Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка «Если у человека есть потенциал и он хочет успеха, то нужно создать все условия, чтобы успех захотел посетить его»


Скачать 158.96 Kb.
НазваниеПояснительная записка «Если у человека есть потенциал и он хочет успеха, то нужно создать все условия, чтобы успех захотел посетить его»
Дата06.05.2016
Размер158.96 Kb.
ТипПояснительная записка

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №88 г.Ярославля
Воспитательная программа

5 «В» класса

на 2012-2013 гг.

«Зажги свою звезду!»

Классный руководитель:

Матора Кристина Александровна

Пояснительная записка
«Если у человека есть потенциал и он хочет успеха,

то нужно создать все условия, чтобы успех захотел посетить его»

В.Селимова

И вот вчерашние мальчишки и девчонки поднимаются на новую ступеньку своей жизни. Для них открывается новый мир, полный тайн и загадок, радостей и огорчений, побед и поражений. Дети идут в школу с надеждой, что их научат, воспитают, им помогут. И, естественно, на протяжении всех школьных лет обучение и воспитание неразделимы. Это единый, целостный процесс, способствующий равностороннему развитию личности.

Переступая порог школы, ребенок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует воспитанию детей. В современных условиях жизни общества воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач школы, так как именно школа является в наше время почти единственным очагом доверия, понимания, гуманности.

Школа– центр воспитательного пространства, где формирование и развитие общих и специальных способностей учащихся , воспитание интеллигентного, образованного человека и гражданина, обладающего творческим и созидательным мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности является главной целью.




Воспитательная система складывается в результате реализации организационно-деятельностной игры «По ступеням взросления», где каждая ступень работает по своим воспитательным программам.

Ключевые дела школы явились основным содержанием внеучебной работы:

  • «Первосентябрьский калейдоскоп»;

  • «Я и моя школа»;

  • «Интеллектуальный марафон»;

  • «Новогоднее конфетти»;

  • «Судьба России – моя судьба»;

  • «Теперь итоги подведем».


Наличие в школе воспитательной системы создает особую ситуацию развития каждого класса, она стимулирует, обогащает и дополняет деятельность класса. Система строится таким образом, чтобы каждый класс мог участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и формы организации.

В нашей воспитательной системе, где главной является познавательная деятельность, знание занимает ведущее место в сфере интересов школьников, в формировании их планов на будущее. И поэтому класс как учебная единица обычно значим и привлекателен для учащихся.

Педагоги школы тоже заинтересованы в развитии класса, так как видят в нем дополнительные ресурсы для успешности обучения. Воспитательная система в этом случае призвана создать условия для обогащения учащихся дополнительными знаниями, компенсировать содержание их деятельности.

Класс в свою очередь влияет на развитие воспитательной системы школы. Оно зависит от положения класса в системе. Положение класса в воспитательной системе является следствием возраста детей, уровня развития коллектива, его индивидуальности, особенности наличия в ней лидерских характеристик, специфики личности классного руководителя.

Сколько в классе детей – столько в нём и индивидуальностей. Индивидуальность – это уникальность, неповторимость человека, одновременно, и уровень его развития, и особая форма бытия. А воспитание человека – процесс содействия в становлении и проявлении его индивидуальности.

Я считаю, что именно в самореализации заключается подлинное счастье человека. Поэтому смысл своей деятельности вижу в том, чтобы помочь ребенку стать и быть самим собой. Для себя я определила несколько правил деятельности.

Во-первых, нужно постараться каждому воспитаннику обрести такую ценную идею, которая его окрылит, возвысит, откроет ему единственно верный путь самосовершенствования и развития.

Во-вторых, чрезвычайно важным, ценным является то, чтобы каждый человек «побывал многим», « примерил разные одежды», сыграл разные роли и понял своё жизненное предназначение. Теоретически эти педагогические идеи базируются на идеях выдающихся российских педагогов: Сухомлинского, Амонашвили, Иванова, Караковского, Ямбурга, Якиманской и других.

В-третьих, личность ребенка - это сложная система, целостность которой придает ярко выраженная индивидуальность.

Ребенок должен жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора цели, формы организации индивидуальной и коллективной деятельности. Помогающие отношения – это такие уникальные отношения между педагогом и воспитанником, при которых у воспитанника, а может быть и у педагога (это я вижу у себя), происходят изменения в сторону более тонкого понимании себя, своего внутреннего ресурса, развивается процесс самостроительства, самоутверждения. Значение творчества для развития индивидуальности неоценимо. Творчество- это создание новых форм индивидуальной и общественной жизни и благодаря участию ребенка в творческой деятельности происходит становление и развитие его индивидуальности.

