Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников


Скачать 130.13 Kb.
НазваниеПрограмма формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников
Дата24.02.2016
Размер130.13 Kb.
ТипПрограмма

Программа формирования коммуникативных навыков учащихся

в разновозрастной среде и среде сверстников

Подготовили: 1. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 654 им.А.Д.Фридмана

Колосова Ольга Анатольевна

2. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 475

Черкашина Ольга Андреевна

3. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 544

Угрына Наталья Викторовна

4. Педагог-психолог ГБОУ гимназия № 1566

Самошкина Ирина Игоревна
Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Задачи:

  • Формирование культуры общения и поведения;

  • Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

  • Закрепление навыков бесконфликтного общения;

  • Формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;

  • Овладение навыками эффективного общения;

  • Развитие рефлексии собственных поступков;

  • Формирование коммуникативных компетенций.


Результаты повышения психолого-педагогической компетенций

(предметные, метапредметные и личностные результаты)

Личностные результаты:

1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; любви к Отечеству и уважения к своему народу;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению других людей;

5) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

9) Формирование ценностей семейной жизни и их реализации.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи коммуникативной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия и поступки;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  8. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;


Предметные результаты:


  1. коммуникация как взаимодействие (интеракция) ( коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях);

  2. коммуникация как кооперация (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);

  3. коммуникация как условие интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания).



Требования к ведущему программы

    • Знание ФГОС нового поколения

    • Владение образовательной программой ОУ

    • Личностная харизма

    • Владение навыками проведения группового и индивидуального тренинга

    • Полное владение теоретическими и практическими психологическими навыками

    • Рефлексия

    • Владение ИКТ


Основные мероприятия программы «Формирование коммуникативных навыков учащихся

в разновозрастной среде и среде сверстников».




Мероприятие

Кол-во часов

Цель

Участники

Форма занятий

Планируемый результат

Примечание

1

Цикл занятий для учащихся начальной школы «Азбука общения».


10

Сформировать базовые аспекты коммуникативной деятельности

Психолог,

1-4 классы

Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры

Овладение навыками культуры общения и поведения

1 час в 2 недели в каждом классе.

2

Цикл занятий для учащихся средних классов: «Я в мире людей».



10

Развитие аспектов коммуникативной деятельности

Психолог,

5-8 классы

Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры

Овладение навыками бесконфликтного общения, сформированность дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств

1 час в 2 недели в каждом классе.

3

Цикл занятий для учащихся старших классов: «Позитивное общение».



10

Закрепление эффективных и позитивных навыков общения

Психолог,

9-11 классы

Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры

Рефлексия собственных поступков,

Сформированность коммуникативных компетенций

1 час в 2 недели в каждом классе.

4

Мониторинг учащихся

2

Изучение психологического климата в классе

Психолог, учащиеся

1-11 классов

Групповая диагностика

Оптимизация психологической атмосферы в классе и выявление лидеров

На параллель

5

Индивидуальные консультации с детьми со сложностями в коммуникативной сфере и их родителями

1

Помощь в преодолении сложностей в коммуникативной сфере

Психолог, учащиеся, родители

Беседа, анкетирование

Повышение эффективности межличностного общения

На одну консультацию

(по запросу)

6

Лекции для родителей

2

Развитие коммуникативных компетенций родителей


Родители, психолог

Лекция

Повышение коммуникативной грамотности родителей

На параллель

7

Выявление детей с коммуникативными трудностями

2 - 4

Выявить детей «группы риска»


Психолог, педагоги,

1-11 классы

Диагностика, наблюдение, посещение уроков

Создание группы для коррекционной работы по преодолению трудностей в общении

По запросу

2 часа на класс (1-4 кл.)

3 часа (5-8 кл.)

4 часа (9-11 кл.)

8

Цикл занятий с детьми «группы риска»

10

Преодоление трудностей в коммуникативной сфере

Психолог,

Учащиеся школы

Тренинги

Сформированность навыков эффективного общения

2 часа в неделю, наполняемость группы 10-12 учеников

9

Социально-значимое дело


7

Развитие общения в разновозрастной среде

Кл. руководитель

4-11 классы, администрация школы

Беседа, сюжетно-ролевая игра, дискуссия

Повышение культуры общения в разновозрастной среде

Выход учащихся в детский сад, помощь пожилым людям, встреча ветеранов

10

Творческие мастерские

2

Организация общения в творческой совместной деятельности детей с их родителями

Кл. руководитель, учащиеся

1-11 классов и их родители


Свободная творческая деятельность

Развитие сотрудничества

2 час в неделю по возрастным группам (1-2, 3-4, 5-7, 8-11 классы)

11

День самоуправления

4

Развитие толерантного отношения к учителям и младшим школьникам

Педагоги, учащиеся начальной и старшей школ, администрация


Урок (беседа, дискуссия, сюжетно-ролевая игра и т.д.)

Рефлексия собственных поступков

1 раз в четверть

12


Организация перемен


1

Развитие толерантного отношения к младшим школьникам

Учащиеся старшей и начальной школ,

педагоги

Игра, гимнастика

Бесконфликтное общение в разновозрастной среде и среде сверстников

В неделю (2-3 перемены в день)

13

Общешкольные мероприятия

6

Развитие лидерских качеств, творческого потенциала учащихся

Психолог, педагоги, администрация,

1-11 классы

Деловая игра, свободная форма

Сформированность личностных качеств

На одно мероприятие

Интеллектуальные игры, КВН, театральные постановки и т.д.)


14

Досуговая деятельность

10

Сплочение коллектива, развитие межличностных коммуникативных качеств

Педагоги, психолог,

1-11 классы

Свободная форма

Сплочение класса, сформированность культуры общения и поведения

В четверть

(в зависимости от мероприятия)

Экскурсии, походы, конкурсы и спортивные соревнования между школами и др.

15

Защита проектов

4

Развитие межличностных коммуникативных качеств

Психолог, педагоги

5-11 классы

Проектная деятельность, групповые занятия

Сформированность коммуникативных компетенций







Итого:

856
















При условии, что в школе 1 класс в параллели. Всего 11 классов.


Методическая литература

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.: Пособие для учителя.

- Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.

- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002.

- Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.

- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.

- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.

- Захарова А.В. Психология формирования самооценки /А.В. Захарова. — Минск, 1993.

- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. — М., 2002.

- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //

- Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1—2.

- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.- М.: Генезис, 1999.

- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. — М., 1989.

- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – УЦ «Перспектива», Москва, 1999.

- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987.

- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М., 1999.

- Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб., 1995.

- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.

Электронные ресурсы:

- http://standart.edu.ru/

- http://edu.ru/