Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Пояснительная записка «Если у человека есть потенциал и он хочет успеха, то нужно создать все условия, чтобы успех захотел посетить его» |
 Скачать 158.96 Kb. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №88 г.Ярославля Воспитательная программа
5 «В» класса
на 2012-2013 гг.
«Зажги свою звезду!»
Классный руководитель:
Матора Кристина Александровна
Пояснительная записка «Если у человека есть потенциал и он хочет успеха,
то нужно создать все условия, чтобы успех захотел посетить его»
В.Селимова
И вот вчерашние мальчишки и девчонки поднимаются на новую ступеньку своей жизни. Для них открывается новый мир, полный тайн и загадок, радостей и огорчений, побед и поражений. Дети идут в школу с надеждой, что их научат, воспитают, им помогут. И, естественно, на протяжении всех школьных лет обучение и воспитание неразделимы. Это единый, целостный процесс, способствующий равностороннему развитию личности.
Переступая порог школы, ребенок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует воспитанию детей. В современных условиях жизни общества воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач школы, так как именно школа является в наше время почти единственным очагом доверия, понимания, гуманности.
Школа– центр воспитательного пространства, где формирование и развитие общих и специальных способностей учащихся , воспитание интеллигентного, образованного человека и гражданина, обладающего творческим и созидательным мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности является главной целью.
Воспитательная система складывается в результате реализации организационно-деятельностной игры «По ступеням взросления», где каждая ступень работает по своим воспитательным программам.
Ключевые дела школы явились основным содержанием внеучебной работы: «Первосентябрьский калейдоскоп»; «Я и моя школа»; «Интеллектуальный марафон»; «Новогоднее конфетти»; «Судьба России – моя судьба»; «Теперь итоги подведем». Наличие в школе воспитательной системы создает особую ситуацию развития каждого класса, она стимулирует, обогащает и дополняет деятельность класса. Система строится таким образом, чтобы каждый класс мог участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и формы организации.
В нашей воспитательной системе, где главной является познавательная деятельность, знание занимает ведущее место в сфере интересов школьников, в формировании их планов на будущее. И поэтому класс как учебная единица обычно значим и привлекателен для учащихся.
Педагоги школы тоже заинтересованы в развитии класса, так как видят в нем дополнительные ресурсы для успешности обучения. Воспитательная система в этом случае призвана создать условия для обогащения учащихся дополнительными знаниями, компенсировать содержание их деятельности.
Класс в свою очередь влияет на развитие воспитательной системы школы. Оно зависит от положения класса в системе. Положение класса в воспитательной системе является следствием возраста детей, уровня развития коллектива, его индивидуальности, особенности наличия в ней лидерских характеристик, специфики личности классного руководителя.
Сколько в классе детей – столько в нём и индивидуальностей. Индивидуальность – это уникальность, неповторимость человека, одновременно, и уровень его развития, и особая форма бытия. А воспитание человека – процесс содействия в становлении и проявлении его индивидуальности.
Я считаю, что именно в самореализации заключается подлинное счастье человека. Поэтому смысл своей деятельности вижу в том, чтобы помочь ребенку стать и быть самим собой. Для себя я определила несколько правил деятельности.
Во-первых, нужно постараться каждому воспитаннику обрести такую ценную идею, которая его окрылит, возвысит, откроет ему единственно верный путь самосовершенствования и развития.
Во-вторых, чрезвычайно важным, ценным является то, чтобы каждый человек «побывал многим», « примерил разные одежды», сыграл разные роли и понял своё жизненное предназначение. Теоретически эти педагогические идеи базируются на идеях выдающихся российских педагогов: Сухомлинского, Амонашвили, Иванова, Караковского, Ямбурга, Якиманской и других.
В-третьих, личность ребенка - это сложная система, целостность которой придает ярко выраженная индивидуальность.
Ребенок должен жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора цели, формы организации индивидуальной и коллективной деятельности. Помогающие отношения – это такие уникальные отношения между педагогом и воспитанником, при которых у воспитанника, а может быть и у педагога (это я вижу у себя), происходят изменения в сторону более тонкого понимании себя, своего внутреннего ресурса, развивается процесс самостроительства, самоутверждения. Значение творчества для развития индивидуальности неоценимо. Творчество- это создание новых форм индивидуальной и общественной жизни и благодаря участию ребенка в творческой деятельности происходит становление и развитие его индивидуальности.
Ориентиром ученику в строительстве своей личности и индивидуальности может служить разработанный совместно с учащимися, родителями и учителями «Модель ученика 5 класса».
