-методического комплекта Юдовской А. Я., Ванюшкиной Л. М. Цели курса:
В результате изучения курса истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах традиционного и индустриального обществ и изменениях, произошедших за период Х1Х – начала ХХ века: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие
индустриальной , поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств и формирование гражданских обществ; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для
создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания , к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных точек зрения.
В связи с объемными формулировками тем и отсутствием места в журнале, возможны сокращения согласно правилам русского языка.
Общая характеристика учебного курса Данная программа является продолжением авторского варианта курса всеобщей истории (новой истории) с рубежа 15 – 16 вв. до 19 в. (7 класс), с 1800-1913 (8 класс) для учащихся основной школы. Учебная программа рассчитана на реализацию разработанного министерством образования РФ линейно-концентрического подхода к школьному историческому образованию.
Программа является составной частью учебно–методического комплекта по Всеобщей истории (новой истории) для 8 класса издательства «Просвещение» состоящего: учебник (Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени, 1800– 1913), рабочая тетрадь (Юдовская А, Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени, 1800 – 1913.), поурочные разработки (Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Всеобщей истории. Новой истории 8 класс).
Основной целью учебно – методического комплекта является формирование у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути развития стран Западной Европы и США и населяющих их народов об основных этапах, событиях и деятелях всемирной истории.
В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX — начала XX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
История XIX в. - это сложный и интересный период в развитии человечества следует представить во всем многообразии, познакомив учащихся с разными сторонами жизни общества. Главная задача — ярко и убедительно показать формирование индустриального общества в процессе модернизации, ставшей главной тенденцией мирового развития и в той или иной мере охватившей многие страны и регионы. Модернизация — это сложный комплексный процесс изменения в соответствии с требованиями современности. Он затрагивает не только сферы экономики и политики, но и демографические проблемы, идеологию, культуру, науку, повседневную жизнь. Процесс модернизации в это время охватил и некоторые традиционные общества. Программа курса позволяет увидеть общие черты и различия в развитии модернизации в индустриальном и традиционном обществах: в отношении к техническому прогрессу, в организации власти, в положении человека в обществе, в отношении к собственности, в отношении к природе и т. д. Эти задачи обусловливают отбор единиц содержания и структуру курса.
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
• анализировать исторические явления, процессы, факты;
• обобщать и систематизировать полученную информацию;
• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов связей между ними;
• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального
• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
. участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
• осуществлять самоконтроль и самооценку.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 8 класса предусматривает обучение истории в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год
В программе сочетаются три курса – истории России, Всеобщей истории, изучение курсов последовательное:
I полугодие – Всеобщая история – 24 часа.
II полугодие – история России – 36 часов.
Классы: 8а, 8б, 8в, 8г. Содержание учебного курса Всеобщая история Часть I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (18 ч)
ВВЕДЕНИЕ. (1 ч) Индустриальная революция: достижения и проблемы
Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (8 ч)
ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ .
Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот), история России (особенности Развития общества в России в 19 в.)
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот, особенности жизни отдельных категорий населения).
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, , особенности жизни отдельных категорий населения, новые проблемы и новые ценности).
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот, потребности населения).
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история( особенности жизни отдельных категорий населения), история России (художественная культура 19 в.)
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Становление индустриального общества. Повторительно-обобщающий урок по гл. 1
Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (9 ч)
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(Особенности развития Франции в 18 в.), история России (Отечественная война 1812г., заграничный поход русской армии).
Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот , особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика-отношения Англии и Франции), история России (отношения между Англией и Францией)
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революция 1848 г. Вторая империя. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(падение империи Наполеона, особенности социально-экономического развития Франции в период правления Наполеона), история России (международные отношения с Россией)
Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот , особенности жизни отдельных категорий населения)
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.
Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны. Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая истории ( особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика Англии и Франции).
