Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Путешествие по Волшебной реке» |
 Скачать 237.55 Kb. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дуденевская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
__________________
Директор школы Мыльникова О.А.
_____________________
ПРОГРАММА
деятельности летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей «Путешествие
по Волшебной реке»
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Адрес: Нижегородская область, Богородский район, с.Дуденево,
ул. Лесная, д.24.
| Автор программы: Морковкина Л.Г.
учитель начальных классов
|
с. Дуденево
2014 г. 1. Информационная карта программы
Полное название программы
| Программа «Путешествие по Волшебной реке»
| Авторы, составители
| Учитель начальных классов – Морковкина Л.Г.
| Руководитель программы
| Клочкова О.А.
| Территория, представившая программу
| Нижегородская область, Богородский район, с. Дуденево
| Адрес организации
| 606504, Нижегородская область, Богородский район, с. Дуденево, ул. Лесная, д. 24
| Телефон
| 8 (83170) 44849
| Форма проведения
| Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
| Цель программы
| Создание условий для оздоровления и отдыха подростков, предоставления им возможностей для самореализации в познавательной, творческой и трудовой деятельности
| Форма проведения
| Краткосрочная, адаптированная
| Специализация программы
| Спортивная, экологическая, духовно-нравственная, игровая, трудовая направленности
| Сроки реализации
| С 02.06.2014г. по 23.06.2014 г.: 14 рабочих дней
| Место реализации
| МБОУ Дуденевская СОШ
| Официальный язык программы
| русский
| Общее количество участников (за лето)
| 25 детей за смену
| География участников
| Учащиеся МБОУ Дуденевской СОШ
| Условия участия в программе
| Договор с родителями детей - участников программы.
| Краткое содержание программы:
| Программа «Путешествие по Волшебной реке» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет и включает в себя 5 направлений:
спортивно-оздоровительное
трудовое
экологическое
духовно-нравственное
игровое
В программе определены цели и задачи, направленные на оздоровление и развитие познавательной, творческой и трудовой деятельности у детей
|
2. Пояснительная записка
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Спортивно - оздоровительный лагерь «Чайка» основан на базе МБОУ Дуденевская средняя общеобразовательная школа, которая в свою очередь расположена в с. Дуденево Богородского района, Нижегородской области. Школа находится в экологически чистой зоне, в довольно живописном месте. Недалеко от школы имеется искусственное озеро с родниковой водой, лес, протекает река Ока. Учредителем лагеря является Управление образования администрации Богородского района. Лагерь комплектуется из учащихся 1-7 классов Дуденевской средней общеобразовательной школы и работает в одну смену. На территории лагеря имеется пришкольный участок, спортплощадка, спортзал, место для линейки, игровая комната, спальные комнаты, умывальники, столовая, моечные для ног. Спальни и игровая комната оснащены коврами, детской мебелью, постельными принадлежностями и другим оборудованием в соответствии со всеми гигиеническими нормами.
Приоритетными направлениями деятельности лагеря являются:
спортивно-оздоровительное
трудовое
экологическое
духовно-нравственное
игровое
Цель программы: Создание условий для оздоровления и отдыха подростков, предоставления им возможностей для самореализации в познавательной, творческой и трудовой деятельности
Задачи программы
1. Целенаправленное укрепление здоровья детей, восстановление их физических и духовных сил.
2. Ознакомление детей с жизнью растений и животных-соседей по планете (посмотреть, как живет муравейник, послушать как поют птицы в лесу, определить какие птицы и растения, деревья есть в нашей местности и т.д.)
3. Раскрытие творческих способностей, свободного воображения и фантазии.
4. Овладение навыками поведения в окружающей среде (умение составить букет, не ломать ветки в лесу, поднять птенца, выпавшего из гнезда, не оставлять мусор после себя в лесу, не разрушать муравейники и т.д.)
5. Воспитание общечеловеческих ценностей: жизнь и здоровье человека - высшая ценность; высшие духовные ценности: добро, красота, любовь, вера, надежда, родная культура, экологические ценности: родная природа, семья, труд, общественное благо: права и обязанности, любовь к Родине, естественная потребность ее оберегать, защищать.
