МБОУ «Кардымовская СОШ имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
СОСТАВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Корытко Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Количество детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи, с каждым годом увеличивается.
В результате возникает противоречие: между растущими требованиями к результату образования учащихся и ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, приводящим к трудностям в обучении. Только эффективная работа учителя-логопеда может решить эти противоречия. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать (дифференцировать) звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении анализа и синтеза звукового состава слова. У некоторых детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений, недостаточная сформированность произвольности в деятельности. Словарный запас беден и качественно неполноценен. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, имеют место аграмматизмы. Все это затрудняет усвоение общеобразовательной программы.
Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи состоит из трёх этапов. Первый этап – это работа с первыми классами.
В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создается основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка.
На втором этапе коррекционная работа направлена на формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка. В процессе работы формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях. Кроме того, на занятиях отрабатываются умения устанавливать связь между формой слова и его значением. На логопедических занятиях, в процессе работы дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единства смысла, функции и формального их выражения.
Основной задачей третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов отведённых на каждую тему определяется спецификой речевого нарушения, с учетом важнейших принципов коррекционной педагогики. Таких, как комплексность, учёт симптоматики и степени выраженности нарушений, системность, постепенное усложнение заданий и речевого материала с учётом зоны ближайшего развития Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный поход. Цель I этапа
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи I этапа
Развитие фонематических процессов.
Формирование навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.
Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
Закрепление звукобуквенных связей.
Коррекция дефектов произношения.
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
Развитие внимания, памяти и мышления.
Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение
словарного запаса.
Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
3. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
Структура и содержание I этапа
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.
Тематическое планирование работы состоит из 72 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы. Длительность занятия 35 минут.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу первого этапа у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
поставлены и отдифференцированны все звуки.
уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие - глухие согласные, предложение и т.д.
сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.
Цель II этапа
Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи. Основные задачи и направления работы
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
контроль за ходом своей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Структура и содержание второго этапа
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.
Тематическое планирование работы состоит из 56 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Занятие длится 45 минут.
В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов по формированию фонематических процессов. Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года К концу второго этапа учащиеся должны научиться:
ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
активно пользоваться различными способами словообразования;
правильно использовать новые слова в предложениях различных
синтаксических конструкций;
передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Цель III этапа
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания Основные задачи и направления работы
1. Развитие навыков построения связного высказывания.
2. Программирование смысловой структуры высказывания.
3. Установление связности и последовательности высказывания4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Структура и содержание третьего этапа
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.
Тематическое планирование работы состоит из 56 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Занятие длится 45 минут. В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
На этом этапе проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций, создаются условия для построения текста. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.
Развиваются умения и навыки построения самостоятельного связного выказывания. При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приёмов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение основных отдельных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:
составлять предложения различных синтаксических конструкций;
анализировать текст:
определять тему рассказа (текста);
определять основную мысль текста;
определять последовательность и связность предложений в тексте;
устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
составлять план связного высказывания.
Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.
Литература
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996. – (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования)
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие.- М., Владос, 1995.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М..: Просвещение, 1998.
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы первого года обучения детей с общим недоразвитием речи
№ п/п
| Темы занятий
| Содержание коррекционной работы.
| К-во
часов
| Дата
| Развитие речевых процессов
| Развитие неречевых
процессов
| 1.
| Речь. Предложение.
| Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.
Составление предложений из 3-4 слов при помощи схем.
| Развитие:
а) оптических диффе-
ренцировок на мате-
риале геометрических
фигур.
б) дифференцированно
го восприятия букв
сначала далёких, а по-
том близких;
в) исключить лишний
элемент и добавить
необходимый;
г) научить конструиро
вать буквы при помощи ниток и пластилина; Развитие:
а) слухового внимания
и памяти;
б) зрительного воспри-
ятия;
в) мелкой моторики;
г) логического мышления;
д) способности к пере-
ключению.
|
1
|
| 2.
| Предложение. Слово.
| Усвоение понятия «слово» как часть предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов , обозначающих живые и неживые предметы. Составление предложений при помощи схем. Анализ предложения.
|
1
|
| 3.
| Звуки речи.
Гласные и согласные звуки и
буквы (пройденные в классе).
| Познакомить учеников со способами образования различных звуков (речевых и неречевых).
|
1
|
| 4.
| Слоговой состав слова.
| Познакомить детей с понятием «слог»;
учить дифференцировать слоги и слова, односложные и двусложные.
|
2
|
| 5.
| Ударение.
| Познакомить детей с ударением и его ролью в слове; работать над интонацией; учить соотнесению слов с ритмическими схемами; тренировать в определении ударной гласной и ударного слога; развивать логическое мышление.
|
2
|
| 6.
| Гласные звуки и буквы а, у .
| Учить слышать и выделять гласные звуки «а», «у» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова.
