Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа «Экологическое образование и воспитание младших школьников» |
 Скачать 107.46 Kb. |
Программа
«Экологическое образование и воспитание младших школьников»
Пояснительная записка
Программа имеет своей целью экологическое воспитание и образование младших школьников, при этом охватывает все аспекты взаимодействия их с окружающим миром: учение, общение со сверстниками и взрослыми, внеклассные мероприятия и занятия, взаимосвязь с живой и неживой природой, жизнь детей вне школы.
Изучение данного курса важно по двум причинам:
- необходимостью рассматривать экологическое воспитание и образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего обучения;
- актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
При прохождении данной программы можно решить несколько задач:
- убедить учащихся на многочисленных примерах из жизни в том, что природа является основой жизни общества каждого человека в отдельности, что всё необходимое люди берут у природы;
- развить и углубить мотивы охраны природы: экономические, эстетические, познавательные, гуманистические и санитарно - гигиенические:
- выработать потребность в природоохранительной деятельности;
- заложить основы экологической культуры;
- воспитать нравственные качества: доброту, заботу, отзывчивость, ответственность, любовь к родному краю, готовность действовать в защиту окружающей среды.
«Красная нить» данной программы, всех её разделов заключается в том, что дети уже сейчас должны готовиться к взрослой существующем обществе и стремиться уравнять имеющийся баланс между людьми и природой, т.к. равновесие нарушено и не в пользу природы.
Экологическое воспитание учащиеся должны получать непрерывно, но не назойливо. Этот процесс охватывает все стороны школьной и внешкольной жизни детей.
«Экология в культуре народов Алтая» подразумевает знакомство детей с животным и растительным миром в народно-прикладном искусстве, например, алтайском орнаменте, которым украшают одежду, головные уборы, обувь; русском орнаменте, который можно обнаружить в вышивках, ковроткачестве, предметах домашнего обихода.
На уроках музыки дети разучивают песни о природе, поют частушки. На уроках литературного чтения легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы позволяют расширить знания учащихся о том, как люди используют природу, кА они берегут и охраняют её.
Важным этапом в формировании экологической культуры являются уроки русского языка, математики, изобразительного искусства. Технологии. Написание диктантов, сочинений, изложений, составление рассказов и сказок на экологические темы позволяет «убить двух зайцев»: развивает речь учащихся и обогащает словарный запас, прививает навыки общения с природой и охраны её. Решение задач на экологические темы на уроках математики заставляет задуматься о том, как человек губит природу и что он делает полезного, делают для себя соответствующие выводы.
Для закрепления теоретических знаний разработан «Экологический практикум», где учащиеся убеждаются в том, что, не подозревая, они могут наносить вред природе, а, зная об этом, не допускать его и снизить отрицательное воздействие на среду обитания.
Важную роль в экологическом воспитании играют внеклассные мероприятия. Экскурсии
1
в живую природу не идут в сравнение с беседами. Здесь дети могут лично общаться с растениями, животными, слушать пение птиц, видеть работу дружных муравьёв, игру рыб, почувствовать сердцем природу. Утренники и праздники всегда оставляют долгую память, т.к. дети к ним готовятся, делают костюмы, учат стихи, разыгрывают инсценировки.
Программа разработана для проведения:
- факультативных занятий по экологии;
- внеклассных мероприятий,
- внеклассных занятий, осуществления межпредметных связей;
- изучения культурного наследия народов России и Горного Алтая.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы (1-4 классы).
Содержание программы
Раздел 1.
Экология в культуре народов Алтая. Растительный мир Горного Алтая в народных орнаментах русских и алтайцев. Изображение животного мира республики Алтай в национальных узорах и вышивках. Экология в музыкальных произведениях. Легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о природе Алтая. Чтение и обсуждение книг о природе писателей и поэтов Алтая.
Раздел 2.
Экология на уроках русского языка, математики, технологии, изобразительного искусства, чтения. Диктанты, сочинения, списывание, творческие диктанты, изложения, составление рассказов и сказок на экологические темы, о красоте природы нашего края.
Задачи экологического содержания на уроках математики. Кодированные примеры и задания о природе. Составление задач на экологическую тему.