К концу обучения 5 класса ученик должен стать:
исследователем;
думающим человеком;
умеющим общаться;
человеком, способным рисковать;
знающим человеком;
принципиальным человеком;
заботливым человеком;
широко мыслящим человеком;
уравновешенным человеком;
размышляющим человеком;
человеком, умеющим беречь свое здоровье.
человеком, способным к самореализации
Цель и задачи программы.
Цель воспитательной программы класса заключается в обеспечении становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Для классного руководителя:
создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
развивать сотрудничества членов классного сообщества, формировать позитивные межличностные отношения, благоприятный психологический климат;
обеспечивать педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
помочь каждому ребёнку обрести свой образ через проявление творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.
Для учащихся:
Решение личностью четырех задач (самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция) на каждом возрастном этапе;
Личностное саморазвитие: развитие задатков и способностей, формирование позитивной самооценки, уверенности в себе, социально активной позиции.
Для родителей:
научение социальным навыкам;
помощь в разработке и реализации творческих проектов, их спонсирование;
адаптация к социуму.
Для школы:
включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента. Содержание программы
Главный системообразующий фактор – это совместная и индивидуальная творческая разработка, и реализация проектов классного сообщества и коллективных творческих дел через проявление творческой активности учащихся.
Ведущий метод организации жизнедеятельности класса – индивидуальная и коллективная разработка творческих проектов.
Широкий спектр проектов и наличие в каждом из них многочисленных творческих ниш позволяют ученику избрать наиболее интересное для него дело, в котором он может проявить свои способности.
Проектная деятельность классного сообщества подразумевает:
Многообразие видов деятельности;
Разнообразие элементов содержания и способов организации;
Обширный диапазон возможностей и способов самовыражения;
Участие в реализации одного или нескольких проектов;
Возможность предложить свой проект;
Наличие у ребёнка права не участвовать в реализации проектов.
Для своей жизнедеятельности классным сообществом избрано 4 правила:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Азбука проектов и КТД класса
А – « Аты-баты, шли солдаты» ( ежегодное поздравление мальчиков и учителей-мужчин с 23 февраля).
Б – «Будем вежливы» - (классный час), безопасность на дорогах ( цикл бесед и кл.часов по профилактике ДДТТ).
В - «Вот и закончился год» - КТД.
Г – Герои Советского Союза (урок мужества).
Д – День знаний, День матери, День здоровья, День рождения класса, День лыжника, День Св. Валентина
Е – «Если хочешь быть здоров!» (выход с классом на каток, на лыжах).
Ж – «Жили – были…» КТД.
З – «Здравствуй 5-й класс» кл.час, «Звёздный час» КТД, здоровый образ жизни ( цикл классных часов и бесед с врачами).
И – «Интеллектуальный марафон» КТД, «Ищу героя» ( участие в акции).
К – конкурсы рисунков, поделок, сочинений, творческих проектов и т.д.
Л – «Люблю тебя, мой край родной!» ( выход с классом в музей, на природу).
М – «Мир моих увлечений» ( классный час), «Мама милая моя» ( вечер для мам).
Н – Новогодний праздник, неделя безопасности дорожного движения, неделя пожарной безопасности.
О – олимпиады по предметам, «огоньки» в классе.
П – «Посвящение в пятиклассники» коллективное дело, правовая неделя.
Р – «Роскошь человеческого общения» ( классный час).
С – « Судьба России – моя судьба» ( коллективное дело), « Самый классный класс или чуть-чуть о каждом» ( классный час), смотр строя и песни.
Т – «Теперь итоги подведём» ( коллективное дело).
У – Урок здоровья, «Учись учиться» ( классные часы).
Ф – « Фотолетопись класса».
Х – « Хочешь быть успешным – будь им!» КТД.
Ц – «Ценности моей семьи» (вечер размышлений, совместно с родителями).
Ч – «Что означает чуткость? Что означают наши имена?» (цикл классных часов по нравственному воспитанию).
Ш – «Школьные годы чудесные» КТД.
Э – экологический месячник (коллективное дело).
Я – « Я и моя школа» (коллективное дело)
Воспитательная система класса максимально открыта. Родители, ученики и педагоги школы– партнёры на уроках и во внеклассной деятельности. Это имеет исключительную важность. Во–первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во–вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации их общих потребностей. Существование этой системы происходит благодаря три “С”: сотрудничество, сотворчество, сопереживание.
