Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Поздняя осень» |
 Скачать 54.94 Kb. |
Тема: «Поздняя осень».
Цель: формировать связную устную речь на основе ознакомления и наблюдения за сезонными изменениями в природе и жизни животных в этот период.
Задачи:
Образовательная: систематизировать знания учащихся об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью; уточнить глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; уточнить понятие заморозки.
Развивающая: коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение словарного запаса учащихся, коррекция слухового внимания; формирование познавательных интересов; развитие умения чётко передавать свои мысли; формирование чёткости восприятия объекта путём узнавания отдельных хорошо известных учащимся его признаков при предъявлении их в формализованном виде; развитие умения сравнивать объекты на основе их существенных признаков, анализировать их сходства и различия; развивать отвлечённое мышление используя метод классификации предметов; развитие правильно распределять понятия по группам, а в речевом отчёте учить использовать ситуационные связи.
Воспитательная: воспитывать интерес к учебной деятельности, любознательность.
Ход урока.
Этапы урока
| Содержание урока
| Примечание
| Орг.момент
| Игра «Повтори не ошибись». Сентябрь – октябрь – ноябрь, ноябрь – октябрь – сентябрь, октябрь – сентябрь – ноябрь, ноябрь – сентябрь – октябрь.
| Дети повторяют.
| Работа с календарём природы.
| - Что обозначают слова, которые вы повторяли?
- Месяцы, какого времени года вы называли?
- Сколько месяцев длится осень?
- Назовите эти месяцы по порядку.
- Какой сейчас осенний месяц?
- Ноябрь – который по счёту осенний месяц?
- Один ученик подходит к календарю природы и рассказывает о погоде по плану.
Число
Месяц
Год
День недели
Облачность
Температура воздуха
Осадки
Ветер
Месяц заканчивается. Что можно сказать о температуре воздуха в ноябре? (в начале месяца, в середине, в конце)
| Название месяцев.
Осени.
Три.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ноябрь.
Третий.
Дети проводят анализ температуры воздуха за прошедший месяц.
Ответы детей.
В начале месяца температура понижалась (похолодание) до -5, и со средины она стала повышаться(потепление), сейчас +5.
| Активизация знаний.
| - Посмотрите, кто к нам пришёл на урок.
Льёт дождь – холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.
- Интересно, про какое время года это стихотворение?
- Верно. Что помогло вам догадаться, что это осень?
- Назовите ещё раз осенние месяцы.
- Вышел заяц в сентябре на улицу, а там……
На доску ставится иллюстрация с изображением ранней осени.
- что он увидел?
- Как называют осень в сентябре?
– А какой месяц сменяет сентябрь?
- Вышел заяц в октябре и был ослеплён яркими красками осени.
На доске появляется иллюстрация с изображением золотой осени.
- Почему?
- Как можно назвать этот период осени?
- Какой месяц идёт за золотой осенью?
-Вышел заяц в ноябре и расстроился.
На доске появляется иллюстрация с изображением поздней осени.
- Почему он расстроился?
(Зонт с каплями дождя и снежинками).
- Что вы скажите о этой картинке?
- Осень в ноябре называется поздней.
- Осень бывает ранняя, золотая, поздняя. На улице ноябрь. О какой осени мы будем с вами говорить?
| Заяц.
Об осени.
Листья опадают, птицы улетают в тёплые края.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Ответы детей.
Ранняя.
октябрь
Золотая осень.
ноябрь
Дождь со снегом, и похолодало.
Идут часто дожди, бывает снег, заморозки
Поздней
| Основная часть.
Словарная работа.
5 физкультминутка.
| - Что можно сказать о дне и ночи. Две полоски: чёрная длинная, белая короткая.
Картинка солнце.
- Что можно сказать о солнце поздней осенью?
А значит, температура воздуха понижается и однажды утром мы можем увидеть на земле замёрзшую воду – это начались заморозки.
От какого слова образовались заморозки?
Назовите слова, в которых встречается слово мороз.
Эти слова называются – слова родственники.
- осадки осенью.
- Дождь, что делает?
- давайте, изменим. Вчера дождь… (что делал?)
- А какой ветер дует осенью?
- Что умеет делать ветер?
- Как говорят про ветер? Ветер…(что делал?) А вчера, а завтра…
(Дерево без листвы) Что происходит с природой поздней осенью?
Мы листочки осенние,
Мы листочки осенние,
На веточках сидели,
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
- Так какая у нас сейчас стоит осень?
- ещё ноябрь называют – предзимье.
-Как вы думаете, что обозначает это слово.
- Предзимье – значит перед зимой.
| День становится короче, а ночь длиннее.
Солнце светит и греет, всё меньше.
мороз
Мороз, морозить, мороженое.
Дождь и снег.
Падает, барабанит, льёт…..
Падал, барабанил, лил……
Сильный, холодный….
Дуть, выть, завывать, гудеть….
Дул, выл, завывал, гудел…..
Все листья опали, и деревья стоят голые….
У детей в руках осенние листья.
Поздняя осень
Варианты детей.
|
| Однажды наш заяц забрёл на лесную опушку леса, а там старый ворон собрал всех лесных жителей и проверяет, готовы ли они к зиме.
- А все ли животные будут зимовать в своём лесу?
- Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края?
- А кто из птиц остаётся зимовать?
- Как мы этих птиц называем?
- А что же будут делать звери?
Составить рассказ по плану.
Место зимовки.
Делает ли припасы.
Спит или бодрствует.
Меняет ли окрас шерсти.
- А как же будет зимовать наш гость.
| Нет. (птицы)
Перелётные.
Воробьи, вороны, синицы…
Зимующими.
Белка медведь, ёж, волк, лиса.
Без запасов и без норки.
| 6.закрепление
| -Заяц принёс вам задание. Выполните его.
| Детям раздаются индивидуальные задания
| 7.итог
| О чём мы сегодня говорили на уроке?
Какая бывает осень?
Какая сейчас осень?
Как по-другому называют позднюю осень?
Вспомните, кто как к зиме готовится?
| Ответы.
Ранняя, золотая, поздняя.
Поздняя.
Предзимье.
| 8.Выставление оценок
| Зайцу у вас очень понравилось. Он говорит вам спасибо и спрашивает можно ли он ещё раз в гости придёт.
|
|
Открытый урок по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
«Поздняя осень»
Учитель: Круглова Н.Ю.
2009г. |
|
|