АССОЦИАЦИЯ АВТОРОВ И ИЗДАТЕЛЕЙ "ТАНДЕМ" Серия "Опыт работы практического педагога"
И.А. Кравченко
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ
Пособие для воспитателей и родителей
Москва 1999
13
Глава 2. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ 13
Игра№ 13. "ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО" 23
Игра № 14. "НАЙДИ ОБЩИЙ ЗВУК" 23
Глава 3. ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ 24
ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ 24
Глава 4. УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ 32
Глава 5. НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ! 36
Раздел II. МОДЕЛИРУЕМ СЛОВА И ЧИТАЕМ 40
Глава 1. УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ 41
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА 41
Глава 2. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ С БУКВАМИ 45
ББК 74.1 К 78
Кравченко И. А.
К 78 Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа, 1999. - 64 с. - (Опыт работы практического педагога). ISBN 5-89334-085-Х
В пособии собрано около 140 игр и игровых упражнений многих замечательных дошкольных педагогов и методистов начальной школы. Этот игровой материал поможет воспитателю сделать занятие по подготовке к обучению грамоте увлекательным для дошкольников. Очень важно то, что осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т.п., то есть развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки. Все дети начинают читать, причём с интересом и без принуждения. Игры, помещенные в сборнике, доступны дошкольникам. Разумеется, при подготовке игрового материала к занятию следует учитывать уровень подготовленности детей.
Пособие будет полезно воспитателям, родителям и их маленьким детям.
ББК 74.1
Издатель - А. Казаков Ответственный за выпуск - М. Вишневская
Редактор - А. Панова Компьютерная верстка - Е. Капнулина
Лицензия № ЛР 064388 от 10.01.96 г. Сдано в набор 01.11.98 г. Подписано к печати 20.11.98 г. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл.п.л. 4. Тираж 5000. Заказ 3134
Издательство ООО "Гном-Пресс",125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 54а, офис 43 Тел./факс: (095) 151-74-91, 280-02-07.
ISBN 5-89334-085-Х © Кравченко И.А., 1997
О Оформление. Гном-Пресс, 1998
Предисловие
Чтение есть воссоздание звуковой формы снова на основе его графического обозначения.
Д.Б.Элъконин
Данный сборник состоит из разнообразных игр и игровых упражнений (140), направленных на обучение грамоте дошкольников от 4 до 6 лет. Его можно рассматривать как вспомогательное пособие к курсу обучения грамоте, обеспечивающее игровой характер этого обучения, помогающее закрепить свойственный детям в этом возрасте интерес к звуковой стороне речи.
Пособие структурировано по содержательным задачам в соответствии с особенностями возраста ребенка. Предлагаемый сборник игр является ярким примером творческого отношения педагога к изучаемому предмету, заслуживает, безусловно, положительной оценки.
Преимуществом его перед другими сборниками является и то, что в него включены как игры, хорошо известные практике, так и собственные наработки, не разрушающие содержательной стройности материала и обогащающие его занимательными играми и упражнениями. Таким образом, решается задача познавательной мотивации детей в курсе обучения грамоты.
Кроме того, данное пособие может быть рекомендовано для любой программы, где уделяется внимание развитию фонематического слуха и формированию звукового анализа.
Сборник окажет помощь педагогу-практику в работе с детьми по обучению их грамоте - одному из сложнейших разделов образовательной программы.
Варенцова Н. С. - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории способности и творчества ИЦ семьи и детства Российской Академии Образования.
Раздел I. УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК
Глава1. ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ
Игра № 1. "ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"
Правила игры: Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы? — Тик-так.
Как подзывают цыплят? - Цып-цып.
Как чикают ножницы? - Чик-чик.
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? - Эх и т.п.
А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? - Ж-Ж-Ж
Как воет волк? - У-У-У
Как паровоз выпускает пар? - Щ-Щ-Щ
Как поют комарики? - 3-3-3
Как рычит мотор? - Р-Р-Р
Что просит сказать врач, когда осматривает горло?- А-А-А
Как фыркает кот?- ф-ф-ф
Как выходит воздух из шара?- С-С-С
Как пыхтит каша? - П-П-П
Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш и т.д.
Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.
Вариант этой игры.
"Звуковые загадки"
Называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.
Кто (что) издает такой звук: 3-3, Ш-Ш, Р-Р? и т. д.
Игра № 2. "ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ"
Правила игры: Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж - полетел жучок;
Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;
Ц - запрыгала белочка;
Ф — зафыркал ёжик.
Игра № 3. "ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК"
Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.
Правила игры: На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:
"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.
Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.
Таких кубиков, если этот вариант игры понравится детям, может быть 2-3.
Игра № 4. "СКАЖИ, КАК Я "
(Обучение интонированию звуков)
Игровой материал: мяч.
Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый - в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон забо(Р) ко(Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.
Игра № 5. "ПОДБЕРЁМ ИГРУШКИ"
(Обучение интонированию звуков)
Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображе ниями животных и птиц.
Правила игры: В комнате на видных местах лежат предметы, в названии которых есть звук Ж:
флажок, кружок, ножницы, ёжик, жираф и т.д.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).
