Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Права и свободы человека и гражданина.» |
 Скачать 166.06 Kb. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брюховецкий аграрный колледж»
по дисциплине “Обществознание” Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.»
Разработала: Р.Т. Попова,
преподаватель общественных наук, юрист, филолог, педагог-психолог, «Заслуженный учитель РФ».
ст. Брюховецкая, 2012 г.
Рассмотрено цикловой комиссией
___ОГСЭД и РЯЗ__________
Председатель Ц.К. Л.В. Чернякова
«__» ________ 2012г. _______
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по обществознанию
«Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»
Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».
Дисциплина: «Обществознание».
Вид занятия: урок.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов действий (знаний, умений).
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие является 105 в перспективно-тематическом плане и 11 по теме «Право» Структура и методический инструментарий урока
Цель: формирование общих и профессиональных компетенций при изучении основ правового положения граждан.
Задачи:
— Обучающие:
сформировать знания об основных правах и обязанностях граждан;
сформировать умения классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
сформировать умения систематизировать и анализировать учебный материал по теме «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина»; сформировать умения использовать профессиональную лексику;
сформировать навыки работы с законодательными актами; сформировать умения доказательно излагать мысли.
— Воспитательные:
воспитание нравственных и деловых качеств специалиста; формирование правовой культуры;
воспитание уважения к закону, к правовым и социальным нормам;
воспитание чувства патриотизма; воспитание ответственности;
воспитание чувства ответственности за свою работу и работу членов команды.
— Развивающие:
развитие у обучающихся навыков работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни; развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать;
развитие навыков коллективной и самостоятельной работы; развитие коммуникативных навыков
развитие речи, логического мышления, профессионального интереса;
формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.
Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока — дидактической игры.
Методы и приемы:
методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);
методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);
методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);
методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос); рефлексивный метод.
Принципы:
научности обучения;
наглядности;
развивающего обучения ;
развития личности: коллективизма, сознательности и активности.
Формы организации работы на уроке:
индивидуальная;
групповая.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие: «История, логика, философия, право»
обеспечиваемые: «Обществознание» (тема 9.6. «Права и обязанности человека и гражданина»).
Обеспечение занятия:
Техническое: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности, ватман.
Дидактическое: раздаточный материал для студентов, Конституция РФ, оценочные листы.
Ход занятия
Этапы занятия
| Методические приемы и методы обучения
| Деятельность
преподавателя
| Деятельность
студентов
| 1. Организационный.
Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию
| Техническая
пятиминутка
| Техническая пятиминутка:
приветствие;
определение отсутствующих, определение готовности студентов к уроку.
Ознакомление студентов с порядком оценки работы на уроке; представление жюри из числа студентов группы
| Приветствуют преподавателя; проверяют обеспечение раздаточным материалом. Обучающиеся заранее поделены на группы, название которых еще придется выяснить им самим
| 2. Подготовка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала. Мотивация учебной деятельности.
Задача: организовать и направить деятельность студентов, подготовить их к усвоению нового материала, научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные пути ее постижения
| Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.
Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации
| Предлагает студентам обсудить высказывание Далай-Ламы XIV, касающееся прав человека (приложение 1).
Сообщает тему занятия; предлагает студентам сформулировать цель урока;
мотивирует к деятельности — сообщает план урока
1. Конституционно-правовой статус человека, гражданина. Виды статусов.
2. Конституционные принципы правового статуса личности.
3. Знакомство с классификацией прав человека.
4. Обсуждение: пословиц и поговорок, связанных с правами человека.
5. Самостоятельная работа.
6. Работа в группах. Обсуждение практических ситуаций, связанных с правами человека.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
| Слушают преподавателя;
обсуждают высказывание.
Осмысливают и записывают тему урока в рабочей тетради.
Формулируют вместе с преподавателем цель занятия.
Воспринимают ин-
формацию на слух
| 3. Усвоение новых знаний.
Задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности;
дать студентам конкретные представления по теме изучаемого вопроса
| Лекция-диалог.
Метод постановки проблемных вопросов входе изложения материала.
метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий
| Излагает теоретический материал с использованием презентации;
В ходе лекции задает вопросы студентам:
1. Каким нормативным актом регулируются основные права человека и гражданина?
2. Как взаимосвязаны между собой виды прав человека?
Комментирует представленную информацию
| Слушают преподавателя.
Отвечают на вопросы.
Важную информацию
конспектируют (при-
ложение 2)
| 4. Первичная проверка понимания студентами изученного материала.
Задача: добиться усвоения и воспроизведения изучаемого материала
| Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.
| Каждому студенту выдает карточку с пословицей или поговоркой (приложение 4);
объясняет, что у каждой команды свой вид прав человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) и необходимо по пословице или поговорке определить какой именно;
комментирует выполняемую работу;
в ходе обсуждения определяется направление каждой команды
| Определяют, к какому виду прав человека относится народная мудрость.
Высказывают внутри команды собственное мнение о конкретной поговорке, обосновывают его.
