Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Приложение Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки»


Скачать 101.58 Kb.
НазваниеПриложение Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки»
Дата17.02.2016
Размер101.58 Kb.
ТипИнструкция

Приложение
Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся ,кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке, и отметьте их крестиком.

Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.

Для коррекции образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.

Развитие способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать.

Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.

Инструкция. «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом». Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Развитие мыслительных способностей детей 6 лет Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;

2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;

3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;

4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;

5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;

6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;

7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;

8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;

9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;

10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. «Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным.

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие. Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них определённые фигурки идентичные друг другу.

Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».

Детям раздаются таблицы с рисунками. 10 рядов по 5 картинок. Даётся инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

В индивидуальных занятиях нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.

Для развития логического мышления использовались развивающие упражнения Л.Г. Петерсон. Детям предлагается незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.

  • Для коррекции распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца».

Для проведения занятия необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)

Игровая методика для активизации речи.

Предлагаемая игровая методика является средством развития мышления, речи и воображения.

«Где чье место?»

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Стимульный материал.

Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).



Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.



Игровое задание.

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Задачки на логику

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках.

Жираф жил не в красном и не в синем домике.

Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?
Три рыбки плавали в разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом.

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Жили-были три девочки:

Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?

Кого из них как зовут?
У Миши три тележки разного цвета:

Красная, желтая и синяя.

Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.

В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.

В желтой - не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
Развития операции систематизации.

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой - наименьшие).



Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних рядах и колонках.

Инструкция. «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? «Объясни почему?

Задание. Развитие, умения у ребенка способность изменять существительные по числу. После привлечения внимания ребенка скажите: «Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: «игрушка», а ты должен сказать: «игрушки». Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок. Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок. Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа «Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать». Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: «Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?»

Задание. Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите составить последовательность и рассказ.

Задание. Операция «Анализ».

Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни. Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего. Противоположной операцией является операция «Синтез», когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

Задание. а) «Сходство и различие»

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь День – ночь

Лошадь - корова Дерево – куст

Телефон - радио Помидор – огурец

Самолет - ракета Стол - стул

б) «Поиск противоположного объекта»

Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции «съедобное - несъедобное», «полезное - вредное» и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

в) «Поиск аналогов».

Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше «аналогов», т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

Задание. «Составить предложение из трех слов».

Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

Задание. Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

- стол, стул, шкаф - это...

- собака, кошка, корова - это...

- чашка, блюдце, тарелка - это...

- василек, ромашка, тюльпан - это...

Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.

- Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

Определения

Ребенку предлагается отвечать на вопрос «Что такое?» по поводу предметов. Что такое стул?

- Это на четырех ножках.

- Значит, наша кошка - это стул?

- Нет, стул деревянный.

- Значит, стол - это стул? И т.д.

Задание.

Определение понятия».

Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенного признака, без которого нет нужного обобщения. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.

- Кошка - живая. Это животное.

- Птица - это животное?

- Нет, птица на двух ногах.

- Корова - это кошка?

- Нет. Кошка - животное на четырех ногах, которое мяукает и живет дома.

Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу найдет ответ. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: «Что это такое?» Неумение обозначать и пользоваться знаками - это незрелость интеллекта и психики.

Задание. «Нахождение возможных причин»
Сформулировать какую-либо ситуацию: «Мальчик упал и расшиб колено». Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.

Задание. «Социализация речи».

Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. «Этот ему как даст. И побежал... Бах - трах! Ноги из ямы. А глаза-то! Если не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.

Задание. Особенности памяти ребенка можно развивать, предложив ему ряд заданий.

А) Логическая, смысловая память

Подбираются 10 пар слов. Например: луч - солнце, железо - сталь, елка - ветки, год - месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма - не менее 60%.

Б) Попробуйте тот же опыт, но со словами, логически не связанными: кнопка - книга, лампа - стена, дрова - краска.

После проведения коррекционной работы мы проводили дополнительное обследование детей. Здесь мы приводим таблицу дополнительного обследования.