6. Привитие детям основных жизненно необходимых трудовых навыков в разнообразных видах деятельности
Ожидаемые результаты.
В течение пребывания в лагере дети восстановят и укрепят свое здоровье. У них сформируются ценностные ориентации, т.е. появится интерес к истории своего края, культуре, природе. У ребят разовьются такие позитивные качества личности, как чувство сопереживания к различным объектам природы, выработаются практические навыки и умение вести себя в природе так, чтобы не причинять ей вреда. Ребята приобретут санитарно-гигиенические навыки, необходимые для укрепления здоровья: умываться и чистить зубы по утрам, ежедневно заниматься зарядкой, мыть руки перед едой и ноги перед сном, одеваться в соответствии с погодой и своей деятельностью, если жарко, то на голове должна быть светлая косынка или кепка.
У ребят разовьются творческие способности: умение составлять букет из цветов, аккуратно убрать свое спальное место, уметь описать, что они увидели в лесу во время экскурсии, передать свои ощущения, когда они слушали щебет птиц и т.д.
У ребят усовершенствуются навыки поддержки добрых взаимоотношений в коллективе: умение уступать, быть терпимым друг к другу, не шуметь и не толкаться в столовой, около умывальника, не шуметь, если спят товарищи и т.д.
Трудовая направленность формирует такие навыки у детей, как уход за одеждой и обувью, уборка помещений от мусора и пыли, создание уюта.
Трудовая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к лагерю территории.
3. Концептуальные основы
Основным направлением программы является спортивно-оздоровительное, направленное на овладение детьми основами физической культуры и здоровьесбережения не только в режиме учебного года, но и в период летних каникул.
В имеющихся исследованиях по данной проблеме - Ю. Н. Григоренко, Ю.П.Кудинова, Я. Г. Пленнер говорится, что в условиях летнего оздоровительного лагеря для работы, направленной на овладение школьниками основами физической культуры необходимо решение следующих задач:
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
совершенствование приобретенных и обучение новым жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
возрастные особенности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Одной из важнейших задач осуществления воспитательной работы в лагере с дневной формой пребывания является организация двигательной активности детей, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющий их естественную потребность в движениях.
Основные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, организованного на базе общеобразовательного учреждения, по продолжительности, формам и содержанию могут быть распределены на следующие группы:
утренняя гимнастика;
игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты;
массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.
Общей особенностью этих мероприятий и важнейшими условиями их проведения являются: отсутствие принуждения, преимущественно игровая направленность, свобода выбора места и времени проведения.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Путешествие по Волшебной реке» с дневным пребыванием опирается на следующие принципы:
1.Принцип деятельностного подхода предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
2.Принцип внимательного отношения к успехам каждого ребенка предполагает создание для каждого ребенка ситуации успеха: за победы в конкурсах, состязаниях, играх, за достижения и успехи дети отмечаются (награждаются) на отрядном и общелагерном уровнях. 3.Принцип здоровьесбережения.
Программа лагеря «Путешествие по Волшебной реке» имеет ряд объективных факторов, которые определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата.
Изменение позиции ребёнка – разрушение прежнего стереотипа поведения по отношению к своему здоровью.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии - закаливание, подвижные игры на свежем воздухе.
4. Нормативно-правовое обеспечение программы
Конституция Российской Федерации (с поправками от 30.12.2008).
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (с изменениями).
Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Приказ МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».
Методические указания МУ 2.4.6.665-97 «Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков» (утв. Минздравом РФ от 14 апреля 1997 г. N 7).
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010г. №25 «Об утверждении СанПиНа 2.4.4.2599-10».
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2011 №22 «Об утверждении СанПиНа 2.4.2.2842 – 11».
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-гигиенического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (утв. Главным инспектором безопасности дорожного движения и Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 21 сентября 2006г.).
Устав МБОУ Дуденевской СОШ Богородского района Нижегородской области
Программа летнего оздоровительного лагеря «Путешествие по Волшебной реке»
5. Содержание программы.
