Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Права и свободы человека и гражданина.»


Скачать 166.06 Kb.
Название«Права и свободы человека и гражданина.»
Р.Т. Попова
Дата03.03.2016
Размер166.06 Kb.
ТипМетодическая разработка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брюховецкий аграрный колледж»

по дисциплине “Обществознание”
Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Разработала: Р.Т. Попова,

преподаватель общественных наук, юрист, филолог, педагог-психолог, «Заслуженный учитель РФ».


ст. Брюховецкая, 2012 г.








Рассмотрено цикловой комиссией

___ОГСЭД и РЯЗ__________

Председатель Ц.К. Л.В. Чернякова

«__» ________ 2012г. _______

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по обществознанию

«Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».

Дисциплина: «Обществознание».

Вид занятия: урок.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов действий (знаний, умений).

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие является 105 в перспективно-тематическом плане и 11 по теме «Право»
Структура и методический инструментарий урока

Цель: формирование общих и профессиональных компетенций при изучении основ правового положения граждан.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать знания об основных правах и обязанностях граждан;

  • сформировать умения классифицировать конституционные права и обязанности граждан;

  • сформировать умения систематизировать и анализировать учебный материал по теме «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина»; сформировать умения использовать профессиональную лексику;

  • сформировать навыки работы с законодательными актами; сформировать умения доказательно излагать мысли.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных и деловых качеств специалиста; формирование правовой культуры;

  • воспитание уважения к закону, к правовым и социальным нормам;

  • воспитание чувства патриотизма; воспитание ответственности;

воспитание чувства ответственности за свою работу и работу членов команды.

Развивающие:

  • развитие у обучающихся навыков работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни; развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать;

  • развитие навыков коллективной и самостоятельной работы; развитие коммуникативных навыков

  • развитие речи, логического мышления, профессионального интереса;

  • формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.


Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока — дидактической игры.

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);

  • методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

  • методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);

  • методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос); рефлексивный метод.

Принципы:

  • научности обучения;

  • наглядности;

  • развивающего обучения ;

  • развития личности: коллективизма, сознательности и активности.


Формы организации работы на уроке:

  • индивидуальная;

  • групповая.


Междисциплинарные связи:

  • обеспечивающие: «История, логика, философия, право»

  • обеспечиваемые: «Обществознание» (тема 9.6. «Права и обязанности человека и гражданина»).


Обеспечение занятия:

  1. Техническое: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности, ватман.

  2. Дидактическое: раздаточный материал для студентов, Конституция РФ, оценочные листы.

Ход занятия

Этапы занятия

Методические приемы и методы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1. Организационный.

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию

Техническая

пятиминутка

Техническая пятиминутка:

приветствие;

определение отсутствующих, определение готовности студентов к уроку.

Ознакомление студентов с порядком оценки работы на уроке; представление жюри из числа студентов группы

Приветствуют преподавателя; проверяют обеспечение раздаточным материалом. Обучающиеся заранее поделены на группы, название которых еще придется выяснить им самим

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала. Мотивация учебной деятельности.

Задача: организовать и направить деятельность студентов, подготовить их к усвоению нового материала, научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные пути ее постижения

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации

Предлагает студентам обсудить высказывание Далай-Ламы XIV, касающееся прав человека (приложение 1).

Сообщает тему занятия; предлагает студентам сформулировать цель урока;

мотивирует к деятельности — сообщает план урока

1. Конституционно-правовой статус человека, гражданина. Виды статусов.

2. Конституционные принципы правового статуса личности.

3. Знакомство с классификацией прав человека.

4. Обсуждение: пословиц и поговорок, связанных с правами человека.

5. Самостоятельная работа.

6. Работа в группах. Обсуждение практических ситуаций, связанных с правами человека.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Слушают преподавателя;

обсуждают высказывание.

Осмысливают и записывают тему урока в рабочей тетради.

Формулируют вместе с преподавателем цель занятия.

Воспринимают ин-

формацию на слух

3. Усвоение новых знаний.

Задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности;

дать студентам конкретные представления по теме изучаемого вопроса

Лекция-диалог.

Метод постановки проблемных вопросов входе изложения материала.

метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий

Излагает теоретический материал с использованием презентации;

В ходе лекции задает вопросы студентам:

1. Каким нормативным актом регулируются основные права человека и гражданина?

2. Как взаимосвязаны между собой виды прав человека?

Комментирует представленную информацию

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопросы.

Важную информацию

конспектируют (при-

ложение 2)

4. Первичная проверка понимания студентами изученного материала.

Задача: добиться усвоения и воспроизведения изучаемого материала

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Каждому студенту выдает карточку с пословицей или поговоркой (приложение 4);

объясняет, что у каждой команды свой вид прав человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) и необходимо по пословице или поговорке определить какой именно;

комментирует выполняемую работу;

в ходе обсуждения определяется направление каждой команды

Определяют, к какому виду прав человека относится народная мудрость.

