Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Приобщение детей к традиционной народной культуре в театральной студии


Скачать 107.57 Kb.
НазваниеПриобщение детей к традиционной народной культуре в театральной студии
Дата23.04.2016
Размер107.57 Kb.
ТипДокументы

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Приобщение детей к традиционной народной культуре в театральной студии»

выполнила

Каракенова Фавзия Фахрисламовна педагог дополнительного образования

 

с.Исянгулово - 2015

Введение
Театр — это волшебный край, в котором ребёнок

радуется, играя, а в игре он познает мир.

С.И. Мерзлякова
Одним из важнейших направлений деятельности в дополнительном образовании является изучение традиционного национального искусства народов нашей страны и региона.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях….» [9, C.253]. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «…мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития. Речь идет о воспитании внимательного и ответственного отношения к родному - родной земле, родному языку, родному народу» [9, C.253].

Цель моей работы заключается в описании опыта педагогической деятельности по приобщению детей к национальной культуре, развитию интереса к устному народному творчеству, через театральную деятельность.

Задачи:

- рассмотреть понятия пословица, поговорка, сказка;

- познакомить с особенностями изучения устного народного творчества с детьми в театральных студиях.

Приобщение детей к традиционной народной культуре

в театральной студии

Среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и развития ребенка. Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и изобразительного рядов, оказывается чрезвычайно созвучной детским формам самовыражения и коммуникации - специфической системе “детского языка” [3].

Термин «приобщение» трактуется в толковых словарях как «привести в общение с чем-нибудь, включить, присоединить», «дать возможность включиться в какую-то деятельность, сделать участником чего-либо». Использование данного понятия в организации педагогического процесса отражает реализацию комплексного подхода к ознакомлению с изучаемым материалом, его систематическому освоению, к включению детей в различные виды совместной деятельности. В этом случае, ребенок  целенаправленно включается в воспитательный и педагогический процесс, приобретая необходимые знания и навыки гораздо быстрее и эффективней, чем при фрагментарном не связанном между собой использовании фольклорного материала.

Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, а жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа и показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народа и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

В дополнительном образовании ярким примером является использование устного народного творчества на занятиях в театральных студиях. Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Подготовка театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества для юных актеров.

Педагоги театрального направления ДЮЦ прилагают максимум усилий, чтобы приобщать своих воспитанников к народной культуре. Большое внимание уделяется фольклору. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя, детей с поговорками и пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Через пословицы и поговорки у детей формируются основы национального самосознания и любви к отечеству, развивается интерес к исконно русским традициям, положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное отношения к его результатам, закладываются основы художественной культуры, обогащается русская речь, расширяется словарный запас.

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Обычно пословицы и поговорки рассматриваются как одинаковые понятия, хотя между ними есть явные отличия. Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо.

В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как - «Семь пятниц на неделе»; «Положить зубы на полку»; «С корабля на бал», «За словом в карман не лезет» - это и есть поговорки.

Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр и являются «золотым запасом» русского языка.

Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом.

Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, едко и остроумно высмеивает народ в них своих врагов, а также пристыжает такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность. Например: «На чужой роток не накинешь платок», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Добрая совесть - глаз божий».

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук: «Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит», «В иных руках и горсть пыли в золото превращается»

Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Тема природы является одной из значимой в воспитании детей. Природа, не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах: «Дуб - батюшка, Волга - матушка», «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд», «Ржаной хлебушко – калачам дедушка».

Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому необходимы наглядные средства. Для детей младшего дошкольного возраста, знакомство с пословицами нужно начинать с самых простых, сопровождая иллюстрациями, в среднем и старшем возрасте - в интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. А каждая игра может сопровождаться пословицей или поговоркой. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. 

Наряду с этим важная роль отводиться сказке. Как же театр может обойтись без нее? Дети очень любят сказки, любят работать над ними на сценической площадке. У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством  влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.). 

Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории. Сказка является  отражением человеческой культуры.

Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа. В Кузбассе проживают люди различных национальностей. Поэтому мы изучаем сказки не только русского народа, но и татарские, украинские, сказки коренных жителей Кемеровской области и др. Затем воплощаем их на площадке в постановках студий.

Познавательное значение народной сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.

Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.

Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением, т.е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.

Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.

Система работы по воспитанию нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется. Работа с учащимися ведется по следующим формам: чтение сказок, рассказывание сказок, просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам, проведение досугов народных праздников, драматизация сказок, игровые занятия, комплексные занятия, самостоятельная игровая деятельность детей, самостоятельная продуктивная деятельность детей, посещение драматического театра.

Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг «Бабушкины сказки».

Заключение

Таким образом, занятия в театральной студии приобщают детей к традиционной народной культуре.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию учащихся. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Литература

1. Ариарский М.А.  «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления». – СПб.:  Арт-студия «Концерт», 2008. – 791 с.

2. Виноградов Г.С. «Этнография детства и русская народная культура в Сибири». М., 2009. - 896 с.

3. Захарченко М.В. «Народная традиционная культура в системе образования»// Философия педагогики. -  http://www.portal-slovo.ru

4. Костина А.В. «Традиционная культура: к проблеме определения понятия»// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»/№4 2009. – культурология. - http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina

5. Колинько И.В. «Культурное многообразие России как составная часть всемирного наследия»//«Аналитика культуры».-26-Сентября-2007. -   http://analiculturolog.ru/

6. Кармин, А. С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А.С. Кармин // Вопросы философии. – 2006. – №2. C.56.

7. Мехнецов А. М.  «Программные цели и задачи в деле сохранения основ народной традиционной культуры» // «Русский фольклорный союз». -  2007. - http://www.folklore.ru/

8. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка/-М.,1937.

9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с., с.253.