В основу воспитательной работы оздоровительного лагеря «Чайка» положена идея игры-путешествия по волшебной реке. Она реализуется через игру, способную развить детскую любознательность, вовлечь их в активное освоение и изучение окружающего мира. Игра включает в себя путешествие по реке Оке с самыми разнообразными стоянками (мероприятиями), отдыхом на островках (тематические дни). В лагере два отряда. Каждый из них будет корабликом со своим экипажем. Помогает в путешествии, сопровождает детей птица, живущая на реке - чайка. Каждый день работы лагеря ребята посещают определенный остров, т.е. каждый день посвящен определенной тематике. Это одна из давних традиций нашего лагеря. Путешествуя по волшебной реке, ребята посетят 'пять островов.
1."Остров мастеров"
Девиз: «Уменье и труд все перетрут».
На этом острове ребята будут заниматься трудовыми делами, помогать в оформлении трудовой комнаты, лагерного уголка, места для линейки. Будут принимать участие в конкурсе поделок из природного материала, сборе лекарственных трав и т.д.
2. Экологический остров.
На этом острове ребята, участвуют в операциях "Друзья Айболита", "В гостях у Флоры и Фауны", собирают композиции и букеты из цветов, совершают экскурсии в лес, слушают щебет птиц и т.д.
3. Остров Светофорика.
Девиз: «Знай правила движения как таблицу умножения».
Здесь ребята будут изучать ПДД в Форме игр Светофорика, конкурса рисунков, участвовать в соревнованиях "Безопасное колесо", слушать беседы о травматизме.
4. "Остров спартанцев".
Девиз "Сильные! Ловкие! Смелые!"
На этом острове ребят будет ждать Робинзонада, День Спорта, праздник Нептуна, Веселые старты, различные соревнования.. Здесь ребят будут закаливать свой организм, играть в подвижные спортивные игры на свежем воздухе, делать каждый день зарядку.
5. .Остров "Веселых затейников". Девиз: «Игра - дело серьезное"
На острове ребята будут разучивать разнообразные песни, игры, участвовать в конкурсах, в работе киноклуба. В отборе содержания, форм и методов работы присутствует дифференцированный подход, совокупность возрастного, индивидуального и полового подходов 6. Принципы реализации программы
Программа реализуется на следующих принципах: свободы выбора и многообразия видов деятельности, стимулирование творческой активности; непрерывности., преемственности и взаимодополнения различных форм организации досуговой деятельности; создание необходимых условий для физического развития ребенка, укрепление его здоровья; принцип учёта возрастных особенностей; демократии и гуманизма; развития национальных и культурно-исторических традиций; инициативы и самодеятельности; личностный принци, учета интересов детей.
Механизм реализации.
Программа реализуется всей логикой воспитательной деятельности лагеря. В ней
мы выделяем несколько периодов.
1 . Организационный период.
Его цель: адаптация детей, их подготовка к жизни в лагере. Ребят распределяют по отрядам, они знакомятся друг с другом, с воспитателями, в экипажах распределяются поручения, разучиваются речевки, отрядные песни, оформляются отрядные уголки. Этот период длится 3-4 дня и заканчивается торжественный открытием лагеря.
2. Основной период. В течение его проводится вся основная работа, претворяется в жизнь программа деятельности лагеря. Этот период проходит в два этапа. I этап- развертывание воспитательной деятельности. Длится 3-5 дней. В это время проводятся ключевые праздники в лагере, основные отрядные мероприятия. II этап- свертывание деятельности. Идет более спокойная работа по интересам, кружковая деятельность.
3. Заключительный период. Это завершающий этап в реализации программы. Ребята подводят итоги своего трехнедельного путешествия по волшебной реке, постепенно готовятся к кризису расставания, составляют рассказ "В лагере мне понравилось……». Режим работы лагеря "Чайка". 8:00 – 9:00 - Сбор.
9:00 – 9:15 – Зарядка.
9:15 – 9:30 – Линейка.
9:30 – 10:00 – Завтрак.
10:00 – 12:00 – Работа по плану.
12:00 – 13:00 – Занятия по интересам.
13:00 – 13:30 – Обед.
13:30 – 15:30 – Сон.
15:30 – 16:00 – Полдник, Линейка.
