Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников |
 Скачать 130.13 Kb. |
Программа формирования коммуникативных навыков учащихся
в разновозрастной среде и среде сверстников
Подготовили: 1. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 654 им.А.Д.Фридмана
Колосова Ольга Анатольевна
2. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 475
Черкашина Ольга Андреевна
3. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 544
Угрына Наталья Викторовна
4. Педагог-психолог ГБОУ гимназия № 1566
Самошкина Ирина Игоревна Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Задачи:
Формирование культуры общения и поведения;
Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
Закрепление навыков бесконфликтного общения;
Формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;
Овладение навыками эффективного общения;
Развитие рефлексии собственных поступков;
Формирование коммуникативных компетенций.
Результаты повышения психолого-педагогической компетенций
(предметные, метапредметные и личностные результаты)
Личностные результаты:
1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
2) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; любви к Отечеству и уважения к своему народу;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению других людей;
5) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
9) Формирование ценностей семейной жизни и их реализации.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи коммуникативной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия и поступки;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты: коммуникация как взаимодействие (интеракция) ( коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях);
коммуникация как кооперация (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);
коммуникация как условие интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания).
Требования к ведущему программы
Знание ФГОС нового поколения
Владение образовательной программой ОУ
Личностная харизма
Владение навыками проведения группового и индивидуального тренинга
Полное владение теоретическими и практическими психологическими навыками
Рефлексия
Владение ИКТ
Основные мероприятия программы «Формирование коммуникативных навыков учащихся
в разновозрастной среде и среде сверстников».
№
| Мероприятие
| Кол-во часов
| Цель
| Участники
| Форма занятий
| Планируемый результат
| Примечание
| 1
| Цикл занятий для учащихся начальной школы «Азбука общения».
| 10
| Сформировать базовые аспекты коммуникативной деятельности
| Психолог,
1-4 классы
| Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры
| Овладение навыками культуры общения и поведения
| 1 час в 2 недели в каждом классе.
| 2
| Цикл занятий для учащихся средних классов: «Я в мире людей».
| 10
| Развитие аспектов коммуникативной деятельности
| Психолог,
5-8 классы
| Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры
| Овладение навыками бесконфликтного общения, сформированность дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств
| 1 час в 2 недели в каждом классе.
| 3
| Цикл занятий для учащихся старших классов: «Позитивное общение».
| 10
| Закрепление эффективных и позитивных навыков общения
| Психолог,
9-11 классы
| Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры
| Рефлексия собственных поступков,
Сформированность коммуникативных компетенций
| 1 час в 2 недели в каждом классе.
| 4
| Мониторинг учащихся
| 2
| Изучение психологического климата в классе
| Психолог, учащиеся
1-11 классов
| Групповая диагностика
| Оптимизация психологической атмосферы в классе и выявление лидеров
| На параллель
| 5
| Индивидуальные консультации с детьми со сложностями в коммуникативной сфере и их родителями
| 1
| Помощь в преодолении сложностей в коммуникативной сфере
| Психолог, учащиеся, родители
| Беседа, анкетирование
| Повышение эффективности межличностного общения
| На одну консультацию
(по запросу)
| 6
| Лекции для родителей
| 2
| Развитие коммуникативных компетенций родителей
| Родители, психолог
| Лекция
| Повышение коммуникативной грамотности родителей
| На параллель
| 7
| Выявление детей с коммуникативными трудностями
| 2 - 4
| Выявить детей «группы риска»
|
Психолог, педагоги,
1-11 классы
| Диагностика, наблюдение, посещение уроков
| Создание группы для коррекционной работы по преодолению трудностей в общении
| По запросу
2 часа на класс (1-4 кл.)
3 часа (5-8 кл.)
4 часа (9-11 кл.)
| 8
| Цикл занятий с детьми «группы риска»
| 10
| Преодоление трудностей в коммуникативной сфере
| Психолог,
Учащиеся школы
| Тренинги
| Сформированность навыков эффективного общения
| 2 часа в неделю, наполняемость группы 10-12 учеников
| 9
| Социально-значимое дело
| 7
| Развитие общения в разновозрастной среде
| Кл. руководитель
4-11 классы, администрация школы
| Беседа, сюжетно-ролевая игра, дискуссия
| Повышение культуры общения в разновозрастной среде
| Выход учащихся в детский сад, помощь пожилым людям, встреча ветеранов
| 10
| Творческие мастерские
| 2
| Организация общения в творческой совместной деятельности детей с их родителями
| Кл. руководитель, учащиеся
1-11 классов и их родители
| Свободная творческая деятельность
| Развитие сотрудничества
| 2 час в неделю по возрастным группам (1-2, 3-4, 5-7, 8-11 классы)
| 11
| День самоуправления
| 4
| Развитие толерантного отношения к учителям и младшим школьникам
| Педагоги, учащиеся начальной и старшей школ, администрация
| Урок (беседа, дискуссия, сюжетно-ролевая игра и т.д.)
| Рефлексия собственных поступков
| 1 раз в четверть
| 12
| Организация перемен
| 1
| Развитие толерантного отношения к младшим школьникам
| Учащиеся старшей и начальной школ,
педагоги
| Игра, гимнастика
| Бесконфликтное общение в разновозрастной среде и среде сверстников
| В неделю (2-3 перемены в день)
| 13
| Общешкольные мероприятия
| 6
| Развитие лидерских качеств, творческого потенциала учащихся
| Психолог, педагоги, администрация,
1-11 классы
| Деловая игра, свободная форма
| Сформированность личностных качеств
| На одно мероприятие
Интеллектуальные игры, КВН, театральные постановки и т.д.)
| 14
| Досуговая деятельность
| 10
| Сплочение коллектива, развитие межличностных коммуникативных качеств
| Педагоги, психолог,
1-11 классы
| Свободная форма
| Сплочение класса, сформированность культуры общения и поведения
| В четверть
(в зависимости от мероприятия)
Экскурсии, походы, конкурсы и спортивные соревнования между школами и др.
| 15
| Защита проектов
| 4
| Развитие межличностных коммуникативных качеств
| Психолог, педагоги
5-11 классы
| Проектная деятельность, групповые занятия
| Сформированность коммуникативных компетенций
|
|
| Итого:
| 856
|
|
|
|
|
| При условии, что в школе 1 класс в параллели. Всего 11 классов.
Методическая литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.: Пособие для учителя.
- Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002.
- Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки /А.В. Захарова. — Минск, 1993.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. — М., 2002.
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //
- Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1—2.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.- М.: Генезис, 1999.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. — М., 1989.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – УЦ «Перспектива», Москва, 1999.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987.
- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М., 1999.
- Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб., 1995.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.
Электронные ресурсы:
- http://standart.edu.ru/
- http://edu.ru/ |
|
|