Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка искусство говорить это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову это сверхзадача,


Скачать 117.17 Kb.
НазваниеПояснительная записка искусство говорить это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову это сверхзадача,
Дата06.05.2016
Размер117.17 Kb.
ТипПояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство говорить – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать. Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов? От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Кружок “Культура речи” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.

ЦЕЛЬ: повышение уровня речевой культуры учащихся.

ЗАДАЧИ: - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;

- развитие у детей эмоциональной выразительной речи и артистических данных;

- расширение кругозора детей, развитие их мышления, памяти и творческого воображения;

- организация активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания.

СПОСОБЫ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА КРУЖКЕ.

Способы усвоения знаний на кружке преимущественно творческие, исследовательские. Новые знания ученик получает сам, в процессе наблюдений за речью, что, в свою очередь, формирует у ребенка умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию его мышления. Упражнения курса – это познавательные вопросы, задачки поискового и творческого характера, направленные на формирование и совершенствование мыслительной и речевой деятельности учащихся, а также практические упражнения, такие как инсценировки пьес, выразительное чтение стихотворений. Моя роль заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач.

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ.

Курс рассчитан на 4 года по 1 часу в неделю. Я работаю по трем основным направлениям:

1)РЕЧЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ. Цель: Объяснить детям значение речи в современном мире: речь является средством общения, обмена чувствами и мыслями, познания мира, воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека.

2) ТЕКСТ. Цель: Научить детей выражать связно свои мысли не только устно, но и на письме, дать основные понятия о речевых произведениях .

3)КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. Цель: сформировать личность человека, способного в общении адекватно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других, развить театральные способности детей.

Таким образом, кружок “Культура речи” помогает развивать речь ребенка, почувствовать ему, что он талантливая и творческая личность. Созданная атмосфера доброжелательности делает ребенка более открытым, раскрепощенным. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся. Занятия распределены следующим образом:


Класс

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

1 КЛАСС (34 часа)

Речь

Речь – средство познания мира.






Речь – средство общения.






Речь – способ воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека.






Речь – средство обмена чувствами и мыслями.






Речь – средство планирования собственной деятельности, ее анализа.






Культура общения.







Слово

Функции слова.






Язык как развивающаяся система.






Загадки. Информация в слове.






Лексическая сочетаемость слов. Фразеологизмы.







Значение слова

Прямое и переносное значения слова..






Многозначные слова и омонимы.






Синонимы.






Антонимы.






Предложение

Что такое предложение.






Интонация. Логическое ударение.







Текст

Что такое текст.






Типы текстов.






Стихи и проза.








Стихи

Что такое стихи? Рифма. Ритм.






Как понять смысл стихотворения.






Средства художественной выразительности.






Мы умеем выразительно читать стихотворения.






Проведение конкурса чтецов в классе.






2 КЛАСС (34 часа)


Речь

Стили речи.






Книжный стиль.






Научный стиль. Деловой стиль. Поэтический стиль.








Способы работы с текстом

Тема текста.






Опорные слова в тексте.






Заглавие текста.






Основная мысль текста.






План текста.






Обучающее сочинение-повествование.








Художественные произведения. Стихи и проза

Стихи. Особенности построения стихотворения. Виды стихотворных произведений.







Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Жанры прозаических произведений.







Театральная деятельность

Какую речь приятно слушать? Дыхание, голос, дикция.






Скороговорки.






Построение диалога на заданную тему.






Мимика и жесты.















Ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения






Интонация, выражение чувств.






Импровизация.






Практика постановки инсценировок.






3 КЛАСС (34 часа)


Речь

Текст как результат речевого действия. Типы текстов, зависимость типа текста от цели говорящего.







Речь письменная и устная.






Типы речи. Описание.






Типы речи. Повествование.






Типы речи. Рассуждение.







Анализ художественного произведения

Автор художественного произведения.






Герой художественного произведения.






Природа в произведениях.






Речь героев.






Собственное отношение к произведению.






Публицистическая деятельность.

Публицистический стиль.






Практика выпуска классной учебной газеты.






Основы учебно-исследовательской деятельности

Доклад. Его назначение, построение.








Речь – средство организации досуга

Практика речевых игр.







Постановки спектаклей..






Написание сочинений, статей.






4 КЛАСС (34 часа)


Речь, стиль, текст

Речь как средство воздействия на другого человека.






Понятие риторики. Наука или искусство риторики.







Изобразительно-выразительные средства языка

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.







Метафора.






Олицетворение.








Текст публичного выступления

Практическая проба выступления: определение цели, темы, содержания, средств и поведения при выступлении. Анализ первой пробы. Работа над ошибками.







Работа над логичностью выступления.






Культура речи.






Техника речи.






Ораторское мастерство

Конкурс ораторского мастерства.








Этика и этикет

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет.







Нормы общения и поведения (на улице, в транспорте, в магазине и т.п.)






Память человека, семьи, народа.






Театральная деятельность

Составление детьми собственных постановок.









Инсценировка постановок.







ЛИТЕРАТУРА 1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,2001 2. Арямова О.С., Мали Л.Д., Климова С.А. Речевое развитие младших школьников.- Пенза, 1999. 3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Просвещение, 2000. 5. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005 6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта: Наука, 1998. 7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006. 8. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 2004. 9. Крючков Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта// Начальная школа, 2002. 10. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие.- М.: Издательство МПСИ, 2006. 11. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: Учебник.- М.: Гардарики,2002. 12. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 2003 13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 2002. 14. Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге // Начальная школа, 2004. 15. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007 16. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.- Самара. Издательство “Сам Вен”, 1999 г. 17. Рудкова С.Г. Культура речи// Начальная школа, 2001. 18. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 2005 19. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1999 20. Юртаев С.В. Типы уроков развития речи.// Начальная школа, 2005.