Соглашаются или спорят с мнением других студентов команды.
Представители каждой команды сообщают всей группе результаты работы и мнение команды о том, к какому виду прав относятся поговорки
| 5. Закрепление знаний.
Задача: на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.
Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях
| Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.
Иллюстрация слайдов презентации.
Групповая деятельность.
Метод учебного исследования
| Предлагает студентам каждой команды найти в Конституции РФ закрепление тех прав и свобод, которые представляет данная команда;
дает задание изобразить на ватмане свой вид прав (личные, политические, социально-экономические, культурные);
устанавливает регламент выполнения задания — 5 минут;
устанавливает критерии оценки задания и регламент ответа группы по времени;
наблюдает за ходом выполнения задания, за работой всей группы;
комментирует ответы
| Слушают преподавателя; работают с Конституцией РФ.
Представляют свои ответы; дополняют друг друга.
Слушают преподавателя.
Выполняют задание: каждая команда выступает с ответом и презентацией изображения; комментируют выполненную работу.
Обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы преподавателя.
Делают вывод на основе представленного материала
| 6. Подведение итогов урока
| Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.
Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.
Иллюстрация слайдов презентации с размещением ситуаций.
Групповая деятельность
| Предлагает студентам каждой команды обсудить практическую ситуацию, связанную с правами человека, задает вопросы по приведенной ситуации (приложение 2).
Подводит студентов к выводу из выше изложенного
| Слушают преподавателя.
Осмысливают и анализируют замечания преподавателя.
Оценивают вместе с преподавателем свою работу
| 7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задача: сообщить студентам домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность;
подвести итоги занятия
|
| Дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов (по оценочным листам);
помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов;
отмечает подготовленность студентов к занятию определяет степень достижения целей занятия;
выставляет и объявляет оценки;
сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение
| Слушают преподавателя.
Записывают домашнее задание
| 8. Рефлексия
|
| Задает вопросы:
что на уроке было новым?
что было главным?
что было интересным?
что вызвало затруднения?
| Слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них
|
Приложение 1
Высказывание Далай-Ламы XIV (духовного лидера тибетского народа):
«Когда дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым, или черным, или желтым, — все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».
Приложение 2
Ситуация 1: Студентка, в очередной раз не выполнившая домашнее задание, была задержана преподавателем и заперта в аудитории с требованием выполнить работу. Вопросы к ситуации:
Каковы права участников этой ситуации?
Каковы обязанности?
Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей.
Нарушаются ли права или обязанности участников данной ситуации?
Приложение 3
Опорный конспект
по дисциплине «Обществознание» Тема урока: «Права и свободы человека и гражданина»
Цели урока:
расширить знания об основах правового положения граждан;
сформировать представление о конституционном статусе человека и гражданина.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой________________
Конституционно-правовой статус человека и гражданина - это_____________
____________________________________________________________________ Виды статусов:
1. Общий правовой статус (конституционный) это _____________________
Специальный правовой статус — это _______________________________
Индивидуальный статус – это ______________________________________
Заполнить пробелы. Конституционные принципы правового статуса личности:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Заполнить пробелы.
Личные права включают в себя ______________________________________
Политические права включают в себя ________________________________
Социально-экономические права включают в себя _______________________
____________________________________________________________________
Культурные права включают в себя ____________________________________
Приложение 4
Группа 1
Карточка 1. «Цензура — младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция».
Карточка 2. «Без суда никто да не накажется».
Карточка 3. «Лучше виновного простить, чем невиновного наказать».
Карточка 4. «Глас народа — глас Божий». Карточка 5. * Право есть, да закона нет».
Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает». Группа 2
Карточка 1. «Кто не работает — тот не ест».
Карточка 2. «Чье поле, того и воля».
Карточка 3. «Работящий голодным не останется».
Карточка 4. «Надежда выздороветь — половина выздоровления».
Карточка 5. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет».
Карточка 6. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется». Группа 3
Карточка 1. «Не мудрено голову срубить — мудрено приставить».
Карточка 2. «Честь лучше богатства».
Карточка 3. «Мой дом — моя крепость».
Карточка 4. «Живи и жить давай другим».
Карточка 5. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил».
Карточка 6. «Только свободный гражданин имеет Отечество». Группа 4
Карточка 1. «Умел дитя родить — умей и научить».
Карточка 2. «Наука — родник учения, знания - светильник жизни».
Карточка 3. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
Карточка 4. «Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок».
Карточка 5. «Жизнь коротка, искусство вечно».
Карточка 6. «Чтобы ехать на коне - нужна уздечка, чтобы постичь науку — нужно терпение». Литература
Беспалый И. Т., Полянский В. В. Государственное право Российской Федерации: Учеб. пособие. // Федеральное агентство по образованию. - 3-е изд., перераб. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2008.
Соколов И. А. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2010.
Мухачев И. В. Конституционное право России: Учебник: В 2 т. / Под. ред. проф.М. В. Мухачева. - Ставрополь: Сервис-школа, 2007. - Т. 1.
|
|
|