Ориентиром ученику в строительстве своей личности и индивидуальности может служить разработанный совместно с учащимися, родителями и учителями «Модель ученика 5 класса».

К концу обучения 5 класса ученик должен стать:

  • исследователем;

  • думающим человеком;

  • умеющим общаться;

  • человеком, способным рисковать;

  • знающим человеком;

  • принципиальным человеком;

  • заботливым человеком;

  • широко мыслящим человеком;

  • уравновешенным человеком;

  • размышляющим человеком;

  • человеком, умеющим беречь свое здоровье.

  • человеком, способным к самореализации

Цель и задачи программы.

Цель воспитательной программы класса заключается в обеспечении становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Для классного руководителя:

  • создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;

  • развивать сотрудничества членов классного сообщества, формировать позитивные межличностные отношения, благоприятный психологический климат;

  • обеспечивать педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

  • помочь каждому ребёнку обрести свой образ через проявление творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.

Для учащихся:

  • Решение личностью четырех задач (самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция) на каждом возрастном этапе;

  • Личностное саморазвитие: развитие задатков и способностей, формирование позитивной самооценки, уверенности в себе, социально активной позиции.

Для родителей:

  • научение социальным навыкам;

  • помощь в разработке и реализации творческих проектов, их спонсирование;

  • адаптация к социуму.

Для школы:
  • включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.


Содержание программы

Главный системообразующий фактор – это совместная и индивидуальная творческая разработка, и реализация проектов классного сообщества и коллективных творческих дел через проявление творческой активности учащихся.

Ведущий метод организации жизнедеятельности класса – индивидуальная и коллективная разработка творческих проектов.

Широкий спектр проектов и наличие в каждом из них многочисленных творческих ниш позволяют ученику избрать наиболее интересное для него дело, в котором он может проявить свои способности.

Проектная деятельность классного сообщества подразумевает:

  • Многообразие видов деятельности;

  • Разнообразие элементов содержания и способов организации;

  • Обширный диапазон возможностей и способов самовыражения;

  • Участие в реализации одного или нескольких проектов;

  • Возможность предложить свой проект;

  • Наличие у ребёнка права не участвовать в реализации проектов.


Для своей жизнедеятельности классным сообществом избрано 4 правила:

  1. Познай себя – это интересно!

  2. Сотвори себя – это необходимо!

  3. Утверди себя – это возможно!

  4. Прояви себя – это реально!



Азбука проектов и КТД класса

А – « Аты-баты, шли солдаты» ( ежегодное поздравление мальчиков и учителей-мужчин с 23 февраля).

Б – «Будем вежливы» - (классный час), безопасность на дорогах ( цикл бесед и кл.часов по профилактике ДДТТ).

В - «Вот и закончился год» - КТД.

Г – Герои Советского Союза (урок мужества).

Д – День знаний, День матери, День здоровья, День рождения класса, День лыжника, День Св. Валентина

Е – «Если хочешь быть здоров!» (выход с классом на каток, на лыжах).

Ж – «Жили – были…» КТД.

З – «Здравствуй 5-й класс» кл.час, «Звёздный час» КТД, здоровый образ жизни ( цикл классных часов и бесед с врачами).

И – «Интеллектуальный марафон» КТД, «Ищу героя» ( участие в акции).

К – конкурсы рисунков, поделок, сочинений, творческих проектов и т.д.

Л – «Люблю тебя, мой край родной!» ( выход с классом в музей, на природу).

М – «Мир моих увлечений» ( классный час), «Мама милая моя» ( вечер для мам).

Н – Новогодний праздник, неделя безопасности дорожного движения, неделя пожарной безопасности.

О – олимпиады по предметам, «огоньки» в классе.

П – «Посвящение в пятиклассники» коллективное дело, правовая неделя.

Р – «Роскошь человеческого общения» ( классный час).

С – « Судьба России – моя судьба» ( коллективное дело), « Самый классный класс или чуть-чуть о каждом» ( классный час), смотр строя и песни.

Т – «Теперь итоги подведём» ( коллективное дело).

У – Урок здоровья, «Учись учиться» ( классные часы).

Ф – « Фотолетопись класса».

Х – « Хочешь быть успешным – будь им!» КТД.

Ц – «Ценности моей семьи» (вечер размышлений, совместно с родителями).

Ч – «Что означает чуткость? Что означают наши имена?» (цикл классных часов по нравственному воспитанию).

Ш – «Школьные годы чудесные» КТД.

Э – экологический месячник (коллективное дело).

Я – « Я и моя школа» (коллективное дело)

Воспитательная система класса максимально открыта. Родители, ученики и педагоги школы– партнёры на уроках и во внеклассной деятельности. Это имеет исключительную важность. Во–первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во–вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации их общих потребностей. Существование этой системы происходит благодаря три “С”: сотрудничество, сотворчество, сопереживание.