Высказывают внутри команды собственное мнение о конкретной поговорке, обосновывают его.

Соглашаются или спорят с мнением других студентов команды.

Представители каждой команды сообщают всей группе результаты работы и мнение команды о том, к какому виду прав относятся поговорки

5. Закрепление знаний.

Задача: на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации.

Групповая деятельность.

Метод учебного исследования

Предлагает студентам каждой команды найти в Конституции РФ закрепление тех прав и свобод, которые представляет данная команда;

дает задание изобразить на ватмане свой вид прав (личные, политические, социально-экономические, культурные);

устанавливает регламент выполнения задания — 5 минут;

устанавливает критерии оценки задания и регламент ответа группы по времени;

наблюдает за ходом выполнения задания, за работой всей группы;

комментирует ответы

Слушают преподавателя; работают с Конституцией РФ.

Представляют свои ответы; дополняют друг друга.

Слушают преподавателя.

Выполняют задание: каждая команда выступает с ответом и презентацией изображения; комментируют выполненную работу.

Обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы преподавателя.

Делают вывод на основе представленного материала

6. Подведение итогов урока

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации с размещением ситуаций.

Групповая деятельность

Предлагает студентам каждой команды обсудить практическую ситуацию, связанную с правами человека, задает вопросы по приведенной ситуации (приложение 2).

Подводит студентов к выводу из выше изложенного

Слушают преподавателя.

Осмысливают и анализируют замечания преподавателя.

Оценивают вместе с преподавателем свою работу

7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: сообщить студентам домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность;

подвести итоги занятия




Дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов (по оценочным листам);

помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов;

отмечает подготовленность студентов к занятию определяет степень достижения целей занятия;

выставляет и объявляет оценки;

сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание

8. Рефлексия




Задает вопросы:

что на уроке было новым?

что было главным?

что было интересным?

что вызвало затруднения?

Слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них


Приложение 1

Высказывание Далай-Ламы XIV (духовного лидера тибетского народа):

«Когда дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым, или черным, или желтым, — все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».

Приложение 2

Ситуация 1: Студентка, в очередной раз не выполнившая домашнее задание, была задержана преподавателем и заперта в аудитории с требованием выполнить работу.
Вопросы к ситуации:

  1. Каковы права участников этой ситуации?

  2. Каковы обязанности?

  1. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей.

  2. Нарушаются ли права или обязанности участников данной ситуации?


Приложение 3

Опорный конспект

по дисциплине «Обществознание»
Тема урока: «Права и свободы человека и гражданина»

Цели урока:

  • расширить знания об основах правового положения граждан;

  • сформировать представление о конституционном статусе человека и гражданина.

Правовой статус человека и гражданина представляет собой________________

Конституционно-правовой статус человека и гражданина - это_____________

____________________________________________________________________
Виды статусов:

1. Общий правовой статус (конституционный) это _____________________

  1. Специальный правовой статус — это _______________________________

  2. Индивидуальный статус – это ______________________________________

Заполнить пробелы.
Конституционные принципы правового статуса личности:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заполнить пробелы.

Личные права включают в себя ______________________________________

Политические права включают в себя ________________________________

Социально-экономические права включают в себя _______________________

____________________________________________________________________

Культурные права включают в себя ____________________________________

Приложение 4

Группа 1

Карточка 1. «Цензура — младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция».

Карточка 2. «Без суда никто да не накажется».

Карточка 3. «Лучше виновного простить, чем невиновного наказать».

Карточка 4. «Глас народа — глас Божий». Карточка 5. * Право есть, да закона нет».

Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает».
Группа 2

Карточка 1. «Кто не работает — тот не ест».

Карточка 2. «Чье поле, того и воля».

Карточка 3. «Работящий голодным не останется».

Карточка 4. «Надежда выздороветь — половина выздоровления».

Карточка 5. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет».

Карточка 6. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется».
Группа 3

Карточка 1. «Не мудрено голову срубить — мудрено приставить».

Карточка 2. «Честь лучше богатства».

Карточка 3. «Мой дом — моя крепость».

Карточка 4. «Живи и жить давай другим».

Карточка 5. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил».

Карточка 6. «Только свободный гражданин имеет Отечество».
Группа 4

Карточка 1. «Умел дитя родить — умей и научить».

Карточка 2. «Наука — родник учения, знания - светильник жизни».

Карточка 3. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

Карточка 4. «Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок».

Карточка 5. «Жизнь коротка, искусство вечно».

Карточка 6. «Чтобы ехать на коне - нужна уздечка, чтобы постичь науку — нужно терпение».
Литература

  1. Беспалый И. Т., Полянский В. В. Государственное право Российской Федерации: Учеб. пособие. // Федеральное агентство по образованию. - 3-е изд., перераб. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2008.

  2. Соколов И. А. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2010.

  3. Мухачев И. В. Конституционное право России: Учебник: В 2 т. / Под. ред. проф.М. В. Мухачева. - Ставрополь: Сервис-школа, 2007. - Т. 1.