Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Проектная работа на уроках литературы и во внеурочное время


Скачать 50.38 Kb.
НазваниеПроектная работа на уроках литературы и во внеурочное время
Дата28.04.2016
Размер50.38 Kb.
ТипДокументы

Проектная работа на уроках литературы и во внеурочное время

Передериева Галина Анатольевна,

(missis-perederieva@yandex.ru),

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Щедровская основная общеобразовательная

школа (МБОУ Щедровская ООШ)

Чертковского района, Ростовской области

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, или метод проектов. Он нацелен на активизацию творческих возможностей личности.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Целью проектной деятельности является

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проектная методика на уроках литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.

Подготовку и защиту проекта я провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе.

На уроках литературы целесообразным, считаю, использовать исследовательский метод проекта при изучении тем об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе, М.А. Шолохове.

Чтобы привлечь учащихся к активному участию в проекте, использовала командно-групповую и самостоятельную формы работы. При создании проекта «Жизнь и творчество М.А.Шолохова» была сформирована группа, выбран руководитель и эксперт проекта. В группах распределились обязанности. Был намечен рабочий план, в который включались конкретные действия по достижению задуманных результатов. Запланированная работа заметно влияла на повышение познавательной активности детей. Мы каждый год весной выезжаем «в гости» к Шолохову, посещаем музеи станицы Вёшенской, где всё говорит о писателе. Дети изъявили желание глубже изучить творчество писателя М.А.Шолохова. Программа по литературе УМК Г.С. Меркина не предусматривает детального изучения произведений писателя. С целью активизации изучения его творчества я использовала элементы коммуникативно-диалоговой технологии, интерактивные методы. Применяла метод проблемной дискуссии. Диалогичность занятий предполагает обсуждение разных взглядов, сопоставление различных точек зрения. Спор ведёт учащихся к более глубокому восприятию произведений писателя.

Дети научились работать с энциклопедической и справочной литературой, архивными документами, словарем Донских говоров. Они узнали, что такое тын, курень, хата-мазанка и др. Все эти умения способствуют формированию ценностных ориентаций учеников, воспитанию достоинства и уважения к себе как личности, как жителя конкретного региона.

Творческий метод применяю на уроках развития речи по русскому языку и литературе, где обучающийся сможет реализоваться как личность, где ценно мнение школьника. Мне интересно узнавать, чем интересуется ученик, какие проблемы его волнуют. В 5 классе на уроке литературы после изучения темы школьники самостоятельно сочиняют басню, они не только должны осветить проблему, но и сделать вывод на морально-нравственную тему. Емелина Анна написала басню «Петух и Соловей»

На птичий двор, Как дивно он поет.

Где вечно шум и суета И тут соловушка попал на это представленье.

Привез хозяин петуха. Он посидел, немного помолчал.

Красивый, с ярким опереньем. И вдруг такие трели выдал,

Он всех пленил, очаровал. Что крики петуха ну ни в каком сравнении

От радости захлопал крыльями, С прекрасным гласом соловья.

Закукарекал, закричал. Вот так и среди нас, среди людей

Все поклонялись этому явленью. Есть петухи и есть соловушки

Вот царь, вот чудо – птица, Скромные, невзрачные, но умные головушки.

Творческий проект помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

Во внеклассной работе с творческой группой «Вдохновение» я применяю творческий проект

Такой проект не имеет определенной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В творческом проекте результаты всегда желаемые. В работе с творческой группой «Вдохновение» при написании повести «Невероятные приключения школьников на необитаемом острове» я распределяла темы, которые ребята должны были осветить свою сюжетную линию

Повесть - это развернутый, многосюжетный текст как результат совместной проектной деятельности. Участники творческой группы получили индивидуальные задания. Я попросила составить план повести, определиться, какой эпизод каждый будет описывать. Элла описывала шторм, Настя рассказала о пещере, интересной находке, Алина придумала остров, его животный и растительный мир, Владик поведал об инопланетянах.

Индивидуальный творческий проект – это открытие одаренного творческого человека.

В процессе работы дети учатся творчески мыслить, развивать воображение, применять полученные знания на уроках географии, биологии, физики.

В ходе работы над проектами дети приобретают опыт индивидуальной самостоятельной созидательной, творческой деятельности.

Обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.