Изготовление игрушек из бросового материала. Сбор природного материала и использование его на уроках технологии. Выставки поделок.
Изображение красоты родного края на рисунках. Беседы по картинам художников – пейзажистов. Дидактические и ролевые игры на уроках литературного чтения. Драматизация произведений о природе.
Раздел 3.
Экологический практикум
Проведение практических занятий по темам: «Вода», «Воздух», «Пища», «Энергия», «Мусор», «Почва», «Живые существа рядом с нами», «Семья», «Охрана природы – не выходя из дома». Выпуск бюллетеней по данным темам. Проекты по данным темам. Решение экологических проблем: почему пересыхают водоёмы, куда исчезает рыба, почему стало меньше животных и т.д.
Раздел 4.
Экология на внеклассных мероприятиях. Проведение экскурсий в природу. Экологическая тропа (очное и заочное путешествие). Чтение и обсуждение экологических сказок – загадок. Этические беседы. Викторины. Разучивание национальных игр с образами. Забота о птицах (сбор корма, изготовление кормушек). Уход за комнатными растениями.
Раздел 5.
Экология и родное село.
Рейды по селу: «Чистота у моего дома», «Свалки – в указанном месте». Озеленение приусадебного участка совместно с родителями. Помощь пенсионерам в уборке территории. 2
Раздел 6.
Факультатив «Основы экологических знаний»
Программа курса рассчитана на 34 часа в каждом из начальных классов (1-4кл.). Целью курса является начальное экологическое образование учащихся и применение знаний на практике.
Программа состоит из двух частей6 теоретической и практической. Практическая часть расширяется за счёт летних каникул, когда с детьми занимаются родители, приводя в порядок приусадебный участок.
Программа теоретических знаний включает в себя 4 раздела:
«Природа в творчестве писателей, поэтов, художников».
При изучении этого раздела учащиеся знакомятся с книгами о природе различных писателей, с картинами художников, с энциклопедиями, расширяют свои знания о многообразии животного и растительного мира, получают первоначальные понятия о том, как взаимосвязаны флора и фауна и человек друг с другом.
«Беседы о природе»
При изучении второго раздела ученики получают теоретические знания о правилах поведения в природе; почему нужно беречь и охранять природные богатства; что дети сами могут сделать для охраны природы там, где они живут; получат представление о заповедниках и «Красной книге». Как ухаживать за посаженным деревом. Наши братья меньшие. Люблю берёзу русскую. Путешествие плодов и семян. Чем богат наш край. Первоцветы. По заповедникам России. Школьникам об охране недр. Закон об охране природы в России.
«Игры, утренник, праздники, викторины»
Этот раздел состоит из игр, утренников, праздников, викторин. Чтобы ранее изученные темы хорошо усвоились, их нужно закреплять, повторять, но уже в игровой форме, привлекая к участию не только детей своего класса, но и других учеников начальной школы.
4.«Творчество детей»
Раздел 4 позволяет развивать творчество детей, учит фантазировать. Проводятся конкурсы поделок из природного и бросового материала. Выпуск газет. Устные журналы. Составление кроссвордов о природе. Разработка плакатов и листовок в защиту природы. Конкурсы рисунков о природе.
Практические и домашние задания.
Учат применять полученные знания на практике, учат наблюдать, бережно относиться к природе, использовать её дары. Учат сохранять чистоту, чтобы уменьшить количество бросового материала и образованию свалок у дома и вокруг села. Сбор корма для птиц. Участие в посадках деревьев. Работа на пришкольном участке. Посадка комнатных растений и уход за ними.
Тематическое планирование материала
1 класс
№
| Изучаемый материал
| часы
| 1
| Осенняя экскурсия в природу.
| 2
| 2
| Природа в загадках.
| 5
| 3
| Сбор корма для птиц.
| 2
| 4
| Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом»
| 1
| 5
| Изготовление кормушек для птиц.
| 2
| 6
| Чтение книг о птицах.
| 2
| 7
| Чтение книг о деревьях.
| 2
| 8
| Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки»
| 1
| 9
| Игра «Угадай собаку»
| 1
| 10
| Зимняя экскурсия в лес.