Часть II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (11ч)
Тема3. СТРАНЫЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв. ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ (5 ч)
Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития , особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика Германии в первой половине 19 в.), история России (внешнеполитические отношения между Россией и Германией накануне Первой мировой войны).
Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития Англии в первой половине 19 в. , особенности жизни отдельных категорий населения. Внешняя политика Англии в первой половине 19 в.), история России (внешняя политика России второй половины 19 в.).
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(Франция вторая республика: внутренняя и внешняя политика), история России ( внешняя политика России второй половины 19 века)
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(Особенности развития Италии в первой половине 19 в.).
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика. Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(внешняя политика Габсбургов, отношения с Германией и Россией в первой половине 19 в.), история России (внешняя политика России во второй половине 19 в.)
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ (4 ч)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития США в конце 18 века)
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США. Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (итоги гражданской войны, развитие промышленности и сельского хозяйства первой половины 19в., внешняя политика США впервой половине 19 в.)
Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел». Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности социально-экономического развития стран Латинской Америки в 18 веке, Испания. Англия в погоне за наживой) .
Страны Западной Европы и США в 19-начале 20 в. Повторительно-обобщающий урок.
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА (1 ч)
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов. (Работа в проблемных группах связанных с особенностями развития отдельных стран Азии и Африки в 19 веке).
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности развития стран Азии и Африки в 18 веке, влияние Англии, Франции, на развитие этих территорий)
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. (1 ч)
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (внешняя политика Англии, Франции, Германии во второй половине 19 века), история России (внешняя политика России во второй половине 19 века).
Программа курса состоит из шести разделов. Первый раздел «Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху» построен проблемно и является ключом для усвоения всего содержания курса. Проблемы, раскрываемые в нем, дают возможность представить сложную и многокрасочную панораму XIX в. Восьмиклассники видят, как развивается процесс модернизации и становления индустриального общества в первой половине XIX в., узнают об основных чертах индустриального общества периода классического капитализма, об особенностях развития индустриального общества во второй половине XIX в. Учащиеся изучают процесс перехода от свободного капитализма к монополистическому, узнают о создании корпораций и монополий, углубляют знания о неравномерности социально-экономического и технического развития различных стран, об особенностях индустриальной революции на рубеже веков, подготовившей развитие «большого бизнеса», получают необходимые знания об империализме, знакомясь с разными концепциями по этому вопросу.
В этом разделе рассказывается о техническом прогрессе и о тех изменениях, которые произошли в социальной структуре индустриального общества, о появлении новой аристократии и новой буржуазии, об укреплении среднего класса, о рабочем классе. Сведения о женском и детском труде, о женском движении за уравнивание в правах позволяют восьмиклассникам понять те коренные изменения, которые произвели процессы модернизации и индустриализации в европейском обществе и в Северной Америке.
Первый раздел курса предоставляет возможность учащимся проследить дальнейшее развитие общественно-политических учений на протяжении всего XIX в., понять, что изменения в общественно-политических взглядах выражаются в движении к реформам, увидеть, как изменяются отношения между человеком и государством.
Наряду с вопросами, посвященными развитию рыночной экономики и изменениям в социальной структуре общества, восьмиклассники знакомятся с развитием материальной культуры и повседневной жизнью людей.
Главный герой в истории — человек, поэтому при изучении всех процессов в духовной и материальной жизни общества необходимо анализировать то, как они влияют на его жизнь, какие изменения вносит в нее развитие технического прогресса. В конце раздела дается характеристика художественной культуры XIX в., новых художественных форм и методов, приемов, способных наиболее полно и выразительно запечатлеть изменившуюся картину мира. Художественная культура второй половины XIX в. — один из самых важных периодов в истории мирового искусства. В это время закладываются основы школ, традиций, направлений, язык которых кажется творцам искусства наиболее подходящим для отражения нового видения мира и тех перемен, что принесла в страны Европы, Америки, Азии и Африки индустриальная цивилизация. Происходит отказ от копирования действительности, разрушаются традиционные представления о роли и месте искусства в общественной жизни. Вместе с тем возрождается интерес к национальной самобытной культуре, традиционное искусство наполняется современным содержанием, ускоряется процесс взаимопроникновения и обогащения культур Запада и Востока. При изучении этого материала школьники приходят к пониманию того, что современная художественная картина мира берет свое начало в поисках творцов искусства XIX в.