Уточнение и обогащение словаря по теме «Овощи», развитие связной речи.
| 1
|
| 7.
| Гласный звук и буква о
| Учить слышать и выделять гласный звук «о» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова.
Уточнение и обогащение словаря по теме «Фрукты», развитие связной речи.
|
1
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Гласный звук и буква ы
| Учить слышать и выделять гласный звук «ы» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в середине и в конце слова. Уточнение и обогащение словаря по теме: Одежда», развитие связной речи.
| 1
|
| 9.
| Гласный звук и буква и
| Учить слышать и выделять гласный звук «и» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Обувь», развитие связной речи.
|
1
|
| 10.
| Звуки о-у
(Дифференциация
по акустическому сходству).
| Учить детей сравнивать звуки по акустико-артикуляционному сходству; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Птицы», развитие связной речи
|
1
|
| 11.
| Звуки и-у (Дифференциация
по кинетическому сходству)
| Учить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Дикие животные», развитие связной речи
|
1
|
| 12.
| Звуки о - а (Дифференциация
по кинетическому сходству).
| Учить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Соотнесение букв с символами. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Домашние животные», развитие связной речи.
|
1
|
| 13.
14
| Твёрдые и мягкие согласные.
Звонкие и глухие согласные.
| Познакомить с согласными звуками; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематический анализ и синтез; обогащать и уточнять словарь по теме «Дикие и домашние животные, и их детеныши»».
Познакомить с согласными звуками; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематический анализ и синтез; обогащать и уточнять словарь по теме «Транспорт».
|
2
|
|
1
|
| 15.
| Согласные звуки С—С '.
Буква С.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—С '. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме «Виды транспорта», развитие связной речи
|
1
|
| 16.
| Согласные звуки Т—Т".
Буква Т.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Дни недели», развитие связной речи
|
1
|
| 17.
| Согласные звуки Л—Л'.
Буква Л.
| Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Мебель», развитие связной речи
|
1
|
| 18.
| Согласные звуки Р—Р' .
Буква Р.
| Учить детей дифференцировать звуки Р—Р',
р-л; развивать зрительное восприятие и оптические представления, навыки звукобуквенного и слогового анализа слов, словообразования, учить оперировать в речи обобщающими понятиями.
|
1
|
| 19.
| Звуки Р—Р', Л—Л'., Р - Л
| Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Профессии», развитие связной речи
|
1
|
| 20.
| Согласные звуки П - П'.
Буква П.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков П - П'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами.
|
1
|
| 21.
| Дифференциация согласных
п-т по кинетическому
сходству.
| Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах и совах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи
|
1
|
| 22.
| Согласные звуки3—3'
Буква З.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3'. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи.
|
1
|
| 23.
| Звуки 3—3', С—С, З – С
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3', С—С. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Посуда», развитие связной речи
| 1
|
| 24.
| Согласные звуки Б—Б' .
Буква Б.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Насекомые», развитие связной речи.
|
1
|
| 25.
| Звуки Б—Б', П— П, Б - П'
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б', П— П',. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Месяцы», развитие связной речи.
|
1
|
| 26.
| Согласные звуки Д—Д'.
Буква Д.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д'. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
|
1
|
| 27.
| Звуки Д—Д', Т—Т", Д - Т
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д', Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Деревья», развитие связной речи.
|
1
|
| 28.
| Дифференциация согласных
б-д по кинетическому сходству.
| Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах и совах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Обогащать словарь.
|
2
|
| 29.
| Согласные звуки К—К' .
Буква К.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу.
|
1
|
| 30.
| Согласные звуки Г—Г'.
Буква Г.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу
|
1
|
| 31.
| Звуки Г—Г', К—К',Г – К
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу
|
1
|
| 32.
| Гласные I- II ряда.
| Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных
|
1
|
| 33.
| Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и.
| Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных. Выделение гласных Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
|
1
|
| 34.
| Твёрдые и мягкие согласные перед гласными а-я.
| Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
|
2-3
|
| 35.
| Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё.
| Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Е в слогах, словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных
Развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
| 2-3
|
| 36.
| Твёрдые и мягкие согласные перед гласными у – ю.
| Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и тексте. Развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи..
|
2-3
|
| 37.
| Дифференциация гласных
ё – ю по акустическому сходству.
| Буквы Ё – Ю. Соотнесение букв с символами.