Как зовут куклу? - (Женя, Жанна)
Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть , тоже звук Ж. Какие игрушки дадим кукле?
Если дети затрудняются ответить, то ищем нужные предметы в комнате.
Примечание: Звук Ж очень хорошо интонируем, т. е. выделяем голосом.
Варианты этой игры:
1. "Ищем песенку жука в словах"
Как разговаривает жук? - Ж
Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж) аба, мо
ро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.
А в слове суп есть песенка жука?
А в слове торт?
А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.
Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.
2. "Найди картинку"
На столе лежат картинки с изображениями животных или птиц. Просим выбрать те картинки, где нарисованы звери, в названиях которых есть звук Ж. Играем несколько раз. Всякий раз меняем звук.
Игра № 6. "ДЯТЕЛ" Правила игры: Ребенок рассказывает потешку:
"Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит ".
После этого он изображает дятла: бьёт кулаком кулак, приговаривает: Д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для малыша понятие твердости - мягкости согласного:
папа-дятел долбит - Д-Д-Д, а маленький птенец дятла стучит Д'-Д'-Д'.
Игра № 7. "ВЕСЕЛАЯ ПОЛЯНКА"
Правила игры: Перед началом игры мы с детьми договариваемся о том, кто будет изображать комара, кто пчёлку, кто змею, кто листочек, кто дятла и т. д.
Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчелки.
Мама-воспитатель гуляет, собирает цветы, а ребенок изображает пчёлку: летает, жужжит, собирает пыльцу.
Неожиданно откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: З-з-з, а чем ближе к маме, тем громче слышно: З-з-з.
Мама отмахивается от комаров, ходит по поляне, ищет ягоды. Вдруг под кустиком увидела ёжика. Ёжик-ребенок "пугает" её колючками и возмущенно фыркает: Ф-ф-ф.
А может маму испугала змея? Ребенок старательно ползет, как змея, и злобно шипит: Щ-щ-щ.
Иногда с деревьев срывается и тихо кружится листочек: Ш-ш-ш.
Раздается звук дятла: Д-д-д и т.д.
Количество персонажей зависит от Вашей звуковой фантазии. Но обратите внимание: дети часто путают звуки С - 3; Ш - Ж; Ш - Щ и т.п. А в этой игре, изображая подряд змею (Щ) и листочек Ш-ш-ш, комара З-з-з и жука Ж-ж-ж и других персонажей, ребенок вынужден очень внимательно относиться к звукам и употреблять только нужный. Так в игре приходит сложный навык дифференциации, т.е. различения звуков.
Сразу выделяем ёжика -Ф и ежонка ~ Ф", комара - 3 и комарика -3' т. е. вводим и мягкие, и твердые согласные.
Игра № 8. "КОМАРЫ И ОСЫ"
Различение звуков 3 - С
Игровой материал: картинки.
Правила игры: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с. Предлагаем детям:
"Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет ".
Затем называем слова, в которых есть звук С или звук 3, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.
Словарный материал: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза, дозор, мазать и т.д.
Варианты этой игры:
1. "Слушай внимательно" Различение звуков С - 3
У ребенка в руках две картинки: свисток и звонок. Свисток свистит С, а звонок звенит 3.
Говорим слова со звуками С и 3, а дети поднимают картинку с изображением свистка, если звучит С, или звонка, если звучит 3.
Различение звуков Ч — Щ
Объясняем:
Ч-Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышите этот звук,
изобразите, как двигается паровоз; Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.
Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.
Словарный материал: число, шкаф, щенок, чибис, червяк, шапка, щепка, карандаш, щит, чашка, щель и т. д.
Различение звуков Ч-Ц
Ч-Ч-Ч - поехал паровоз.
Ц-Ц-Ц - махнула хвостом белочка (рукой изображаем
взмах хвоста).
Затем произносим слова, а дети показывают, какой звук услышали.
Словарный материал: читатель, цветок, чаща, цирк, чулан, царь, цепь, щель, чулок, цифра, цемент, щука, цыпки.
2. "Прогулка на велосипедах"
Различение звуков Щ-Ш
Мы едем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины.
Слабо надуты, ещё подкачаем насосом: Ш-Ш-Ш.
Хорошо накачали, только слышим - воздух шипит Щ-Щ-Щ.
Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Щ-Щ-Щ.
Заклеим дырочку, ещё раз накачаем шину: Ш-Ш-Ш. Теперь можем кататься.
А кто помнит, как воздух из шины выходил: Щ-Щ-Щ.
Дети имитируют все действия с насосом и шиной.
Игра № 9. "ГОВОРЯЩАЯ КАРТИНКА"
Игровой материал: иллюстрации (этот вариант игры легко показать на иллюстрации в книге Л.П. Успенской и М.Б.Успенского "Учитесь правильно говорить").
Правила игры: Этот игровой приём всегда вызывает интерес у детей. Удачен он и в методическом плане, потому что по-
зволяет одновременно различать трудные звуки и определять согласные по мягкости - твердости. Спросите у детей:
"Умеют ли картинки разговаривать?" "Конечно, нет", - не задумываясь отвечают дети.