16:00 – Уход домой.
Таким образом, лагерь работает с 9:00 до 16:00, затем дети уходят домом, т.к. лагерь с дневным пребыванием. Выходные дни - суббота и воскресение.
Законы лагеря.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Будь веселым, активным, бодрым!
Не бросай друзей в беде!
Не обижай малышей!
Береги свой край родной. За несколько лет работы летнего лагеря "Чайка" в нем сложились свои традиции Это тематические дни, дни здоровья, сбор лекарственных трав, конкурсы букетов, походы по родному краю, возложение цветов к памятнику, погибшим односельчанам. Каждый день в лагере начинается и заканчивается линейкой, у каждого отряда-экипажа есть свое название, девиз и песня.
Экипаж (отряд) называется «Парус». Девиз: "Только смелым покоряются моря". Песня "Бескозырка белая".
Экипаж (отряд) называется "Маячок". Девиз: "Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде". Песня: "Нам нужны такие корабли на море...". В лагере есть своя речевка с которой мы ходим в походы. «Раз, два
Три, четыре!
Речка 6лизко'? Речка здесь!
Лодок много? Лодки и есть?
Как команда? Молодцы!
Мы шагам дружно
Нянек нам не нужно?
Парус выше поднимай
Песню громче запевай? Вся деятельность по осуществлению программы отражается в лагерном уголке, где имеются режим работы лагеря, его Устав, список лагеря, перспективный план работы и план на каждый день, лагерная песня, карта путешествия по волшебной реке, где отмечены стоянки и острова, экран соревнования между экипажами. В отрядных уголках, записаны списки экипажей кораблей, отрядные дела, поручения ребят. Вся деятельность в лагере строится на соревнованиях экипажей, которые проводятся в системе. Ежедневно по каждому виду деятельности будут проводиться подведения итогов. Оценивается всё: порядок, дисциплина, степень активности и участие в делах, трудовые дела. В конце лагерной смены отряд, прошедший наибольшее расстояние получает сладкий приз.
Работа в лагере строится на сочетании самих ребят с творчеством воспитателей. В экипажах практикуется один раз в неделю чередование сменных поручений: капитан экипажа, старпом, боцман, вахтенный, чистюльки.
Кадровое обеспечение.
Согласно штатному расписанию в лагере работают: начальник лагеря, 4 воспитателя, 2 вожатых, технический работник.
Таким образом, педагогический коллектив лагеря состоит их хорошо «подготовленных кадров, все они профессиональные опытные педагоги, высококвалифицированные и отлично знающие свое дело.
Высший коллегиальным органом в лагере является педсовет, состоящий из начальника лагеря и педагогических работников лагеря. В течении лагерной смены проводятся три заседания педсовета. Их повестки: задачи работы лагеря на смену, утверждение плана на смену, закрепление воспитателей и вожатых за отрядами, о единстве педагогических требований к ребятам, о сохранности их жизни и здоровья, о соблюдении прав ребенка в лагере, подведение итогов выполнения программы лагеря и лагерной смены.
Начальник лагеря обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, утверждает правила внутреннего распорядка в лагере, издает приказы по лагерю и pегистрируют их в специальном журнале. Осуществляет управление программой деятельности в соответствии с планом работы. Он утверждает должностные обязанности работников
лагеря, знакомит их с условиями труда, проводит инструктаж по ТБ персонала лагеря, утверждает график работы персонала, организует учет детей и работников в лагере. Он создает все необходимые условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы, несет ответственность за содержание работы с детьми, отвечает за организацию питания.
Ответственность за жизнь и здоровье детей, находящихся в лагере, их полную безопасность несут начальник лагеря и персонал. Все работники лагеря строго соблюдают дисциплину, правила внутреннего распорядка.
