Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа факультативных занятий Для учащихся общеобразовательной школы 3-4-5 классы |
 Скачать 146.95 Kb. |
«Творческая мастерская»
Театр (Программа факультативных занятий) Для учащихся общеобразовательной школы 3-4-5 классы.
Составитель : Постникова ЕИ
учитель музыки
2000г.
Предисловие
Цель программы – духовное развитие школьника с помощью « игры в поведение». Программа построена на принципах реалистического театра школы переживания. Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Реализация программы – это не только активизация интереса к искусству театра, но и к искусству вообще. Это улучшение психологической атмосферы в классе, формирование раскованного общительного человека, владеющего словом. Это развитие фантазии, памяти, внимания, это развитие чувства пространства и времени, чувства слова. Это качественный уровень обучения по всем школьным дисциплинам. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Основные направления работы с детьми Театральная игра – самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память. Наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных способностей детей, свободы и выразительности телодвижения ; ощущения подвижности своего тела
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позиции и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; уметь создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния(грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
1 год обучения:
Главной задачей первого года обучения – развивающие игры, организация внимания, вежливые действия. Упражнения под музыку - волна, ветер, огонь, цветы. Сочинение театральных сказок с героями – игрушками. Формирование навыка коллективной работы и тренировку внимания. Театральная игра-этюды. Говорим четко, понятно, громко. Создание творческой атмосферы: когда «Ты интересен всем, все интересны тебе». Знакомство детей с историей возникновения театра. Особенности актерского мастерства. Знакомство с театром: посещение драматического театра, кукольного, прослушивание радиоспектаклей. Постановка сказки с героями – игрушками.
2 год обучения:
Главной задачей второго года обучения – освоение детьми понятий о выразительном языке театрально- исполнительской деятельности. Формирование представлений об образе героя в театре. Словесные действия, Басни. Игра героев сказок: Баба-яга, Бармалей, Царевна-Несмеяна и т. д. Выразительность пантомимы. Игра в куклы. Формирование способности оценивать выразительность исполнения, оригинальность. Рисунки афиши, программы к спектаклю. Постановка басни трагедия- комедия. Постановка несложной сказки с героями музыкальных образов.
3 год обучения:
Главной задачей третьего года обучения – Драматургия, как вид искусства, знакомство с музыкальным театром. Понятие « философия сказки». Работа над пантомимой и танцем. Значение выразительности и эмоциональности речи. Освоение музыкальных портретов. Пантомима ходьба, бег, полет, фольклорная, эстрадная. Работа над мюзиклом, музыкальные портреты, выразительность исполнения. Движения под музыку. Костюмы и декорации. Постановка спектакля – мюзикла. Предполагаемые умения и навыки детей Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Литература:
А. П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе- М., 1992.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
Чурилова Э.Т.Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
Календарно-тематическое планирование
театрального коллектива «Музыкальная шкатулка»
на 2012-2013г.
(в неделю 1 час) Всего 34 ч.
№
урока
| Содержание учебного материала
| часы
34
| Сроки
| Планируемые результаты
|
1.
| Вводная беседа. Знакомство с планом кружка, развивающие игры.
|
1
|
| формирование навыков коллективной работы.
|
2.
| Игры по развитию внимания:«Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», Движения под музыку.
|
1
|
| Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому
|
3.
| Знакомство со сценарием сказки в стихах по мотивам сказки «Снежная королева»
«Фантазер» сочинение- игра. Музыкальные игры пантамимо.
|
1
|
| Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
|
4.
| Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
|
1
|
| Освоение навыка культуры речи, (вдох-начало фонации)
|
5.
| Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Баба Яга», «Царевна-Несмеяна»
|
1
|
| Освоение навыка сценической речи.
Ориентация на партнера по общению
|
6.
| Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям
|
1
|
| Оценка – выделение учащимся того, что уже усвоено
|
7.
| . Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». «Движение в образе», Чтение Басни по ролям- трагедия
|
1
|
| Освоение дыхательных навыков, опираясь на выразительное исполнение текста.
|
8.
| Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. Нарисуй афишу.
|
1
|
| Самостоятельное решение проблемы творческого характера
|
9
| Работа над движениями под музыку Совершенствование осанки и походки.
Басня - комедия
|
1
|
| Понятия о предлагаемых обстоятельствах, целенаправленные действия : жест, мимика.
|
10
| Развитие наблюдательности. На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру.
|
1
|
| Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения.
|
11
| Связь этики с общей культурой человека. Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине
|
1
|
| Осознанное построение речи, выразительность высказываний..
|
12
| Игры по развитию языковой догадки «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве»,
|
1
|
| Свободно и легко исполнять упражнения составленные на основе языковой догадки.
|
13.
| Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
|
1
|
| Ориентация на позицию других людей.Владеть артикуляционным аппаратом, выговаривать скороговорки.
|
14
| Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).
|
1
|
| Оценка – выделение учащимся того, что уже усвоено
|
15
| Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
|
1
|
| Исполнять простые этюды.
|
16
| Репетиция пантомимных движений. Игра с куклой Заключительный урок.
|
1
|
| Самостоятельное решение проблемы творческого характера
|
17.
| Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
|
1
|
| Уметь управлять артикуляционной мускулатурой, знать профессии актерские
|
18
| Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.
|
1
|
| Стремление к самоизменению – приобретение новых навыков и умений
|
19.
| Сценические этюды. Музыкальное оформление по тексту, деление на группы, составление сценических этюдов.
|
1
|
| Самостоятельное решение проблем поискового и творческого характера
|
20.
| Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику.
|
1
|
| Свободно и легко исполнять вокальные упражнения читать ритмические партитуры.
|
21.
| Отработка ролей в 3, 4, 5,действиях. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
|
1
|
| Умение слушать собеседника
Владеть артикуляционным аппаратом, выговаривать
|
22.
| Развитие воображения и умения работать в остром рисунке «в маске» Репитиция сказки «Снежная королева»
|
1
|
| Составление плана и последовательности действий.
|
23.
| Работа над органами артикуляции, дикции работа над пословицами и скороговорками.
Музыкальное сопровождение в сказке.
|
1
|
| Стремление к самоизменению – приобретение новых навыков и умений
|
24
| Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.
|
1
|
| Высказывание в музыкальной форме.
| 25
| Понятие философии сказки. Работа над текстом сказки «Снежная королева».
| 1
|
| Стремление к самоизменению – приобретение новых навыков и умений
| 26
| Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.
| 1
|
| Составление плана и последовательности действий.
| 27
| Сценическая речь. Выявление сложных мест, которые требуют доработки. Репетиция к сказке
| 1
|
| Освоение навыка сценической речи.
Ориентация на партнера по общению
| 28
| Пантомимический этюд –« Бармалей»
Репетиция сказки.
| 1
|
| Самостоятельное решение проблем поискового и творческого характера
| 29
| Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
| 1
|
| Составление плана и последовательности действий.
| 30
| Репетиция, костюмы, подготовка к спектаклю (Этикет)
| 1
|
| Стремление к самоизменению – приобретение новых навыков и умений
| 31
| Сценическая речь, выразительность исполнения сказки.
| 1
|
| Самостоятельное решение проблем поискового и творческого характера
| 32
| Вечер театра для родителей.
| 1
|
| Составление плана и последовательности действий.
| 33-34
| Заключительный спектакль.
| 2
|
| Освоение навыка сценической речи.
Ориентация на партнера по общению
| |
|
|