| 1
| 11
| Беседа «Лес –наше богатство»
| 1
| 12
| Птицы нашего края.
| 1
| 13
| Праздник весны.
| 2
| 14
| «Мои друзья –насекомые» - викторина
| 2
| 15
| Утренник «По грибы, по ягоды»
| 2
| 16
| Беседа «Какой бывает дождик»
| 1
| 17
| Народные приметы
| 1
| 18
| Беседа «Люблю берёзу русскую»
| 1
| 19
| Утренник «Люби и знай свой край»
| 2
| 20
|
|
|
2 класс
№
| Изучаемый материал
| часы
| 1
| Правила поведения в природе
| 1
| 2
| Осенняя экскурсия в природу
| 2
| 3
| Беседа «Вода – это жизнь»
| 1
| 4
| Посадка деревьев и кустарников
| 2
| 5
| Беседа «Путешествие плодов и семян»
| 1
| 6
| Сбор плодов и семян для птиц
| 2
| 7
| Изготовление кормушек для птиц
| 2
| 8
| Чтение книг о природе
| 5
| 9
| Зимняя экскурсия в лес
| 2
| 10
| Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах»
| 1
| 11
| Утренник «Зимушка – зима»
| 2
| 12
| Игры - упражнения
| 1
| 13
| Игры - загадки
| 1
| 14
| Игры - соревнования
| 1
| 15
| Викторина «Аптека под ногами»
| 1
| 16
| Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах)
| 1
| 17
| Экскурсия «первые приметы весны»
| 2
| 18
| Комнатные растения в классе и дома
| 1
| 19
| Работа на пришкольном участке (посадка гороха и бобов)
| 2
| 20
| Беседа «Нужен ли дождевой червь»
| 1
| 21
| Игра «Сказочные цветы»
| 1
| 22
| Итоговое занятие «Как я берегу родную природу»
| 1
|
3 класс
№
| Изучаемый материал
| часы
| 1
| Сбор природного материала на экскурсии в осень
| 2
| 2
| Конкурс поделок из природного материала
| 2
| 3
| Природа в стихах
| 1
| 4
| Природа в загадках (явления природы)
| 1
| 5
| Чтение книг о природе
| 2
| 6
| Посадка растений
| 2
| 7
| Беседа «Чем богат наш край»
| 1
|
| 4
|
| 8
| Изготовление и развешивание кормушек
| 2
| 9
| Викторина «Растения нашего края»
| 1
| 10
| Конкурс рисунков «Сказки новогоднего леса»
| 2
| 11
| «Красная книга» – сигнал опасности
| 1
| 12
| Игра «Путешествие в зимний лес»
| 2
| 13
| Полезные ископаемые нашего края
| 1
| 14
| «Красная книга Алтая»
| 1
| 15
| Весенняя экскурсия в лес.
| 2
| 16
| Заповедники и заказники
| 1
| 17
| Утренник «Встреча птиц»
| 2
| 18
| Чтение книг о природе
| 4
| 19
| Итоговое занятие «Времена года»
| 2
|
4 класс
№
| Изучаемый материал
| часы
| 1
| Экскурсия в природу «Природные ориентиры»
| 2
| 2
| Посадка растений
| 2
| 3
| Беседа «Чему верить, что проверить?»
| 1
| 4
| Выпуск газеты «Экология родного края»
| 4
| 5
| Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др.
| 4
| 6
| Беседа «По заповедникам России»
| 1
| 7
| Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
| 2
| 8
| Школьникам об охране недр
| 1
| 9
| Задачи по экологии
| 4
| 10
| Кроссворды о природе
| 2
| 11
| Разработка плакатов об охране природы
| 2
| 12
| Знакомство с «Законом об охране природы»
| 1
| 13
| Знакомство с картинами художников - пейзажистов
| 4
| 14
| Утренник «Учусь любить природу»
| 1
|
Использованная литература
В.А.Ананьев «Преподавание основ охраны природы в начальной школе», Томск, 2000г.
В.Д.Бондаренко «Культура общения с природой», Москва, 2000г.
В.Горащенко «Методика преподавания природоведения»
И.Д.Зверев «С любовью к природе» 2003г.
Журналы «Начальная школа» 2000г.-2010г.
5 |
|
|