Главная страница

«Поздняя осень»


Скачать 54.94 Kb.
Название«Поздняя осень»
Дата07.03.2016
Размер54.94 Kb.
ТипДокументы

Тема: «Поздняя осень».

Цель: формировать связную устную речь на основе ознакомления и наблюдения за сезонными изменениями в природе и жизни животных в этот период.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания учащихся об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью; уточнить глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; уточнить понятие заморозки.

Развивающая: коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение словарного запаса учащихся, коррекция слухового внимания; формирование познавательных интересов; развитие умения чётко передавать свои мысли; формирование чёткости восприятия объекта путём узнавания отдельных хорошо известных учащимся его признаков при предъявлении их в формализованном виде; развитие умения сравнивать объекты на основе их существенных признаков, анализировать их сходства и различия; развивать отвлечённое мышление используя метод классификации предметов; развитие правильно распределять понятия по группам, а в речевом отчёте учить использовать ситуационные связи.

Воспитательная: воспитывать интерес к учебной деятельности, любознательность.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

  1. Орг.момент

Игра «Повтори не ошибись». Сентябрь – октябрь – ноябрь, ноябрь – октябрь – сентябрь, октябрь – сентябрь – ноябрь, ноябрь – сентябрь – октябрь.

Дети повторяют.

  1. Работа с календарём природы.

- Что обозначают слова, которые вы повторяли?

- Месяцы, какого времени года вы называли?

- Сколько месяцев длится осень?

- Назовите эти месяцы по порядку.

- Какой сейчас осенний месяц?

- Ноябрь – который по счёту осенний месяц?

- Один ученик подходит к календарю природы и рассказывает о погоде по плану.

Число

Месяц

Год

День недели

Облачность

Температура воздуха

Осадки

Ветер

Месяц заканчивается. Что можно сказать о температуре воздуха в ноябре? (в начале месяца, в середине, в конце)

Название месяцев.

Осени.

Три.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ноябрь.

Третий.

Дети проводят анализ температуры воздуха за прошедший месяц.

Ответы детей.

В начале месяца температура понижалась (похолодание) до -5, и со средины она стала повышаться(потепление), сейчас +5.

  1. Активизация знаний.

- Посмотрите, кто к нам пришёл на урок.

Льёт дождь – холодный, точно лёд,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт.

- Интересно, про какое время года это стихотворение?

- Верно. Что помогло вам догадаться, что это осень?

- Назовите ещё раз осенние месяцы.

- Вышел заяц в сентябре на улицу, а там……

На доску ставится иллюстрация с изображением ранней осени.

- что он увидел?

- Как называют осень в сентябре?

– А какой месяц сменяет сентябрь?

- Вышел заяц в октябре и был ослеплён яркими красками осени.

На доске появляется иллюстрация с изображением золотой осени.

- Почему?

- Как можно назвать этот период осени?

- Какой месяц идёт за золотой осенью?

-Вышел заяц в ноябре и расстроился.

На доске появляется иллюстрация с изображением поздней осени.

- Почему он расстроился?

(Зонт с каплями дождя и снежинками).

- Что вы скажите о этой картинке?

- Осень в ноябре называется поздней.

- Осень бывает ранняя, золотая, поздняя. На улице ноябрь. О какой осени мы будем с вами говорить?

Заяц.

Об осени.

Листья опадают, птицы улетают в тёплые края.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Ответы детей.

Ранняя.

октябрь

Золотая осень.

ноябрь

Дождь со снегом, и похолодало.

Идут часто дожди, бывает снег, заморозки

Поздней

  1. Основная часть.


Словарная работа.

5 физкультминутка.

- Что можно сказать о дне и ночи. Две полоски: чёрная длинная, белая короткая.

Картинка солнце.

- Что можно сказать о солнце поздней осенью?

А значит, температура воздуха понижается и однажды утром мы можем увидеть на земле замёрзшую воду – это начались заморозки.

От какого слова образовались заморозки?

Назовите слова, в которых встречается слово мороз.

Эти слова называются – слова родственники.

- осадки осенью.

- Дождь, что делает?

- давайте, изменим. Вчера дождь… (что делал?)

- А какой ветер дует осенью?

- Что умеет делать ветер?

- Как говорят про ветер? Ветер…(что делал?) А вчера, а завтра…

(Дерево без листвы) Что происходит с природой поздней осенью?

Мы листочки осенние,

Мы листочки осенние,

На веточках сидели,

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

- Так какая у нас сейчас стоит осень?

- ещё ноябрь называют – предзимье.

-Как вы думаете, что обозначает это слово.

- Предзимье – значит перед зимой.


День становится короче, а ночь длиннее.

Солнце светит и греет, всё меньше.

мороз

Мороз, морозить, мороженое.

Дождь и снег.

Падает, барабанит, льёт…..

Падал, барабанил, лил……

Сильный, холодный….

Дуть, выть, завывать, гудеть….

Дул, выл, завывал, гудел…..

Все листья опали, и деревья стоят голые….

У детей в руках осенние листья.

Поздняя осень

Варианты детей.





Однажды наш заяц забрёл на лесную опушку леса, а там старый ворон собрал всех лесных жителей и проверяет, готовы ли они к зиме.

- А все ли животные будут зимовать в своём лесу?

- Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края?

- А кто из птиц остаётся зимовать?

- Как мы этих птиц называем?

- А что же будут делать звери?

Составить рассказ по плану.

  1. Место зимовки.

  2. Делает ли припасы.

  3. Спит или бодрствует.

  4. Меняет ли окрас шерсти.

- А как же будет зимовать наш гость.


Нет. (птицы)

Перелётные.

Воробьи, вороны, синицы…

Зимующими.

Белка медведь, ёж, волк, лиса.

Без запасов и без норки.

6.закрепление

-Заяц принёс вам задание. Выполните его.


Детям раздаются индивидуальные задания

7.итог

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Какая бывает осень?

Какая сейчас осень?

Как по-другому называют позднюю осень?

Вспомните, кто как к зиме готовится?


Ответы.

Ранняя, золотая, поздняя.

Поздняя.

Предзимье.

8.Выставление оценок

Зайцу у вас очень понравилось. Он говорит вам спасибо и спрашивает можно ли он ещё раз в гости придёт.





Открытый урок по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

«Поздняя осень»

Учитель: Круглова Н.Ю.

2009г.