Этапы реализации программы Успешность развития воспитательной системы класса зависит от правильного определения этапов этого процесса и в соответствии с ними избранными адекватными целями и средствами педагогической деятельности. I этап – Проектирование
Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию его желаемого образа, определение перспектив его жизнедеятельности. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором. Происходит постепенное становление творческой деятельности .
2 этап– Становление
Особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, выращиванию традиций классного коллектива. Призыв «Делай, как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
3 этап –Стабильное функционирование
Активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай, как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного сообщества. Его жизнь строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
4 этап –Завершение функционирования. Анализ реализации программы
Характерные тенденции:
- анализ реализации программы воспитания;
- постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего коллектива школы (оставить «добрый след»); В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:
изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.
Основные направления деятельности
| Задачи деятельности
| Средства реализации задач
| Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе
| 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса
| 1. Анкетирование, составление карты интересов и увлечений, учащихся класса.
2. Изучение сформированности коллектива по методикам, «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин).
3. Смотр сочинений «Моя семья», родительское собрание «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи», анкетирование.
4. Тесты А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»
| Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества
| 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.
2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива
| 1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности школьника», классный час «Портрет школьника», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться».
2.
Вечер «Мир моих увлечений»
Родительское собрание «Школа + семья + дети =?»
Творческое дело «Устав класса»
Конкурс «Герб класса».
| Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка
| 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества
| 1.Классные «огоньки», походы на природу, культпоходы и экскурсии, «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным ценностям.
2. Различные проекты и коллективные творческие дела класса и школы
|
Мониторинг эффективности программы
Критериями эффективности программы являются:
Воспитанность учащихся.
Защищенность и комфортность ребенка в классе.
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.
Сформированность классного коллектива.
Репутация класса.
Проявление индивидуальности классной общности.
Развитость творческих способностей учащихся.
Проявление индивидуальности каждого ребёнка.
Диагностика воспитательной системы № п\п
| Критерии
| Диагностические средства
| 1
| Сформированность потребности в самопознании и самореализации
| Тест «Знаю ли я себя»
| 2
| Индивидуально-личностный рост учащихся
| Методика «Репка»
Портфолио достижений учащихся
| 3
| Творческая активность
| Методика диагностики творческой активности учащихся
Анализ личностных достижений
| 4
| Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью класса и своим положением в коллективе
| Методика «Наши достижения», анкетирование
| 5
| Сформированность классного коллектива
| Методики, «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе».
| 6
| Воспитанность учащихся
| Методика Н.П. Капустина
|
Таким образом, в результате построения и реализации воспитательной системы класса произойдёт становление индивидуальности и развитие творческой активности учащихся. Разрешится проблема оказания помощи ребёнку в поиске нравственных форм проявления собственной индивидуальности. И как результат будет сформировано воспитательное пространство класса, способствующее развитию творческой индивидуальности учащихся.
Чтобы достичь поставленных целей педагог должен знать современные подходы и концепции воспитания учащихся (особенно личностно-ориентированный и индивидуальностный подходы; средовой; событийный). Навыки самоанализа и самопроектирования, навыки коллективного взаимодействия, формы сотрудничества, владеть современными информационными технологиями. Ресурсное обеспечение программы
1. Нормативно – правовое:
Должностная инструкция классного руководителя;
Устав школы
Программа развития школы
Конвенция о правах ребёнка
Закон «Об образовании»
2. Организационное:
Изучение социального запроса;
Определение направлений работы с классным коллективом;
Презентация программы на методическом объединении классных руководителей.
3. Программно – методическое:
Диагностические материалы (тесты, анкеты, проективные методы);
Программа воспитательной работы школы;
План воспитательной работы классного руководителя;
Банк методических разработок.
4. Кадровое:
Педагоги, администрация школы, психологи, социальный педагог,
педагог-организатор, библиотекарь
5. Материально – техническое:
Классный кабинет;
Необходимое оборудование (музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, цифровая камера)
6. Финансовые ресурсы
Смета на реализацию программы
Список использованной литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.
Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
Воспитание индивидуальности. / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
Воспитательная система класса: теория и практика (методические рекомендации). Москва, 2005.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.
Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.
Роджерс К.Р. Становление человека: взгляд на психотерапию. М., 2001.
Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. – 2007. - № 4. – С.4–7.
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.
Собчик Л.И. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М, 2003.
Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – C. 5–19.
Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 4. – C. 13–19.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление – М.: ЦГЛ, 2003. – 200с.
|
|
|