Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка область применения программы


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеПояснительная записка область применения программы
страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4

СОДЕРЖАНИЕ






Стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




    1. Область применения программы




    1. Обоснованность выбора программы






1.3. Общая характеристика рабочей программы




  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА







  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ







  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ




ПРИЛОЖЕНИЕ





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Область применения программы


Данная программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов создана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)

  2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

  3. Программа по русскому языку для 5-9 классов. Авторы программы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д.Чеснокова , Москва. Дрофа, 2014 г.

  4. Учебный план общеобразовательного учреждения



Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • программы развития универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

. Основной целью образовательного пространства школы № 34 является формирование личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.

В соответствии с Моделью школы №34, уроки русского языка ориентируют учащихся на осознание своей этнической и национальной принадлежности при сохранении уважения к представителям других народов. Эта цель достигается как с помощью текстов, где данная информация дается учащимся «напрямую», так и с помощью текстов, в которых содержится установка на воспитание любви к своему родному краю и, одновременно, осознание ценностей многонационального российского общества.

Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

• осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебнонаучной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

• усвоение системы знаний о русском языке;

• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.


1.2 Обоснованность выбора программы (актуальность, новизна, значимость), сроки реализации
Вся линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и полностью соответствует Федеральному стандарту основного общего образования второго поколения.

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык РФ, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Программа изучения русского языка построена (концентрически) с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей.

В программе реализуется коммуникативно-деятельностный подход, который означает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Актуальность программы:

- программа базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению: дидактических — личностно-ориентированном и деятельностном; и когнитивно-коммуникативном: обучение общению (коммуникации) сочетается с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, развитием познавательных способностей;

- усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся. Работа по культуре речи рассредоточена по всем разделам. В программу введены дидактические понятия, связанные с основными выразительными средствами языка, так необходимыми для формирования культуроведческой компетенции и для подготовки учащихся к письменным государственным экзаменам.

Новизна программы:

- программа отличается ярко выраженной коммуникативной направленностью, нацеленной на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- система упражнений позволяет организовать уровневую дифференциацию обучения по каждой теме;

- акцент в преподавании делается на практическое применение приобретённых навыков.

Значимость.

- как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, полностью соответствует требованиям стандарта по русскому языку, позволяя совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Включены все элементы стандарта.

1.3 Общая характеристика программы (принципы отбора материала и пояснение структуры программы, дополнительное образование по предмету), особенности изучения предмета в данном классе.
Структура рабочей программы:

Программа составлена с учётом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий десять разделов:

- пояснительную записку;

- общую характеристику программы;

- общую характеристику учебного предмета;

- планируемые результаты;

- учебно-тематический план;

- содержание тем учебного курса;

- календарно-тематическое планирование;

- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- рекомендации по оцениванию результатов обучения

- приложение к программе.

Принципы отбора материала:

В основу отбора содержания и систематизации учебного материала, методов и приёмов положены следующие принципы:

- принцип реализации компетентностного подхода. Такой подход к отбору и предъявлению содержания обучения позволяет представить его в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование разных видов компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой. Реализация компетентностного подхода требует реализации в обучении русскому языку принципа усиления деятельностного характера в предъявлении содержания курса, поскольку процесс овладения разными видами компетенций предполагает учет различных характеристик ученика как языковой личности и субъекта учебно-познавательной деятельности и определяет развитие всех сфер личности школьника в процессе активной речевой деятельности.

- Единство процессов усвоения основ лингвистики предполагает реализацию принципа развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

- Принцип усиления функциональной направленности в изучении грамматических тем предполагает, что содержание курса должно предъявлять не только описательно-классификационную характеристику системы языка, но и конкретные указания на особенности употребления в письменной и устной речи языковых единиц.

- Принцип коммуникативной наглядности в освещении лингвистических теоретических вопросов, при котором языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном речевом материале в процессе активной речевой деятельности учащихся.

Таким образом, содержание обучения русскому языку представлено следующим образом:

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика.. Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь.

6–7 классы имеют в целом морфологическую направленность.

В 8–9 классах проводится системное изучение синтаксиса.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Образовательная область:

Учебный предмет «Русский язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназна- 

ченные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

В процессе обучения русскому языку в 5— 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Место предмета в базисном учебном плане.

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации(утверждён Приказом Министерства образования России №1312 от 09.03.2004г.). В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования второго поколения на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования отводится 735 часов, в том числе:


Класс

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

в 5 классе

210 ч

6 ч. в неделю

в 6 классе

210 ч

6 ч. в неделю

в 7 классе

140 ч

4 ч. в неделю

в 8 классе

105 ч

3 ч. в неделю

в 9 классе

70 ч

2 ч. в неделю

Согласно базисному учебному плану 2004 года на изучение русского языка в 5 классе отводится 210 часов (из расчёта 6 часов в неделю).
Межпредметные связи:

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

Лингвистические понятия, факты, коммуникативные умения изучаются и в других языковых предметах (иностранный язык), а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературы; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках анатомии; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках географии.
Цели и задачи учебного предмета:

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

- воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании, об основных нормах русского литературного языка;


.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:

- формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах потребности к речевому самосовершенствованию;

- усвоение системы знаний о русском языке;

- формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты;

- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

- формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Основные принципы обучения:

В 5 классе при обучении русскому языку на базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности, а также с формированием понимания того, что русский язык – средство межнационального общения, консолидации и единения народов России, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Основные направления работы по русскому языку в 5классе.

Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
  1   2   3   4