Этапы реализации программы
Успешность развития воспитательной системы класса зависит от правильного определения этапов этого процесса и в соответствии с ними избранными адекватными целями и средствами педагогической деятельности.
I этап – Проектирование

Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию его желаемого образа, определение перспектив его жизнедеятельности. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором. Происходит постепенное становление творческой деятельности .

2 этап– Становление

Особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, выращиванию традиций классного коллектива. Призыв «Делай, как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.

3 этап –Стабильное функционирование

Активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай, как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного сообщества. Его жизнь строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

4 этап –Завершение функционирования. Анализ реализации программы

Характерные тенденции:

- анализ реализации программы воспитания;

- постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего коллектива школы (оставить «добрый след»);
В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:

  1. изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

  2. проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;

  3. сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.



Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации задач

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса

1. Анкетирование, составление карты интересов и увлечений, учащихся класса.

2. Изучение сформированности коллектива по методикам, «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин).

3. Смотр сочинений «Моя семья», родительское собрание «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи», анкетирование.

4. Тесты А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива

1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности школьника», классный час «Портрет школьника», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться».

2.

Вечер «Мир моих увлечений»

Родительское собрание «Школа + семья + дети =?»

Творческое дело «Устав класса»

Конкурс «Герб класса».

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества

1.Классные «огоньки», походы на природу, культпоходы и экскурсии, «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным ценностям.

2. Различные проекты и коллективные творческие дела класса и школы


Мониторинг эффективности программы

Критериями эффективности программы являются:

  • Воспитанность учащихся.

  • Защищенность и комфортность ребенка в классе.

  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

  • Сформированность классного коллектива.

  • Репутация класса.

  • Проявление индивидуальности классной общности.

  • Развитость творческих способностей учащихся.

  • Проявление индивидуальности каждого ребёнка.


Диагностика воспитательной системы

№ п\п

Критерии

Диагностические средства

1

Сформированность потребности в самопознании и самореализации

Тест «Знаю ли я себя»

2

Индивидуально-личностный рост учащихся

Методика «Репка»

Портфолио достижений учащихся

3

Творческая активность

Методика диагностики творческой активности учащихся

Анализ личностных достижений

4

Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью класса и своим положением в коллективе

Методика «Наши достижения», анкетирование

5

Сформированность классного коллектива

Методики, «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе».


6

Воспитанность учащихся

Методика Н.П. Капустина


Таким образом, в результате построения и реализации воспитательной системы класса произойдёт становление индивидуальности и развитие творческой активности учащихся. Разрешится проблема оказания помощи ребёнку в поиске нравственных форм проявления собственной индивидуальности. И как результат будет сформировано воспитательное пространство класса, способствующее развитию творческой индивидуальности учащихся.

Чтобы достичь поставленных целей педагог должен знать современные подходы и концепции воспитания учащихся (особенно личностно-ориентированный и индивидуальностный подходы; средовой; событийный). Навыки самоанализа и самопроектирования, навыки коллективного взаимодействия, формы сотрудничества, владеть современными информационными технологиями.
Ресурсное обеспечение программы

1. Нормативно – правовое:

  • Должностная инструкция классного руководителя;

  • Устав школы

  • Программа развития школы

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Закон «Об образовании»

2. Организационное:

  • Изучение социального запроса;

  • Определение направлений работы с классным коллективом;

  • Презентация программы на методическом объединении классных руководителей.

3.      Программно – методическое:

  • Диагностические материалы (тесты, анкеты, проективные методы);

  • Программа воспитательной работы школы;

  • План воспитательной работы классного руководителя;

  • Банк методических разработок.

4. Кадровое:

  • Педагоги, администрация школы, психологи, социальный педагог,

педагог-организатор, библиотекарь

5. Материально – техническое:

  • Классный кабинет;

  • Необходимое оборудование (музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, цифровая камера)

6. Финансовые ресурсы

  • Смета на реализацию программы


Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

  3. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.

  4. Воспитание индивидуальности. / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

  5. Воспитательная система класса: теория и практика (методические рекомендации). Москва, 2005.

  6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.

  7. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.

  8. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

  9. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.

  10. Роджерс К.Р. Становление человека: взгляд на психотерапию. М., 2001.

  11. Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. – 2007. - № 4. – С.4–7.

  12. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.

  13. Собчик Л.И. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М, 2003.

  14. Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – C. 5–19.

  15. Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 4. – C. 13–19.

  16. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.

  17. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление – М.: ЦГЛ, 2003. – 200с.