Второй раздел «Строительство новой Европы» начинается с истории консульства и империи Наполеона Бонапарта и охватывает развитие европейского общества до 70-х гг. XIX в. Здесь раскрываются сложные и неоднозначные стороны внутренней и внешней политики Наполеона Бонапарта. Содействие развитию промышленности, закрепление собственности на земли, полученные крестьянами в результате революции, создание Гражданского кодекса, меры, направленные на устранение старых порядков в европейских странах, — все это позволяет учащимся понять сущность тех изменений в обществе, которые происходили в Европе в начале XIX в.
XIX в. — это век насилия, войн и революций, которые происходили чаще, чем в XVIII в. В то же время это эпоха бурных преобразований, движение вперед к осознанию необходимости политических и социальных реформ, которые становятся реальностью во второй половине XIX в. Важным сюжетом в этом разделе является история франко-прусской войны и Парижской коммуны
Третий раздел «Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Путем модернизации и социальных реформ» дает возможность узнать о процессе модернизации в последней трети XIX — начале XX в., знакомит учащихся с острой политической борьбой в европейских странах, со сложностями конкурентной борьбы между европейскими государствами за выход на мировой рынок. Вторая половина XIX в. характеризуется господством европейских стран в мировой экономике и политике. В экономической области побеждало капиталистическое хозяйство. Особенностью европейской истории в это время было то, что страны Европы смогли быстрее и результативнее (исключение составляли только США) применить на практике достижения мирового сообщества в науке, технике, торговле, военном деле. Это позволило проводить политику индустриализации в экономике, создавать новые отрасли промышленности, основанные на прогрессивной технологии. Тем не менее развитие хозяйственной жизни шло неравномерно. Наиболее быстрыми темпами развивалась экономика в Германии, значительных успехов в области модернизации промышленности достигли Австро-Венгрия и Италия. Произошло некоторое замедление темпов экономического развития в Великобритании и Франции. В политической жизни это время дальнейшего формирования правовых государств и гражданских обществ в передовых странах Европы, укрепления принципов парламентаризма и конституционализма. В области внешней политики, носящей империалистический характер, усиливалось нарастание противоречий между великими державами. Позднее эти противоречия привели к Первой мировой войне.
Четвертый раздел курса «Две Америки» раскрывает особенности развития американских континентов. Учащиеся убеждаются в том, что Северная и Южная Америка начали развитие в XIX в. в неравных условиях и пошли разными путями. США осуществляли модернизацию, внедряя в жизнь все новое, необычное, формировали себя как единую нацию. Быстрое экономическое развитие страны позволило ей в конце XIX в. вступить в конкурентную борьбу с Европой, и в первую очередь с Великобританией. В то же время в стране существовали острые социальные противоречия: дискриминации подвергались индейцы и афроамериканцы. Латинская Америка в этот период переживала время жестоких гражданских войн и пограничных конфликтов. Процесс модернизации в латиноамериканских государствах не получил необходимого развития. Ростки демократии в этих государствах долго и с трудом пытались пробить себе дорогу через господствующие старые традиционные отношения. Авторитарные режимы, каудильизм душили все свободы.
Содержание этого раздела поможет учащимся понять влияние религии, ценностных установок и культуры на формирование общества.
