Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа «Патриоты России» |
 Скачать 133.99 Kb. |
Программа «Патриоты России» Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и предназначена для учащихся 1-9 классов муниципального общеобразовательного учреждения « Основной общеобразовательной школы села Матвеевка». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель и задачи программы
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ, музыки и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления. В этом плане надо отметить работу классных руководителей по организации классного самоуправления.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «ООШ с Матвеевка», а также тесное сотрудничество с СДК, библиотекой , музеем, со спортивными школами города.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, муниципальные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать
умение принимать и защищать свои решения
готовность к участию в общественных делах
готовность к образованию
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свободы человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.
Количественные параметры:
Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
Занятость детей с девиантным поведением;
Деятельность ДШО «Юность»
Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
создание системы гражданско-патриотического воспитания;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Мероприятия по реализации программы
№
| Мероприятия
| Период исполнения
| Ответственные
| 1
| Привлечение родителей учащихся и жителей села к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)
| Ежегодно
| Директор школы
| 2
| Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы
|
2011-2015
| Директор школы.
Зам. директора по УВР;
| 3
| Разработка положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр.
| 2011
| Зам. директора по УВР;
| 4
| Обобщение и представление опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию
| 2013
| Зам. директора по ВР.
| 5
| Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России» и «Самая классная классная»
| 2012
| Зам. директора по ВР;
классные руководители;
| 6
| Проведение научно – практической конференции «Российский патриотизм: истоки и современность»
| 2014
| Зам. директора по УВР.
| 7
| Обеспечение организационного участия старшеклассников в военно-спортивных играх
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР; учителя ОБЖ и физкультуры.
| 8
| Проведение
- Уроков мужества,
- классных часов, посвященных Дням воинской славы России;
- Вахты Памяти,
- военно-патриотического месячника,
- военно-спортивных игр « Зарничка», «Зарница»,
- Дня защиты детей
- дней призывника,
- встреч с военнослужащими, ветеранами войны,
- экскурсий в музеи города, АЭС, ГЭС
| Ежегодно
| Зам. директора по УВР;
Учителя истории
учитель ОБЖ.
Классные руководители
| 9
| Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР; учителя русского языка и литературы; классные руководители.
| 10
| Проведение викторины по краеведению
| Ежегодно
| учителя истории и обществознания.
| 11
| Участие в конкурсе «Самый спортивный класс»
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР; Учителя физкультуры и ОБЖ
| 12
| Участие в туристическом слете
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР; учителя физкультуры
| 13
| Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных Дням воинской славы, юбилейным и историческим датам.
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР; учителя физкультуры; учителя истории; классные руководители.
| 14
| Участие в :
- Самом добром детском фестивале - фестивале патриотической песни
- конкурсе исторических бюллетеней, буклетов
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
классные руководители.
| 15
| Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР; вожатые;классные руководители.
| 16
| Проведение месячника патриотического воспитания
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР; учителя физкультуры и ОБЖ
| 17
| Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
старшие вожатые;
классные руководители.
| 18
| Участие в Муниципальных и областных конкурсах
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
классные руководители.
| 19
| Проведение выставок поделок учащихся
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
классные руководители.
| 20
| Участие в операциях «Мусорина», « Чистые берега»
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
классные руководители.
| 21
| Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
классные руководители.
| 22
| Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн.
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
старшие вожатые;
классные руководители.
| 23
| Проведение викторины «Мы этой памяти верны»
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
классные руководители.
| 24
| Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
классные руководители;
библиотекарь школы.
| 25
| Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
классные руководители.
| 26
| Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР; классные руководители; Учителя истории, ОБЖ.
| 27
| Организации и проведение традиционного Часа знаний по изучению государственной символике РФ
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
| 28
| Организация походов по родному краю
| Ежегодно
| классные руководители; учителя физкультуры, ОБЖ.
| 29
| Организация в школе литературных вечеров, конференций с участием местных поэтов, писателей, исследователей-краеведов.
| 2006 – 2010 гг.
| Зам. директора по ВР; классные руководители;
| 30
| Посещение выставок художественных работ в городском Выставочном зале, спектаклей в ДТ им. Лебедева, концертов в ГДК
| Ежегодно
| Зам. директора по ВР;
| 31
| Оказание шефской помощи ветеранам войны, вдовам, труженикам тыла.
| Ежегодно
| Администрация школы.
| 32
| Преподавание элективного курса для девятиклассников «Дни воинской славы России»
| Ежегодно
| Учитель истории
| 33
| Организация деятельности кружков краеведческой направленности
| Ежегодно
| Заместитель директора по ВР
|
Итоги реализации программы.
В рамках реализации программы проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся, а также обобщен опыт работы школы по теме «Воспитание патриотизма, гражданственности, общественной активности школьников во внеклассной работе», который был представлен на Муниципальном Фестивале
методического творчества в августе 2008 года. (Приложение №)
Используемая литература: 1. www.patriot-rf.ru/law/norm/fed/patriot_2006-2010.html ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
2. http://www.polit.ru/dossie/2005/07/20/patria.html Приложение №3 "Растим патриотов России"к правительственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы". 3. www.patriot-rf.ru/met/pokolenie/013.html «Патриоты России» 4. www.patriot-rf.ru/met/unarm/017.html «Патриотическое воспитание»
5. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00039517.html Использование геральдики в патриотическом воспитании
6. Н.А.Баранов. Патриотизм в системе общероссийских ценностей |
|
|