Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)Цель:
Обобщение знаний учащихся по написанию безударных гласных, парных звонких и глухих согласных;
Обучение определению темы и целей урока, умению самостоятельно делать выводы по теме, применять полученные знания для грамотного письма при самостоятельной работе.
Развитие орфографической зоркости и внимательности.
Воспитание уважительного отношения к родному языку.
Материалы и оборудование: Ход урокаI.Орг. момент.
1) Погружение в урок.
- Так как у нас сегодня урок необычный, то и гости у нас необычные, сказочные. Кто это? ( Незнайка, Пилюлькин, Знайка)
Приложение 2- Из какого произведения эти персонажи? Кто его автор?
("Приключения Незнайки и его друзей", автор Николай Носов.)
- Кто знает, на чём Незнайка с друзьями отправился в путешествие?
( на воздушном шаре)
- Чтобы наш шар взлетел, надо наполнить корзину знаниями.
2) Массаж
- выполним перед работой разминку ( выполняют массаж с помощью массажных мячей с проговариванием слов)
Чтобы хорошо писать, надо пальчики размять,
А теперь ладошки потрём ещё немножко.
Ушки тоже не забудем,
Разминать их дружно будем.
Шейку помассируем, ручками подвигаем.II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
1) Чистописание. Приложение 1. Рабочий лист
Правила посадки (под счёт)
- Знайка задаёт вам задание: на какие группы можно разделить данные буквы
( гл. и согл.)
а о е и я б с в г д ж п ф к т ш з
- напишите цепочку из гласных букв :
- Что вы можете сказать об этих буквах?
( В корне слова, когда на них не падает ударение их нужно проверять)
- Посмотрите на согласные, что вы можете сказать о них? (
обозначают согласные звуки, парные по звонкости-глухости)
- назовите пары
, напишите согласные буквы попарно по звонкости-глухости:
2) По принципу деления букв сформулируйте
тему урока, опираясь на первое слово
( Правописание...
- первый запас знаний готов
3) определение целей урока
- Задание задаёт доктор Пилюлькин: на доске написаны слова: молоко, мёд, ребята, пчела.
- Прочитайте вслух слова и определите, что о
бъединяет эти слова (орфограммы в корне слова) и чем они
отличаются (разные орфограммы в корне слов -
непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные согласные)
-Используя опорные слова и схемы, назовите цель урока:
- Закрепить умение …
III. Закрепление знаний
1) Зрительный диктант
- Запишите слова по памяти, выдели орфограмму. Самопроверка (по записи на доске)
- Наш
багаж знаний пополняется, а Пилюлькин даёт вам совет: пить молоко и вместо конфет есть мёд.
Зрительная физминутка - массаж глаз (под музыку)
- снимите очки, сядьте удобно, выполняем массаж глаз.
2) Словарно-орфографическая работа. Игра "Собери слова"
- Доктор Пилюлькин предлагает поиграть в игру «Собери слова».
- Соедините половинки слов между собой так, чтобы получилось 5 слов. Назовите слова. Запишите.
1 ученик собирает слова на доске ( овощи, помидор, огурец, огород, морковь)
( самопроверка)
На какую орфограмму эти слова? Каким правилом пользуемся?
ово
|
по
|
рец
|
ого
|
мор
|
огу
|
щи
|
род
|
ковь
|
мидор
|
- Найдите словарные слова и покажите безударную непроверяемую гласную (называю слово, дети встают, ищут слово глазами, поворачиваясь)
- Как
можно назвать одним словом помидор, огурец, картофель? ( овощи)
Совет доктора Пилюлькина:
Ешьте овощи и насыщайтесь витаминами!
Пополним запас знаний!-Какая орфограмма спряталась в этих словах?
(Парная согласная,
в словах морковь, огород)
- Каким правилом будем пользоваться?
(Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный или звук н).
Одновременно с ответом детей на доску вывешиваются
опорные схемы.
- Парные согласные – самые опасные.
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй!
4)Фонетический анализ слов. Игра «Расшифруй слова»
-
Незнайка написал слова, посмотрите в чём он ошибся? ( написал так, как слышит)
- Расшифруйте его слова, если надо напишите проверочные, обозначьте орфограммы ( один ученик работает на доске)
[сат] – сад – сады
[слэт] – след – следы
-Каким приёмом подбора проверочного слова пользовались?
- Где у вас возникли затруднения при написании проверочных слов? ( в слове следы – в корне слова). - - Как называются эти орфограмма? (проверяемая безударная гласная).
- Каким правилом пользуемся?
Одновременно с ответом детей на доску вывешиваются
опорные схемы.
- Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
- Молодцы! Помогли Незнайке! Пополняем наш запас знаний.
Физкультминутка
Если в корне гласный звук – (
маршируем)Вызвал вдруг сомненье – (
поднимание и опускание плеч),
Ты его немедленно – (
маршируем)
Ставь под ударенье – (
руки на голову).
Парный смело проверяй – (
маршируем),
Гласный сразу подставляй – (
руки на пояс)5) Дифференцированная работа по степени сложности. Взаимопроверка. Оценивание. Самопроверка по образцу.- Незнайка предлагает очень интересную работу - выберите то задание, какое сможете выполнить.
- Когда сделаете, поменяйтесь местами и проверьте друг друга.
1. Запиши однокоренные слова к слову
весна, поставь ударение, выдели корень и безударные гласные, подчеркни проверочное слово.
весенний, весло, вёсны, весело, веснянка
_______________________________________________________
_______________________________________________________
2.Запиши группы однокоренных слов. Подчеркни проверочные слова.
горный, горюшко, гора, водить, вода, водяной, водный.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________! разгадай слова, запиши, подбери проверочные:____________________________________________________________________А теперь возьмите карточку розового цвета и проверьте себя. Если отметка совпала с карточкой, поставьте +
- У кого совпала отметка?
Запас пополняем!6)Деформированный текст.- Незнайка написал сочинение. Прочитайте. ( Вслух) Что он забыл сделать? ( написать заголовок, он пропустил в словах буквы)
Вставьте в слова пропущенные буквы.
Ст… ят тёплые д…ньки. Зел…неет тра..ка. В л…су по…вились первые цв…ты. Гудят жуки и мо..ки. Л..сные жители уже нашли в…сенние квартиры.
-проверим
Игра “Кто внимательный?” Если в слове гласный звук требует проверки, то хлопаем если парный согласный – руки вверх, если безударный гласный непроверяемый ударением – присесть.
Предъявляемые слова: годовой, год, голубь, голубок, дождь, дожди, дорога, лист, листок, словечко, слово.
IV.Обобщение. Грамматическое лото. Приложение 3.- Вспомним правила, которыми мы сегодня пользовались
1.Корень – это общая часть родственных слов2. Слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение называются – родственными или однокоренными.3. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение4. Чтобы проверить парные согласные в корне слова, надо:
изменить форму слова или
подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной был гласный,
или стоял звук [н]
V. Подведение итога урока. Рефлексия. - Сигнал настроения (если довольны своей работой – улыбаемся, не совсем довольны, были затруднения - задумались) ;
- Выставление отметок.
VI. Домашнее задание.- Составьте рассказ на тему «Весна»,(5-6) предложений. Подчеркни изученные орфограммы.
- Похлопаем себе за хорошую работу. Спасибо всем.
- Урок окончен.