Дифференциация гласных букв Ё – Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
| 2-3
|
| 38.
| Дифференциация гласного звука е и й
| Учить дифференцировать гласную е и й
развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа, навыки словоизменения. Обогащение словарного запаса.
|
1
|
| 39.
| Контрольный диктант.
|
| 1
|
| 40.
| Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
| Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Учить соотносить букву с символом.
|
| 2
|
| 41.
| Мягкий знак в середине слова.
| Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Учить соотносить букву с символом.
| 2
|
| 42.
| Проверочная работа.
|
| 1
|
| 43.
| Звук и буква Ш.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ш. Сравнение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа
| 1
|
|
|
|
|
|
| 44.
| Звук и буква Ж.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ж. Узнавание звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа
| 1
|
| 45.
| Звуки Ш - Ж.
| Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа
|
1
|
| 46.
| Звуки С – Ш.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—Ш. Соотнесение звуков с буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха, восприятия. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
| 1
|
| 47.
| Звуки З - Ж.
| Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие логического мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
|
1
|
| 48.
| Звуки Ч—Т'
| Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия.
Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
| 2
|
| 49.
| Звуки С - Ц.
| Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на звуки С, Ц.
Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
|
|
2
|
| 50.
| Звуки Ц – Т.
| Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трем признакам: произношение, написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки
|
2
|
| 51.
| Звуки Ч - Щ.
| Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков Ч—Щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов.
Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
|
1
|
| 52.
| Звуки Щ – С.
| Учить дифференцировать звуки и буквы щ - с в слогах, словах и предложении. Учить детей давать сравнительную характеристику звукам. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
| 1
|
| 53.
| Звуки Ч—Ц
| Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
| 1
|
| 54.
| Буква «ь» мягкий знак.
| Знакомство с «ъ» мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой.
| 1
|
| 55.
| Проверочная работа.
| Диктант.
| 1
|
| Оценка результативности коррекционной работы.
Проведение итоговых проверочных работ.
Оценка динамики работы с учащимися.
Количественный и качественный анализ ошибок.
Подведение итогов работы за год.
|
|
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы второго года обучения детей с общим недоразвитием речи
Этап
| Кол- во
часов
| Дата
|
Темы занятий
|
Содержание коррекционной работы
|
1.
|
Восполнение пробелов по формированию фонематических процессов
|
| 1
|
| Предложение.
Интонационная законченность предложения.
| Составление связного текста из предложений в 4-5 слов. Составление предложений при помощи схем с использованием сюжетных картинок.
|
| 1
|
| Звуки речи.
Гласные и согласные звуки и буквы.
| Образование гласных и согласных звуков. Наблюдение за работой органов речи. Заполнение таблицы. Закрепить слова – термины
( звук, слог, буква, гласные и согласные).
|
| 1
|
| Звукобуквенный анализ слов.
| Уточнение первоначального представления о звукобуквенном составе слова. Закрепить слова – термины ( звук, слог, буква, гласные и согласные).
|
| 1
|
| Слог. Слоговой состав слова.
| Показать слогообразующую роль гласных в слове, научить детей делить слова на слоги, выделяя гласные.
|
| 1
|
| Ударение.
| Показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Учить слышать и выделять ударный слог в слове.
|
| 1
|
| Дифференциация гласных первого и второго ряда.
| Научить различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью гласных второго ряда.
|
| 1
|
| Дифференциация гласных а–я.
| Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного. Дифференциация гласных а-я в слогах, словах словосочетаниях и предложениях.
|
| 1
|
| Дифференциация гласных у-ю.
| Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного. Дифференциация гласных у-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
|
| 1
|
| Дифференциация гласных о –ё.
| Дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
|
| 1
|
| Дифференциация гласных ё-ю.
| Дифференциация гласных ё-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
|
|
1
|
| Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце слова.
| Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце слова. Звукобуквенный анализ слов.
|
|
1
|
| Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова.
| Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова. Звукобуквенный анализ слов.
|
| 3-4
|
| Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
| Дифференциация согласных
в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
|
| 2
|
| Разделительный мягкий знак.
| Учить слышать в слове мягкий согласный и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного 2-го ряда.
|
| 1
|
| Проверочная работа.
| Диктант
| 2.
| Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.
|
| 1
|
| Однокоренные слова.
| Учить выделять общую часть в словах, в которых заключён лексический смысл родственных слов.
|
| 1-2
|
| Родственные слова.
