Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Весна» образовательной области «Речевое развитие» |
 Скачать 76.39 Kb. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования(повышение квалификации) специалистов центр повышения квалификации «Нефтегорский Ресурсный Центр»
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Тема : «Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Весна» образовательной области «Речевое развитие»
Автор:
Головастова Лариса Николаевна
воспитатель детского сада «Солнышко»
ГБОУ СОШ№2 г.Нефтегорска
г.Нефтегорск, 2015г.
Введение.
Актуальность темы. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированное зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
В формировании связной речи – т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной – особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи.
В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придаётся особая роль. При пересказе художественных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно выстраивать текст, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
При составлении рассказа по картине формируются умения самостоятельно составлять описание или повествование, указывая место и время действия, придумывая события предшествующие и изображенным и последующим за ним. В рассказывании по серии картинок формируются умения развивать сюжетную линию.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким её элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи и правильности использования в зависимости от ситуации.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. В старшей группе предусматривается чтение авторских произведений большого размера, чтобы помочь запомнить сюжет произведения, лучше усвоить текст использую следующие приемы: игровые действия детей, предметная наглядность, объяснение непонятных слов еще до чтения произведения, привлечение внимания к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимичными конструкциями, сравнение двух произведений сходных по теме или противопоставляет поведении двух героев, постановка поисковых вопросов.Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Тема. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Весна»
Группа: старшая
Цель: обучать детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- образовательные: учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- воспитательные: воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;
- развивающие: развивать у детей слуховое и зрительное внимание.
Планируемые целевые ориентиры:
Ребенок достаточно владеет устной речью,может выражать свои мысли и желания,может использовать речь для выражения своих мыслей,чувств и желаний,построения речегого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Предварительная работа: изучение лексической темы «Весна»; наблюдения в природе; чтение стихотворений о весне.
Материал к занятию: сюжетные картинки по теме «Весна», игрушка Зайчик, шкатулка, мяч, схемы.
Используемые технологии:
Психологический этюд «Здравствуйте!»
| Рассказывание стихотворения
| Сюрпризный момент, вопросы к детям
| Рассматривание иллюстраций
| Вопросы.
Беседа.
Д.игра.
| Игровые приемы
| Выстраивание мнемодорожки.
Пересказ рассказа
Оценка пересказа
| Беседа, обсуждение.
Вопросы, ответы
|
Этап, его
продолжительность
| Задачи этапа
| Деятельность педагога
| Деятельность воспитанников
| Методы, формы,
приемы, возможные виды деятельности
| Результат
| Психологический настрой, 1 мин
| Создание атмосферы психологической безопасности.
| Приветствие, установление зрительного, тактильного контактов
«Здравствуй, солнце (руки вверх). Здравствуй, Земля (приседают) .
Здравствуйте, мои друзья (руки вперед)
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
| Приветствуют друг друга.
Проявляют эмоции.
| Психологический этюд «Здравствуйте!»
| Психологическая готовность
| Вводно-организационный,
1мин
| Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления
| Рассказывание стихотворения И.Токмаковой
«К нам весна шагает»
| Занимают свои места, слушают стихотворение
| Рассказывание стихотворения
| привлечение произвольного внимания
| Мотивационно-побудительный,
1 мин
| Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах
| Подготовка детей к восприятию текста, создание фона для восприятия рассказ
( в гости приходит зайчик, приносит шкатулку)
| Отвечают на вопросы, рассматривают, что лежит в шкатулке.
| Сюрпризный момент, вопросы к детям
| Внутренняя мотивация на деятельность
| Актуализация,
3 мин
| Развитие произвольного внимания
| Чтение рассказа Л.Толстого «Пришла весна»
Демонстрация сюжетных картинок о весне
| Слушают рассказ.
Рассматривают картинки
| Рассматривание иллюстраций
| Воспроизведение информации, необходимой для успешного пересказа произведения
| Обобщение имеющихся представлений,
5 мин
| Обобщение и систематизация знаний. Совершенствование умений образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
| Проводит беседу по содержанию текста.
«Пришла весна» как можно сказать по-другому?
Что сделали дети?
Из чего они сделали лодочку?
Куда они пустили лодочку?
Что делали дети?
Чем закончился рассказ?
Проводит игру с мячом «Назови ласково»
(лексический материал: доска, лодка, вода,
лужа)
| Отвечают на вопросы.
Составляют связные высказывания.
Участвуют в игре, подбирают ласковые слова
| Вопросы.
Беседа.
Д.игра.
| Осознанные, усвоенные понятия. Готовность к пересказу.
| Динамическая пауза,
1 мин
| Смена вида деятельности,
предупреждение утомляемости.
| Проведение физкультминутки «Весенние ручейки»
| Участвуют в игре, выполняют физические упражнения.
| Игровые приемы
| Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта
| Практическая работа,
6 мин
| Овладение умениями составлять рассказ с помощью графических схем.
Развитие долговременной слуховой памяти
| Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Демонстрация графических схем.
| Слушают рассказ.
Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (составляют план рассказа с помощью графических схем .)
Высказывают свое мнение о порядке расположения схем, основываясь на последовательности рассказа.
Пересказывают текст с опорой на графические схемы
| Выстраивание мнемодорожки.
Пересказ рассказа
Оценка пересказа
| Овладение умениями составлять пересказ
| Заключительный этап.
Рефлексия,
2 мин
| Подведение итогов НОД.
Обобщение полученного опыта.
| Подведение итогов НОД, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы
С каким произведением мы сегодня познакомились?
Кто автор этого рассказа?
Смогли ли вы пересказать рассказ?
Что вызвало затруднения?
| Высказываются по поводу качества пересказа.
Отвечают на вопросы.
| Беседа, обсуждение.
Вопросы, ответы
| Осознание себя как участника творческого процесса.
Сформированность элементарных навыков самооценки
|
|
|
|