Пятый раздел «Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма» знакомит учащихся с кардинальными переменами, происходившими в этот период в странах Азии и Африки. Развитие процесса модернизации было затруднено господством мировосприятия, присущего человеку традиционного общества. Из-за неразвитости национальной буржуазии в большинстве стран государство выступало главной силой модернизации общества. Однако многие преобразования носили поверхностный характер, а в ряде случаев попытки социальных и демократических реформ не приживались в условиях традиционных обществ. Большинство стран Азии и Африки находились в положении зависимых стран — колоний и полуколоний, что активно влияло на рост национально-освободительного движения, направленного против разрушения традиционных основ цивилизации и национальной зависимости. Прогрессивные слои общества все более убеждались в необходимости модернизации как средства против политической, экономической и культурной зависимости от европейских стран и США.
Шестой раздел «Международные отношения в конце XIX — начале XX в.» включает характеристику международных отношений. Учащиеся получают необходимые представления о международной обстановке, сложившейся к концу XIX в. Вместе с тем они могут убедиться в том, что фатальной неизбежности Первой мировой войны не существовало, так как в начале XX в. уже начали складываться политико-юридические гарантии от возникновения войн, формировалось международное сотрудничество во всех областях жизни: экономике, политике, культуре. Война началась прежде всего потому, что имеющимися механизмами для разрешения противоречий не пожелали воспользоваться сами державы, отказавшиеся от достижения компромисса.
Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки. История России Россия в первой четверти XIX в.
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.
Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.
Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.
Россия во второй четверти XIX в.
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.
Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Культура и быт в первой половине XIX в. Сословный характер образования. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.
Пореформенное развитие страны. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.
Революционное движение в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.
Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.
Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.
Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения. Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя:
Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Магариф. Ежемесячный общественно – педагогический научно-методический журнал.
Электронные учебные пособия: Презентации, учебный диск
«Всеобщая история», «Энциклопедия», видеофильмы и др. Информационно-методическое обеспечение:
- СД-диск Всеобщая история 8 класс подготовленный НПФК.
- презентации:
- «Французская революция».
- «Создание империи Наполеона».
- «Англия Викторианская эпоха».
- «Франция: Третья республика».
- Гражданская война в США: причины, итоги, значение».
Дополнительная литература и пособия для учителя.
1.Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь в США. М., 1978.
Богомолов А.Н. Творение рук человеческих. Естественная история машин. М., 1988.
Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро (происхождение и характер). М., 1959.
Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991.
Виноградов К.В. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970.
Всемирная история в 10-ти томах.. М.: Владос, 2000
Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986.
Ерусалимскж А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М, 1968.
Кертман Л.Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. М.> 1990.
Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1999.
Манфред А.3. Образование русско-французского союза. М., 1975.
Мор Т. Утопия. М.. 1978.
Невлер В.Е. Джузеппе Гарибальди. М., 1961.
Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. 1831-1860. М, 1982.
Ревуненков ВТ. Приход Бисмарка к власти. Л., 1941.
Слезкин Л.Ю. Испано-американская война 1898 года. М., 1956.
Соловьёв К. А. Поурочные разработки по новой истории (1800-1900 годы): 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Тарле Е.В. Наполеон. М.: Наука, 1991. 461 с.
ТоквильА. Демократия в Америке: Пер. с фр. М.: Весь мир, 2000.
Тюлар Ж. Наполеон или миф о «спасителе». 2-е изд. испр. и доп. / Пер. с фр. Бондарева А.П. Вст. ст. Левандовского А.П.М.: Молодая гвардия, 1997.
Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989.
Уткин А.И. Теодор Рузвельт. Свердловск, 1989.
Фурсенко А.А. Борьба за раздел Китая и американская доктрина «открытых дверей». 1895-1900. М.-Л., 1956.
Фурсенко А.А. Нефтяные войны (конец XIX - начало XX в.). Л., 1985.
Харц Л. Либеральная традиция в Америке: Пер. с англ. М.: Прогресс,
Хобсбаум Э. Век капитала, 1848-1875: Пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Хобсбаум Э. Век империи, 1875-1914. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Хобсбаум Э. Эхо «Марсельезы»: взгляд на Великую Французскую революцию через 200 лет. М., 1991
Чубинский В.В. Бисмарк. СПб., 1997.