Сходство и различие однокорен -ных и родственных слов.
| Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
|
| 1-2
|
| Корень слова.
| Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов
|
| 3-4
|
| Безударная гласная в корне.
| Учить слышать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Учить подбирать проверочные слова.
|
| 1
|
| Сложные слова.
| Упражнять детей в словообразовании существительных путём сложения основ по образцу. Учить находить сложные слова из ряда других слов в тексте.
|
| 1
|
| Проверочная работа.
| Учить выделять из слова корень. Учить подбирать проверочные слова.
|
| 2
|
| Словообразование
существительных.
Образование слов при помощи
суффиксов в именах существи-
тельных, обозначающих детё -нышей животных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение и суффиксы имеющие
увеличительное значение:
- онок-,-ёнок- (слонёнок);
-ат-,ят (утята); -иц-, -их- (львица);
- чик-, -ок- (кузовок, чемодан чик); -ечк-, -очк- (ленточка, Анечка);
-ик-, -к- (столик, рыбка);
-ищ- (ручища, домище).
|
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря при помощи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и т.д. Выбор суффикса.
|
| 2-3
|
| Образование слов при помощи
суффиксов в именах существи тельных мужского рода обозна чающих профессии: -щик-, -чик (мебельщик);
-ёр-, -ор-, -тель-, -ер-, -арь-
(шахтёр, учитель, милиционер,
аптекарь);
-ист-,- ник-, -льщик (футболист, дворник, чистильщик).
Образование слов при помощи
суффиксов в именах существи тельных женского рода, обозна чающих профессии:-щиц-, чиц--ниц-, -иц-,- их-(гардеробщица,
переплётчица, повариха, работ -ница, мастерица).
| Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, выбор суффикса.
|
|
1
|
| Образование слов при помощи
суффиксов, имеющих значение вместилища и значение еде -ничности: - ник-, -ниц- (соусник, конфетница); -ин -инк (жемчужина, виноградинка).
| Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: посуда, ягоды. Выбор суффикса.
|
| 1
|
| Словообразование
прилагательных. Образование слов при помощи
суффиксов в именах прилага -тельных в значении смягчённой степени: -оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-, -ушк-, - юшк-, -иньк-;
|
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов.
Обогащение словаря. Выбор суффикса.
|
| 1
|
| Проверочная работа.
|
|
|
1
1
1
|
| Словообразование глаголов.
Образование слов при помощи
приставок.
Приставки, выражающие сле -дующие отношения:
-- направление действия
В-, НА-, С-.
- начало действия (заболеть,
закричать.
- приставки с пространственным и временным значением:
В-, ВЗ-, ВЫ-, ПОД-, НАД-, ОТ-
У-, ПРО-, ПЕРЕ-.
- приставки, обозначающие близкие и противоположные
действия: В-, ВЫ-, ЗА-, ОТ-, С-
ПОДО-, ОТО-, и т.д.
|
Формировать представление о приставке как части слова. Учить детей обращать внимание на смысловые оттенки, которые придаёт слову приставка.
|
| 1
|
| Окончание.
| Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями.
|
| 1
|
| Проверочная работа.
|
|
| 1
|
| Предлоги. Предлоги в, на, из
|
Знакомство с предлогами в, на, из, с их значением и ролью в предложении и словосочетаниях. Формирование представления о предлоге как отдельном слове. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи.
|
| 1
|
| Предлоги под , из-под, за, из- за.
| Знакомство с предлогами под, из-под, за, из-за их написанием и значением. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи.
|
| 1
|
| Предлоги у, около, перед.
| Знакомство с предлогами у, около, перед, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
|
| 1
|
| Предлоги к ,от, до.
| Знакомство с предлогами к, от, до их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
|
| 1
|
| Предлоги с, со, на, над.
| Знакомство с предлогами на, над
с, со, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
|
| 1
|
| Предлоги через, между.
| Знакомство с предлогами через , между, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
|
| 1
|
| Предлоги, имеющие различное значение: у, с, за, из-за, в, из.
| Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
|
| 1
|
| Проверочная работа.
|
|
|
1
|
| Дифференциация предлогов
и приставок.
Различение разных предлогов и приставок.
|
Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях.
|
|
2
|
| Различение одинаковых в напи- сании предлогов и приставок.
| Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях.
|
| 1
1
1
|
| Овладение навыком подбора
антонимов, синонимов, способа их употребления. Антонимы.
Синонимы.
Понятие о многозначности слов.
| Знакомство с антонимичными парами в предложениях и текстах.
Учить использование синонимы в речи, для более точного выражения мысли.
|
| 1
|
| Проверочная работа.
| Диктант.
| |