№ п/п
| Фамилия
имя
отчество
| Должность в школе, стаж, квалификационная категория
| Должность в лагере
| Образование,
опыт работы
| Опыт
работы в
лагере
| 1
| Морковкина Любовь Геннадьевна
| Учитель начальных классов, 28 лет, высшая категория
| Начальник
лагеря
| Высшее педагогическое
28 лет
| 28 лет
| 2
| Клочкова Ольга Анатольевна
| Заместитель директора по воспитательной работе, 8 лет, 2 категория
| воспитатель
| Высшее
8 лет
| 5 лет
| 3
| Киверина Ирина Васильевна
| Учитель математики, 39 лет, 1 категория
| воспитатель
| Высшее
педагогическое
29 лет
| 10 лет
| 4
| Тихомирова Наталья Юрьевна
| Учитель русского языка и литературы, 19 лет, высшая категория
| воспитатель
| Высшее
педагогическое
19 лет
| 19 лет
| 5
| Тихонова Ольга Алексеевна
| Учитель физики, 38 лет, 1 категория
| воспитатель
| Высшее
педагогическое
38 года
| 10 лет
| 6
| Германов Иван Андреевич
| учитель физкультуры, 4 года, 1 категория
| воспитатель
| Высшее педагогическое,
4 года
| 4 года
|
8. Инфраструктура лагеря Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
«Чайка»
ДК с. Дуденево
Библиотека
с. Дуденево
ГУ ФОК «Победа»
г. Богородск
9. Материально-техническая база
Наименование
| Количество
| Здание учреждения
| 1
| Классные комнаты
| 1
| Комната отдыха
| 2
| Спортивная площадка:
футбольная площадка
баскетбольная площадка
волейбольная площадка
лабиринт уличный
| 1
| Спортивный зал
| 1
| Санузел
| 2
| Гардероб
| 1
| Пищеблок
| 1
| Спортивный инвентарь:
теннисный стол
мат
мяч футбольный
мяч волейбольный
мяч баскетбольный
скакалка
обруч
кегли (набор)
мяч теннисный
бадминтон
кольцеброс
|
1
10
12
4
6
25
10
2
4
4
4
3
| Настольные игры:
хоккей
конструктор
шашки
мини баскетбол
колесо фортуны
и др.
|
1
5
3
1
5
| Технический инвентарь
Кухонное оборудование и посуда
| В достаточном количестве
В достаточном количестве
| Компьютер
| 1
| Проектор
| 1
| Экран
| 1
| Телевизор
| 1
| ДВД - приставка
| 1
| Музыкальный центр
| 1
| Канцелярские принадлежности
| В достаточном количестве
| Медицинская аптечка
| 1
|
Список использованной литературы.
Положение о лаг ере с дневным пребыванием.
Авсеенко, Н.Л. Создаем конкурентную среду в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости / Н.Л. Авсеенко //Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.66-67.
Азбука вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха / авт.-сост.: Е.М. Шпоркина. - Н. Новгород: Изд-во «Педагогические технологии»,2009.
Аракелян, Ю.А. Территория лета – легко, если ты активный! / Ю.А. Аракелян, Т.В. Тютина [О новых педагогических формах работы в летнем лагере: школа креативной активности, союз физической активности, союз творческих сил и т.д.] // Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.211-216.
Вараксин В.Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей: пособие для работников детских оздоровительных центров / В.Н. Вараксин [Рекомендации для овладения навыками общения с подростками, о воспитании многогранной творческой личности; методика составления планов работы отряда и создания отрядных уголков: описание различных развивающих игр].- М.: Школьная пресса , 2006.
Игротека вожатого / авт.-сост.: Е.М. Шпоркина. - Н. Новгород: Изд-во «Педагогические технологии», 2008.
Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен / авт.-сост.: А.П. Гузенко, О.В. Караваева, Л.В. Юров, Е.В. Васильев [Из опыта работы Всероссийского детского центра «Орленок»]. - Волгоград: Учитель,2007.-282с.
Киселев, Е.В. «Волна отношений» в детском оздоровительном лагере / Е.В.Киселева, Н.Н.Киселев [О налаживании эмоционального взаимопонимания в оздоровительном лагере] //Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.260-262.
Лето больших надежд: Система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2006 году / Е.Л. Родионова.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2006.
Можейко, О.В. Организация аналитической работы с детьми во временном детском объединении: методическое пособие для педагогов. Ч.1. /О.В. Можейко. - М.: АПКиПРО,2009
|
|
|