Яхимович З.П. Внешняя политика Италии в 1908-1914.
УМК.
Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012 год.
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. / Под науч. ред. Б.Н. Серова - М.: Вако, 2004.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. 8 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение», 2012
Дополнительная литература для учащихся.
1. Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь в США. М., 1978.
2. Богомолов А.Н. Творение рук человеческих. Естественная история машин. М., 1988.
3. Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро (происхождение и характер). М., 1959.
4. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991.
5.Всемирная история в 10-ти томах.. М.: Владос, 2000
6.Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986.
7..Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1999.
8. Невлер В.Е. Джузеппе Гарибальди. М., 1961
9. Тарле Е.В. Наполеон. М.: Наука, 1991. 461 с.
10.Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989.
11.Уткин А.И. Теодор Рузвельт. Свердловск, 1989.
12.Чубинский В.В. Бисмарк. СПб., 1997.
Результаты освоения учебного предмета и система их оценки Учащиеся должны дать понятие о таких явлениях, как:
—
| уровень развития индустриального и постиндустриальных обществ (условия гармоничного развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);
| —
| прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии;
| —
| личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;
| —
| принцип неравномерного развития стран в эпоху НТР;
| —
| модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т. д.);
| —
| роль революций и реформ в развитии общества, движение общества к реформам, необходимость разумного компромисса в политической жизни;
| —
| демократизация общественного и государственного устройства;
| —
| формирование правового государства и гражданского общества (на примере истории стран Европы и США);
| —
| прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении;
| —
| человек в истории, его ответственность за выбор решений, соотношение субъективного и объективного факторов в историческом процессе.
| Главным критерием отбора фактов и явлений в программе являлась их значимость в историческом процессе, в развитии западноевропейской цивилизации. Принципиальными позициями, заложенными в программу, являются:
- многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития стран Западной Европы и США в переломные моменты истории;
- направленность содержания на развитие уважения и устойчивого интереса к истории человечества и культуре;
- внимание к личностно – психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- показ общеисторических тенденций и специфики истории стран Западной Европы и США и т. д.
Авторы учебника старались создать книгу, выполняющую функции организатора процесса образования, систематизировали содержание данного курса, содействовали развитию познавательного интереса (создавали положительную мотивацию изучения истории), обеспечивали внутрикурсовые, межкурсовые и межпредметные связи, помогали усваивать социальный опыт человечества, создавали возможности для проверки эффективности образовательного процесса. Согласно федеральному базисному плану для основного общего образования на курс истории приходится. Методическая система учебника (вопросы и задания к параграфу, иллюстрациям, схемам, документам, источникам, учебному тексту) ориентирует учащихся на познавательную деятельность, различающуюся по уровню самостоятельности (репродуктивную, преобразующую, творчески-поисковую) и методам решения познавательных задач (описание, оценка, интерпретация, сопоставление и др.).
При подготовке к урокам необходимо учитывать уровень подготовки учащихся при изучении нового материала, так для учащихся 8 «а» класса больше использовать работу на уроке преобразующего, творческо-поискового характера для этого использовать исторические источники, другие дополнительные материалы.
Для учащихся 8 «б» и 8 «в» классов при обучении больше использовать методы репродуктивного, описательного характера, сопоставления событий, точек зрения.
В процессе изучения курса « Всеобщая история. История Нового времени, 1800 – 1913гг.» учащиеся должны овладеть умениями и навыками:
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке,
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, документе, рассказе учителя, докладе одноклассника;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать и систематезировать полученную информацию;
- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, оценочные суждения
- владеть и развивать навыки устной и письменной речи, вести диалог, грамотно формулировать вопрос, грамотно и лаконично давать ответ, выступать с сообщениями;
- уметь участвовать в групповых формах работы;
- уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты.
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 60
от ___________20___ года № ___
______________ ________________
подпись руководителя МСФ.И.О.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ ______________
подпись Ф.И.О.
______________ 20___ года
| |
|
|