Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«проектная деятельность старшеклассников как шаг в науку»


Скачать 70.62 Kb.
Название«проектная деятельность старшеклассников как шаг в науку»
Дата23.02.2016
Размер70.62 Kb.
ТипДокументы

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ШАГ В НАУКУ»

Стенгач Людмила Николаевна

МОУ «Лицей «Дубна», учитель истории и обществознания

По законам аэродинамики шмель не может летать, но он этого не знает и потому летает»
С этих слов я начну свое выступление. Потому что уверена, что только вера взрослых в силы ребенка способна сделать из него творца, Моей задачей является вовлечение в процесс научного творчества не только моих учеников, но и их родителей, что, безусловно, сработает на пользу научному проекту моих ребят.

В процессе проектной деятельности ребята совершенствуют свои знания в определенной научной области, развивают свои интеллектуальные способности, приобретают умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Идея создания такой формы деятельности учеников позволит повысить самооценку детей, комфортность их самореализации.

Лицейскому ученическому научному обществу нашего лицея уже 3 года, за этот период были созданы десятки исследовательских работ. Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности лицея «Дубна». У нас сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и создание авторских учебных программ, работа факультативов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. На сегодняшний день накоплен серьёзный опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школьном ученическом научном обществе (УНО). УНО лицея было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения
Такая форма работы позволяет избегать «эффекта выученной беспомощности», когда ученик неоднократно убеждается в неподконтрольности ситуации, в невозможности что-либо изменить своими действиями и отказывается от поиска, переходит в вечный пассив. Такой ученик исполнителен, послушен и… неинтересен. Он боится «ошибиться», «не угадать», а потом и «не угодить».

На мой взгляд, нет ничего хуже, чем беспрекословное подчинение ребенка взрослому. Он рождает страх быть осмеянным, страх осуждения. Страх быть виноватым и подвергнуться наказанию. Эти качества могут сделать нового человека беззащитным в реально опасной для него ситуации. Почему? Потому что взрослые часто не видят в нем личность и не уважают ее право мыслить…

На заседаниях УНО мои ученики получают возможность отстаивать свою точку зрения, главное – чтобы в их словах была логика, доказуемость, чтобы они были подкреплены знаниями. Здесь происходит творческое взаимодействие учеников друг с другом, которое трудно переоценить. Причем, тема заседания – это не всегда итог изучения какой-то темы. Она может возникнуть и спонтанно, как реакция на услышанное, увиденное. Таким весьма полезной и удачной стала для нас беседа после демонстрации по TV программы «Гастарбайтеры» или после прочтения ряда статей по теме «Дети индиго», «Полевое общение» и др.

Как писали Боуден и Мэртон: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».

На протяжении нескольких лет я вместе с моими старшеклассниками стараемся не пропускать ни одной возможности представить свои проекты на конференциях разных уровней: от городской до вузовских, региональных и всероссийских. Я наблюдаю, с каким неподдельным интересом ребята окунаются в мир науки и исследования. Думаю, что сегодня, когда подготовка к ЕГЭ занимает основное внимание и учителей, и выпускников, научно-исследовательский проект может стать настоящей отдушиной для ищущих умов. Ведь в процессе работы ребята не только работают с огромным количеством литературы, но и, что особенно важно, проводят свое социологическое исследование. Именно такая работа помогает им почувствовать вкус настоящего исследования, увидеть прикладной смысл своей деятельности.

На мой взгляд, важно не перестараться с выбором темы исследовательского проекта; она должна полностью соответствовать возрастным особенностям ученика. Странно слушать подростка 14-16 лет, представляющего проект о разводах и советующего, как правильно надо вести себя в этой ситуации. Поэтому главное – чтобы первый посыл в выборе темы принадлежал ученику, а не учителю. Важно помнить, что проект направлен на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Ученица 10 класса Пискарева Виктория второй год работает над проектами, посвященными роли СМИ в жизни молодых людей. В прошлом учебном году она исследовала, какую роль в жизни подростков играет мобильный телефон и убедила ребят в особой важности вербального общения. В этом году тему своего проекта она сформулировала как «Можно ли безоговорочно доверять СМИ?» Проведя целую серию опросов, обработав их, девушка сделала вывод о том, что интернет более предпочтителен, чем телевидение, но и здесь надо пользоваться информацией по принципу «доверяй, но проверяй». Проект Виктории занял I место на городской научно-практической конференции школьников и вышел во II тур конкурса школьных проектов в Высшей школе экономики. На заседаниях члены нашей секции УНО «КЛИО» не просто слушают проекты, но и обсуждают их слабые и сильные стороны; работают «черные» и «белые» оппоненты. Особенно ребятам нравится ситуация, когда им приходится отстаивать не свою собственную, а противоположную точку зрения. И они обязаны найти весомые доказательства в ее поддержку. Таким образом они учатся слушать и слышать своих оппонентов, уважать мнение другого человека. Например, именно так активно прошло наше занятие на тему «Суд над декабристами».

