Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Пояснительная записка искусство говорить это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову это сверхзадача, |
 Скачать 117.17 Kb. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство говорить – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать. Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов? От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Кружок “Культура речи” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.
ЦЕЛЬ: повышение уровня речевой культуры учащихся.
ЗАДАЧИ: - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
- развитие у детей эмоциональной выразительной речи и артистических данных;
- расширение кругозора детей, развитие их мышления, памяти и творческого воображения;
- организация активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания.
СПОСОБЫ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА КРУЖКЕ.
Способы усвоения знаний на кружке преимущественно творческие, исследовательские. Новые знания ученик получает сам, в процессе наблюдений за речью, что, в свою очередь, формирует у ребенка умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию его мышления. Упражнения курса – это познавательные вопросы, задачки поискового и творческого характера, направленные на формирование и совершенствование мыслительной и речевой деятельности учащихся, а также практические упражнения, такие как инсценировки пьес, выразительное чтение стихотворений. Моя роль заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ.
Курс рассчитан на 4 года по 1 часу в неделю. Я работаю по трем основным направлениям:
1)РЕЧЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ. Цель: Объяснить детям значение речи в современном мире: речь является средством общения, обмена чувствами и мыслями, познания мира, воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека.
2) ТЕКСТ. Цель: Научить детей выражать связно свои мысли не только устно, но и на письме, дать основные понятия о речевых произведениях .
3)КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. Цель: сформировать личность человека, способного в общении адекватно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других, развить театральные способности детей.
Таким образом, кружок “Культура речи” помогает развивать речь ребенка, почувствовать ему, что он талантливая и творческая личность. Созданная атмосфера доброжелательности делает ребенка более открытым, раскрепощенным. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся. Занятия распределены следующим образом:
Класс
| Раздел
| Тема
| Кол-во часов
| Дата
| 1 КЛАСС (34 часа)
| Речь
| Речь – средство познания мира.
| 1ч
|
| Речь – средство общения.
| 1ч
|
| Речь – способ воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека.
| 2ч
|
| Речь – средство обмена чувствами и мыслями.
| 2ч
|
| Речь – средство планирования собственной деятельности, ее анализа.
| 1ч
|
| Культура общения.
| 2ч
|
|
Слово
| Функции слова.
| 1ч
|
| Язык как развивающаяся система.
| 1ч
|
| Загадки. Информация в слове.
| 2ч
|
| Лексическая сочетаемость слов. Фразеологизмы.
| 1ч
|
|
Значение слова
| Прямое и переносное значения слова..
| 1ч
|
| Многозначные слова и омонимы.
| 1ч
|
| Синонимы.
| 1ч
|
| Антонимы.
| 1ч
|
| Предложение
| Что такое предложение.
| 1ч
|
| Интонация. Логическое ударение.
| 2ч
|
|
Текст
| Что такое текст.
| 1ч
|
| Типы текстов.
| 2ч
|
| Стихи и проза.
| 2ч
|
|
Стихи
| Что такое стихи? Рифма. Ритм.
| 2ч
|
| Как понять смысл стихотворения.
| 1ч
|
| Средства художественной выразительности.
| 2ч
|
| Мы умеем выразительно читать стихотворения.
| 2ч
|
| Проведение конкурса чтецов в классе.
| 1ч
|
| 2 КЛАСС (34 часа)
|
Речь
| Стили речи.
| 1ч
|
| Книжный стиль.
| 1ч
|
| Научный стиль. Деловой стиль. Поэтический стиль.
| 2ч
|
|
Способы работы с текстом
| Тема текста.
| 1ч
|
| Опорные слова в тексте.
| 2ч
|
| Заглавие текста.
| 1ч
|
| Основная мысль текста.
| 1ч
|
| План текста.
| 1ч
|
| Обучающее сочинение-повествование.
| 1ч
|
|
Художественные произведения. Стихи и проза
| Стихи. Особенности построения стихотворения. Виды стихотворных произведений.
|
2ч
|
| Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Жанры прозаических произведений.
|
2ч
|
| Театральная деятельность
| Какую речь приятно слушать? Дыхание, голос, дикция.
| 2ч
|
| Скороговорки.
| 1ч
|
| Построение диалога на заданную тему.
| 1ч
|
| Мимика и жесты.
| 2ч
|
|
|
| Ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения
| 3ч
|
| Интонация, выражение чувств.
| 2ч
|
| Импровизация.
| 2ч
|
| Практика постановки инсценировок.
| 6ч
|
| 3 КЛАСС (34 часа)
|
Речь
| Текст как результат речевого действия. Типы текстов, зависимость типа текста от цели говорящего.
|
2ч
|
| Речь письменная и устная.
| 2ч
|
| Типы речи. Описание.
| 1ч
|
| Типы речи. Повествование.
| 1ч
|
| Типы речи. Рассуждение.
| 1ч
|
|
Анализ художественного произведения
| Автор художественного произведения.
| 1ч
|
| Герой художественного произведения.
| 1ч
|
| Природа в произведениях.
| 1ч
|
| Речь героев.
| 1ч
|
| Собственное отношение к произведению.
| 1ч
|
| Публицистическая деятельность.
| Публицистический стиль.
| 1ч
|
| Практика выпуска классной учебной газеты.
| 4ч
|
| Основы учебно-исследовательской деятельности
| Доклад. Его назначение, построение.
|
2ч
|
|
Речь – средство организации досуга
| Практика речевых игр.
|
3ч
|
| Постановки спектаклей..
| 8ч
|
| Написание сочинений, статей.
| 4ч
|
| 4 КЛАСС (34 часа)
|
Речь, стиль, текст
| Речь как средство воздействия на другого человека.
| 1ч
|
| Понятие риторики. Наука или искусство риторики.
| 2ч
|
|
Изобразительно-выразительные средства языка
| Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
|
1ч
|
| Метафора.
| 1ч
|
| Олицетворение.
| 1ч
|
|
Текст публичного выступления
| Практическая проба выступления: определение цели, темы, содержания, средств и поведения при выступлении. Анализ первой пробы. Работа над ошибками.
|
3ч
|
| Работа над логичностью выступления.
| 2ч
|
| Культура речи.
| 2ч
|
| Техника речи.
| 3ч
|
| Ораторское мастерство
| Конкурс ораторского мастерства.
| 3ч
|
|
Этика и этикет
| Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет.
|
2ч
|
| Нормы общения и поведения (на улице, в транспорте, в магазине и т.п.)
| 1ч
|
| Память человека, семьи, народа.
| 2ч
|
| Театральная деятельность
| Составление детьми собственных постановок.
| 5ч
|
|
| Инсценировка постановок.
| 5ч
|
|
ЛИТЕРАТУРА 1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,2001 2. Арямова О.С., Мали Л.Д., Климова С.А. Речевое развитие младших школьников.- Пенза, 1999. 3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Просвещение, 2000. 5. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005 6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта: Наука, 1998. 7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006. 8. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 2004. 9. Крючков Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта// Начальная школа, 2002. 10. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие.- М.: Издательство МПСИ, 2006. 11. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: Учебник.- М.: Гардарики,2002. 12. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 2003 13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 2002. 14. Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге // Начальная школа, 2004. 15. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007 16. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.- Самара. Издательство “Сам Вен”, 1999 г. 17. Рудкова С.Г. Культура речи// Начальная школа, 2001. 18. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 2005 19. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1999 20. Юртаев С.В. Типы уроков развития речи.// Начальная школа, 2005. |
|
|