Тогда говорим, что покажем им необыкновенную картинку:
если её рассматривать внимательно, то она как будто начинает звучать.
И рассказываем по картинке:
"На каникулах Вова приехал погостить к бабушке. Рано утром убежал кататься на велосипеде. Уже завтрак готов, а Вовы всё нет. Сердится большой чайник С-С-С, сердится маленький чайничек С'-С'-С, а Вова в кустах прячется, да ещё и нам показывает: Ц-Ц-Ц, не выдавайте, где я. Комары уже Вову заметили: 3-3-3 ~ радостно звенит большой, З'-З'-З' - вторит маленький, сейчас мы позавтракаем. Камыши укоризненно головами качают: Ш-Ш-Ш, Вову укоряют: "Не стыдно прятаться?" и т.д.
Рассказываем так, чтобы все звуки на картинке получили логичное объяснение. А в конце предлагаем детям несколько минуток тихо посмотреть на картинку, стараясь представить её звучание.
Такие рассказы с элементами звукоподражания и опорой на иллюстрацию с интересом слушают (и воспроизводят) не только малыши, но и старшие дошкольники.
Игра № 10. "СЕРДИТЫЙ ВОРОН"
(Выделение первого звука)
Игровой материал: игрушки или картинки, кукла. Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки.
В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.
Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.
На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.
Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук. Просим детей помочь зверятам.
Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б'.
Вариант этой игры:
"Помоги кукле"
Каждому ребенку даем куклу, которая может совершать определенные действия (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовёт первый звук своего имени. За куклу говорит ребёнок.
Игра № 11. "ПОДСКАЖИ КУКЛЕ ЗВУК"
(Формирование навыка выделения последнего звука)
Игровой материал: кукла. Правила игры:
Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выгова ривает плохо: не все звуки слышны.
Просим поправить куклу, где необходимо.
На солнышке грелся черноухий котено... (К). На него смотрел белолапый щено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор... (М) и т. д.
Игра № 12. "ЗООПАРК"
(Различение мягкости - твердости согласных)
Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель,
предметы, фишки. Правила игры: На столе картонный дом. Это зоопарк. В него
привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всемне уместиться. Поэтому в нём поселятся только те животные, в названии которых есть (Л').
Ослику можно войти в зоопарк? Почему? Льву, леопарду, лисице и козлёнку готовы удобные клетки, а вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.
Вариант этой игры:
"Кто заметил?"
Молча рассматриваем игрушки, мебель, предметы, находящиеся в комнате. Ищем такие, в названии которых есть звук Р: корова, пирамида, ролики и т.д. Затем предметы, в названии которых есть Р': рябина, ринг, кресло и т.д.
За правильный ответ выдаем одну фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Аналогично играем с любыми парными согласными.
Игра № 13. "ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ" (Первоначальный навык выделения ударного гласного)
Игровой материал: куклы, игрушки-зверята.
Правила игры: В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Ребенок их зовёт, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:
М-и-и-ша -(И) Р-ы-ы-бка - (Ы) К-о-о-тик - (О) Э-э-дик - (Э) и т. д.
Постепенно проигрываем все гласные звуки.
Игра № 14. "ЧИТАЕМ ПОТЕШКУ"
Игровой материал: книга с потешками.
Правила игры: Читаем потешку, выделяя голосом определенный звук. Ребята слушают и запоминают слова с этим зву-ком. Побеждает тот, кто запомнил больше слов с нужным звуком. Например:
Горкой,горкой, горочкой Шел маленький Егорочка. Протоптал Егорочка Тропочку до горочки.
Какой звук чаще всего слышим в этой потешке? В каких
словах?
Вариант этой игры: Читаем потешку 2-3 раза без задания детям и без явного интонирования звуков. А потом просим назвать слова с каким-то определенным звуком. Например:
Мышка в кружечке зеленой Наварила каши пшенной. Ребятишек дюжина Ожидает ужина.
Просим детей назвать слова со звуком Ж. Примеры потешек и стихотворений.
* * * * * *
Огорченная сорока Грачиха говорит грачу:
Возвращается с урока. "Слетай с грачатами к Весь урок болтала с сойкой врачу,
И домой вернулась с Прививки делать им пора
двойкой. Для укрепления пера."
*** * * *
Мышка сушек насушила, Слонёнок удивил ребят,
Мышка мышек пригласила. Слонёнок встал на самокат.
Мышки сушки кушать стали, Немножко покатался -
Зубы сразу же сломали. Самокат сломался.* * * * * *
Лена искала булавку, Молодого злого пса
А булавка попала под лавку. В нос ужалила оса.
Под лавку залезть было лень, "Не скули, - сказал я псу, -
Искала булавку весь день. Прогони скорей осу."
* * * * * *
Лежебока - рыжий кот Щука добрая была,
Отлежал себе живот. Дружбу с рыбами вела.
Кушать хочется, Из морской капусты щей
Да лень ворочаться. Щука наварила,
Вот и ждёт ленивый кот, Окуньков, бычков, лещей
Может миска подползёт?! Щами угостила.
|