Когда ученик начинает заниматься проектированием с самого начала обучения в лицее, вдвойне интересно наблюдать за тем, как растет качество исследования, меняются подходы к нему, «взрослеют» выводы. На уже упоминавшейся мной традиционной городской научно-практической конференции школьников 2012 года мои ученики представили проекты по следующим темам: «Товары Гиффена. Проявление парадокса Гиффена в Дубне», «Особенности социализации детей в годы Великой Отечественной войны», «Воспитание межличностной толерантности. Проблема отцов и детей.», «Политическая активность современной российской молодежи», «Можно ли безоговорочно доверять СМИ?» И все они стали победителями. Ребята сами придумывают вопросы анкетирования по своим темам, проводят его. Но, конечно, этому предшествуют длительные беседы на семинарах в классе. Кстати, огромной сложностью является заставить не только учеников, но и их родителей критически оценивать новостные программы, да и просто смотреть и обсуждать их со своими детьми. Но именно такие семейные проекты становятся наиболее интересными и нужными для ребят. Этот учебный год стал победным для многих членов УНО «КЛИО». Шесть проектов вышли во 2 тур конкурса им. Вернадского, пять – стали лауреатами в конкурсе проектов, проводимом ВШЭ. Басс Полина и Кучма Ирина удостоились чести представить свой проект «Угличское дело» на Всероссийском конкурсе им.Вернадского в апреле 2012 года. Тема этого проекта логически проявилась после нашего занятия «Борис Годунов. Белое и черное».

В прошлом году очень успешным оказался проект «Сравнительный анализ безработицы в Дубне, Дмитрове и Зарайске» вместе с учеником 11 класса Кивалиным Павлом. В работе нам помогали и Службы занятости этих городов, и работники городских администраций, а, значит, автор работы увидел, что его труд не напрасен, что он имеет выход. Кроме того, проект был направлен на конкурс, который проводит ВШЭ и региональный этап конкурса им. Вернадского. На всех уровнях проект был оценен как перспективный. Павел сейчас уже студент экономического факультета Академии им. Плеханова, и он не забыл свою работу, положив ее в основу своей курсовой работы. На мой взгляд, именно ради такой преемственности и стоит заниматься научным проектированием, это и есть непрерывная траектория образования. И это не единичный случай. А девушка, работавшая над проектом «Можно ли доверять СМИ?» готовится поступать на факультет рекламы в ВШЭ.

Поверьте, как бы красиво мы не рассказывали нашим ученикам о том, как надо работать над проектом, мы не зажжем их желания сделать это, пока наши юные реалисты не увидят, что эта работа имеет практическую ценность. Сейчас мои ребята очень заинтересованы в участии во всевозможных вузовских конкурсах: «Покори Воробьевы Горы!», конкурс им. Вернадского, «Три шага до мечты», который проводит МГИМО. Закончена работа над сложным, на мой взгляд, проектом по теме «Способность человека к справедливости делает демократию возможной, но его склонность к несправедливости делает ее необходимой» (одна из тем, предложенных в конкурсе ученических проектов МГИМО). Казалось бы, тема больше теоретическая, ее сложно привязать к практике… Но последние события в стране заставили нас и пересмотреть свое отношение к теме, и более пристально взглянуть на многие вещи. Авторы проекта много общались и с футбольными фанатами, и с ребятами «кавказской национальности», которые учатся в Дубне, и с представителями городской власти и политических партий не только в Дубне, но и в Кимрах, Киржаче, Талдоме. Для некоторых это были первые встречи с реальной политикой. А мне очень приятно, что в условиях «натаскивания» к ЕГЭ у моих учеников есть возможность творить.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение всего учебного года, не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, о том, что многие ученики помимо школы посещают и другие учебные заведения (музыкальные, спортивные секции, кружки). Так или иначе, школа действительно может рассматриваться, как зона риска, если она будет игнорировать детоцентризм в организации своей деятельности, личностно ориентированный подход в обучении и разумное дозирование домашнего задания. Традиционная организация образовательного процесса создает у ребят постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате такая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
В настоящее время широкое распространение получает использование элементов продуктивного обучения (проектов) как во внеурочной деятельности, так и непосредственно в образовательном процессе. Владение методикой работы над проектом является неотъемлемой частью подготовки современного выпускника школы. И чем раньше он познакомится с проектной деятельностью, тем больше шансов у него добиться значительных результатов и в последующей профессиональной деятельности.

Подобная работа не только повышает престиж знаний, но и культуру общения молодых людей; развивается личность ученика, формирует у него навык критического мышления, что, безусловно, важно в будущей адаптации наших выпускников в жизни. Они выходят из стен лицея уверенными в своих силах, получившие первый навык деловитости, что, безусловно, обогатит их социальный опыт. А, значит, школа выполнит свою основную задачу – не только образование, но и воспитание подрастающего поколения, продолжение процесса его социализации.