Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа курса «русского языка» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, 3 класс Тема урока: Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов Автор: Силантьева Елена Владимировна


Скачать 60.12 Kb.
НазваниеПрограмма курса «русского языка» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, 3 класс Тема урока: Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов Автор: Силантьева Елена Владимировна
Силантьева Елена Владимировна
Дата04.05.2016
Размер60.12 Kb.
ТипПрограмма курса



Конспект урока русского языка

УМК «Перспектива»

Программа курса «русского языка» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс

Тема урока: Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Автор: Силантьева Елена Владимировна

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: овладение учащимися новыми знаниями о суффиксе, продолжить работу над важнейшим значением суффиксов: образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; написание слов с суффиксами -тель, -чик, - щик.

Задачи:

Образовательные: научить школьников образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; тренировать детей в образовании слов при помощи суффиксов.

Развивающие: развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения самостоятельно делать вывод; развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка, развитие интуиции и чувства языка учащихся при образовании слов при помощи суффиксов.

Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; обучение культуре речевого общения со сверстниками при работе в парах.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Пусть вопрос бывает труден –

Огорчаться мы не будем.

Сами мы ответ найдем!

К цели мы своей придем!

На доске – слова:
- Чем будем заниматься на уроке?

- Урок – открытия нового знания.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
т…щил упако…ка радос…ный

дер…во бли…кий сер…це

п…сать подру…ка ус…ный

к…вер ре…кий опас…ный

пол…скал поса…кА со…це
- Запишите в тетрадь вставленные буквы.

Проверка. Оценивание (+, ?, - ).
-Выполняя это задание, какие орфограммы повторили?

- Найдите среди данных слов слово с парной согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

- Найдите среди данных слов слово с безударной гласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

- Найдите среди данных слов слово с непризносимой согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.
- Посмотрим на записанные слова.

Я загадала слово.

- Оно - двухсложное. (на доске – схема)

- Тащил, писать, ковер, близкий, редкий, сердце, устный, солнце.

- Ударение падает на второй слог. (на доске – схема)

- Тащил, писать, ковер.

- Глагол. (на доске – схема)

- В этом слове два мягких согласных звука. (на доске – схема)

- Писать.
- Запишем это слово в тетрадь.

- Образуем от этого слова глагол с приставкой. Запишем его. Выделим приставку.

- Я тоже образовала слова с приставками. (призентация)
записать

написать

описать

списать

выписать
- Есть ли у вас такое слово, которого у меня нет? Прочитайте его.

- Запишите одно мое слово, которого у вас нет. Выделите приставку.
- Образуем от данного слова «писать» имя существительное - одушевленное.

- Писатель.

- Запишем его.
- Выделим во всех записанных словах корень.

- Какой корень выделили?
- Умный совенок задумался: писат…ль. Давайте поможем ему.

- Какую букву вы написали?

- В какой части слова пропущена буква?

- В корне?

- В суффиксе.

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.
- На прошлом уроке мы образовывали слова при помощи приставок. Учились правильно писать слова с приставками.

- А сегодня чем будем заниматься?

- Образовывать слова при помощи суффиксов. Учиться правильно писать такие слова.
- Суффиксы мы уже изучали. Собирали коллекцию суффиксов.

- Выделите в этом слове суффикс.

- Какую букву надо писать в этом суффиксе?

- Вспомним. Учебник – стр.110.

- Кто испытывает самолеты?

- Кто воспитывает детей?
- В каком словарном слове встречался такой же суффикс?

- Кто написал правильно?
- Чем будем заниматься на уроке?

- Образовывать слова при помощи суффиксов.

- Для чего мы будем этому учиться?

- Чтобы правильно писать слова.

- Продолжим собирать коллекцию суффиксов. Для чего?

- Запишем в нашу коллекцию суффикс – тель.

Первичное закрепление во внешней речи.
- Откроем учебник на стр.117 №207.

- Найдите строчку с суффиксом – тель.

- Спишите ее.

- Выделите суффикс.

На доске учащимися составляется план действий.

- Прочитайте записанные слова.

- Мы знаем, что суффиксы придают словам значение.

- Какое значение придает словам суффикс – тель?

- А теперь найдите ответ в задании учебника.

- Профессия, род занятий.
- Какой суффикс с таким же значением нам известен?

- Работник театра, который подсказывает актерам слова их роли во время спектакля. (суфлер)

- Суффикс – ер.

- Работник театра, который накладывает гримм на лица артистов. (гример)

- Человек, управляющий оркестром. (дирижер).

- Зачем нам знать суффикс – ер, ведь мы не испытываем трудности при его написании.

- Зная этот суффикс, мы сможем образовывать новые слова, обозначающие профессии, род занятий.
- Познакомимся с другими суффиксами, обозначающие профессии, род занятий.

- Учебник – стр.118 №209.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте записанные слова.

- Знакомы вам эти слова?

- Малознакомы.

- Почему? Как об этом сказано в задании?

- Они – старинные.

- Зачем знать старинные слова, ведь мы их не употребляем?

- Прочитайте объяснение этих слов.

- А теперь запишем под диктовку.

(Учитель читает объяснение слов. )

- Проверьте. (презентация)

- Выделите суффиксы.

- Запишем новый суффикс – арь в коллекцию.

- Какое из данных слов сейчас употребляется не с суффиксом – арь, а с другим?

- Запишем это слово. Выделим суффикс. (рыбак)
- №210.

- Прочитаем задание.

- Попробуем образовать современные слова с суффиксом – арь.

- «Игра» - устно.

- Какие суффиксы используют сегодня?

- Продолжим игру. Я называю старинное слово, а вы – современное.
- №211.

Составление плана действий. (списать, выделить суффиксы)

Работа в парах.

- По очереди рассказать друг другу, какой суффикс будешь писать.

- Прочитайте слова с суффиксом – чик.

- Прочитайте слова с суффиксом…

-Написание каких суффиксов вызвало затруднение?

Из коллекции суффиксов выбирают суффиксы, при написании которых испытывали затруднение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Презентация
мыслить – сварка –

строить – переводить -

переписать - воспитать -

камень – упаковка -

рассказ –

руководить -
Презентация

Суффиксы.
Профессии, род занятий

тель чик

ёр щик

ак ист

Включение в систему знаний и повторение.
- Вспомните, с каким еще значением мы знаем суффиксы. (уменьшительно – ласкательным)

- Запишите три суффикса с уменьшительно – ласкательным значением.
Презентация
Суффиксы.
Уменьшительно – ласкательные

ок ушк

ик юшк

к еньк
- Допишите остальные суффиксы.
Словарная работа.

- Образуйте от словарных слов слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- Черный. (черненький)

- Огурец. (огурчик)

- Колыбель.(колыбелька)

- Язык. (язычок)

- Болото.(болотце)
- Образуйте от словарных слов новые слова. Используйте суффиксы прфессий.

- Корабель. (корабельщик)

- Победа. (победитель)

- Хоккей. (хоккеист)

Отеадайте шарады.
Презентация
Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

Мой корень в просьбе заключен.

В ней он озвучен и смягчен.

Приставка в воплощенье где – то.

На целое – все ждут ответа.
В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс - в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – ко мне на уроки пойдете.
Домашнее задашие
Презентация
стр. 37 №5 – образовать 10 слов с изученными суффиксами (по выбору) ;

стр.36 №3 (можно воспользоваться орфографическим словарем)
Рефлексия.
Заполнение листа.

- Я умею образовывать слова с помощью суффиксов.

- Знаю суффиксы со значением профессий.

- Знаю уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- Трудные в написании суффиксы:...